Выбор базы практики. Основные критерии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Направление подготовки

43.03.02 Туризм

Профиль подготовки

Технологии и организация туроператорских и турагентстких услуг

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная, заочная

Казань – 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения.

1.1. Производственная практика студентов как вид учебной деятельности

1.2. Обязанности и права студентов практикантов.

2. Предприятия – база практики.

2.1. Выбор базы практики. Основные критерии.

2.2. Календарно-тематический план прохождения производственной практики

3. Организация и проведение практики.

4. Порядок оформления и сдачи работы..

4.1. Оформление дневника.

4.2. Формирование отчета.

4.3. Защита отчета по практике.

Приложения.

Общие положения

1.1. Производственная практика студентов как вид производсвенной деятельности

Цель производственной практики - закрепить теоретические знания, полученные студентами в процессе обучения по направлению бакалавриата 43.03.02 «Туризм» профиль «Технологии и организация туроператорских и турагентских услуг». В основе производственной практики лежит активная деятельность студентов на предприятиях туризма, непосредственное участие их в производственном процессе как членов коллектива предприятия, что позволяет им находить применение своим теоретическим знаниям, приобретать профессиональные навыки в будущей профессии.

Эффективность практики как одного из видов производственной деятельности зависит от ее вклада в подготовку бакалавра в совокупности с другими формами обучения.

Задачей производственной практики, которая и определяет ее учебную нагрузку, является формирование в условиях производства профессиональных способностей студента на основе использования его теоретических знаний в различных ситуациях, свойственных будущей профессиональной деятельности бакалавра, а также получения опыта в профессиональной деятельности. Поэтому практика как вид учебных занятий строится в форме самостоятельного выполнения студентом в условиях производства определенных программой реальных производственных задач.

Практика направлена на формирование следующих компетенций:

- способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-2);

- способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК- 4);

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-5);

- способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства, международного и российского права (ОК-6);

- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту туристского продукта (ОПК-1);

- способностью к разработке туристского продукта (ОПК-2);

- способностью организовать процесс обслуживания потребителей и (или) туристов (ОПК-3).

- способность обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме (ПК-2);

- способностью рассчитать и проанализировать затраты деятельности предприятия туристской индустрии, туристского продукта в соответствии с требованиями потребителя и (или) туриста, обосновать управленческое решение (ПК-5);

- готовностью к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-10);

- способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии (ПК-12).

1.2. Обязанности и права студентов практикантов

Студенты-практиканты обязаны:

– своевременно прибыть к месту прохождения практики;

– поставить в известность руководителя практики от института и от предприятия, в случае невозможности прибытия в установленные сроки в соответствии графика производсвенного процесса, по уважительной причине (болезнь, подтвержденная медицинской справой из поликлиники; веские семейные обстоятельства и т. д.);

– своевременно ставить в известность руководителя практики от института или от предприятия в случае внезапного заболевания или приостановления прохождения практики по уважительной причине (перечислены ранее);

– строго соблюдать правила внутреннего распорядка и техники безопасности в период прохождения практики на конкретном предприятии, и на конкретном рабочем месте;

– не покидать рабочее место без разрешения руководителя практики от предприятия или непосредственного руководителя структурного подразделения, где проходит практику;

– в полном объеме выполнять порученную работу руководством предприятия, конкретного структурного подразделения или ответственного лица, к которому прикреплен на весь период практики, день, час и т.д.;

– аккуратно и подробно вести дневник практики, систематически заносить в него все необходимые сведения;

– получить от руководителя практики с места ее прохождения отзыв, содержащий характеристику деятельности практиканта;

– предоставить руководителю практики от кафедры отчет о проделанной работе в установленные сроки.

Студенты-практиканты имеют право:

– для прохождения производсвенной практики заключить договор с предприятиями туризма самостоятельно и предоставить их на кафедру заранее (не позднее за две недели до начала практики у основной группы), и взять необходимую документацию для отчета по практике;

– получить направление на учебную практику на предприятия туризма, где студент работал ранее или параллельно совмещал ее с учебой, также поставив в известность руководителя практики от кафедры заранее (не позднее за две недели до начала практики у основной группы), и получить необходимую документацию для отчета по практике;

– пройти учебную практику индивидуально, при невозможности прохождения ее в сроки установленные учебным заведением по уважительной причине перечисленными ранее, на тех же условиях, что и основная группа: заполнив дневник, подготовив отчет по практике, с ее защитой у руководителя, но без отрыва от занятий в свое свободное время.

