Современные формы концентрации товарного обращения
Под концентрацией товарного обращения понимается сосредоточение все большей массы материальных, трудовых и финансовых ресурсов, объемов продаж товаров и массы прибыли на крупных предприятиях и объединениях предприятий.
Первоначальной формой концентрации и организационных структур в системе товарного обращения была горизонтальная интеграция – объединение двух и более однородных по функциональному значению и товарному профилю торговых предприятий, находящихся в одном владении и образующих цепные торговые системы. В результате горизонтальной интеграции образовались так называемые цепные фирмы, владеющие некоторым числом однотипных магазинов в одном городе или в разных частях страны. Их образование явилось следствием обострения конкурентной борьбы, средством противодействия крупным торговым фирмам. В результате такие магазины добивались выгодных условий закупки товаров и возможности проведения единой торговой политики.
К особенностям организационной структуры цепных компаний относятся:
1. Разделение функций закупки товаров у поставщиков и функций розничной продажи товаров потребителям;
2. Строго иерархические, централизованно управляемые организационные структуры, в которых установлена жесткая система контроля и оперативного информирования;
3. Наличие многочисленного аппарата управления, включающего руководителей и специалистов функциональных и территориальных подразделений.
Дальнейшее развитие концентрации происходило в направлении формирования в составе цепных торговых фирм закупочных торговых центров – оптовых предприятий, что свидетельствовало о зарождении принципов вертикальной интеграции. Другими вариантами развития вертикальной интеграции стало проникновение промышленного капитала в оптовую и розничную торговлю, а затем торгового капитала в промышленные компании.
Под вертикальной интеграцией понимается объединение, слияние, кооперация или взаимодействие функционально зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей данного продукта.
Вертикально интегрированная организация формируется на основе подчинения смежных звеньев товародвижения одним из участников канала, который доминирует в нем, обладая наибольшим экономическим потенциалом. В результате традиционные каналы товародвижения, состоящие из независимых производителей, посредников, продавцов и потребителей, превращаются в единую централизованную управляемую или координированную торгово-сбытовую систему.
Вертикальная интеграция включает:
− отношения предприятий торговли с предприятиями, которые снабжают их товарами для дальнейшей перепродажи;
− отношения торговых предприятий с покупателями этих товаров;
− отношения предприятий торговли с поставщиками оборудования, сырья и материалов, используемых в отраслях товарного обращения.
Не относятся к вертикальному типу интеграции отношения торговых предприятий со специализированными предприятиями транспорта, связи, хранения и услуг по бизнесу, которые, обслуживая процесс реализации товаров, никогда не выступают в роли их владельцев.
Среди основных причин, вызывающих вертикальную интеграцию, выделяют:
− перенакопление капитала и невозможность его реинвестирования в отрасли функциональных компаний;
− невысокую или нестабильную норму прибыли в отрасли функционирования компании;
− более высокую норму прибыли в отраслях, сопряженных с отраслью функционирования компании;
− научно-технический прогресс, вызывающий необходимость централизации или кооперирования различных источников его финансирования.
В конечном счете, эти причины связаны с необходимостью повышения эффективности и конкурентоспособности всех звеньев того или иного канала товародвижения.
Современные тенденции к упорядочению движения товарных потоков проявляются на межотраслевом и внутриотраслевом уровнях. В первом случае происходит интеграция производственных и торговых предприятий, во втором — предприятий оптовой и розничной торговли.
Организационные формы вертикальных объединений характеризуются самым разнообразным сочетанием рыночных и нерыночных, централизованно координируемых форм взаимодействия. В зависимости от степени взаимодействия и управляемости выделяют три основные формы вертикальной интеграции:
− комбинирование последовательно сопряженных производственных и торгово-технологических операций в рамках одного предприятия;
− объединение самостоятельных предприятий, выполняющих последовательные стадии производства и реализации товаров;
− неформальные организационные структуры, которые не являются объединениями по существу, а представляют собой пограничные состояния между вертикальной интеграцией и ее отсутствием. Эти структуры, как правило, имеют временный характер и прекращают взаимодействие при достижении определенных целей и задач.
Характерной особенностью развития процессов концентрации в системе товарного обращения стал постепенный отход крупных торговых корпораций от узкоотраслевой специализации. Эти процессы расширения видов деятельности представляют собой диверсификацию.
Выделяется два типа диверсификации:
1. Внутриотраслевая диверсификация – это объединение функционально независимых торговых предприятий различного профиля;
2. Межотраслевая диверсификация – объединение функционально независимых предприятий торговли и других отраслей хозяйственной деятельности.
