Стратегия рекламной компании
Залогом успешного осуществления любого проекта является проведение обширной рекламной компании, направленной на конкретного потребителя и наиболее полно освещающей весь спектр услуг предлагаемых БИ.
Рекламная стратегия будет направлена в первую очередь на осведомленность жителей Новокузнецка о деятельности БИ.
Для того чтобы сформировать у потенциальных потребителей мнение о БИ, будут проводиться трансляции информационного ролика по региональным телеканалам, организовываться пресс-конференции. Также для освящения своей деятельности, будут приглашаться журналисты на важные для БИ события (открытие, конференции и пр.). Целесообразно вести свою периодическую деловую колонку или полосу в местной газете, посвященную развитию малого бизнеса. При этом затраты БИ на публикации сравнительно невелики, поскольку материал подается не в качестве прямой рекламы, а как журналистский, поэтому газета частично покрывает его стоимость. Также планируется издавать собственные газеты или информационные бюллетени.
Также бизнес-инкубатор будет освещать свою деятельность на информационных стендах в органах государственной власти и местного самоуправления, в инстанциях, где бывают начинающие предприниматели: например, в налоговых инспекциях, комитетах по управлению имуществом, органах санитарного, пожарного надзора и т. д.
Вузы также представляют собой источник новых предпринимателей, поэтому там тоже будут распространяться буклеты и проводиться презентации.
Также одним из эффективных способов привлечения клиентов (особенно при сдаче площадей) является так называемая реклама из уст в уста, то есть распространение информации о БИ без использования средств массовой информации или других традиционных методов. Предприниматели узнают о БИ еще на стадии проектирования. Подразумевается также, что директор и сотрудники БИ имеют опыт работы в регионе и деловые связи, которые могут быть использованы для поиска клиентов. Устная реклама не требует затрат, но оказывается очень эффективной, это самый популярный способ привлечения клиентов среди российских БИ (92,3 % инкубаторов используют рекламу из уст в уста для привлечения клиентов к пользованию услугами БИ и 100 % – для привлечения клиентов-арендаторов).
Бюджет маркетинга на 2010 год представлен в таблице (таблица 11).
Таблица 11– Бюджет маркетинга БИ на 2010 год
Маркетинговые мероприятия | Структура, % | Расходы, тыс. руб. |
Реклама в средствах массовой информации (пресса, телевидение, Интернет) | 66,7 | 40,0 |
Проведение презентаций и пресс-конференций | 26,6 | 20,0 |
Проведение маркетинговых исследований | 6,7 | 15,0 |
ИТОГО: | 100,0 | 75,0 |
Сегментация потребителей
Сегментация рынка – это многомерное деление всех потенциальных потребителей этого рынка на достаточно большие группы, обладающие определенными общими признаками.
Можно выделить 7 типов клиентов, которых может обслуживать БИ:
начинающие предприниматели или компании – местные и привлеченные из других районов – традиционные клиенты БИ;
технологичные компании – выходцы из университетов или научных лабораторий, как местных, так и привлеченные из других регионов;
сервисные компании, обслуживающие клиентов БИ, юридические, бухгалтерские, аудиторские, консалтинговые, местные или привлеченные в БИ из других регионов. Помимо доступа к различным услугам БИ они находят здесь постоянных клиентов из числа предприятий, расположенных в БИ;
первые (головные в данном районе) офисы устойчивых неместных компаний, решивших начать работу в этом регионе;
филиалы или местные представительства крупных компаний, работающих в других регионах. Для них БИ также очень удобная среда обитания;
устойчивые малые предприятия с опытом;
малые предприятия, образованные в результате сокращения/реструктуризации крупных компаний. Таким предприятиям БИ помогает преодолевать трудности, с которыми они столкнулись, и оставаться в бизнесе.
С учетом специфики в территориальном размещении инкубируемых предприятий – субъектов, а также во взаимоотношениях с нимиразличают следующие типы субъектов:
- «внутренние» субъекты – предприятия, расположенные в период инкубирования на территории бизнес-инкубатора;
- «внешние» субъекты – предприятия, имеющие собственные офисные/производственные площади, но нуждающиеся в получении определенных услуг бизнес-инкубатора;
- так называемые «якорные» субъекты – финансово устойчивые предприятия.
Имеет смысл сначала оказывать поддержку уже существующим предприятиям для того, чтобы сформировать ядро деловой активности, и только затем начинать работу с создающимися МП.
Потребителей услуг БИ можно сегментировать следующим образом:
а) Сегментирование потребителей услуг БИ по роду деятельности:
Рисунок 4 – Сегментирование потребителей услуг БИ по роду деятельности
б) Сегментирование потребителей услуг БИ по размеру организации:
Рисунок 5 – Сегментирование потребителей по размеру организации
в) Сегментирование потребителей по доли прибыли:
Рисунок 6 – Сегментирование потребителей по доли прибыли
г) Сегментирование потребителей по возрасту:
Рисунок 7 – Сегментирование потребителей по возрасту
В результате исследования можно выделить две целевые группы:
арендаторы – предприниматели, открывающие новые предприятия;
уже существующие предприятия.
Что касается первой группы, «центральной» группы, а именно предполагаемых арендаторов, среди населения есть определенные сектора, которые можно было бы оценить на предмет наличия предпринимательского потенциала:
1) Ремесленники: они вероятно уже занимались предпринимательской деятельностью, и, в целом как группа осторожно подходят к открывающемуся рынку, который создает конкуренцию. Им необходимо предложить побудительные мотивы, они могут извлечь выгоду от усовершенствованной технологии, общих расходов за содержание офиса, оборудования, услуг бухгалтерского учета и консультативных услуг и т.д.
2) Молодежь: более молодое поколение, наиболее вероятно, может оказаться восприимчивым к идее независимого, принимающего на себя риск коммерческого предприятия (хотя, все еще, в настоящее время, наиболее успешной возрастной группой предпринимателей является группа 25 - 50 лет). Необходимо разработать эффективные пути помощи молодым людям для направления их энергии на продуктивные цели. Необходимо задействовать кампании поддержки в форме презентаций выпускным классам средней школы и университета.
3) Возвращающиеся эмигранты и беженцы: данная группа, вероятно, имеет опыт, который, прямо или косвенно, мог бы стимулировать отношения предпринимательства. В любом случае, бизнес-инкубатор способствовал бы их ре-интеграции с миром бизнеса.
4) Работники с негарантированной работой: те работники, чьи рабочие места подвергаются риску, эта группа могла бы тяготеть к безопасной работе, однако некоторые люди могут найти привлекательной возможность освободиться от зависимости работодателя;
5) Безработные: эта группа может быть, по понятным причинам, деморализована, и люди могут бояться рисковать, поэтому скептически относятся к долгосрочным предложениям. Рассмотрение будущего этой группы высвечивает необходимость предпринять попытки хорошо скоординированного развития предпринимательства. Следует запланировать создание учебных центров или программ для безработных c перспективой создания потенциально новых отраслей промышленности для данной зоны, и, в этом случае, бизнес - инкубатор мог бы служить фокусной точкой.
Результаты сегментирования потребителей позволят БИ:
- определить характеристики и структуру резидентов БИ;
- оптимизировать ценовую политику;
- выбрать стратегию позиционирования с учетом характеристик целевой аудитории;
- оптимизировать рекламную и информационную политику.
2.6 Организационный план