Шаг пятый: красивая презентация результатов

Завершающий этап SWOT анализа – составление красивой, подробной и содержательной презентации проделанной работы для защиты практического задания. Презентация SWOT анализа должна содержать подробный доклад, чтобы избежать ошибок в интерпретации подготовленной информации.

План презентации

Презентация результатов и выводов по SWOT анализу имеет четкие смысловые блоки, описанные ниже.

Summary

Первый раздел — Summary. Представляет собой краткое изложение всех ключевых предложений и выводов, которые родились в результате проведения SWOT-анализа. Такой формат предоставления данных является наиболее эффективным и общепринятым в мировой практике. Он позволяет понять вектор вашей презентации.

Введение

Второй раздел — вводный раздел. В данном пункте презентации расскажите об основных целях SWOT анализа и о том, какие факторы внешней и внутренней среды анализировались и рассматривались.

Основная форма SWOT

В третьем разделе продемонстрируйте основную форму SWOT в виде простой матрицы из четырех квадрантов: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Такая форма исторически является удобным форматом предоставления всех результатов на 1 странице. Желательно в форме SWOT сразу расположить факторы в последовательности важности и приоритетности (от самого важного к самому наименее важному). Важность и высокий приоритет определить просто: чем выше влияние на уровень продаж и прибыли, тем выше приоритет.

Не нужно включать много факторов. Достаточно сосредоточиться на 6-8 ключевых факторов по каждой категории (максимум). Слишком большое количество смущает аудиторию, а также не позволяет правильно расставить приоритеты и сфокусироваться на важных элементах. Факторы, которые в данный момент отошли на задний план в виду своей незначительности, могут быть использованы в следующей волне анализа.

Данные

Data speaks first — ключевой слоган всех презентаций. Подготовьте иллюстрацию доказательств по каждому фактору SWOT анализа. Это поможет с обоснованием выбранных факторов и их приоритетности.

Выводы

Пятый раздел — это ключевые выводы по SWOT анализу. Один из удобных форматов представления – формат SWOT матрицы.

План тактических мероприятий

Завершающим разделом презентации должен идти всегда — план мероприятий с ориентировочными сроками исполнения и требуемыми ресурсами. Без такого плана все вышесказанное было только словами. При SWOT анализе от вас требуется конкретное руководство к действию.




Практическое занятие № 5 (количество часов на изучение – 2 часа)

Тема «Стратегическое планирование в гостиничном хозяйстве»

Цель: научиться разрабатывать элементы стратегического планирования гостиничного предприятия через выбор портфеля стратегий для избранного гостиничного предприятия

Порядок работы:

1) дать определения:

«Портфель стратегий» - это …

«Конкуренция» - это …

«Предприятие» - это …

2) проанализировать матрицу И.Ансоффа «Продукт – рынок» как модель для выявления новых возможностей интенсивного роста гостиничного предприятия, данные занести в таблицу:

Вид стратегии Условия проведения Описание стратегии
Стратегия проникновения на рынок    
Стратегия развития рынка    
Стратегия развития продукта    
Стратегия диверсификации    

3) Заполнить таблицу «Матрица И.Ансоффа «Продукт – рынок»

  Описание продукта
Существующий продукт Новый продукт
Описание продукта Существующий рынок    
Новый рынок    

4) проанализировать процесс выбора стратегий в зависимости от доли гостиницы на рынке, от ее целей, данные внести в таблицу:

Вид стратегии Цель гостиницы Описание стратегии
Атакующая    
Оборонительная    
Стратегия отступления    

Практическое занятие № 6 (количество часов на выполнение – 4 часа)

Тема «Решение сase-study «Разработка проекта бизнес-плана малого гостиничного предприятия»

Цель: научиться разрабатывать проект бизнес –плана гостиничного предприятия на примере молодежного хостела (мотеля) в г.Новокузнецке.

Порядок работы:

1. Проанализируйте рынок гостиничных услуг г.Новокузнецка.

2. Разработайте проект бизнес –плана молодежного хостела (мотеля) в г.Новокузнецке, используя рекомендации к сase-study.

3. Разработайте презентацию-отчёт в свободной форме (важным требованием является творческий подход к презентации бизнес-плана).

РЕКОМЕНДАЦИИ к сase-study

Анализируя рынок услуг, воспользуйтесь сайтом действующего хостела «Тайга» (http://www.taigahostel.com) и иными.

