Определение уровня концентрации товарного рынка

Практическая работа 4

Тема: «МОДЕЛЬ КОНКУРЕНЦИИ М. ПОРТЕРА»

ЗАДАНИЕ:

Дать оценку пяти силам конкуренции для рассматриваемой организации в соответствии с моделью конкуренции М. Портера.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Силы, формирующие конкурентную среду продукта и его конкурентные возможности, по мнению М. Портера распадаются на пять групп.

Результаты анализа конкурентной среды рекомендуется представить по форме таблицы 4.1.

Таблица 4.1.

Оценка конкурентных сил

Наименование конкурентной силы Оценка конкурентной силы Орудия конкурентной борьбы
1. Производители аналогичной продукции 1) к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок: · к рынку с развитой конкуренцией, · к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, · к рынку с неразвитой конкуренцией. 2) напряженность конкурентной борьбы между продавцами (слабая, средняя или сильная) Орудия конкурентной борьбы
2. Поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов степень влияния поставщиков (высокая, средняя, незначительная) причины
3. Покупатели степень влияния покупателей (высокая, средняя, незначительная) причины
4. Потенциальные производители аналогичной продукции угроза выхода на рынок новых организаций (сильная, средняя, слабая) оценка существующих барьеров для входа на рынок
5. Производители товаров-заменителей напряженность конкурентной борьбы с организациями из других отраслей, производящих товары-заменители (слабая, средняя или сильная) орудия конкурентной борьбы

Заключение о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок: к рынку с развитой конкуренцией, к рынку с недостаточно развитой конкуренцией или к рынку с неразвитой конкуренцией, даётся на основании:

1) показателей уровня концентрации товарного рынка. Необходимо заполнить таблицу 4.2.

Таблица 4.2.

Показатели уровня концентрации товарного рынка

Наименование показателя Значение показателя
Коэффициент рыночной концентрации (CRn)  
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)  
Уровень концентрации товарного рынка   Высокий, умеренный или низкий

2) наличия и преодолимости барьеров входа на товарный рынок.

В случае если указанных характеристик недостаточно для заключения о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый товарный рынок, то анализируется:

поведение хозяйствующих субъектов на товарном рынке;

результаты хозяйственной деятельности;

наличие факторов, ограничивающих конкуренцию.

Анализ поведения хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке включает в том числе:

- изучение инновационной деятельности и маркетинговой стратегии продавцов;

- выяснение степени взаимозависимости конкурирующих хозяйствующих субъектов;

- установление фактов предоставления продавцами льгот отдельным покупателям (группам покупателей);

- выявления соглашений хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

При анализе результатов хозяйственной деятельности могут рассматриваться:

- соотношение размера прибыли и издержек привлечения капитала для хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемом товарном рынке долю более 35 процентов;

- динамика цен на рассматриваемом товарном рынке;

- динамика объема рассматриваемого товарного рынка и спроса (в том числе наличие спроса, не обеспеченного товарной массой, и возможности расширения спроса);

- открытость рассматриваемого товарного рынка для межрегиональной и международной торговли;

- частота появления новых продавцов на рассматриваемом товарном рынке;

- уровень технического развития хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, и частота появления новых товаров.

К факторам, ограничивающим конкуренцию на рассматриваемом товарном рынке, могут относиться:

- наличие барьеров для распространения информации о товарах-заменителях;

- значительная доля вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов;

- снижение в течение временного интервала исследования доли хозяйствующих субъектов, не являющихся вертикально-интегрированными;

- доминирующее положение вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке.

При оценке перспектив изменения конкурентной среды товарного рынка сделки, акты и действия могут признаваться ограничивающими конкуренцию, если в результате их совершения:

- повышается уровень концентрации рассматриваемого товарного рынка с умеренного до высокого;

- становятся непреодолимыми барьеры входа на товарный рынок с высоким или умеренным уровнем концентрации;

- создаются благоприятные предпосылки для координации действий хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке;

- уменьшаются возможности покупателя (покупателей) заменять один товар другими (из группы взаимозаменяемых товаров) при ограниченном предложении данных товаров;

- возникает вертикальная интеграция субъекта естественной монополии с хозяйствующими субъектами, являющимися его поставщиками или покупателями.

Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR ) - сумма долей на

n

товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n)

крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

n

CR = SUM D ,

n i=1 i

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего

i

хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов,

действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

N 2

HHI = SUM D ,

i=1 i

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта,

i

действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на

данном товарном рынке.

При количестве действующих на рынке хозяйствующих

субъектов менее 15 для оценки состояния конкурентной среды

используются коэффициент рыночной концентрации, рассчитываемый

для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на

рынке (CR ), и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана

(HHI). В случае, если количество действующих на рынке

хозяйствующих субъектов составляет 15 и более, может

использоваться только коэффициент рыночной концентрации CR .

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <= CR <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <= CR < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при CR < 45% или HHI < 1000.

Наши рекомендации