Ано впо «омский экономический институт»
АНО ВПО «ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра технологии продуктов питания и сервиса
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И
ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Учебно-методическое пособие по направлению подготовки
260800.62 «Технология продукции и организация
общественного питания»
ОМСК 2014
УДК
Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебно-методическое пособие/ сост. к.т.н. Н.В. Бураковская, к.т.н. Л.Г. Германская – Омск: Изд. «Прогресс» Омского экономического института, 2014. – 85 с.
Рецензент: директор кондитерской фабрики «Аурэла»
И.П. Степанова;
д.т.н., профессор кафедры технологии продуктов пи-
тания и сервиса Омского экономического института,
профессор О.В. Пасько
В учебно-методическом пособии по дисциплине «Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания» представлены краткий теоретический курс дисциплины и полная структура курсовой работы, основные нормативные требования, а так же обширный справочный материал.
Издание предназначено для бакалавров направления подготовки 260800.62 «Технология продукции и организация общественного питания».
© Омский экономический институт, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………................. | |
1 КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДИСЦИПЛИНЫ…………... | |
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………... …………... | |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ…….……………………………………………..………...... | |
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….. |
ВВЕДЕНИЕ
В подготовке бакалавров общественного питания одной из ведущих дисциплин является «Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания».
Целью настоящего учебно-методического пособия является теоретическая и практическая помощь бакалаврам при выполнении курсовой работы по дисциплине «Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания».
Учебно-методическое издание содержит краткий теоретический курс дисциплины «Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания», полную структуру курсовой работы, основные нормативные требования, а так же необходимый справочный материал.
Подготовка курсовой работы на основе данных методических указаний позволяет формировать следующие компетенции бакалавров:
- способность осуществлять деятельность, связанную с руководством действиями отдельных сотрудников, оказывать помощь подчиненным. Способность на научной основе организовать свой труд, оценивание с большой степенью самостоятельности результатов своей деятельности, владение навыками самостоятельной работы (ОК-6);
- способность получать и обрабатывать информацию из различных источников, готовность интерпретировать, структурировать и оформлять ее в доступном для других виде (ОК-7);
- демонстрирование понимание значимости своей будущей профессии, стремление к ответственному отношению к своей трудовой деятельности. Стремление к постоянному личностному развитию и повышению профессионального мастерства, способность с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки, сделать необходимые выводы (ОК-8);
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить свою речь (ОК-10);
- организация документооборота по производству на предприятии питания, способность использовать нормативную, техническую, технологическую документацию в условиях производства продукции питания (ПК-12);
- анализ и оценивание результативности системы контроля деятельности производства. Осуществление поиска, выбора и использование новой информации в области развития индустрии питания и гостеприимства (ПК-13);
- владение нормативно-правовой базой в области продаж продукции производства и услуг (ПК-25);
- способность формировать профессиональную команду, проявление лидерских качеств в коллективе, владение способами организации производства и эффективной работы трудового коллектива на основе современных методов управления (ПК-29).
Учебно-методическое пособие разработано в соответствие с методическими инструкциями «Методические указания к выполнению курсовой работы» и рабочей программой по дисциплине с учетом современных тенденций и направлений.
КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДИСЦИПЛИНЫ
Характеристика
В соответствии со строительными нормами, правилами проектирования и ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий» к помещениям для потребителей на предприятиях общественного питания относят вестибюль (включая гардероб, туалетные комнаты), торговые залы, бар. В ресторанах в эту группу входят также банкетные залы, коктейль-залы, аванзалы, комната для курения. Гардероб и туалетные комнаты обязательно должны быть во всех предприятиях общественного питания, в ресторанах «люкс», высшего класса и барах «люкс» выделяют курительные комнаты. В ресторанах раздаточная, сервизная и моечная столовой посуды являются подсобными торговыми помещениями.
