Понятие и сущность менеджмента
Менеджмент (от англ. Management – управление, организация) – система программно - целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.
Менеджмент - это комплекс взаимосвязанных действий: организация и управление (производством и коллективом);
остановка и корректировка задач;
разработка этапов работы;
принятие решений;
налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);
регулирование процессов;
сбор и обработка информации;
анализ информации;
подведение итогов работы.
Цели менеджмента:
получение и увеличение прибыли;
повышение эффективности хозяйствования;
удовлетворение потребностей рынка;
решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
организация производства конкурентоспособных товаров;
совершенствование производственного процесса;
внедрение новейших наукоемких технологий;
повышение качества продукции;
снижение затрат на производство.
Основные функции менеджмента - организация и управление производством продукции.
Менеджер - это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно - хозяйственной самостоятельностью.
Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые. Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:
высший уровень – это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;
среднее звено - руководители управлений, отделов, цехов;
низшее звено – руководители подотделов, секторов, бригад, групп.
Менеджеры отличаются также по служебным функциям. Наиболее распространенной позицией является менеджер по продажам, региональный менеджер - отвечающий за работу с регионами.
Где бы ни работал менеджер, он должен быть настоящим знатоком своего дела, чтобы принести максимальную прибыль фирме.
Понятия менеджер и руководитель не тождественны.
Руководителями являются все люди, которые возглавляют тот или иной коллектив. Это могут быть, например, директоры предприятий, школ, гостинец и др. Однако не всех можно назвать «менеджерами». Менеджер работает на конкретный экономический результат: получение прибыли и достижение эффективности производства. Поэтому, каждый менеджер – это руководитель, но не каждый руководитель - менеджер.
Качества современного менеджера:
глубокие познания в организации производства, экономике, финансах и своей отрасли деятельности;
знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно работать с людьми, добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов деятельности предприятия;
предприимчивость (способность добиваться конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению и реализации нестандартных решений);
напористость, смелость, целеустремленность.
Менеджер должен быть лидером в полном смысле этого слова: уметь общаться, побуждать работников к творческой деятельности; отмечать и оценивать каждое достижение подчинённого; находить выход и конфликтных ситуаций; быть предельно объективным независимо от своих симпатий; подбирать, обучать и выдвигать работников; уметь подчиняться и соблюдать субординацию; искусно вести деловые переговоры.
Типы и виды менеджмента:
организационный,
стратегический,
текущее управление,
управление производством,
управление финансами,
менеджмент персонала,
логистика,
бизнес - планирование,
инновационный менеджмент. Представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
Понятие «инновация» распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.
Несмотря на большое разнообразие типов и видов менеджмента, им присущи общие основы, исходные положения и правила, основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Эти принципы - отражение объективных закономерностей практики управления. (Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления, принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении, принцип научной обоснованности управления, принцип плановости, принцип демократизации управления, и т.д.)
Принципы менеджмента
Несмотря на большое разнообразие типов и видов менеджмента, им присущи общие основы, исходные положения и правила. Они называются принципами менеджмента. Итак, принципы менеджмента — это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Эти принципы есть отражение объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
Ведущий принцип менеджмента — оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Его применение на практике означает, что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями — оперативное управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений.
Анри Файоль (1841-1925) определил 14 принципов управления, которыми до сих пор могут пользоваться современные менеджеры:
1. Разделение труда. Количество обязанностей и задач каждого отдельного исполнителя должно сводиться к минимуму за счет как можно более узкой специализации. Файоль полагал, что разделение труда всегда повышает его производительность и сокращает затраты.
2. Полномочия. Власть и право принимать решения, давать распоряжения и требовать их исполнения от других людей составляют ключевой элемент любой организации. Полномочия могут быть получены либо за счет занятия формальной позиции, либо за счет неформального статуса.
3. Дисциплина. Контроль необходим для обеспечения порядка и эффективности. Лучший способ поддержания дисциплины - подбор хороших руководителей, ясные и недвусмысленные формулировки прав и взаимных обязательств руководителей и подчиненных и вынесение любых наказаний исключительно на основании установленных правил.
4. Единоначалие. Каждый служащий должен получать распоряжения от одного и только одного руководителя. Этот принцип определяет направления коммуникации внутри организации.
5. Единство направления. Вся деятельность учреждения в одном из направлений находится под руководством одного человека и определяется одним планом.
6. Субординация. Личные интересы подчинены общим. Интересы организации превыше всего.
