История развития гостеприимства и его особенности и функции
Введение
Индустрия туризма и гостеприимства является быстро растущей и высокорентабельной сферой деятельности людей, одной из наиболее важных составляющих на рынке услуг. Следует отметить, что понятие туризма и гостеприимства нельзя рассматривать в отдельности: это два взаимосвязанных термина. Туристы являются непосредственными и потенциальными потребителями, имеющими разнообразные желания и потребности, зависящие от целей и задач их путешествий. Анализ мировых тенденций в индустрии гостеприимства позволяет сделать вывод, то эта сфера деятельности имеет высокий доход и стремительные темпы развития. Современная индустрия гостеприимства в настоящее время характеризуется расширением сферы сервисных услуг. Она представляет собой широкий спектр мелких и крупных предприятий с различной формой собственности. Это гостиницы и мотели, рестораны и туристические агентства, транспортные средства.
Туризм- индустрия, включающая в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга, и особое место в ней занимает гостеприимство, а также сопутствующий ему сектор бизнеса – индустрия гостеприимства.
В настоящее время сфера услуг находится в стадии бурного развития: активными темпами ведется строительство и реконструкция средств размещения, предприятия питания, культурно- развлекательных комплексов и других организаций, представляющих населению различные услуги.
Индустрия гостеприимства формирует необходимые для специалиста в области туризма знания и умения по организации обслуживания в сере гостеприимства. Фундаментом для развития профессиональных навыков специалиста являются знания о сущности, особенностях и основных принципах функционирования предприятий гостеприимства. (1)
М.Е. Курачева. «Основы индустрии гостеприимства. Учебное пособие»
Москва. 2013 г
Глава I
Особенности работы в сфере гостеприимства
Гостиничный бизнес – особый сегмент гостиничной индустрии, который характеризуется высокой степенью интернационализации капитала, а также международным характером своих операций, когда степенью интернационализации капитала, а также международным характером своих операций, когда гостиничная корпорация рассматривает в качестве сферы своей деятельности весь мир.
При этом гостиничные компании широко используют услуги международного транспорта и связи, туристические агентств и и туроператоров, финансовых посредников, страховых компаний, строительных, торговых, культурных и развлекательных предприятий.
Факторы:
Политико-правовые
Если государство заинтересовано в развитии туристской отрасли,это выражается в общей концепции приоритетного развития индустрии гостеприимства, принятии законодательных и нормативных актов, стимулирующих и регулирующих развитие туризма и гостиничного хозяйства.
Факторы безопасности путешествий.
По мере развития туризма вопросы безопасности и занимают все большее место. Для туристов разных стран стало нормой ожидать от правительства стран, заинтересованных в приеме гостей, осуществления надлежащих мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья туристов в местах отдыха, средствах размещения и на транспорте.
Культурные факторы
Культурная среда – один из тех ресурсов, который приводит к генерированию массовых туристских потоков. Туристов также интересует жизнь и быть других народов, поэтому для них представляется интерес выступления местного хора, ансамбля, элементы народного быта и т.д (1)
История гостиничного бизнеса в данном случае заслуживает отдельного внимания. В сегодняшней России сфера гостиничного бизнеса представлена на 60% крупными брендами, а оставшиеся 40% – это небольшие муниципальные и частные гостиницы. В то же время в Европе на долю небольших уютных частных гостиниц и кемпингов всего на несколько номеров приходится до 80%, они уверенно конкурируют с сетевыми компаниями и нередко побеждают в борьбе за новых клиентов. Домашняя атмосфера и быстро реагирующий на нужды клиента внимательный персонал гостям нравятся больше, чем ощущения гигантского конвейера в большом отеле. Путешествия нынче в моде, туристам и деловым путешественникам уже интересны не только столицы, а значит, в ближайшей перспективе гостиничный бизнес в России ожидает рост, и обеспечат его небольшие частные отели. Нормативных актов, разъясняющих суть понятия «малый
отель», в российском законодательстве пока нет, но в комментарии к разработанной Агентством по туризму РФ «Системе классификации средств размещения и гостиниц» указано, что малая гостиница – это средство размещения с количеством номеров не более 50-ти.