Помещения для посетителей располагают, как правило, в наземных этажах здания. Вход в предприятие должен обеспечивать одновременное движение двух встречных потоков посетителей на вход и выход. В предприятиях с количеством мест в залах более 100 должны быть предусмотрены отдельные входы и лестницы для потребителей и обслуживающего персонала.
Вестибюль - это первое помещение, куда, прежде всего, попадает посетитель. Архитектура, цветовое решение, элементы информации воздействуют на психику, эмоции гостя предприятия, его настроение.
В зависимости от того, как оформлен вестибюль, насколько квалифицирован обслуживающий персонал, складывается первое впечатление об уровне обслуживания в данном предприятии. Площадь вестибюля должна быть строго пропорциональна площади торгового зала, интерьер - соответствовать концепции предприятия. В вестибюле рекомендуют размещать информацию об услугах, которые предоставляет предприятие, а также необходимые указатели. В вестибюле размещают гардероб для верхней одежды, оборудуют зеркалами, мягкой мебелью (кресла, полукресла, банкетки), журнальными столиками; организуют продажу газет, сигарет, сувениров.
Гардероб, обычно, располагают в вестибюле при входе. Он оборудован секционными металлическими двусторонними вешалками с раздвижными кронштейнами. Расстояние между вешалками не меньше 70 см, а количество крючков должно быть на 10% больше количества мест в зале. Для хранения обуви, ручной клади (сумок, портфелей) на внутренней стороне гардеробной стойки оборудуются ячейки. На предприятиях с самообслуживанием при отсутствии гардероба вешалки для одежды устанавливаются непосредственно в залах у столиков.
Туалетные комнаты для посетителей должна быть обеспечена возможность вымыть руки, поправить прическу и т. д. Как правило, рядом с гардеробом оборудуют туалетные комнаты. К их санитарному состоянию предъявляют высокие требования: безупречная чистота, вентиляции, освещение. В туалетных комнатах должна быть подводка горячей и холодной воды, зеркало, туалетное мыло, бумага, бумажные полотенца, салфетки. Желательно иметь в туалетных комнатах, особенно в предприятиях высокого класса, одежные и обувные щетки.
Курительную комнатуорганизуют в ресторанах класса «люкс» и «высший» и барах класса «люкс» при вместимости свыше 50 мест. На ее площади размещают удобную мягкую мебель, пепельницы на ножках. Для удаления дыма применяют вытяжную вентиляцию (на высоте 1,75 м от пола).
Аванзал- помещение для сбора, ожидания и отдыха гостей - участников банкетов (торжеств). Оформление аванзала должно быть органично связано с декоративным решением основного зала. Здесь размещают только необходимую мебель: несколько кресел, диванов, журнальные столы. Кресла аванзала должны быть специально приспособленными для отдыха - с подлокотниками и гораздо меньшей высотой сиденья, чем те кресла, которые используют в основном зале. Диваны могут состоять из отдельных секций-сидений. Аванзал украшают декоративными растениями. В аванзале также можно ставить банкетки, которые в сочетании с креслами и диванами создают уют.
Торговый зал - это основное помещение, где обслуживаются посетители. Одним из основных требований к планировке зала является четкая организация его связи с производственными помещениями – горячим и холодным цехами, сервизной, моечной столовой посуды, барами.
С точки зрения эстетики зал должен быть прежде всего удобным и привлекательным. Психологами доказано, что комфорт зала- освещение, акустика, вентиляция, сервировка стола, живые цветы на столах, музыка - создает у потребителя хорошее настроение, повышает аппетит.
Создание «комфортных условий» достигается планировочным решением, художественной выразительностью и организацией внутреннего пространства (освещение, цвет и отделка стен, потолка, пола, декоративные средства - роспись, керамика, чеканка, цветное стекло и др.).
Изменить пропорции зала, сделать его более светлым и просторным можно за счет выноса его части наружу - во двор, на улицу, в сад. Этот эффект усиливается с помощью витражей и остекления.