7. Вознаграждение. Заработная плата должна соответствовать заслугам. Файоль осознавал, что реальный размер вознаграждения определяется многими факторами, часто не зависящими ни от достоинств вознаграждаемого, ни от желаний вознаграждающего, но считал, что управленцы должны стремиться к наибольшему соответствию между ними.
8. Централизация/децентрализация. Понятие централизации указывает на состояние, когда все решения принимаются на высших уровнях организации, а роль низших сводится к их исполнению. Децентрализация описывает положение дел, когда право принимать ответственные решения делегируется на нижние уровни. В больших организациях децентрализация является жизненно необходимой.
9. Вертикаль власти. Отношения подчинения, связывающие руководителя всей организации через цепочку руководителей низших уровней с каждым из служащих. Однако существование слишком жесткой иерархии снижает гибкость организации и ее способность реагировать на изменение обстоятельств, поэтому учреждения, действующие в нестабильной среде, как правило, допускают нарушения вертикали власти и участие подчиненных в принятии решений наравне с руководителями.
10. Порядок. Последовательность или устройство вещей, событий и действующих лиц, которое обеспечивает свое место для каждого. Этот принцип требует, чтобы в каждой организации существовал план, отражающий ее порядок.
11. Равенство. Отношение руководителя к подчиненным должно быть тактичным, доброжелательным и справедливым. Никому не должно отдаваться предпочтение по личным мотивам.
12. Стабильность. Работа с персоналом должна строиться на неизменных принципах, делающих действия руководителей предсказуемыми для подчиненных. Это обеспечивает уверенность в будущем и чувство безопасности.
13. Инициатива. Служащих следует побуждать подавать новые идеи и предложения, которые можно будет использовать на благо организации.
14. Корпоративный дух (espri do corps). Задача руководителей - культивировать ощущение гармонии и единства в организации.
7 основных положений менеджмента.Их разработал гений менеджмента К. Мацусита.
1. Не хитри, будь честным
2. Будь хозяином на своем месте
3. Не живи вчерашним днем, постоянно совершенствуй свои познания
4. Относись с уважением и вниманием к окружающим
5. Все время помни о внешнем мире, приспосабливайся к законам его развития
6. С благодарностью относись к тому, что имеешь и получаешь – мы все берем у общества в долг
7. Не уставай вопрошать: на кого ты работаешь? Ответ только один - на общество.
Богатый практический опыт менеджмента выработал некоторые рекомендации начинающему менеджеру:
не делайте все самостоятельно;
не считайте себя лучше других;
не беритесь за все дела сразу;
не переносите на завтра то, что можно сделать сегодня;
четко разграничивайте функции работников, определяйте конкретные задания и обязанности;
не перекладывайте собственные упущения в работе на других.
Правила эффективного руководства от Питера Ф. Друкера. Ведущий специалист по менеджменту сформулировал их следующим образом:
1. Хорошо обдумайте цели и задачи, которые вы ставите. При неясной цели требуются двойные усилия.
2. Сосредоточьтесь на чем-нибудь одном. Редкий человек может успешно справляться с разными делами одновременно.
3. Считайтесь со своими возможностями и возможностями ваших сотрудников.
Модели национального менеджмента
В наши дни методы менеджмента в разных странах схожи, однако национальная специфика все же существенно влияет на работу менеджеров в каждой конкретной стране.
В настоящее время в мире признаются ведущими и рассматриваются как своеобразный эталон развития менеджмента управленческие школы США и Японии.
Специфика менеджмента в России. В первую очередь речь идет о наследии советской системы с ее жесткой централизацией экономики, всеохватывающим планом, практически полным отсутствием какой-либо самостоятельности у руководителей предприятий. Высокоэффективным в настоящее время может быть регулируемый, социально-ориентированный рынок.
Ограниченность прав руководящего персонала, поскольку стратегию и тактику развития предприятия определяет вышестоящая организация.
Вторая, потенциально наиболее значимая, группа предприятий — это приватизированные предприятия. Эта группа вызывает повышенный интерес к особенностям менеджмента.
Главные особенности современного российского менеджмента:
1. Традиции (технологический подход к управлению, склонность к спонсорству).
2. Научность (высокий научно-интеллектуальный потенциал).
3. Опыт (государственного регулирования экономики, освоения высоких технологий).
4. Становление (образования, в том числе креативного и профессиональная подготовка менеджеров).
5. Своеобразие (менталитета, организационной культуры).
6. Предприимчивость (в условиях либеральной экономики).
7. Затруднения (например, в регионально-политическом аспекте).