Если вы хотите открыть гостиницу небольшого формата, то в зависимости от категории ваших будущих клиентов, можете выбрать один из типов малых отелей, принятых в международной практике сферы гостиничного бизнеса:
•хостел
•отель эконом-класса
•отель бизнес-класса
•домашний отель
•апарт-отель
Хостел– это самый демократичный формат, рассчитанный на молодежь, студентов и может напоминать студенческое общежитие с элементарными удобствами на несколько номеров. Апарт-отель по дизайну интерьера и набору услуг может даже конкурировать с 4-5-звездочными отелями, выгодно отличаясь при этом качеством сервиса. Но знайте, что открыв гостиницу с дизайном и набором услуг высочайшего класса, но рассчитанную на 50 номеров или меньше, вы не получите официально даже 3-х звезд: отечественные ГОСТы поддерживают в этом плане только крупные отели.
Сафонова М.Е.
Ниша малых отелей в гостиничном бизнесе России отличается самой высокой рентабельностью 15-75% и самым коротким сроком окупаемости около 5-7 лет. Для того, чтобы открыть гостиницу, лицензия не нужна, достаточно свидетельства ИП, но к помещению, в котором она будет располагаться, предъявляются достаточно строгие требования и нормы. Недвижимость с одной стороны является надежной инвестицией и гарантией стабильности гостиничного бизнеса, а с другой стороны – его проблемой, если оформляется на физическое лицо.
В этом случае деятельность юридически трактуется как посуточная сдача квартир в аренду на основании двустороннего договора между владельцем и постояльцами, что не всегда устраивает стороны. Вести полноценный гостиничный бизнес можно только в помещении нежилого фонда, будь то отдельно стоящее здание бывшего общежития, детского сада или выкупленная либо арендованная квартира, выведенная из жилого фонда. Особенно актуально это требование, если планируется общий пищеблок либо мини-кухни в номерах. Для создания бара с алкогольными напитками придется запастись соответствующей лицензией. Предпочтительная площадь помещения для малого отеля – не менее 300 кв. метров, но открыть гостиницу в нем можно будет после соответствующей перепланировки.
В зависимости от региона и количества номеров вашей гостиницы, затраты на приобретение, ремонт и обстановку мебелью могут составить от 15-30 млн. рублей. Безусловно, все помещения отеля должны соответствовать противопожарным и санитарным нормам жилых помещений. Чтобы гостиничный бизнес был успешным, не допускайте разброса в классности номеров. То есть в гостинице бизнес-класса не должно быть номеров уровня хостела: это доставит неудобства обеим категориям клиентов.
Не делайте ставку и на почасовую аренду номеров, чтобы не привлекать к своему отелю «казанов» разного ранга: хороший имидж в гостиничном бизнесе намного дороже сиюминутной прибыли. Несмотря на солидные инвестиции в создание инфраструктуры, главный залог успеха гостиничного бизнеса – квалифицированный персонал.
Его оптимальный состав и численность из расчета на 10 номеров следующий:
•главный администратор
•менеджер по бронированию
•2-3 сменных администратора, желательно со знанием английского языка
•2-3 сменных горничных
Требования к комфортности и привлекательности малой гостиницы.
• Здание гостиницы должно органически вписываться в окружающую среду, не нарушая особенностей городского, сельского или природного ландшафта.
• Конструкция здания должна учитывать природно-климатические факторы: температуру и влажность воздуха, близость моря и других водоемов, скорость и направление ветра и другие факторы.
• Планировка здания гостиницы должна обеспечивать экономичность эксплуатации с рациональным сочетанием текущих и единовременных затрат.
• Фасад гостиницы в рекламных целях должен подчеркивать престижность и марку гостиницы, а само здание соответствовать эстетическим, экологическим, техническим и санитарно-гигиеническим нормам.