Танцевальная площадка. Выбор места танцплощадки во многом зависит от размера и композиции зала. Она может находиться в центре зала, в других случаях она заканчивает перспективу интерьера. Площадку, как правило, композиционно выделяют из окружающего пространства с помощью оригинальных всевозможных светильников, особой формой потолка и другими элементами. Размещают эстраду и танцевальную площадку в месте наиболее свободном от движения посетителей.
В предприятиях индустрии питания небольшой вместимости допускается для танцев использовать главный проход, для чего его ширину увеличивают. Помещение для хранения музыкальных инструментов размещают в непосредственной близости от эстрады.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите основные иды торговых помещений предприятий индустрии питания.
2. Назначения торговой группы помещений предприятий индустрии питания.
3. В соответствии с каким нормативным документом классифицируют помещения для посетителей предприятий индустрии питания?
Рекомендуемая литература:
1. Кондратьев К.П. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания / К.П. Кондратьев. – Улан-Уде, 2007. – 107 с.
2. Радченко, Л. А.Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания / Л. А. Радченко. - М.:, 2013. - 321 с.
1.2.2 Современный интерьер торгового зала, требования к нему
Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса, от класса зависят требования к интерьеру зала:
- «люкс»- изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг;
- «высший класс»- оригинальность интерьера, использование оригинальных декоративных элементов (светильников, драпировок и др.), комфортность;
- «первый класс»- гармоничность интерьера, комфортность.
В интерьере кафе используют декоративные элементы, создающие единство стиля.
Интерьер предприятия индустрии питания - это своего рода ансамбль, в котором взаимное соответствие отдельных элементов связано единым замыслом архитектора. Единство стиля в интерьере достигается соотношением объемно-пространственного решения, цветовой композиции, приемов освещения и декоративных элементов. С решением интерьеров должно быть органически связано оформление технологического, торгового и холодильного оборудования в предприятии, стиль мебели, посуды.
Одним из важных приемов в решении современного интерьера ресторана, бара является деление пространства торгового зала на отдельные зоны, секторы. Для этого применяют раздвижные стены, невысокие перегородки, цветочницы.
При оформлении помещений ресторана учитываются его наименование, национальная кухня, особенности обслуживания и другие факторы. К отделке интерьера предъявляют определенные требования. Используемые при отделке помещений материалы должны обладать прочностью, мягкостью, декоративностью, огнестойкостью, легко очищаться от пыли и дезинфицироваться, иметь хорошие изоляционные и акустические свойства.
В оформлении залов широко применяют синтетические отделочные материалы, ценные породы дерева, металл. В конструкции залов используют декоративные подвесные потолки и стены из звукопоглощающих материалов, способствующих снижению шума в зале. Для покрытия поло» на предприятиях общественного питания используют полимерные материалы, паркет, ковровый материал на синтетической основе.
Функциональным элементом в интерьере предприятий являются мебель, а также различные решетки, экраны, которые закрывают приборы отопления, вентиляции, производственные входы и др. В интерьере зала ресторана (бара, кафе) имеет значение танцевальная площадка, эстрада.
Свет в интерьере зала обладает большим психологическим воздействием. Он способен «сделать» зал просторнее, более уютным, может способствовать шумному оживлению в зале или настраивать на тихую беседу. Освещение может быть общим, местным, смешанным. При общем освещении светильники располагают под потолком, при этом они равномерно освещают весь зал. В залах с высокими потолками обычно вешают красивые люстры, при низких потолках используют изящные плафоны.
К местному освещению относит систему освещения отдельных столов, участков зала, а также элементов оформления и оборудования. Для индивидуального освещения столов, барной стойки применяют настольные лампы, бра. Индивидуальное освещение дает возможность выделить более ярким светом эстраду или зону для танцев. Можно предусмотреть цветомузыку, подсветку фрагментов поверхностей стен, пола, украшений. Смешанное освещение предусматривает одновременное использование двух систем освещения. Залы предприятий должны иметь и естественное освещение. Коэффициент освещенности должен быть не менее 1:6.
