Оценка риска и неопределенности проекта
Анализ риска производственной и финансовой деятельности является одним из важнейших разделов бизнес-плана. Для каждой фирмы риск означает вероятность наступления неблагоприятного события, которое может привести к потере части ресурсов, недополучения доходов и появлению дополнительных расходов. Современная экономическая ситуация в России плохо предсказуема, поэтому при подготовке этого раздела учитывают возможные изменения на рынке, для чего приводят качественный и количественный анализ риска.
1.2.8 Финансовый план
Заключительный раздел бизнес-плана – финансовый план. Цель данного раздела – предоставить достоверную систему данных, отражающих финансовые результаты деятельности фирмы. Именно из этого раздела инвестор узнает о прибыли, на которую он может рассчитывать, а заимодавец – о способности потенциального партнера-заемщика обслужить долг.
Финансовый план включает следующие документы:
- отчет о прибылях и убытках (отражает операционную деятельность фирмы в намеченный период);
- план-баланс (демонстрирует финансовое состояние фирмы на конец рассчитываемого периода);
- отчет о движении денежных средств (характеризует формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств фирмы в динамике).
Финансовый план предприятия обеспечивает взаимоувязку финансовых показателей, распределение доходов и образование фондов денежных средств.
Планирование финансовых ресурсов и вложений гарантирует выполнение обязательств перед бюджетом, банками и акционерами, обеспечивает финансирование предпринимательской деятельности.
В конце раздела следует дать оценку по основным финансовым показателям деятельности фирмы [10], таким как:
- коэффициенты ликвидности;
- коэффициенты оборачиваемости дебиторской задолженности и запасов;
- чистый оборотный капитал;
- коэффициенты платежеспособности;
- коэффициенты структуры баланса;
- показатели прибыли и рентабельности;
- точка безубыточности;
- запас финансовой прочности.
1.3 Особенности планирования на малых
торговых предприятиях
Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России являются разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Основой экономики любого государства, в том числе и России, является малый и средний бизнес. Именно он обеспечивает повышение занятости населения, создает дополнительную налогооблагаемую базу.
Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики отвечает мировым тенденциям экономических процессов, так как во всех странах в сфере малого бизнеса действует большое число небольших предприятий разнообразного профиля.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры, производство малыми партиями, дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления. К сожалению, производственное предпринимательство в составе малого бизнеса в России пока не преобладает, и по числу предприятий на первом месте стоит торговля. Так, по данным газеты «Экономика и жизнь» из 890 тысяч общей численности предприятий. 44,8 % занимают торговля и общественное питание.[11]
Особенности работы малых предприятий определяют и особенности планирования их деятельности. Главная цель предпринимательского бизнеса – получение прибыли. Планируя намеченную сделку, следует, прежде всего, определить, на какую сумму прибыли можно рассчитывать, и убедиться в том, что проект вообще способен принести желаемую прибыль. Также важно учесть фактор времени, не окажется ли прибыль слишком запоздалой с учетом потребности малого предприятия в денежных средствах и воздействия инфляции, умаляющей значение абсолютного прироста денег. Наряду с главной целью в поле зрения составителей бизнес-плана должны находиться и другие задачи: повышение статуса предпринимателя; особые задачи предпринимательства, в частности благотворительность. В разделе «Маркетинг» необходимо более детально проработать сегментацию потребителей. Успех малых предприятий в быстром реагировании на меняющиеся потребности потребителей, поэтому хорошее знание своих покупателей повысит конкурентоспособность фирмы. Главным отличием бизнес-плана торгового предприятия от производственного будет получение прибыли не за счет совершенствования технологии производства и выпуска более качественного продукта, а за счет увеличения объема продаж и оборотного капитала. Увеличение дохода, как цель деятельности предприятия, возможно лишь посредством наиболее полного удовлетворения нужд и потребностей[12]. Порядок финансирования тоже имеет свои особенности.
Оборотные средства формируются в первую очередь и главным образом из внутренних источников: доходов фирмы, личных средств руководителя, средств родных, друзей. В условиях развитого рынка для молодых предприятий существует еще один источник – банковский кредит, предоставляемый как непосредственно, так и в рамках специальных программ, с привлечением специализированных программ, специализированных финансовых структур, при поддержке государства.
В сегодняшних российских условиях, как свидетельствуют результаты всех опросов предпринимателей, возможность привлечения внешнего финансирования крайне ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем эта возможность меньше. Банковское кредитование малого бизнеса сведено к минимуму. Сокращается число предпринимателей, планирующих привлечь краткосрочный и долгосрочный банковские кредиты. Банки не устраивают небольшая величина запрашиваемых ссуд и отсутствие гарантий их возврата. Предпринимателей отпугивают высокая ставка процента, короткий срок кредитования, требование залога. Кроме того, пока сфера предпринимательства остается рискованной (включая и политический риск), нет стимула расширять деятельность, привлекая средства извне.[13]
РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА РАЗВИТИЯ МАГАЗИНА «МИЛАНО»
Резюме
Частное предприятие магазин «Милано».
Адрес: г. Новокузнецк, ул. Кутузова, 39 в здании ООО «Сибирь», 1 этаж.
Бизнес-план разработан заместителем директора магазина «Милано» Каутер И.
Сфера бизнеса: оптовая и розничная торговля.
Виды деятельности: оптовая и розничная торговля санитарно-техническим оборудованием и фурнитурой.
Дата регистрации предприятия: 09.02.1999 г.
Начало реализации проекта: 01.08.2003 г.
Бизнес-план рассчитан на период – 4 года.
