Теоретические основы формирование товарных запасов на торговом предприятии
План
Введение
1.Теоретические основы формирование товарных запасов на торговом предприятии
2.Факторы, влияющие на величину товарных запасов
3.Виды систем управления товарными запасами
4.Анализ и учет товарных запасов
5. Методы нормирования товарных запасов
Заключение
Введение
Актуальность исследования определяется необходимостью повышения эффективности управления запасами на предприятиях торговли, а также повышения конкурентоспособности – важнейшего условия научно-технического реформирования российской экономики.
Для реализации этой цели необходимо создать систему научно-методических рекомендаций, нацеленных на повышение эффективности управления запасами на предприятиях торговли.
К основным проблемам общего плана в процессе развития, а также по мере изменения экономических условий, можно отнести необходимость совершенствования экономических структур в плане использования внутренних ресурсов. При этом предприятия выполняют две основные цели: повысить эффективность использования внутренних ресурсов и адаптироваться к новым внешним динамично изменяющимся условиям. Одной из проблем достижения этих целей является задача повышения эффективности управления запасами. Колоссальный объем средств, вложенных в запасы, придает проблеме управления ими первостепенную важность.
Сложившаяся на предприятиях ситуация обусловливает необходимость формирования новых методических основ и разработки практических рекомендаций по построению систем управления запасами, как одного из важнейших условий развития отечественных предприятий и системообразующих факторов повышения эффективности производства.
Процессы управления запасами являются составной частью системы управления торговым предприятием, поэтому их эффективность характеризуется таким важным критерием, как величина затрат, образующихся при управлении запасами.
В последнее время предприятия в процессе анализа издержек обращают внимание на скопившиеся за годы работы излишние запасы материальных ресурсов, которые пролеживают на складах, морально и физически устаревают, теряя свою стоимость, и фактически замораживают вложенные в них оборотные средства. Эта актуальная проблема определила необходимость постановки задачи исследования по созданию стратегии и методик нормирования товарных запасов.
Заключение
Центральным звеном механизма управления товарными запасами на уровне торгового предприятияявляется нормирование и планирование их объема.
Целью нормирования товарных запасов является определение их оптимальных размеров для обеспечения планового объема товарооборота в определенных условиях, месте и времени, создание необходимых материальных предпосылок для ритмичных и бесперебойных продаж товаров при минимальных затратах на их формирование, хранение, регулирование.
Нормы товарных запасов используются торговыми организациями (предприятиями) при:
― Разработке планов товарного обеспечения (запасов и поступление товаров);
― Определении объема оборотных средств и необходимого размера кредита для их формирования;
― Регулировании завоза товаров и оперативном управлении запасами, выявлении дефицита или формирования сверхнормативных запасов (неходовых, ввезенных больше планируемого);
― Контроле за обеспечением товарными запасами товарооборота, расчета плановой суммы затрат на хранение запасов товаров;
― Совершенствовании статистического и управленческого учета и контроля товарных запасов и деятельности предприятия в целом.
Нормирование товарных запасов базируется на следующих принципах:
1. Оптимальность. Нормативы должны предусматривать самые маленькие размеры товарных запасов, при которых обеспечивается непрерывность процесса обращения, удовлетворение спроса населения на товары. Критерии оптимальности определяются по-разному в зависимости от того, на каком уровне решаются задачи управления запасами.
Критериями оптимальности могут быть такие показатели, как:
― Уровень совокупных издержек обращения, связанных с доставкой и хранением товаров при условии наиболее полного удовлетворения спроса населения на товары народного потребления (для розничных предприятий);
― Время обращения товаров при максимальной надежности снабжения розничной торговли (для оптовых предприятий);
― Степень концентрации запасов нерегулярного обновления в отдельных звеньях торговли или местах хранения;
― Доля неходовых запасов в общем объеме и др.
2. Надежность. Реализация этого принципа достигается за счет формирования страховых запасов в целях защиты торгового процесса от непредвиденных колебаний со стороны спроса (возникновение ажиотажного спроса) или предложения товаров (в результате нарушения графиков завоза). Особенно важно с социальной точки зрения обеспечить образование страховых запасов в объемах, которые полностью исключают возможность возникновения дефицита товаров первоочередного спроса (мука, крупа, макаронные изделия, сахар, соль, спички, мыло и прочее).