В композиции интерьера залов участвует и цвет. От удачно выбранного цветового решения зала в основном зависит эмоциональный настрой потребителей. На выборе цветовой гаммы зала чаше всего сказывается ориентация на стороны света. При северной и восточной ориентации помещения сумрачные, в этих случаях необходима теплая гамма. При юго-западной ориентации предпочтительнее применение цветов холодной гаммы. Цветовое решение зала может быть разнообразным. Психологи предупреждают, что использование многих ярких цветов может создавать у посетителей чувство беспокойства, а присутствие лишь одного цвета порождает скуку. К тому же следует учитывать, как цветовая среда будет восприниматься при искусственном освещении.
Одна из задач архитектурно-планировочного решения зала предприятий заключается в обеспечении наиболее благоприятной температуры в нем (16-18°С) и относительной влажности воздуха (60-65%). Специальные устройства предотвращают приток воздуха из производственных цехов, особенно из горячего цеха. В
летнее время с наружной стороны над окнами подвешивают подъемные козырьки или используют жалюзи на окнах.
В значительной степени комфорт в зале зависит от правильно устроенной вентиляции. Она очищает воздух от избытков теплоты, влаги. В ресторанах и барах «люкс» и высшего класса применяется система кондиционирования воздуха с автоматическим поддержанием оптимальных температуры и влажности, в других предприятиях температурный режим поддерживается приточно-вытяжной вентиляцией.
Для современных ресторанов характерно наличие коктейль-баров в отдельных помещениях или в вестибюле. При правильной планировке бары органично вписываются в общую группу торговых помещений и вместе с тем индивидуальны по устройству, оборудованию и оформлению.
Обязательным условием является удобное сообщение зала с производственными и другими помещениями торговой группы, что в значительной степени способствует ускорению обслуживания и повышению его культуры [36].
Вопросы для самоконтроля:
1. На какие классы делятся предприятия индустрии питания?
2. Особенности интерьерного решения торговых залов ресторанов и кафе.
3. Основные отличия по уровню обслуживания ресторанов и баров.
Рекомендуемая литература:
1. Федцов В.Г. Культура ресторанного сервиса: учебное пособие / В.Г. Федцов. – М., 2012. – 246 с.
Подготовка торгового зала к обслуживанию
Ежедневная подготовка зала включает уборку полов, обметание пыли, протирание мебели, оборудования. Основную уборку производят в утренние часы и заканчивают за 1 – 2 часа до открытия ресторана.
Санитарно-гигиеническая уборка зала производится с помощью пылесосов и других уборочных машин, уборочного инвентаря.
При уборке помещения придерживаются установленных санитарных правил. Уборка торгового зала осуществляется в определенной последовательности: при влажной уборке (рамы, линолеум) вначале обметают, вытирают пыль с окон, мебели, карнизов, панелей, подоконников, светильников, решеток с отопительных батарей, а затем моют пол. При сухой уборке сначала убирают пол, а потом удаляют пыль с предметов, находящихся в зале.
Особое внимание необходимо обращать на уход за декоративными растениями, украшающими современные торговые залы: аккуратно поливать их, убирать желтые листья, подрезать и т. п.
После уборки помещение проветривают. В течение дня при необходимости небольшую местную уборку делает уборщица, дежурная по залу.
Для всех предприятий общественного питания один раз в месяц устанавливается санитарный день для проведения генеральной уборки с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования, инвентаря.
Расстановка мебели в зале зависит от планировочного решения помещения, расположения дверей, окон, колонн, эстрады, площадки для танцев.