Прежде чем говорить о российском менеджменте, следует отметить объективные особенности современного этапа российской экономики. Как известно, рынок есть результат естественного отбора наиболее эффективных и действенных инструментов ведения хозяйства. История человечества не знает другой экономической системы, кроме рыночной экономики, которая являлась бы высокоэффективной, восприимчивой к научно-техническим достижениям и постоянно ориентированной на изменения в структуре общественных потребностей. Рынок нельзя создать искусственно, с помощью насильственного внедрения рыночных отношений. Рыночная экономика — результат длительного исторического процесса.
Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции и особенности той или иной страны. Рыночная экономика в России, имея общие признаки, отличается от таковой в других странах. В первую очередь речь идет о наследии советской системы с ее жесткой централизацией экономики, всеохватывающим планом, практически полным отсутствием какой-либо самостоятельности у руководителей предприятий. Высокоэффективным в настоящее время может быть регулируемый, социально-ориентированный рынок.
Другой субъект рыночных отношений — руководитель. Типичный представитель руководства — это администрация государственных предприятий, сохраняющаяся, как правило, при акционировании и приватизации этих предприятий. Современный российский руководитель — это обычно человек с высшим инженерно-техническим образованием, солидным стажем руководящей работы. У него ярко выраженное стремление к власти, он любит работу, отдает ей много времени.
Специфика менеджмента на государственных, не подлежащих приватизации, предприятиях, заключается в схожести с системой организации и управления на бывших советских предприятиях. Это, в первую очередь, полная ответственность перед владельцем собственности — государством.
Общероссийский рынок формируется как единое структурное образование. Каждая из его частей должна выполнять свою функциональную роль в общественном разделении труда, решении социальных, экономических и производственно-технических задач общества. Составной частью структуры российского рынка является так называемая малая экономика, основой которой, в первую очередь, является частный капитал. Для современной России это принципиально новая форма создания предприятий. По сравнению с крупным, как правило, государственным производством она характеризуется особыми условиями менеджмента. Малая экономика воздействует на становление и развитие рыночных отношений, прежде всего в результате роста числа субъектов рынка (товаропроизводителей).
В числе особенностей менеджмента в России одно из ведущих мест занимает проблема регионов. Менеджер может столкнуться в своей деятельности с давлением со стороны местных органов власти.
Таким образом, перспективы развития российского менеджмента определяются развитием рыночных отношений в стране. Но для того чтобы начать решать проблемы менеджмента в России, необходимо их четко выявить и определить.
Японская модель менеджмента | Американская модель менеджмента |
Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия | Индивидуальный характер принятия решений |
Коллективная ответственность | Индивидуальная ответственность |
Нестандартная, гибкая структура управления | Строго формализованная структура управления |
Неформальная организация контроля | Четко формализованная процедура контроля |
Коллективный контроль | Индивидуальный контроль руководителя |
Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост | Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе |
Основное качество руководителя — умение осуществлять координацию действий и контроль | Главное качество руководителя — профессионализм |
Ориентация управления на группу | Ориентация управления на отдельную личность |
Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату | Оценка управления по индивидуальному результату |
Личные неформальные отношения с подчиненными | Формальные отношения с подчиненными |
Продвижение по службе по старшинству и стажу работы | Деловая карьера обусловливается личными результатами |
Подготовка руководителей универсального типа | Подготовка узкоспециализированных руководителей |
Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т.д. | Оплата труда по индивидуальным достижениям |
Долгосрочная занятость руководителя в фирме | Наем на работу на короткий период |
Менеджмент - это не только профессия, но и образ мышления, деятельности, жизни. Менеджер - творец конкретной деловой ситуации. Он не ждет, когда кто-то создаст ему благоприятные условия для деятельности, а создает эти условия сам. Никакая выгода не стоит того, чтобы добиваться ее любой ценой. Менеджер категорически воздерживается от участия в незаконном или безнравственном деле и предпримет все возможное, чтобы не допустить его.
Контрольные вопросы и задания:
1. В чем состоит сущность менеджмента?
2. Перечислите характерные особенности современного менеджмента
3. Какими основными качествами должен обладать менеджер?
4. Перечислите и охарактеризуйте основные научные подходы в менеджменте.
5. Охарактеризуйте модели национального менеджмента.
Литература:
1. Менеджмент : учеб. для сред. проф. учеб. заведений / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. Менеджмент: учебник / Г.Б. Казначевская - изд.13-е доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 1012
3. Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 4-е изд., испр. И доп. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009.