• Вместимость и этажность здания гостиницы должны зависеть от назначения, режима эксплуатации - круглогодичного или сезонного.
• Интерьер гостиницы должен быть комфортным и обладать эстетической выразительностью.
• Планирование гостиниц должна учитывать нужды инвалидов, предусматривать для них специально оборудованные номера, лестницы, туалеты, ванные комнаты.
• Службы гостиницы должны быть оснащены автоматизированными системами бронирования и резервирования билетов, компьютерными системами управления хозяйством.
• Безопасность клиентов должна обеспечиваться через различные системы наблюдения, внутриномерные электронные сейфы, электронные замки и другие средства защиты.
Типология малых гостиниц в зависимости от организационно-правовой формы, обеспечивающей деятельность гостиничных предприятий, включает в себя как гостиницы малой (до 100 номеров) вместимости, обслуживаемые акционерными обществами, так и гостиницы, как правило, много меньшей (до 50 номеров) вместимости, обслуживаемые малыми предприятиями.
В случае обслуживания малых гостиниц малыми предприятиями последние подпадают под соответствующее законодательство и должны поддерживаться государством через льготные системы подготовки кадров, налогообложения, кредитования и т.п.
Глава II
Российские малые гостиницы.
Если говорить о малых гостиница и отелях в России, то мы можем привести в пример туристский комплекс, расположенный в одном из красивейших мест вблизи города Иваново, в центре «Золотого кольца». В комплексе предусмотрены двух- и трехэтажные коттеджи для размещения гостей, выполненные в национальном русском стиле; ресторан с русской кухней; русская парная; конноспортивный комплекс, позволяющий туристам получить навыки верховой езды, а зимой прокатиться на тройках в санях.
Чистый воздух, удивительная природа средне русской полосы создают уникальный ансамбль гармонии человека и природы. Возврат к деревянным, экологически чистым домам для гостей, близость к природе, возрождение национальной кухни, здорового образа жизни, занятие конным спортом и туризмом на свежем воздухе – все это можно считать «симптомом» начинающегося выздоровления нации и возрождения духовности россиян!
Горный отель «Пик-отель», расположенный в поселке Красная Поляна, около Сочи, также может служить подтверждением оригинальности малых гостиниц. Гости «Пик-отеля» сравнивают его с большой ухоженной избой зажиточного русского крестьянина – настолько интересно и комфортно, в чисто русском архитектурном стиле он исполнен.
Интересным представляется опыт по возведению мини-гостиниц для отдыха и лечения, например таких, как пансионат «Подмосковье» - очень уютный и тихий (туристы часто называют его виллой), рассчитанный на отдых небольшой, хорошо подобранной компании – создает теплую домашнюю обстановку.
Пансионат «Подмосковье» рассчитан на одновременный отдых 43 гостей, построен в виде четырех этажного корпуса и напоминает архитектуру подмосковных усадеб.
В пансионате комфортабельные номера со всеми необходимыми удобствами.
Привлекает внимание и малая гостиница в Рязани «Русская тройка» с пятью однокомнатными и пятью двухкомнатными номерами «люкс», президентским номером и апартаментами.
Здесь есть все для плодотворной работы и полноценного отдыха. Есть зал-бильярд, ресторан, где клиент может заказать все, что он пожелает, так как повара учились мастерству у очень авторитетных европейских мастеров-кулинаров. Все блюда в «Русской тройке» только их натуральных, экологически чистых продуктов. Также здесь можно попробовать элитные, коллекционные сорта вин и коньяков.
На Черноморском побережье Краснодарского края в последние годы также наблюдается бум строительства малых гостиниц. И это именно отели со всеми соответствующими атрибутами, а не дома на приусадебных участках, которые специально строят для сдачи отдыхающим, но в качестве гостиниц, конечно, не регистрируют.