Столы расставляют прямыми линиями, в шахматном порядке, образуя из них группы - зоны, отделенные одна от другой основными и дополнительными проходами. В зависимости от типа предприятия ширина основного прохода должна быть не менее 1,5 м в ресторанах, барах и не менее 1,2 м в кафе. Дополнительные проходы - не менее 1,2 м в ресторанах, барах, не менее 0,9 м в кафе, а также для подхода к отдельным местам – не менее 0,6 м в ресторанах и барах и 0,4 м в кафе. Каждый стол ставят на таком расстоянии от соседних, которое обеспечивало бы свободный проход к нему посетителей и официантов. Столы, серванты, кресла должны стоять от стен на расстоянии 10-20 см. Стулья расставляют так, чтобы сиденья находились под столом не более чем наполовину при расстоянии 0,5 м от спинки стула до края стола.
В залах используют пристенные и полукруглые диваны, у которых также размешаются столы.
Квадратные столы расставляют обычно в шахматном порядке, что создает удобство при обслуживании.
Круглые столы устанавливают чаше всего с квадратными столами; они придают залу нарядный вид.
Прямоугольные шестиместные столы ставят обычно вдоль стен или посредине зала в сочетании с круглыми и квадратными столами.
Подсобные столы устанавливают в местах, наиболее удобных для работы официанта. Их накрывают специальными небольшими скатертями. На подсобных столах официанты откупоривают бутылки, ставят посуду, порционируют блюда. Как правило, подсобный стол ставят вплотную к обеденному, чтобы официант мог раскладывать блюда на виду у потребителей.
К конструкции подсобных столов предъявляют следующие требования: они должны быть устойчивыми, легкими и удобными для переноски. Под крышкой стола устраивают полку, а для облегчения перемещения столы устанавливают на колесах. Между группами столов, чаще у стен, колон, размешают серванты из расчета один сервант на одного или двух официантов. В сервантах хранят небольшое количество столовой посуды, приборов, белья.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается ежедневная подготовка торгового зала к обслуживанию?
2. Как и как часто устраивается санитарный день на предприятиях индустрии питания?
3. От чего зависит порядок расстановки мебели в зале?
Рекомендуемая литература:
1. ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования».
2. Бураковская Н.В. Сервисное обслуживание на предприятиях индустрии питания / Н.В. Бураковская, О.В. Пасько. – Омск, 2012. – 166 с.
Питания
Во всех ресторанах, барах для сокращения времени на обслуживание потребителей применяют предварительную сервировку столов, которая дополняет интерьер зала.
При сервировке соблюдают определенные правила: вначале ставят фаянсовую или фарфоровую посуду, затем укладывают приборы и после этого хрусталь или стекло. Мелкую столовую закусочную или десертную тарелку ставят точно против стула и так, чтобы расстояние от тарелки до края столешницы составляло примерно 2 см. Эмблема на борту тарелки должна быть обращена к середине стола. При банкетной сервировке закусочная тарелка ставится сверху на мелкую тарелку. Целесообразно проложить между ними салфетку, но так, чтобы не закрыть эмблему. Пирожковую тарелку ставят с левой стороны от основной (малой или закусочной) на расстоянии 5 – 10 см в зависимости от количества укладываемых в дальнейшем приборов (вилок).
Доставляют тарелки в зал на подносе или тележке, накрытых салфетками. Поднос с тарелками берут двумя руками. Можно принести в руках стопку тарелок, закрытых ручником, сложенным вдвое по длине.
При установке тарелку берут большим и указательным пальцами, которые вытянуты в одном направлении по бортику, а остальные пальцы только придерживают ее.
Полотняную салфетку кладут на закусочную или десертную тарелку, бумажные салфетки ставят в специальных подставках или вазочках.
Возможно также размещение салфетки на пирожковой тарелке или непосредственно на скатерти между приборами (ножом и вилкой).
