Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организации культуры
Важнейшим признаком экономической деятельности организаций культуры является использование измеримых, ограниченных ресурсов для получения измеримых результатов.
К экономическим относятся все те ресурсы, которые могут быть количественно измерены и объем которых ограничен по отношению к потребностям общества в этих ресурсах.
К экономическим результатам относятся такие результаты преобразования указанных ресурсов, которые измеримы в показателях:
- отражающих потребности общества в получении соответствующих культурных благ;
- позволяющих сопоставить эти культурные блага с произведенными затратами.
В экономической деятельности организаций культуры можно выделить три основных компонента:
- процесс преобразования измеримых, ограниченных ресурсов в измеримые результаты;
- действия по сопоставлению осуществляемых затрат и получаемых результатов;
- отношения по присвоению указанных ресурсов и результатов.
Необходимость количественного измерения результатов деятельности организаций культуры.
При этом чисто экономические показатели являются вспомогательными, а основную роль с учетом специфики культуры играют социальные показатели.
С точки зрения возмещения окупаемости затрат можно выделить два типа хозяйственного механизма организаций культуры: коммерческий и некоммерческий.
На практике наблюдается взаимодействие коммерческих и некоммерческих форм хозяйствования. Коммерческие организации культуры осуществляют и некоммерческие виды деятельности. Некоммерческим организациям разрешено вести предпринимательскую деятельность.
Методы управления экономической деятельностью организаций культуры
Методы - это способы, инструменты, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие.
Существует три вида методов управления экономической деятельностью:
- административные;
- экономические;
- социально - психологические.
Административные методы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством принуждения (команды, приказа и т.п.). Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века.
Экономические методы основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов ХХ века.
Социально – психологические методы воздействуют на экономическую деятельность путем апелляции к убеждениям, этическим нормам поведения, использования мер морального поощрения и т.п. Эти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их значение больше, чем в других отраслях.
Курс на переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам. Это означает учет экономических интересов (организации и отдельного работника), ориентацию на партнерские, договорные отношения. Очень важно также опираться на социально – психологические методы управления, базирующиеся на неэкономических интересах.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Дайте определение экономической деятельности.
2. Перечислите три основных компонента экономической деятельности.
3. Назовите инструменты, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие.
Литература:
1. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: Учебное пособие. 2-е изд., уточн. и доп. – М.: ГИТИС, 2006, 231с.
2. Тульчинский Г.Л., Щекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 4-е изд., испр. И доп. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. – 544с.
Хозяйственный механизм как организационно-экономическая система
Основные понятия и термины:
Система хозяйствования. Хозяйственный механизм. Организационно – административный механизм. Экономический механизм.
План изучения темы:
1. Понятие хозяйственного механизма организаций культуры.
2. Система механизмов менеджмента.
3. Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.
4. Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.
5. Функции и эффективность хозяйственного механизма.