3. Научность. Согласно данному принципу нормирования товарных запасов должно осуществляться на базе применения технико-экономических и экономико-математических методов, основываться на выявленных в результате анализа основных закономерностях формирования товарных запасов (их изменении во времени, соотношении между товарными запасами и товарооборотом, зависимости от важнейших экономических и организационных факторов, распределении товаров между оптовыми и розничными звеньями и прочее).
4. Реальность. При разработке нормативов следует учитывать материальные предпосылки формирования их размера: объем товарных ресурсов, которые может быть закуплен предприятием; складские площади и емкости, обеспечивающие хранение определенного количества товаров, их техническая оснащенность; объем собственных оборотных средств, который обусловливает реальные возможности накопления товарных запасов. При использовании экономико-математических моделей реальность нормативов обеспечивается введением ряда ограничений.
5. Эффективность. Нормирование товарных запасов должно обеспечить ускорение их оборачиваемости, рациональное размещение между оптовым и розничным звеном, по предприятиям и местах хранения, сократить совокупные расходы, связанные с доставкой и хранением товаров.
В процессе нормирования должен обеспечиваться не только собственно экономический эффект, но и учитываться социальные аспекты проблемы ритмичности и непрерывности поставок необходимых товаров населению.
В Условиях плановой экономики в торговле существовало два понятия норматива товарных запасов как экономической категории.
1. Норматив как запас, необходимый для обеспечения непрерывной реализации с целью наиболее полного удовлетворения объема и структуры потребительского спроса населения. В этом смысле норматив товарного запаса обеспечивает сохранение более или менее стабильного уровня запасов с тенденцией к расширению товарного ассортимента. Норматив товарного запаса определяются потребностями организации (предприятия) в товарах независимо от ресурсных возможностей государства обеспечить эти потребности.
2. Норматив как товарный запас, обеспечивающий равномерное распределение ресурсов по районам, организациям и периодам года (то есть в пространстве и времени) в соответствии возможностей общества направить определенную массу товаров в сферу обращения. Норматив товарных запасов в таком понимании был подвижным и изменялся как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения в зависимости от объема товарных ресурсов, степени насыщенности товарами каналов обращения.
В условиях рыночной экономики противоречия, существовавшие между «нормативом по возможностям» и «нормативом по потребностям» меняют свое содержание, но по сути проблемы остаются. Конкретное торговое предприятие может стать несостоятельным сформировать необходимый товарный запас не в связи с ситуацией отсутствия предложения товаров, а в связи с финансовыми трудностями. В наше время эта проблема является наиболее острой.
Список использованной литературы
1.Иванов Г.Г. Складская логистика: Учебник – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016 г. – 192 с.
2.Иванов Г.Г. Оптовая торговля: Учебное пособие – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013 г. – 96 с.
3.Иванов Г.Г. Экономика организации (торговля): Учебник – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012 г. – 352 с.
План
Введение
1.Теоретические основы формирование товарных запасов на торговом предприятии
2.Факторы, влияющие на величину товарных запасов
3.Виды систем управления товарными запасами
4.Анализ и учет товарных запасов
5. Методы нормирования товарных запасов
Заключение
Введение
Актуальность исследования определяется необходимостью повышения эффективности управления запасами на предприятиях торговли, а также повышения конкурентоспособности – важнейшего условия научно-технического реформирования российской экономики.
Для реализации этой цели необходимо создать систему научно-методических рекомендаций, нацеленных на повышение эффективности управления запасами на предприятиях торговли.
К основным проблемам общего плана в процессе развития, а также по мере изменения экономических условий, можно отнести необходимость совершенствования экономических структур в плане использования внутренних ресурсов. При этом предприятия выполняют две основные цели: повысить эффективность использования внутренних ресурсов и адаптироваться к новым внешним динамично изменяющимся условиям. Одной из проблем достижения этих целей является задача повышения эффективности управления запасами. Колоссальный объем средств, вложенных в запасы, придает проблеме управления ими первостепенную важность.