Опираясь на мировой опыт корпоративного хозяйствования, исследуемый в зарубежных и отечественных научных работах, выделяют следующие концептуальные подходы к оценке эффективности корпоративной интеграции:
1) исходящий из теории трансакционных издержек[1], устанавливающей возможности разных форм экономии путем упорядочения рыночного поведения отдельных предприятий на основе заключения долгосрочных контрактов, регулирующих совместную деятельность предприятий;
2) ориентирующийся на возможность обеспечения конкурентных преимуществ, когда решения об интеграции ориентированы на определенный комплекс факторов, гарантирующих долгосрочные преимущества интегрированной компании на товарных рынках;
3) акцентирующий потенциал взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений, включающий:
− развитие хозяйственных связей внутри корпорации;
− наличие системы внутрикорпоративного планирования;
− развитие системы перекрестного владения акциями внутри корпорации;
− наращивание инвестиционного и экономического потенциала корпорации;
− эффективное использование других преимуществ интеграции;
4) исходящий из теории финансового менеджмента, включающей основные экономические мотивы интеграции:
− синергический эффект, когда стоимость интегрированной компании превышает сумму стоимостей интегрирующихся предприятий;
− экономию в связи с ростом масштабов производства и обращения товаров;
− экономию на налоговых платежах, связанных, например, с включением в состав корпорации убыточного предприятия и т. п.;
− дополнительный доход, связанный с информационным эффектом интеграции и т. д.
Наиболее распространенным способом определения эффективности концентрации является сравнительная оценка стоимости активов компании после интеграции и ее составных частей до интеграции. При этом исходят из необходимой предпосылки о том, что интегрированная система (финансово-промышленная группа и т. п.) создается для достаточно прибыльного вложения средств на основе консолидации акций или паев промышленных, транспортных, торговых, финансово-инвестиционных и других структур. Тогда стоимость интегрированной компании может стать больше, чем сумма ее частей до объединения. Такое возрастание стоимости компании, получаемое за счет системного эффекта, т. е. за счет объединения отдельных компаний в единую систему, называется синергическим эффектом. Термин «синергия» введен в обиход И. Ансоффом для обоснования групповых структур при организации компаний.
Синергизм увеличивает доходы и денежные потоки поглощаемых компаний, и эффект от слияния, поглощения и присоединений можно представить в следующем виде:
,
где Сп - эффект в период времени п после слияния;
п - расчетный период времени;
(PN)n - расчетная дополнительная прибыль от расширения масштабов деятельности;
(РА)п - расчетная дополнительная прибыль от снижения риска за счет диверсификации деятельности холдинга;
(ЕЕ)п - экономия текущих производственных издержек;
- дополнительные инвестиции на реконструкцию и расширение холдинга;
Тп - прирост (экономия) налоговых платежей;
- инвестиции в начальный момент поглощения.
Консолидирование синергетических эффектов можно рассчитать на основе приведения будущей стоимости эффектов к современной величине с помощью коэффициентов дисконтирования:
,
где i – ставка доходности, в долях единицы;
n = 1 … k – расчетный период времени.
Преимущества интегрированных компаний следующие:
1. Упорядочение и возможности организации современных информационных связей внутри интегрированных, особенно вертикально интегрированных объединений, позволяют оперативно реагировать на изменение спроса и конъюнктуры рынка, контролировать качество товаров на всем пути их движения до конечного потребителя, организовать эффективную систему гарантийного и сервисного обслуживания.
2. Централизация общих коммерческих и управленческих функций в специальных подразделениях интегрированных компаний дает возможность организовать выгодные закупки товаров крупными партиями, рационально управлять товарными запасами, обеспечивать надежное товароснабжение магазинов и на этой основе сокращать уровень издержек обращения, связанных с товародвижением, проводить единую или согласованную ценовую политику.
3. Интеграция предприятий значительно сокращает число рыночных связей с поставщиками и покупателями компании, что ведет к заметному снижению уровня трансакционных издержек.
4. Крупные интегрированные компании, особенно диверсифицированные, снижают уровни коммерческих и финансовых рисков, стабилизируют норму прибыли в кризисных ситуациях, снижают потребности своих подразделений в оборотных средствах.
5. Интеграция предоставляет большие возможности для межотраслевого перелива капиталов, централизации и мобилизации источников финансирования затрат при создании новых форм товародвижения и стимулирования продаж товаров.
6. Применение принципа единого хозяйственного руководства сопряженными звеньями интегрированной компании позволяет использовать возможности стратегического планирования и управления, выходящие за рамки руководителей отдельных подразделений, а также предполагает решение задачи оптимального сочетания между выгодами централизации принципиальных стратегических решений и оперативной самостоятельностью подразделений.
7. Крупные корпоративные объединения и компании конгломератного типа представляют собой средний или мезоуровень регулирования хозяйственной деятельности, являясь альтернативой, с одной стороны, механизму рыночного саморегулирования, а с другой — государственному регулированию рыночных отношений.
