Проблемы и перспективы развития деятельности организации
На сегодняшний день «Лидия-Тур» является одним из крупнейших туроператоров в Оренбуржье , имееет тенденцию к дальнейшему развитию.
В результате анализа хозяйственной, экономической, финансовой деятельности предприятия были выявлены следующие проблемы, в сторону которых следует направить ресурсы и внимание предприятия:
1) Необходимость расширения ассортиментного ряда продукции;
2) Не совершенствование отбора персонала на вакантную должность, которая исходит из-за чрезмерной нагрузки на руководителя отдела, как следствие, неправильное распределение трудовых ресурсов, что влечет за собой финансовые убытки и убытки трудовых ресурсов;
3) Недостаток рекламного обеспечения потребителей;
На основе анализа турфирмы ООО "Лидия Тур" необходимо составить и проанализировать матрицу SWOT-анализа. Она позволит выявить в реальном соотношении возможности, имеющиеся у фирмы, и нависшие над ней угрозы, а также соотнести их с сильными и слабыми сторонами деятельности фирмы. Таким образом, можно провести тщательный всесторонний анализ деятельности туристической фирмы.
Таблица 18 - Анализ сильных и слабых сторон деятельности турфирмы ООО «Лидия Тур»
S (STRENGTHS) Сильные стороны | W (WEAKNESSES) Слабые стороны |
2. Наличие необходимых финансовых ресурсов; 3. Наличие навыков и профессионализма у сотрудников. 4. Наличие скидок 5. VIP-обслуживание, что дает фирме определенный статус | 1. Отсутствие маркетингового планирования. 2..Местопрасположение 3.. Малоэффективная реклама; 4. Значительное влияние фактора сезонности на прибыль 5.Средний ассортимент |
O (OPPORTUNITIES) Возможности | T (THREATS) Угрозы |
1. увеличение темпов роста рынка; 2. выход на новый рынок; 3. обслуживание дополнительных групп потребителей. 4. Разработка стратегии маркетинга. 5. предоставление новых направлений | 1. Неблагоприятные изменения в темпах роста в курсах валют; 2. спад в экономике; 3.изменения во вкусах потребителей. 4. Возможности появления все новых конкурентов в данном сегменте рынка. |
Для установления связей в процессе анализа проектируется матрица SWOT(Таблица 9)
Таблица 9 - SWOT- анализ внешней и внутренней среды ООО «Лидия Тур»
Внешняя среда организации | ||||
Возможности | Угрозы | |||
Внутренняя среда организации | Сильные стороны | Наличие необходимых финансовых ресурсов | Возможность разработки новых стратегий , рекламных компаний, привлечение новых трудовых ресурсов | Снижение притока финансовых ресурсов в связи с сокращением направлений, связанным с политической ситуацией; Снижение платежеспособности населения, связанное с инфляцией. |
Наличие навыков и профессионализма у сотрудников | Качественное и своевременное обслуживание потребителей | Необходимость хорошей мотивации для удержания сотрудника | ||
Наличие скидок | Возможность удержания клиента | Вероятность утечки финансовой прибыли | ||
VIP-обслуживание, что дает фирме определенный статус | Высокий приток финансов, формирование положительного имиджа у компании | Необходимость гибкой финансовой политики для удержания клиента, даже во вред себе; | ||
Слабые стороны | Малоэффективная реклама | Совершенствование рекламной деятельности | Недостаток коммуникаций между турфирмой и туристами, отсутствие поля для привлечения туристов | |
Месторасположение | Возможность привлечения клиентов с близлежащих частных районов. | Затруднение клиентов в поиске офиса, возможность их потери за счет неудобного расположения фирмы | ||
Средний ассортимент | Возможность расширения ассортимента, добавления нового, уникального продукта | Снижение конкурентоспособности на рынке за счет аналогичных товаров и отсутствия спецпредложений. |
На основании SWOT-анализа можно говорить о том, что осуществляемая турфирмой ООО "Лидия Тур" деятельность может быть в целом оценена позитивно. Фирма имеет как сильные, так и слабые стороны. Это означает, что руководству фирмы есть над чем работать, используя имеющиеся возможности и избегая вероятных и реальных угроз. В целом это - нормальная ситуация для турфирмы как рыночного субъекта: в условиях жесткой конкуренции, наличия более сильных соперников необходимо совершенствовать управление маркетингом, нарабатывать опыт, постоянно анализировать собственную деятельность и деятельность конкурентов, по возможности увеличивая бюджет маркетинга, работая над маркетинговыми планами.