Малые гостиницы обычно строят на 10 - 30 номеров, плюс в них предусмотрен ресепш, служебные помещения, кафе или ресторан и т. д. Эти базы составляют серьезную конкуренцию "старым" объектам размещения, поскольку они новые, оснащены современным оборудованием, у них соответствующая отделка интерьеров, комфортные санузлы и т. д. К тому же, малые отели, как правило, частные, поэтому имеют возможность гибко реагировать на спрос, вовремя меняя ценовую политику.
Не смотря на то, что Москва – один из крупнейших городов не только России,но и всего мира, задачи преобразования Москвы в крупный международный туристский центр, особенно актуальны с учетом увеличения объемов туризма и обеспечения современных стандартов качества туристского обслуживания и требуют расширения, модернизации и реструктуризации гостиничной базы города. Одним из перспективных подходов в этом направлении является создание в Москве сети малых гостиниц, которые, дополняя крупные и средние гостиницы, формируют деловую и туристскую привлекательность города, способствуют развитию в Москве малого бизнеса, созданию новых рабочих мест в сфере услуг, росту поступлений в бюджет города и муниципальные бюджеты. Именно такие гостиницы (категории 2-3 звезды) в зарубежной практике работают как массовые гостиничные предприятия и особенно популярны на Западе.
Недорогие и очень уютные гостиницы смогли бы принимать гостей города, которые не могут позволить себе проживать долгое время в гостинцах высокого класса, таких как, например, «Метрополь» или «Националь». Услугами таких гостиниц с удовольствием воспользовались бы и иностранные бизнесмены, которые в данный момент, в силу неразвитости нашего отечественного рынка гостиничных услуг, вынуждены платить непомерно высокую цену за проживание в отелях города.
Маркетинговые исследования показывают, что спрос на гостиницы более низкого класса, а именно на гостиницы класса «двух - трёх звёзд» есть и он (этот спрос) будет расти. Ведь гостями нашего города являются не только богачи. Если мы хотим привлечь иностранных туристов, то сеть таких гостиниц просто необходима городу.
формирование в Москве сети малых гостиниц определяется необходимостью решения таких задач, как:
- обеспечение повышающихся объемов въездного туризма гостиничными услугами на уровне современных международных стандартов;
- создание новых рабочих мест в сфере услуг;
- трудоустройство специалистов, высвобождающихся в результате закрытия на ремонт и реконструкцию ряда московских гостиниц, а также других категорий безработных;
- поддержка предпринимательства в сфере малого бизнеса при создании сети малых гостиниц.
Рынок малых отелей в России
Отечественный гостиничный бизнес в настоящий момент переживает немалые кардинальные изменения. Раньше, в советские времена воздвигали огромные гостиничные комплексы, которые практически никогда не заполнялись полностью. Сейчас инвесторы стараются найти наиболее рациональный вариант для вложения своих финансовых объемов. Многие регионы недостаточно активно посещаются туристами и командировочными (а именно они составляют основной контингент клиентов), в других регионах большое количество действующих гостиниц различных классов. Поэтому сейчас часто строятся новые отели, реконструируются старые здания, рассчитанные на небольшое количество посадочных мест. Широкое распространение так называемых «малоформатных» отелей на 100—150 мест в первую очередь связано с рациональным решением создавать отели, в которые будут функционировать на всю мощность, хоть и не совсем большую. Как правило малоформатные отели ничем не уступают по уровню обслуживания (а иногда и превосходят) гигантам гостиничного бизнеса. По данным Discovery Research Group, за последние десять лет российский гостиничный рынок ежегодно рос на 15-20% именно за счет развития малых гостиниц (от 10 до 100 номеров) в регионах.
Особенно активно подобный формат развивался на юге России в курортных городах: Сочи, Геленджике, Анапе, а также в городах Золотого кольца. В целом по стране объем ввода таких объектов ежегодно прирастает на 50 %. Строительство мини-отелей высокими темпами идет в Санкт-Петербурге и Сочи. Зачастую для инвесторов, которые не обладают достаточными средствами, чтобы вкладываться в более масштабные проекты, открытие мини-гостиницы является довольно выгодной альтернативой. Такое вложение средств в среднем окупается за 5 лет.