Следовательно, крупные корпоративные структуры позволяют реализовать задачи, не решаемые на уровне отдельных предприятий, оптимизировать связи между ними, создавать единые системы закупки и сбыта товаров, финансирования и инвестирования, страхования от коммерческих рисков. Они являются основополагающим элементом современной организации товарного обращения, выполняют функции регулирования хозяйственных отношений в срединном звене экономики и при условии здоровой конкуренции обеспечивают непрерывный научно-технический прогресс в развитии технологии и организации системы товарного обращения и других отраслей экономики.
Одновременно зарубежный опыт свидетельствует о том, что процессы интеграции сопровождаются негативными результатами, в частности, такими как:
− монополизация отдельных каналов товародвижения крупными корпорациями может сопровождаться сужением выбора товаров и услуг, навязыванием покупателям определенного ассортимента товаров, своих стандартов и условий обслуживания;
− вертикальная интеграция и диверсификация могут сопровождаться установлением демпинговых или монопольно высоких цен на товары и услуги;
− глубоко интегрированные крупные корпорации имеют возможности сокрытия прибыли от налогообложения;
− при заключении контрактов «франчайз» применяется практика навязывания компаниями своим операторам закупок товаров по высоким ценам, допускается дискриминация в отношении выплат ими сумм первоначальных взносов и периодических выплат в виде процентов от объемов продаж товаров или прибыли. Для защиты прав операторов в развитых странах применяется законодательство, регулирующее вопросы заключения контрактов.
Таким образом, процессы интеграции, оказывая положительное воздействие на экономику и организацию товарного обращения, сопровождаются негативными результатами, вызывающими необходимость их государственного регулирования на основе разработки законодательства, регулирующего функционирование крупных корпоративных объединений, и механизма его контроля. При оценке состояния и перспектив развития организационных структур в системе товарного обращения необходимо иметь в виду, что крупные межотраслевые структуры являются антитезой свободному рынку саморегулирования, образуя новый механизм рыночной конкуренции и ее регулирования, сочетающий методы рыночного саморегулирования и административного управления.
ТОВАРООБОРОТ И ЕГО АНАЛИЗ
Согласно ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» товарооборот – это объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.
Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:
− товара как объекта продажи;
− продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.
Товарооборот торгового предприятия можно рассматривать:
− во-первых, как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект;
− во-вторых (в социально-экономическом аспекте) как показатель товарного снабжения населения, один из показателей уровня жизни.
В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданные товары — по его размеру можно судить о значимости данного предприятия на потребительском рынке.
Различают розничный и оптовый товарооборот.
Розничный товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования.
В состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров. Такая продажа может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет.
Оптовый товарооборот- объем продажи товаров производителями и/или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом обороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.
Оптовый товарооборот классифицируется, как правило, по:
− назначению;
− форме организации товародвижения.
В зависимости от назначения оптовый товарооборот подразделяется на:
− оптовый товарооборот по реализации;
− внутрисистемный оптовый товарооборот.
Оптовый товарооборот по реализации - это продажа товаров предприятиям розничной торговли, массового питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт и по клирингу[2].
Внутрисистемный оптовый товарооборот - это отпуск товаров одними оптовыми предприятиями по поручению других непосредственно рыночным и внутрирыночным потребителям. Внутрисистемный оптовый товарооборот, как правило, используется для маневра товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим структурам.
Таким образом, оптовый товарооборот по реализации характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внутрисистемный оптовый товарооборот - движение товаров между звеньями оптовой торговли.
Сумма двух видов оптового товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот.
В зависимости от организации товародвижения каждый из двух видов оптового товарооборота делится на:
− складской;
− транзитный.
Складской оптовый товарооборот— эта продажа товаров со складов оптовых торговых предприятий.
Транзитный оптовый товарооборот — это поставка товаров производителями непосредственно розничной торговле, минуя складские звенья.
В рыночных условиях хозяйствования экономическое значение показателя товарооборота вытекает из тех задач, для решения которых он вычисляется.
Основными задачами анализа товарооборота являются:
− проверка степени выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности;
− определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли;
− установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;
− изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику товарооборота;
− комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
− оценка выполнение плана по внедрению прогрессивных методов торговли и их эффективности;
− выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли;
− разработка мер по устранению недостатков в торговле;
− разработка оптимальных стратегических и тактических решений по развитию товарооборота, и торговой деятельности предприятия.
Товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.
Товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
Товарооборот может быть использован для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.
К показателям, характеризующим товарооборот торговой компании, относятся:
1. Объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;
2. Объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах;
3. Ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (в руб., %);
4. Однодневный объем товарооборота (в руб.);
5. Объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;
6. Объем товарооборота на 1 м2 общей площади, в том числе на 1 м2 торговой площади;
7. Время обращения товаров (в днях оборота);
8. Скорость товарооборота (число оборотов);
9. Рентабельность товарооборота (%).