Мелкую столовую, закусочную или десертную тарелку ставят точно против стула так, чтобы расстояние от тарелки до края столешницы составляло примерно 2 см. Эмблема должна быть на борту тарелки, обращенному к середине стола. При банкетной сервировке закусочная тарелка ставится сверху на мелкую столовую. При этом целесообразно проложить между ними салфетку, но так, чтобы не закрывать эмблему.
Пирожковую тарелку ставят с левой стороны от основной (мелкой столовой или закусочной) на расстоянии 5 – 10 см в зависимости от количества укладываемых в дальнейшем приборов (вилок). Возможны различные варианты размещения пирожковой тарелки по отношению к мелкой или закусочной.
Столовые приборы размещают справа и слева от центральной (мелкой столовой, закусочной, десертной) тарелки: ножи кладут справа лезвием к ней, вилки — слева зубцами вверх. Сервировку стола приборами официант всегда начинает с ножа. Ножи необходимо укладывать с правой стороны тарелки, размещая их в направлении слева направо: столовый, рыбный, закусочный; вилки принято укладывать с левой стороны тарелки, размещая их в направлении справа налево: столовую, рыбную, закусочную. Потребитель в процессе еды пользуется приборами в обратном порядке.
Стол рекомендуется сервировать не более чем на три комплекта приборов. В случае необходимости четвертый комплект можно положить на закусочную тарелку под салфетку. Нож для масла кладут на правый борт пирожковой тарелки. Столовую ложку кладут всегда с правой стороны, углублением вверх.
Десертные приборы укладывают перед тарелкой (мелкой столовой или закусочной) в следующем порядке (от тарелки к центру стола): нож, вилка, ложка. При сервировке стола десертными тарелками можно положить десертные приборы слева (вилку) и справа (нож, ложку) от нее. Часто при сервировке укладывают только один из десертных или в паре – ложку и вилку, нож и вилку.
Приборы кладут на небольшом расстоянии от тарелки, а между собой – рядом, но так, чтобы они не соприкасались.
Фужер можно установить в центре за тарелкой или сдвинуть вправо до линии пересечения верхнего края тарелки с концом первого ножа.
При массовом обслуживании в дневное время на стол могут быть установлены соль и перец. В остальных случаях рекомендуется при сервировке стола ставить только соль, остальные специи, приправы подают к соответствующим блюдам или по просьбе потребителей.
Закрытые приборы для соли и специй размещают в средней части стола в специальных подставках или на пирожковой тарелке. Соль и специи должны быть сухими и легко высыпаться из солонок и перечниц. Отверстия, через которые специи засыпают, должны быть прочно закрыты специальными пробками. При сервировке банкетных столов открытые солонки и перечницы ставят на скатерть без подставок. На каждый прибор кладут ложечку для специй.
Для украшения стола используют свежие садовые и полевые цветы. Их ставят в центр стола в невысоких вазах по 3 – 5 шт. в каждой. В некоторых торжественных случаях срезанные цветы раскладывают вдоль стола дорожкой или по 1 – 2 цветка кладут правее ножей возле каждого места за столом.
Виды сервировок:
Предварительную сервировку стола выполняют в процессе подготовки зала к обслуживанию. Она включает минимальное количество предметов, которые могут быть использованы при последующем выполнении заказа: пирожковые тарелки, фужеры, приборы для специй, столовые приборы, салфетки, цветы. В зависимости от вида и характера обслуживания (завтрак, обед, ужин, обслуживание торжеств) предварительная сервировка бывает разной степени сложности.
При обслуживании туристов, а также проживающих в гостиницах в утренние часы используют сервировку стола для завтрака.Она включает пирожковую тарелку, закусочные приборы, фужер и полотняную салфетку. Однако можно включить в сервировку нож для масла, закусочную тарелку, чайную ложку. В зависимости от принятого заказа официанты дополняют сервировку стола.
Предварительная сервировка стола в дневное времявключает:
- по меню дежурных блюд (минимальная сервировка): пирожковую тарелку, столовые приборы (нож, вилку, ложку), фужер, салфетки, прибор со специями, цветы.
