Особенности менеджмента в социально культурно сфере

Сегодня некоммерческая деятельность не выступает «непривлекательной» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор — один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики.

Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и

гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т. д. Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т. п.

Эти обстоятельства накладывают свои особенности на менеджмент некоммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного менеджмента в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг в сфере культуры — это дети, подростки, ветераны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую — не они сами. Что-то оплачивают родители, что-то поддерживается бюджетными средствами, что-то — заинтересованными в такой деятельности донорами, что-то — благотворительными фондами и т. д.

Фактически в сфере культуры действуют, как минимум, два рынка:

рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из

этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, готовых платить деньги за определенные виды работ с этими группами.

Эти особенности определяют качество технологии менеджмента в социокультурной сфере. Однако при всей их важности они не отличают менеджмент в сфере культуры от любого менеджмента услуг. Практически все указанные особенности суть особенности услуг. Поэтому, с технологической точки зрения, не меньший интерес представляют особенности реализации механизмов менеджмента, специфичные для сферы профессиональной деятельности. Главная проблема развития менеджмента в сфере культуры заключается в обеспечении единства его механизмов: чтобы что планировалось, то и учитывалось, контролировалось, и достойно оплачивалось. Подобное единство в России наметилось только в последние годы, когда сфера культуры с 1989 г. стала втягиваться в нормальные рыночные отношения и соответствующие управленческие процедуры и механизмы.

Особенностями менеджмента в социально культурно сфере являются:

1. Цели. Если в коммерческом менеджменте основная цель прибыль, то в

некоммерческой деятельности это реализация социальной идеи (программы),

что требует повышенного качества услуг, убежденности потребителей, спонсоров, доноров в необходимости услуг некоммерческой организации.

2. Товары. Обычно это услуги, идеи и программы, имеющие социальное (и

лишь косвенно - экономическое) значение. Продукт социально-культурной деятельности – социальная услуга – обычно связан с очень узким потребительским сегментом, деятельностью, не приносящей прибыль, а значит – которой не занимаются коммерческие фирмы. Поэтому некоммерческие организации нуждаются в льготах, дотациях, спонсировании. Товар социально-культурной деятельности – узкий ассортимент социальных услуг, причем быстро обновляемых и, что немаловажно, тесно связанных с мотивациями (убеждениями, интересами и т.п.) персонала некоммерческих организаций.

3. Цены. Социальные услуги некоммерческих организаций обычно

предоставляются или полностью бесплатно, или ниже рыночной стоимости,

или даже ниже себестоимости. Основу цены образуют издержки на оказание

услуги, покрываемые или за счет дотаций (бюджетных, спонсорских, донорских) или (возможно, частично) от собственной коммерческой деятельности.

4. Двоякость рынка. Главная специфика социально-культурной сферы и

любого нонпрофита – в "расщепленности" их рынков и необходимости установления соответствия и гармонии их частей.

5. Реализация. В некоммерческой деятельности особую роль играет доступ

в секторы и места, недоступные коммерческим фирмам, в т.ч. за счет использования в распространении части услуг бесплатной добровольной помощи или поддержки государственных организаций.

6. Продвижение в некоммерческой деятельности специфично, так как тесно связано с реноме идеи и некоммерческой организации, большей зависимостью от государственной политики и давления общественного мнения. Следовательно, в менеджменте некоммерческих организаций более

широко используются методы public relations, сотрудничество со средствами

массовой информации. С другой стороны, широкое применение находят пропаганда услуг и своеобразное стимулирование спроса с помощью специальных акций» презентаций и т.п. Во всяком случае, доля традиционной коммерческой рекламы в некоммерческой деятельности незначительна и часто рекламируются не услуги, а организации.

7. Отсутствие четких показателей итогов работы, что затрудняет контроль и анализ эффективности деятельности и ее результатов.

Все эти особенности современного менеджмента, которые являются закономерным выражением действия внутренних тенденций развития самого менеджмента, заметно сближают его со сферой культуры и социально-культурной сферой в целом. Все эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного менеджера.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Перечислите виды деятельности, которые входят в сферу культуры

2. Перечислите характерные черты менеджмента в социально - культурной сфере

3. В чем заключаются особенности менеджмента СКС?

Литература:

1. Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами / Г.М. Галуцкий - М., 1998. - 463с.

2. Михеева Н..А. Менеджмент в социально-культурной сфере / Н.А. Михеева, Л.Н. Галенская. – СПб., 2000.-170 с.

3. Рудич Л. И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии: Учебное пособие. / Л.И. Рудич. – Кемерово: Кузбассвузиздат,1996.-268 с.

4. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие / Г.Л.Тульчинский СПб.: «Лань», 2001.-384 с.

Экономическая деятельность: содержание, движущая сила, организация

Основные понятия и термины:

Экономическая деятельность. Ликвидность.

План изучения темы:

1. Экономические показатели деятельности

2. Важнейший признак и составные компоненты экономической деятельности организации культуры

3. Методы управления экономической деятельностью организаций культуры

Наши рекомендации