Примечание: вопросы направления на учебную практику при невозможности прохождения ее в сроки установленные учебным заведением по уважительной причине решаются на кафедре индивидуально с руководителем практики от университета.

Предприятия – база практики

Оформление дневника.

Итоговым документом, подтверждающим выполнение программы практики, являются дневник практики и отчет по результатам прохождения практики.

В дневнике практики обязательно должны быть указаны:

– наименование предприятия (место прохождения практики);

– сроки прохождения практики;

– заполненный календарный в соответствии с выполнением индивидуального задания;

– отзыв руководителя практики от организации;

– отзыв руководителя практики от института;

– подпись и печать с места базы практики и от института.

Индивидуальное задание

Основным оценочным средством является выполнение индивидуальных заданий, которые отражаются в дневнике практики. Перечень выполненных студентом индивидуальных заданий проверяется на основании заполнения Дневника, их содержательное наполнение включается в отчет.

Индивидуальные Задания на прохождение производственной практики в туристической фирме

1. Сбор общих сведений об организации:

- дать общую характеристику туристской фирмы;

-рассмотреть и описать организационную структуру предприятия;

-ознакомиться с обеспечением пожарной безопасности в туристских фирмах (конкретного предприятия).

2. Сбор сведений о внутреннем распорядке туристской фирмы:

- ознакомиться с должностными обязанностями сотрудников;

- рассмотреть правила внутреннего трудового распорядка в туристских фирмах.

3. Сбор сведений о деятельности туристской фирмы:

-ознакомиться с деятельностью туристской фирмы, путем изучения внутреннего документооборота

-рассмотреть и описать способы приема и обработки заказа клиента на туристские услуги.

-рассмотреть и описать организацию работы туристских фирм с туроператорами. Работа со специальными предложениями туроператора.

-ознакомиться с оформлением необходимой документации менеджером турфирмы в повседневной работе.

-Рассмотреть материальную ответственность менеджера турфирмы.

2. Индивидуальные Задания на прохождение производственной практики в средствах размещения

1. Сбор общих сведений об организации:

- дать общую характеристику гостиницы;

-рассмотреть и описать организационную структуру предприятия;

-ознакомиться с обеспечением пожарной безопасности в средствах размещения (конкретного предприятия).

2. Сбор сведений о внутреннем распорядке гостиницы:

- ознакомиться с должностными обязанностями сотрудников;

- рассмотреть правила внутреннего трудового распорядка в средствах размещения.

3. Сбор сведений о деятельности гостиницы:

-ознакомиться с деятельностью гостиницы, путем изучения внутреннего документооборота

-рассмотреть и описать характеристику гостиничных номеров. Прейскурант цен на гостиничные номера (места).

-ознакомиться с санитарно-гигиеническими требованиями к средствам размещения.

-виды уборочных работ. Правила и технология выполнения уборочных работ.

Ознакомиться и описать рабочий день горничной:

- График работы.

- Прием номера от клиентов при их выселении и подготовка номера к очередному заселению.

-Рассмотреть материальную ответственность горничной.

3. Индивидуальные Задания на прохождение производственной практики на предприятиях общественного питания

1. Сбор общих сведений об организации:

- дать общую характеристику предприятия общественного питания;

-рассмотреть и описать организационную структуру предприятия;

-ознакомиться с обеспечением пожарной безопасности на предприятиях общественного питания (конкретного предприятия).

2. Сбор сведений о внутреннем распорядке предприятия общественного питания:

- ознакомиться с должностными обязанностями младшего персонала ресторана;

- рассмотреть правила внутреннего трудового распорядка на предприятиях общественного питания.

3. Сбор сведений о деятельности предприятия общественного питания:

-ознакомиться с деятельностью предприятия общественного питания, путем изучения внутреннего документооборота

-рассмотреть и описать способы приёма и обработки заказа от клиента ресторана.

