Значение малых предприятий в рыночной экономике. Критерии отнесения предприятий к малым
Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.
В РФ в настоящее время насчитывается 300-400 тысяч малых предприятий. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует:
· возрождению народных промыслов;
· «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий;
· рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств;
· обслуживанию основной массы потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
· созданию новых рабочих мест (в мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения всего мира), а, следовательно, снижению уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
· формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.
Малое предпринимательство имеет следующие преимущества:
- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
- относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
- большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;
- более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков;
- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Малому предпринимательству присущи и определенные недостатки:
- более высокий уровень риска, чем обусловлена высокая степень неустойчивости положения на рынке;
- большая зависимость от крупных компаний;
- ошибки в управлении собственным делом;
- слабая компетентность руководителей;
- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
- трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
- неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.
Согласно вступившему в силу с 1 января 2008 года Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, определено четыре критерия отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) численность работников:
· микропредприятия - не более чем 15 человек;
· малые предприятия - до 100 человек;
· средние предприятия - от 101 до 250 человек.
3) балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.
4) объем максимальной выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
· микропредприятия - 60 млн. руб.;
· малые предприятия - 400 млн. руб.;
· средние предприятия - 1000 млн. руб.
Указанные предельные значения регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».