Сущность и роль оптово-посреднических звеньев товарного обращения

В зависимости от конкретного содержания и масштабов применения торговая посредническая деятельность может быть классифицирована следующим образом:

− система товарного обращения — торговый посредник между производителями и потребителями товаров и услуг;

− оптовая торговля — торговый посредник между производителями товаров и розничной торговлей, другими производителями товаров;

− чистые оптовые посредники.

Все отрасли товарного обращения в силу их промежуточного положения между производителями и потребителями по существу выполняют посреднические функции, связанные с обменом товаров и услуг.

Процесс обращения товара включает три стадии: начальную, среднюю и конечную (рис. 2).

Конечная стадия представляет собой реализацию потребительских товаров и услуг конечным покупателям — населению, что является экономическим содержанием деятельности розничной торговли. Начальная и средняя стадии представляют собой обращение товаров, посредством которого товары поступают из сферы производства в сферу товарного обращения, что является экономическим содержанием деятельности оптовой торговли.

сущность и роль оптово-посреднических звеньев товарного обращения - student2.ru

Рисунок 2 - Стадии товарного обращения

Чистое посредничество принято определять как профессионально осуществляемую деятельность по оказанию содействия другим лицам в заключении других сделок. Такой посредник сделок не заключает, но обеспечивает проведение деловых переговоров и сведение заинтересованных сторон для заключения коммерческих контрактов. Чистые оптовые посредники и непосредственно участвующие в торговых сделках оптовые предприятия образуют оптово-посреднические звенья товарного обращения. Экономическим содержанием их деятельности является оптовая торговля или содействие заключению оптовых коммерческих сделок.

Особое место оптово-посреднических звеньев в системе товарного обращения предопределяет их основное назначение, которое заключается в организации рациональной системы товародвижения между производителями товаров и розничными торговыми предприятиями или другими производителями товаров. Организация системы товародвижения считается рациональной, если она обеспечивает:

− максимальный объем конечной реализации товаров относительно расширяющейся емкости рынка;

− максимальную совокупную, т. е. во всех звеньях товародвижения, скорость обращения товаров;

− минимальный совокупный уровень издержек обращения во всех звеньях товародвижения.

Организация рациональной системы товародвижения основывается на выборе:

− кратчайших направлений и путей движения товаров;

− рациональных форм и звенности товародвижения;

− экономичных видов транспортных средств.

Решение этих задач достигается на основе учета и оценки важнейших факторов, определяющих необходимость оптово-посреднических звеньев и характер товародвижения:

− производительных факторов, особенно таких, как уровень специализации и равномерность размещения производства на территории страны;

− условий транспортировки товаров, особенно способа и скорости их доставки;

− возможностей розничной торговли, особенно таких, как мощность предприятий розничной торговли, наличие у них складских помещений и холодильных емкостей;

− сложности ассортимента и физико-химических свойств товаров.

Соотношение указанных факторов определяет необходимость оптово-посреднических звеньев, а существующий на товарных рынках уровень конкуренции формирует набор услуг, которые они оказывают свои партнерам. Специалисты отмечают огромное разнообразие услуг, которые оказывают оптовые предприятия своим покупателям и поставщикам в развитых странах. Это разнообразие явилось результатом длительного исторического развития обращения товаров в условиях возрастающей конкуренции на рынке оптово-посреднических услуг.

Наиболее значимые услуги оптовых предприятий покупателям включают:

1. Облегчение функции закупки товаров. Оптовые предприятия хорошо владеют конъюнктурой предложения товаров на рынке и тем самым освобождают своих покупателей от необходимости поиска источников и условий закупки товаров.

2. Подсортировку товаров. Оптовые предприятия имеют возмож­ность преобразовывать узкий производственный ассортимент товаров в широкий торговый ассортимент, учитывающий потребности конкретных предприятий розничной торговли.

3. Хранение товарных запасов. Освобождая своих покупателей от необходимости хранения полного набора товаров, оптовые пред­приятия сокращают потребность покупателей в основном и оборотном капитале, сокращают издержки на хранение товаров.

4. Доставку товаров покупателю. Организуя доставку своим транспортом строго по графику и зачастую по более низким ценам, оптовые предприятия сокращают совокупные расходы на транспортировку товаров.

5. Предоставление кредита покупателям при расчетах за постав­ленные товары, что имеет особое значение для мелких и средних предприятий розничной торговли.

6. Предоставление покупателям ценовой, конъюнктурной и другой коммерческой информации, а также рекомендации по продаже това­ров и сервисному обслуживанию конечных покупателей.

Основные услуги оптовых предприятий поставщикам товаров включают:

1. Облегчение поставщикам функции продажи товаров. Это основывается на знании оптовыми предприятиями конъюнктуры рынка покупателей, а также их участии в рекламировании и других программах производителей и импортеров, связанных с расширением спроса на их товары.

2. Хранение товарных запасов. Тем самым оптовые предприятия сокращают потребность своих поставщиков в основном и оборотном капитале, в расходах на хранение товаров.

3. Облегчение финансирования производственного процесса. Это достигается периодическими заказами и закупками оптовыми пред­приятиями продукции у производителей, в результате сокращаются потребности последних в оборотном капитале.

4. Снижение кредитного риска поставщиков, которое достигается за счет лучшей информированности оптовых предприятий о кредитоспособности многочисленных розничных предприятий.

5. Предоставление поставщикам рыночной информации о конъюнктуре спроса и продажи товаров. Тем самым сокращаются затраты производителей и импортеров на проведение дорогостоящих маркетинговых исследований рынка.


Наши рекомендации