-основы ресторанного обслуживания. Виды меню, применяемых на предприятиях питания туристкой индустрии

Ознакомиться и описать рабочий день официанта:

-График работы и его необходимость

-Оформление документации работниками младшего персонала ресторана.

-рассмотрение материальную ответственность официанта.

Формирование отчета

Структура отчета предусматривает логическую связь с основными этапами прохождения производсвенной практики, и основные разделы отчета должны включать следующие части.

Структура отчета:

I. Титульный лист (приложение 1);

II. Направление-дневник на практику;

III. Заполненный календарный план прохождения этапов практики, согласно выполнению индивидуального задания (приложение к дневнику).

IV. Содержание состоящее из следующих разделов (приложение 2):

Введения, в котором отражаются цели и задачи практики, сроки и место прохождения, характер выполняемой работы.

Основной части отчета содержащей анализ и результаты выполнения индивидуального задания в рамках практики.

Заключения, где необходимо указать место и роль предприятия на рынке услуг (в сравнении с аналогичными предприятиями города, региона, области и в целом по стране). Разработать выводы и рекомендации по совершенствованию деятельности структурного подразделения, где работал студент и т.д.

Списка использованной литературы, прилагается в том случае, если студент ссылается на различные издания, которые он использовал при оформлении отчета.

Приложений, которые могут включать в себя различные материалы, собранные в ходе прохождения практики: должностные инструкции, образцы форм документов, рекламную продукцию, таблицы, результаты расчетов, фотографии, прейскуранты цен, график выхода на работу т.п.

Отчет о прохождении производсвенной практики должен быть оформлен студентом аккуратно, иметь переплет. Все листы должны быть сшиты в последовательности указанной выше.

Объем отчета составляет от 25 до 30 печатных страниц (приложения в счет не входят).

Текст делят на разделы, подразделы, пункты, пронумерованные арабскими цифрами; разделы – 1,2,3,…подразделы – 1.1., 2.1., 3.1.,…пункты – 1.1.1.,1.1.2.,1.1.3…., и т.п.

Каждый раздел следует начинать с нового листа. Таблицы, рисунки, формулы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах раздела.

Номера страниц проставляют сверху справа, включая в общую нумерацию таблицы, расчеты, фото и рисунки, если они занимают целую страницу и не выводятся в приложение.

Примечание: титульный лист не нумеруют.

Установки для печатания текста:

– текст печатается – 14 шрифтом Times New Romans;

– поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1 см;

– абзацный отступ 1,27 см;

– выравнивание текста по ширине;

– межстрочный интервал – полуторный.

Работа должна быть сдана на проверку в соответствии с графиком прохождения практики. Обычно оформляется в течение одной недели после окончания практики (или сначала нового производсвенного года, если студенты ее проходили в летний период).

Отчеты студентов хранятся на кафедре.

Критерии оценки оформления отчета о прохождении практики руководителя практикой от института

Оценочные характеристики работы Макс. балл
II. Реализация компетентного подхода
Владение навыками поиска, отбора и обобщение информации, технологиями поиска информации в глобальной сети Интернет  
Знание актуальных нормативно-правовых документов в сфере туризма
Умение анализировать процесс обслуживания в соответствии со спецификой предприятия туристской индустрии  
  Владение методами и способами получения и переработки информации для разработки туристского продукта
  Владение основными навыками определения затрат туристского предприятия
II. Оценка подготовки отчета по формальным признакам
Соблюдение сроков сдачи работы
Наличие в тексте сносок и правильность цитирования
Соответствие оформления отчета методическим указаниям
  Итого 30

Защита отчета по практике.

В процессе подготовки к защите следует продумать краткое выступление, которое должно быть озвучено в течение 5-7 минут. В выступлении на защите отражаются следующие моменты:

– общая характеристика базы практики, место и роль на рынке туристской отрасли;

– функции и обязанности студента во время прохождения практики на предприятии;

– конкретные выводы по итогам прохождения практики.

Примечание: предусматривается презентационная версия отчета по практике.

По итогам практики студенты сдают дифференцированный зачет (зачет с оценкой).

Оценка по практике или зачет приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости.

Максимальное количество баллов, присваиваемое по итогам защиты отчета по практике, составляет 40 баллов.