Конкуренция присутствует всегда и везде, и в данном случае мини-отель является оптимальным решением, с индивидуальным подходом к клиенту и с щадящими ценами.В основном мини-гостиницы соответствуют категории три звезды и рассчитаны на потребителя со средним уровнем дохода. Посетителем такого отеля может стать практически любой, начиная от студентов и семейных пар с детьми, заканчивая деловыми людьми. Следовательно, охватывается достаточно широкий круг потребителей, что позволяет обеспечить большую загрузку.
Общероссийские тенденции крайне неоднородны по стране. Это вполне естественно, учитывая специфику самого бизнеса и широкие просторы страны. Не только малый, но и крупный сегмент отель-индустрии представлен по большей части в городах и регионах, которые интересны туристам — Санкт-Петербурге, Москве, Сочи, Калининградской области, на Байкале, либо в административно-деловых центрах, таких как Ростов и Екатеринбург. Эти центры являются и законодателями мод, именно здесь определяются и внедряются инновации. С некоторых пор ситуация все более выравнивается, прежде всего по причине выхода на региональные рынки транснациональных групп. Высокая стоимость земли и строительных работ сильно повлияла на активное развитие малого гостиничного бизнеса. По данным экспертов, небольшой гостиничный пятизвездочный комплекс, рассчитанный на 150 мест, потребует инвестиций не более десяти миллионов долларов. Средний срок окупаемости составляет порядка 5—6 лет при загруженности половины свободных мест. Рентабельность такого предприятия будет не менее 20 процентов.
Большим преимуществом малоформатных гостиниц является невысокая стоимость размещения, даже если сравнивать номера в одной категории комфортности, цена в малом отеле будет в два раза ниже, нежели в крупном гостиничном комплексе. В малоформатном отеле не требуется содержать огромный штат обслуживающего персонала. Того потенциала, которым обладают небольшие отели, достаточно для оказания услуг высокого качества.
Заключение
В настоящее время стандартизация качества услуг занимает очень важное место. Качественно оказанная услуга это всегда залог успешного развития бизнеса.
Проведенное исследование позволило выявить круг проблем , связанных управлением обслуживания в малых гостиницах, а также изучить предпосылки появления и развития малых гостиниц, организацию и специфику деятельности малых гостиниц и проанализировать типологию малых гостиниц.
После изучения аспектов управления обслуживанием в малых гостиницах можно сделать следующие выводы:
•малая гостиница - это коллективное средство размещения, предназначенное для временного размещения туристов, целью деятельности которого является создание продукта гостеприимства и предоставления гостиничных и туристских услуг.
•малые гостиницы в своем большинстве – это независимые гостиницы, находящиеся в свободном владении, распоряжении и пользовании обладателя, получающего прибыль от такой собственности.
•Малые гостиницы легче адаптируются к каждому клиенту, создают атмосферу «дома вдали от дома», что не исключает привнесения в быт гостей национального колорита.
•Большие трудности возникают у малых гостиниц в кадровой сфере, работающий здесь персонал должен быть «многопрофильным», чтобы отель оставался рентабельным
•Гостиничные номера являются основным элементом услуги размещения.
•Обеспечение высокого качества обслуживания туристов в гостинице для наиболее полного удовлетворения их запросов – залог успеха гостиничного предприятия
•. Небольшие размеры гостиницы позволяют создать домашнюю атмосферу, снизить ощущение дискомфорта от пребывания на новом месте и, таким образом, привлечь клиентов, которых не устраивают большие гостиницы.
•Маленькие гостиницы - это перспективное направление развития индустрии гостеприимства.