- по меню заказных блюд: пирожковую тарелку и закусочную тарелку, столовые приборы, фужер, салфетку, прибор для специй.
В вечернее время сервировкудополняют закусочными приборами, а столовую ложку убирают. Возможно, что предварительно в вечернее время сервируют столы рыбными приборами.
Исполнительная – сервировку, которую проводят по заранее известному меню заказа. Она употребляется обычно при организации обслуживания банкетов, туристов, участников совещаний и т. д. При такой сервировке не должно быть лишних или недостающих предметов.
Сервировка стола по меню заказа имеет много вариантов, при этом число предметов сервировки зависит от ассортимента подаваемых блюд и напитков.
В меню европейского завтрака предлагается холодная закуска (ассорти из колбас), поэтому в сервировке предусматривают закусочную тарелку и закусочные приборы, при подаче — горячего блюда (омлет), стол сервируют мелкой столовой тарелкой и столовыми приборами.
Сервировку по меню завтрака часто выполняют при обслуживании групп туристов. В этом случае можно предварительно поставить на стол кофейные или чайные чашки, кофейники, молочники, сахарницы, розетки для варенья, лимона и др.
В каждом варианте завтрака предлагается в меню масло сливочное, поэтому на правый борт пирожковой тарелки кладут нож для масла. Розетка с сахаром устанавливается справа от чайной или кофейной чашки, а с джемом, вареньем, сливочным маслом — за основной тарелкой.
Возможен и другой вариант сервировки стола для подачи туристам кофе или чая: чашки с блюдцем и соответствующими ложками устанавливаются на торце стола (если он прямоугольный) в один ряд. В дальнейшем официант заполняет их напитком и подает потребителям.
Варианты сервировки для обеда из четырех блюд отличаются приборами для основного (второго) блюда и десерта. Закусочная тарелка в сервировке может отсутствовать, если закуска перекладывается на подсобном столе.
Для обеда из пяти блюд закусочные приборы для холодной закуски из рыбы лучше уложить на тарелку под салфетку.
Приборы для десерта подбирают в соответствии с заказом: десертная ложка - к компоту; десертная вилка – к пирожному; десертные нож и вилка – к арбузу; фруктовый нож – к яблокам.
При сервировке по меню ужина с холодной и горячей закусками приборы к горячей закуске подаются одновременно с ней, поэтому в сервировке предусматривают только закусочные приборы для холодной закуски банкета (два вида закуски, рыбное и мясное блюдо, десерт), первый закусочный прибор кладут на тарелку под салфетку.
Вопросы для самоконтроля:
1. Основные правила сервировки столов.
2. Назовите и дайте характеристику видам сервировки.
3. Правила расстановки тарелок при сервировке стола.
4. Правила расстановки приборов при сервировке стола.
5. Правила сервировки стеклом в ресторанах.
Рекомендуемая литература:
1. Главчева С.И. Организация производства и обслуживания в ресторанах и барах: учебное пособие / С.И. Главчева, Л.Е. Чередниченко. – Новосибирск, 2007. – 204 с.
2. Бураковская Н.В. Сервисное обслуживание на предприятиях индустрии питания / Н.В. Бураковская, О.В. Пасько. – Омск, 2012. – 166 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ
К ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Структура курсовой работы
Курсовая работа по дисциплине «Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания» включает пояснительную записку и графическую часть. В пояснительной записке последовательно излагается содержание работы, и приводятся все необходимые расчеты в виде таблиц и графиков в соответствии с заданием.