Приложения

Приложение1

Образец оформления титульного листа

ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»

Факультет сервиса, туризма и технологии продуктов общественного питания

Кафедра гостиничного и туристического бизнеса

Отчет

Приложение 2

Образец оформления содержания отчета

(база практики: туристическая фирма)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................... 3

1. Специфика работы туристической фирмы ООО «Аврора»...................... 4

1.1. Краткая характеристика туристической фирмы ООО «Аврора».......... 4

1.2. Организационная структура предприятия............................................. 7

1.3. Организация работы туристской фирмы с партнерами (туроператорами) 10

2. Технология организации работы менеджера турфирмы........................ 12

2.1. Организация работы менеджера турфирмы......................................... 14

2.2. Техническое обеспечение работы менеджера туристической фирмы.. 16

2.3. Рабочий день менеджера турфирмы. График работы.......................... 18

3. Закрепление профессиональных навыков работы менеджера туристической фирмы........................................................................................................................ 20

3.1. Материальная ответственность менеджера туристической фирмы..... 20

3.2. Прием и обработка заказа клиента на туристские услуги................... 23

3.3. Оформление необходимой документации менеджером турфирмы в повседневной работе............................................................................................................. 25

Заключение.................................................................................................... 28

Приложения................................................................................................... 30

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Направление подготовки

43.03.02 Туризм

Профиль подготовки

Технологии и организация туроператорских и турагентстких услуг

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная, заочная

Казань – 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения.

1.1. Производственная практика студентов как вид учебной деятельности

1.2. Обязанности и права студентов практикантов.

2. Предприятия – база практики.

2.1. Выбор базы практики. Основные критерии.

2.2. Календарно-тематический план прохождения производственной практики

3. Организация и проведение практики.

4. Порядок оформления и сдачи работы..

4.1. Оформление дневника.

4.2. Формирование отчета.

4.3. Защита отчета по практике.

Приложения.

Общие положения

1.1. Производственная практика студентов как вид производсвенной деятельности

Цель производственной практики - закрепить теоретические знания, полученные студентами в процессе обучения по направлению бакалавриата 43.03.02 «Туризм» профиль «Технологии и организация туроператорских и турагентских услуг». В основе производственной практики лежит активная деятельность студентов на предприятиях туризма, непосредственное участие их в производственном процессе как членов коллектива предприятия, что позволяет им находить применение своим теоретическим знаниям, приобретать профессиональные навыки в будущей профессии.

Эффективность практики как одного из видов производственной деятельности зависит от ее вклада в подготовку бакалавра в совокупности с другими формами обучения.

Задачей производственной практики, которая и определяет ее учебную нагрузку, является формирование в условиях производства профессиональных способностей студента на основе использования его теоретических знаний в различных ситуациях, свойственных будущей профессиональной деятельности бакалавра, а также получения опыта в профессиональной деятельности. Поэтому практика как вид учебных занятий строится в форме самостоятельного выполнения студентом в условиях производства определенных программой реальных производственных задач.

Практика направлена на формирование следующих компетенций:

- способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-2);

- способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК- 4);

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-5);

- способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства, международного и российского права (ОК-6);

- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту туристского продукта (ОПК-1);

- способностью к разработке туристского продукта (ОПК-2);

- способностью организовать процесс обслуживания потребителей и (или) туристов (ОПК-3).

- способность обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме (ПК-2);

- способностью рассчитать и проанализировать затраты деятельности предприятия туристской индустрии, туристского продукта в соответствии с требованиями потребителя и (или) туриста, обосновать управленческое решение (ПК-5);

- готовностью к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-10);

- способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии (ПК-12).