Бизнес – идея состоит во внедрение новых видов услуг в магазине, торгующем санитарно-техническими товарами, для расширения сбыта и увеличения прибыльности деятельности.
Магазин «Милано», являясь предприятием частной формы собственности и занимаясь оптовой розничной торговлей санитарно-техническими изделиями и аксессуарами, проанализировав результаты своей работы за предшествующие 4 года, пришел к выводу, что для дальнейшего наращивания оборота необходимо предпринять ряд шагов в направлении диверсификации своей деятельности.
Общение с покупателями, исследование их потребностей, поведения конкурентов, анализ общей ситуации дел в данной отрасли показали, что важным фактором увеличения объема продаж является оказание дополнительных сервисных услуг по доставке и монтажу сантехооборудования, увеличение рекламного бюджета, расширение торговых площадей за счет открытия еще одного магазина. Предварительные оценки эффективности рассматриваемых вариантов стратегии развития магазина показали, что наиболее целесообразным является оказание дополнительных сервисных услуг (таблица 3).
Таблица 3 – Показатели эффективности вариантов стратегии развития
Показатель, ед. изм. | Значение по варианту | ||
оказание дополнительных услуг | увеличение рекламного бюджета | открытие еще одного магазина | |
Объем инвестиций, руб. | |||
Прирост прибыли в первый год, руб. | |||
Чистый дисконтированный доход, руб. | |||
Индекс доходности инвестиций, руб./руб. | 22,55 | 1,30 | 7,8 |
Период окупаемости, дни | |||
Внутренняя норма доходности, % | 1069,12 | 137,40 | 398,96 |
Суть данных мероприятий заключается в улучшении обслуживания клиентов, более полном удовлетворении их потребностей, дать им понять, что магазину важно не только реализовать товар, но и убедиться в его надежности, комфорте и полном соответствии требованиям клиентов.
Для реализации намеченного проекта потребуется приобрести автомобиль для доставки товаров потребителям, нанять бригаду квалифицированных сантехников в составе трех человек, приобрести дополнительное оборудование для монтажа сантехники.
В результате реализации проекта ожидается увеличение выручки от реализации до 752235 руб./мес., годовой прибыли до 2823456 руб. Финансирование проекта предполагается только за счет собственных средств магазина. Показатели эффективности проекта достаточно высоки – чистый дисконтированный доход за четыре года намного больше нуля, индекс доходности инвестиций более 100 %, внутренняя нормы доходности более 1000 %, период окупаемости при дисконтировании денежных потоков менее 1,5 месяцев. Все это позволяет оценить проект как весьма выгодный.
История развития магазина
2.2.1 Особенности функционирования предприятий
малого бизнеса
Предприятие малого бизнеса – это важный сектор полноценной рыночной экономики. Целями создания малых предприятий являются:
- насыщение потребительского рынка товарами;
- преодоление отраслевого и регионального монополизма;
- расширение конкуренции;
- создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;
- укрепление экономической базы местных органов власти;
- развитие городов;
- возрождение художественных промыслов.
Обычно малые предприятия организуются в виде частного предприятия без образования юридического лица. Согласно законодательству РФ оно принадлежит гражданину на праве собственности или членам его семьи на праве общей долевой собственности, если иное не предусмотрено договором между ними. Имущество частного предприятия формируется из имущества гражданина (семьи), полученных доходов и других полученных источников.
Индивидуальный предприниматель несет ответственность по обязательствам предприятия в пределах определяемых уставом. Частное предприятие имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой формы, фамилии собственника и его имущества.
Вместе с тем развитие малого бизнеса происходит в условиях действия ряда неблагоприятных факторов:
1 экономическое положение в стране и напряженность государственного бюджета не позволяют государству широко финансировать программу развития предприятий малого бизнеса;
2 нехватка оборудования и высокая стоимость новой техники не позволяют малым предприятиям осуществлять высоко технологичный производственный процесс;
3 недостаточно развита система страхования промышленных рисков и кредитования, что особенно важно для предприятий малого бизнеса;
4 ощущается острая нехватка предпринимателей-специалистов, обладающих опытом предпринимательской деятельности.
В настоящее время в РФ действуют два критерия для определения принадлежности предприятия к малому бизнесу: отраслевая принадлежность и максимально допустимая численность работающих. В соответствии с первым критерием выделяется пять отраслевых групп малых предприятий:
1 промышленность, строительство и транспорт;
2 сельское хозяйство и научно-техническая сфера;
3 оптовая торговля;
4 розничная торговля и бытовое обслуживание;
5 остальные отрасли и другие виды деятельности.
С учетом принадлежности к определенной сфере деятельности малому предприятию устанавливается предельно допустимое среднесписочное количество работающих. Так, в оптовой торговле предельно допустимая численность составляет 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек.
Принятый в июле 1998 года Федеральный закон РФ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» в значительной мере изменяет направление налогообложения предприятий малого бизнеса.
Налог рассчитывается путем умножения величины базовой доходности единицы физического показателя на число единиц физического показателя и на повышающий (понижающий) коэффициент.
Таким образом, поддержка предприятий малого бизнеса должна осуществляться государством на постоянной основе. Государство должно перераспределять часть своих средств и направлять их на осуществление программ развития малого бизнеса. Необходимо наладить систему материально-технического снабжения через специально созданную сеть, которая обеспечивала бы материалами, сырьем, оборудованием малые предприятия. Начинающий предприниматель должен получать бесплатно консультационную помощь по вопросам начала или продолжения предпринимательской деятельности, в том числе конкретные рекомендации о том, как выйти на рынок, в чем рынок нуждается, где и как найти деловых партнеров.