Используйте интернет-ресурсы предоставленные Федеральным порталом малого и среднего предпринимательства и нижеприведенную схему работы:

Выбор сферы деятельности и определение своей рыночной ниши одна из ключевых задач, которую предстоит решить начинающему предпринимателю. Осуществление такого выбора должно решать две основных задачи:

1) Обеспечение в будущем стабильного спроса на продукцию (товары, работы, услуги) предпринимателя;

2) Наиболее полная самореализация предпринимателя.

Обязательно ли быть первым? Безусловно, возможность быть "первооткрывателем" рынка очень заманчива, и предоставляет практически безграничные возможности в ценообразовании и борьбе за клиента. Тем не менее, стоит так же отметить и негативные стороны возможности быть "первопроходцем":

1) Выводя на рынок новый продукт все затраты на его продвижение будут осуществляться исключительно за Ваш счет;

2) Отсутствие на рынке аналогичных (схожих по свойству) продуктов затрудняет возможность объективного определения объема рынка и возможных темпов его роста;

3) Конкурент, выходящий "по Вашим следам" имеет большее преимущество, чем Вы, так как информация о рынке уже появилась и первоначальное сопротивление потребителя продукту уже преодолено Вами.

Помимо этого, открытие и/или формирование нового рынка - это необязательное условие для открытия собственного бизнеса. Выходя на уже сформировавшийся рынок, Вы можете добиться успеха, как минимум, за счет следующих факторов:

1) снижение себестоимости товаров (работ, услуг) за счет оптимизации бизнес-процессов;

2) улучшение качества обслуживания клиентов, в том числе за счет предложения новых для данного товара (работ, услуг) сервиса, уже применяющегося в отношении других продуктов;

3) «открытие» уже имеющегося продукта для новой аудитории потребителей (например, для подростков или пожилых людей);

4) расширение линейки продуктов.

На что следует обратить внимание при выборе сферы деятельности? При выборе сферы деятельности нужно, как минимум, оценивать следующие факторы:

1) Оценка имеющегося спроса на продукт и определение целевой аудитории

Это позволит ответить на следующие вопросы:

- востребован ли Ваш продукт на рынке?

- кто является потребителем Вашего продукта?

- емкость рынка (на скольких потенциальных клиентов, а значит и на какой объем выручки и прибыли Вы можете рассчитывать сейчас)?

- потенциал рынка (на какой прирост новых пользователей продукта Вы можете рассчитывать и какие факторы на это влияют)

2) Оценка конкурентности рынка и конкурентоспособности продукта.

Это позволит ответить на следующие вопросы:

- какими продуктами близкими по свойствам к Вашему уже пользуются представители Вашей целевой аудитории?

- кто является Вашим прямым и/или косвенным конкурентом?

- что заставит покупателя предпочесть Ваш продукт продукту конкурента?

3) Оценка внешних факторов

Оценивая внешние факторы следует обратить внимание на следующие обстоятельства:

- наличие административных барьеров

- необходимость получения разрешений и/или лицензий

- оценка покупательной способности населения

- оценка текущей экономической ситуации

4) Оценка внутренних факторов

- наличие необходимых финансовых ресурсов для начала проекта и его поддержания до начала получения прибыли.

- оценка рынка труда с точки зрения возможности привлечения необходимых специалистов.

- оценка наличия знаний и навыков для осуществления проекта.

Для оценки данных факторов и ответов на поставленные вопросы существует весьма богатый и разнообразный инструментарий: от заказа маркетинговых исследований у специальных агентств до анализа информации из открытых источниках (Интернете) до исследования состояния дел потенциальных конкурентов, с выделением их сильных и слабых сторон.

Основы продвижения продукта

Созданию и продвижению продуктов посвящена такая научная дисциплина как маркетинг. Безусловно, продвижение продукта, независимо от его новизны, требует усилий и учета множества факторов. Это требуется не только на первичном этапе, но и постоянно, так как рынок наполняется новыми предложениями, часто переориентируя покупателя с одних продуктов на другие, так как эти "другие продукты" более эффективно удовлетворяют спрос покупателя, либо более выгодны по цене, либо их преимущества раскрыты более явно.

Основой продвижения товара могут стать действия, направленные на:

- Создание образа престижности продукта и его производителя.

- Создание образа инновационности продукта.

- Информирование о характеристиках продукта.

- Обоснование стоимости и ценности продукта.

- Формирование стойкого представления об отличительных особенностях продукта.

- Информирование о месте приобретения продукта.

- Создание благоприятной информации о фирме относительно конкурентов.

Практическое занятие № 7 (количество часов на выполнение – 4 часа)

Наши рекомендации