1.2. Обязанности и права студентов практикантов

Студенты-практиканты обязаны:

– своевременно прибыть к месту прохождения практики;

– поставить в известность руководителя практики от института и от предприятия, в случае невозможности прибытия в установленные сроки в соответствии графика производсвенного процесса, по уважительной причине (болезнь, подтвержденная медицинской справой из поликлиники; веские семейные обстоятельства и т. д.);

– своевременно ставить в известность руководителя практики от института или от предприятия в случае внезапного заболевания или приостановления прохождения практики по уважительной причине (перечислены ранее);

– строго соблюдать правила внутреннего распорядка и техники безопасности в период прохождения практики на конкретном предприятии, и на конкретном рабочем месте;

– не покидать рабочее место без разрешения руководителя практики от предприятия или непосредственного руководителя структурного подразделения, где проходит практику;

– в полном объеме выполнять порученную работу руководством предприятия, конкретного структурного подразделения или ответственного лица, к которому прикреплен на весь период практики, день, час и т.д.;

– аккуратно и подробно вести дневник практики, систематически заносить в него все необходимые сведения;

– получить от руководителя практики с места ее прохождения отзыв, содержащий характеристику деятельности практиканта;

– предоставить руководителю практики от кафедры отчет о проделанной работе в установленные сроки.

Студенты-практиканты имеют право:

– для прохождения производсвенной практики заключить договор с предприятиями туризма самостоятельно и предоставить их на кафедру заранее (не позднее за две недели до начала практики у основной группы), и взять необходимую документацию для отчета по практике;

– получить направление на учебную практику на предприятия туризма, где студент работал ранее или параллельно совмещал ее с учебой, также поставив в известность руководителя практики от кафедры заранее (не позднее за две недели до начала практики у основной группы), и получить необходимую документацию для отчета по практике;

– пройти учебную практику индивидуально, при невозможности прохождения ее в сроки установленные учебным заведением по уважительной причине перечисленными ранее, на тех же условиях, что и основная группа: заполнив дневник, подготовив отчет по практике, с ее защитой у руководителя, но без отрыва от занятий в свое свободное время.

Примечание: вопросы направления на учебную практику при невозможности прохождения ее в сроки установленные учебным заведением по уважительной причине решаются на кафедре индивидуально с руководителем практики от университета.

Предприятия – база практики

Выбор базы практики. Основные критерии

Предприятия туризма являются той основной материальной базой, на которой проводится практика студентов, и для которой вузы готовят по направлению 43.03.02 Туризм (квалификация (степень) бакалавр). Это создает взаимную заинтересованность в качественном и эффективном проведении практики студентов. На базе умелого и рационального сочетания учебных целей практики и потребностей производства можно осуществлять эффективную практическую подготовку, привить студентам любовь и постоянный интерес к своей будущей профессии. В то же время эффективная организация практики служит основным источником дополнительных трудовых ресурсов для самого предприятия.

При выборе базы практики целесообразно учитывать критерии, оценивающие наиболее важные стороны предприятия как базы практики студентов:

· функционировать не менее двух лет;

· иметь соответствующую информационную базу по направлениям профессиональной деятельности;

· содержать в штате должностное лицо, на которое может быть возложена обязанность непосредственного руководства практикой с целью обеспечения качественного уровня подготовки будущих бакалавров.

Для более широкого ознакомления бакалавров по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (квалификация (степень) бакалавр) с индустрией туризма учебную практику следует проводить на разных предприятиях туристской отрасли:

– средства размещения различного функционального назначения: гостиница, кемпинг, курортная гостиница, база отдыха и прочие;

– туристические фирмы, занимающиеся туроператорской или турагентской деятельностью;

– предприятия питания различного назначения: рестораны, кафе и т.д.

Все эти объекты могут находиться на различных территориях: Республики Татарстан, Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья.

2.2. Календарно-тематический план прохождения производственной практики

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Всего часов Формы текущего контроля
1. Подготовительный этап Ознакомительная лекция (4ч.) Инструктаж по технике безопасности (4ч.) Ознакомление с организационной структурой организации (8ч) Изучение деятельности основных отделов объекта исследования (58ч.)     74 ч. Контроль со стороны руководителя практики от организации
2. Практическая работа Сбор фактического материала (53ч.) Обработка фактического материала (43ч.) Систематизация фактического материала (43ч.) Проведение исследований (53ч.)   189 ч. Контроль со стороны руководителя практики от организации и руководителя от института
3. Подготовка и защита отчета по практике Группировка собранного материала в соответствии с заданием практики (20ч.) Заполнение дневника по практике (4ч.) Написание отчета по практике (35ч.) Защита отчета по практике (2ч.)     61ч. Контроль со стороны руководителя от института
                 

Наши рекомендации