Содержание курсовой работы может быть следующим:
1 вариант
Введение
1 Характеристика предприятий индустрии питания
2 Состояние организации работы на предприятии индустрии питания
2.1 Организация производственной инфраструктуры цеха (в соответствии с темой работы)
2.1 Оперативное планирование производства
2.2 Материально-техническая база предприятия
2.5 Организация труда и отдыха работников предприятия
2.6 Контроль качества готовых блюд на предприятии
Заключение
Библиографический список
Приложения
2 вариант
Введение
1 Характеристика торговой группы помещений предприятия
2 Состояние организации обслуживания на предприятии индустрии питания
2.1 разработка меню предприятия
2.2 организация обслуживания посетителей предприятия
2.3 Материально-техническая база торговой группы помещений
2.4 Организация труда и отдыха обслуживающего персонала
Заключение
Библиографический список
Приложение
Индустрии питания»
В пояснительной записке последовательно излагается содержание курсовой работы на основе изучения конкретного предприятия индустрии питания при одновременном использовании рекомендуемых литературных источников, а также действующих нормативных документов.
Необходимо изложить теоретические основы вопроса, дать объективную характеристику предприятия, взятого для изучения в качестве аналога (или проектируемого), отразив следующие основные моменты: название, тип и класс, мощность и месторасположение, режим работы, источники и формы снабжения, методы завоза сырья и полуфабрикатов, ассортимент выпускаемой продукции и дополнительных услуг, методы и формы обслуживания.
Наиболее детально изучить и описать участок или цех, который является объектом непосредственного исследования. Следует привести необходимые расчёты, подтверждающие целесообразность рекомендуемых мероприятий, направленных на улучшение работы на данном участке. Содержание должно полностью соответствовать курсовой работе. Примерное содержание курсовой работы по разделу «Организация производства на предприятиях индустрии питания»:
Введение
1 Характеристика предприятий индустрии питания
2 Состояние организации работы на предприятии индустрии питания
2.1 Организация производственной инфраструктуры цеха (в соответствии с темой работы)
2.2 Оперативное планирование производства
2.3 Материально-техническая база предприятия
2.4 Организация труда и отдыха работников предприятия
2.5 Контроль качества готовых блюд на предприятии
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Во введении в зависимости от темы кратко излагается следующие вопросы:
- состояние и перспективы дальнейшего развития предприятий индустрии питания;
- основные направления совершенствования организации производства в предприятиях индустрии питания;
- основные особенности в области инновационных технологий в организации производства на предприятиях индустрии питания;
- анализ существующих предприятий индустрии питания и совершенствование организации производства продукции в них.
Во введении следует указать основную цель курсовой работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо определить ряд задач. Выполнение поставленных задач позволит повысить не только организацию производства продукции в цехе, но и улучшить ее качество.
Таким образом, во введении раскрывается актуальность темы с точки зрения выбранного направления, определяются цели и задачи курсовой работы.
Индустрии питания
Таблица 2.2 – График загрузки зала кафе на 60 мест
Часы работы | Коэффициент загрузки, % | Продолжительность посадки, мин | Оборачиваемость места | Количество посетителей, чел. |
11-12 | 0,40 | 1,0 |
Продолжение таблицы 2.2
12-13 | 0,75 | 1,5 | ||
13-14 | 0,40 | 1,0 | ||
14-15 | 0,25 | 1,0 | ||
15-16 | 0,30 | 1,0 | ||
16-17 | 0,25 | 1,0 | ||
17-18 | 0,60 | 1,0 | ||
18-19 | 0,85 | 1,5 | ||
19-20 | 0,65 | 1,0 | ||
20-21 | 0,50 | 0,5 | ||
21-22 | 0,40 | 0,5 | ||
22-23 | 0,20 | 1,0 | ||
Итого |
Ассортименту
Внутригрупповая разбивка блюд по ассортименту осуществляется в соответствии с процентным соотношением блюд, определяемым на основании критического анализа данных функционирующего предприятия. Примерное процентное соотношение групп блюд, выпускаемых на предприятии питания различного типа, представлено в приложении 31.
Групповая и внутригрупповая разбивка блюд по ассортименту представлена в виде табл. 2.3.
Таблица 2.3 – Групповая и внутригрупповая разбивка блюд по