В результате анализа выявлено, что главными угрозами деятельности фирмы и повышения ее финансовой способности является недостаток ассортимента, который ведет за собой снижение конкурентоспособности предприятия. Так же выявлено отсутствие качественной рекламной политики, что снижает приток туристов и увеличивает утечку финансов.
Ассортимент ООО «Лидия Тур»в данной дипломной работе будет проанализирован согласно перечню продукции, предлагаемой туроператором на сайте их компании.
Широта ассортимента является количеством видов, разновидностей, а также наименований всех продуктов турдеятельности.
Действительная широта является фактическим количеством видов, разновидностей туров, которые имеются в наличии.
Базовая широта является широтой, которая принята за основу сравнения, ассортемент туров, предлагаемых всего на рынке Оренбуржья.
Коэффициент широты является отношением действительного количества видов, разновидностей туров к базовому.
Широта ассортимента ООО «Лидия Тур» представлена в таблице 7.
Таблица 7 - Широта ассортимента ООО «Лидия Тур»
Наименование тура | Действительная широта, шт. | Базовая широта всего на рынке, шт. | Коэффициент широты |
Казань | 0,5 | ||
Нугуш | 0,33 | ||
Уфа | 0,5 | ||
Анапа | |||
Красноусольск | 0,5 | ||
Ташла (горнолыжные туры) | 0,25 | ||
Кувандык(горнолыжные туры) | 0,25 | ||
Итого: | 0,43 |
Таким образом, коэффициент широты ассортимента товаров ООО «Лидия Тур» представлен 43%, что является недостаточным для успешной конкуренции на рынке Оренбуржья. Необходимо про совершенствовать либо уже имеющиеся туры, либо разрабатывать новый продукт.
Новизна ассортимента может характеризоваться с помощью двух показателей. Это: действительное обновление и степень обновления.
Коэффициент обновления или степень обновления является отношением количества новой продукции к общему количеству наименований продуктов или услуг. Под общим количеством наименований можно привести количество туров, которые предлагались на рынке ранее, под действительным обновлением то количество разновидностей экскурсий, которые ввелись в последний отчетный год. Обновление ассортимента ООО «Лидия Тур» представлено в таблице 10.
Таблица 10 - Обновление ассортимента ООО «Лидия Тур»
Наименование товаров | Действительная Широта | Действительное обновление | Степень обновления, % |
Казань | 33,3 | ||
Нугуш | |||
Уфа | |||
Анапа | |||
Красноусольск | |||
Ташла (горнолыжные туры) | |||
Кувандык(горнолыжные туры) | |||
Итого: | 58% |
Коэффициент обновления ассортимента продукции составляет 58%, что является неплохим показателем, но недостаточным для достаточно успешного функционирования на рынке Оренбургской области.
Таким образом, анализ ассортимента компании характеризуется достаточно низкими показателями. Что говорит либо о узкой линейке предлагаемых услуг, либо о спаде их жизненного цикла.
Анализ маркетинговой деятельности подразумевает под собой анализ коммуникация и рекламы предприятия. Эффективность рекламы или рекламной кампании в целом характеризуется соотношением результатов (эффекта) конкретной рекламной кампании и затрат на ее проведение.
Для того, чтобы рассчитать эффективность рекламы сначала надо подсчитать затраты на рекламу, а затем подсчитать коэффициент эффективности ROI (return on investment) – отношение прироста продаж к инвестициям в продвижение, называемое коэффициентом окупаемости инвестиций. Расчет коэффициента ROI на рекламу на месяц (апрель) представлен в таблице 11.
Таблица 11 – Расчет коэффициента ROI компании ООО «Лидия Тур»
Затраты и объем продаж | Количество | Затраты |
Телевидение | 22 650 | |
Листовки А4 | 10 000 | 8 000 |
Интернет | ||
Итого | 30 650 | |
Объем продаж | 3 560 124 | |
Себестоимость продукции | 3 314 450 | |
Прибыль | 245 674 | |
ROI | 80,15 % |
Коэффициент ROI рекламной деятельности компании ООО «Лидия Тур» равен 80,15%. Это свидетельствует о том, что рекламная рекламная компания, проводимая компанией, убыточная, и не принесет дохода. Следовательно, следует либо добавить статьи затрат на рекламные затраты, либо сменить в цлом рекламную компанию, проводимую предприятием. В рекламной деятельности ресторана существуют и недостатки, такие как: отсутствие рекламы в печатной прессе, недостаточное использование интернет-рекламы.