Список литературы:
1. Сафонова М.Е. . «Основы индустрии гостеприимства. Учебное пособие»
Москва. 2013 г
2.ГОСТ Р 54606-2014
Услуги малых средств размещения. Общие требования
3.Интернет ресурсы
Введение
Индустрия туризма и гостеприимства является быстро растущей и высокорентабельной сферой деятельности людей, одной из наиболее важных составляющих на рынке услуг. Следует отметить, что понятие туризма и гостеприимства нельзя рассматривать в отдельности: это два взаимосвязанных термина. Туристы являются непосредственными и потенциальными потребителями, имеющими разнообразные желания и потребности, зависящие от целей и задач их путешествий. Анализ мировых тенденций в индустрии гостеприимства позволяет сделать вывод, то эта сфера деятельности имеет высокий доход и стремительные темпы развития. Современная индустрия гостеприимства в настоящее время характеризуется расширением сферы сервисных услуг. Она представляет собой широкий спектр мелких и крупных предприятий с различной формой собственности. Это гостиницы и мотели, рестораны и туристические агентства, транспортные средства.
Туризм- индустрия, включающая в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга, и особое место в ней занимает гостеприимство, а также сопутствующий ему сектор бизнеса – индустрия гостеприимства.
В настоящее время сфера услуг находится в стадии бурного развития: активными темпами ведется строительство и реконструкция средств размещения, предприятия питания, культурно- развлекательных комплексов и других организаций, представляющих населению различные услуги.
Индустрия гостеприимства формирует необходимые для специалиста в области туризма знания и умения по организации обслуживания в сере гостеприимства. Фундаментом для развития профессиональных навыков специалиста являются знания о сущности, особенностях и основных принципах функционирования предприятий гостеприимства. (1)
М.Е. Курачева. «Основы индустрии гостеприимства. Учебное пособие»
Москва. 2013 г
Глава I
История развития гостеприимства и его особенности и функции
Индустрия гостеприимства – это не только человеческий, но и творческий подход к обслуживанию туристов со всего мира. Это также развитые технологии быстрой обработки и подачи заказа, предоставление слаженных технических моментов в обслуживании клиентов (доступ в Интернет, качественная телефонная связь), предупреждение желаний клиента.
Индустрия гостеприимства представляет собой некое огромное единство всех сотрудничающих друг с другом организаций, каждая из которых выполняет свои специфические функции, направленные на удовлетворение и понимание всех потребностей гостей.
Упоминания о первых предприятиях индустрии гостеприимства, в которых предоставлялись услуги как размещения, так и питания, тавернах, можно найти в манускриптах, которые ученые относят к эпохе античной Греции и античного Рима. Среди таких документов — кодекс вавилонского царя Хаммурапи (~ 1700 г. до н.э.). Благодаря этим упоминаниям становится понятным, что таверны пользовались сомнительной репутацией, выполняя порой функции домов терпимости.
Кодекс Хаммурапи обязывал хозяев таверн доносить властям на посетителей, из разговоров которых явствовало, что они замышляют совершить преступление. Недонесение каралось смертной казнью. Кроме того, смерти могли предать даже за разбавление пива водой.
В Древней Греции в I тысячелетии до н.э. таверны являлись важным элементом социальной и религиозной жизни. Хотя в тавернах имелись помещения для размещения путешественников, в большей степени они предназначались для предоставления услуг питания. Развитие торговли и связанные с ней длительные разъезды требовали организации не только питания, но и ночлега. Это обстоятельство и предопределило появление другого типа предприятий — постоялых дворов. Наиболее разветвленная сеть постоялых дворов была создана на территории Римской империи.
Постоялые дворы, особенно на главных дорогах, строились римлянами со знанием дела и для своего времени были вполне удобными. Позже Марко Поло говорил о них, что здесь «и королю остановиться не зазорно». Располагались они примерно в 25 милях друг от друга, чтобы правительственные чиновники и гонцы не слишком утомлялись в дороге, отдыхая в каждом из них.
Пользоваться ими можно было, лишь показав специальный правительственный документ, который свидетельствовал об особом статусе их предъявителей, и поэтому такие официальные бумаги часто воровались и подделывались. К тому времени как Марко Поло отправился в свое путешествие на Дальний Восток, таких постоялых дворов насчитывалось в стране около десяти тысяч.