Одной из основных проблем, найденных в процессе анализа деятельности компании, является недостаток внимания к принимаемому персоналу на должность менеджера по продажам, что ведет за собой высокую текучесть кадров и убыток финансовой прибыли.
В процессе отбора персонала в компанию Лидия Тур следует отметить недостатки, которые требуют доработки и совершенствования, в числе которых:
- Недостаточно четкая кадровая политика, которая объясняется недостаточно точной и эффективной работой с новым персоналом.
- Отсутствует долгосрочное кадровое планирование, т.е. Подбор кадров осуществляется лишь в тот момент, когда возникает острая необходимость заполнения вакансий. При этом допускаются ряд ошибок: запаздывание в обеспечении торгового процесса необходимыми кадрами, прием персонала не совсем соответствующего требованиям из-за срочной потребности в приеме.
- Отсутствие кадрового резерва, которое отражается на конечном результате деятельности организации в этот период времени (происходят сбои в работе, имеющемуся персоналу приходится выполнять сверхурочную работу).
В процессе деятельности компании были выделены следующие проблемы:
Во- первых, это отсутствие планирования воплощенного в реальность, чёткого следования инструкциям, они все прописаны, но они не соблюдаются и игнорируются сотрудниками, отсутствует контроль за исполнением работы, внутреннего менеджмента, вследствие снижается эффективность работы, что ведёт к понижению прибыли и к постепенному снижению интереса к работе у сотрудников.
Во вторых- самой значительной проблемой турфирм является ее месторасположение. Турфирма находится в частном секторе со сложнодоступной транспортной развязкой, что значительно затрудняет процесс привлечения клиента в офис, и как следствие, снижает уровень продаж
В- третьих, отсутствует мотивационная политика туристов, Неотлаженная система скидок, что обычно приводит к тому, что турист раз купя тур, может в следующий раз купить тур в другом агентстве. Поэтому туриста нужно пытаться удержать, привлечь его к себе, чтобы он в видел развивающую, интересную, и перспективную компанию, и интересную для сотрудничества с ней в будущем.Нужно срочное совершенствование сбытовой политики турфирмы.
В- четвертых недостаточно эффективная политика сглаживания сезонных колебаний. Отсутствует система отслеживания потребительского спроса, что приводит к снижению эффективности работы, снижению прибыли. В период низкого сезона снижается поток туристов, что ведет к снижению прибыли, к снижению зарплаты менеджеров, к потере интереса у менеджеров, к застою в работе. В агентстве слабо протекает работа именно в такой период и не заостряется на этом внимание, а принимается как что то такое временное и быстротечное, а порой это продолжается с октября и по март. Решение этой проблемы привело бы к увеличению отдачи работы турфирмы.
В – шестых это средний ассортимент продукции, предлагаемой туроператором на рынке внутренних туров. Ассортимент ООО «Лидия Тур» характеризуется продуктами, которые не имеют уникальности, практически идентичными с товарами. Предлагаемыми другими туроператорами. Предлагается либо обновление старой продукции, либо внедрение нового, уникального продукта на рынке области.
В -шестых, проблема маркетингового планирования, вследствие его полного отсутствия. Как известно, реклама- двигатель торговли, и отсутствие рекламы в такой высоко конкурентной среде как туризм, может привести к потере потенциальных клиентов. Руководителю ООО " Лидия Тур" необходимо выработать маркетинговую стратегию продвижения продукта турфирмы , продумать необходимые средства рекламы и обновить сайт организации в интернете чтобы увеличить поток туристов в организацию. Туристическая фирма нужно уделить много внимания рекламе турфирмы и выделила достаточно большие средства на рекламу в связи с поддержанием известности у оренбуржцев, что является показателем надёжности обеспечение надлежащей прибыли в высокий сезон
Все выявленные проблемы требует оперативного и грамотного решения, что позволит ООО "Лидия Тур " выйти на новый уровень деятельности и повысить эффективность работы менеджеров и притока туристов.