Сложившаяся на предприятиях ситуация обусловливает необходимость формирования новых методических основ и разработки практических рекомендаций по построению систем управления запасами, как одного из важнейших условий развития отечественных предприятий и системообразующих факторов повышения эффективности производства.
Процессы управления запасами являются составной частью системы управления торговым предприятием, поэтому их эффективность характеризуется таким важным критерием, как величина затрат, образующихся при управлении запасами.
В последнее время предприятия в процессе анализа издержек обращают внимание на скопившиеся за годы работы излишние запасы материальных ресурсов, которые пролеживают на складах, морально и физически устаревают, теряя свою стоимость, и фактически замораживают вложенные в них оборотные средства. Эта актуальная проблема определила необходимость постановки задачи исследования по созданию стратегии и методик нормирования товарных запасов.
Теоретические основы формирование товарных запасов на торговом предприятии
Теория управления запасами относится к числу наиболее молодых отраслей исследования операций, хотя отдельные результаты ее получены достаточно давно. Впервые подобная задача применительно к определению резервных денежных фондов была математически сформулирована Эджвортом Ф. в 1888 г. В начале XX века появился целый ряд статей по определению наиболее экономичного объема поставки марки материального ресурса на предприятие.
Основы современной теории управления запасами - постановка задачи, анализ влияющих на решение факторов, способ учета неопределенности в спросе - были сформулированы в работах Эрроу К., Гарриса В., Маршака С. и Дворецкого А. Разработка этих идей в дальнейшем была подхвачена в ряде статей, обсуждающих как отдельные аспекты самой теории, так и вопрос в целом.
В качестве примеров рассматриваемых задач в зарубежной литературе по управлению запасами можно привести следующие: определение «точки заказа», «оптимальной партии заказа» (с фиксированным заказом, с фиксированной периодичностью заказа), «системы с двумя фиксированными уровнями запасов» и т.д. В созданной теории рассматриваются, например, такие задачи как:
- управление запасами однородного продукта на изолированном складе при фиксированной задержке поставок;
- управление запасами при случайной задержке поставок;
- управление многономенклатурными запасами и т.д.
При решении этих задач рекомендовано оценивать экономичность (и, если удается, оптимизацию) управления запасами. Оцениваются стоимости: хранения, поставок, штрафных санкций и т.п., осуществляется статистический анализ спроса и т.д. В разработанной теории постановка практических задач управления запасами, как правило, приводит к многономенклатурным ситуациям, к необходимости совместного рассмотрения группы складов, случайным задержкам поставок по времени. Все эти факторы существенно усложняют расчет оптимальных стратегий. Ситуация, рассматриваемая при расчете, однако, сильно упрощается при выполнении каждого из следующих условий:
- поставка товаров производится от независимых поставщиков;
- штрафы за недостачу либо суммируются по всем номенклатурным позициям, либо отсутствуют совсем;
- на выбор параметров стратегий управления запасами не наложено общих для группы номенклатурных позиций ограничений или такие ограничения несущественны;
- критерием качества организации снабжения для каждого склада служит сумма затрат на данном складе;
- отношение среднеквадратического отклонения задержки поставок к ее среднему значению мало.
Согласно теории управления запасами, создание запасов почти всегда неизбежно и хранение их связано с ограничениями, налагаемыми политикой фирмы, направленной на получение прибыли. Запасы создаются для удовлетворения спроса. Из всех возможных путей решения этой проблемы наиболее приемлемым является создание запасов. Аналогично политика управления запасами также должна быть наилучшей альтернативой из всех возможных линий поведения. Наличие альтернативных линий поведения означает, что администрация предприятия обязана принимать решения. Следовательно, задачи управления запасами являются задачами принятия решений. Находится набор правил принятия решении, удовлетворяющих функции цели (такой, как, например, минимизация издержек), подверженной определенным ограничениям налагаемым политикой фирмы, наличием помещений, капитала, рабочей силы и т.д. В качестве критериев оптимизации обычно выбираются также следующие: минимальная величина совокупных издержек, минимальная величина запаса, максимальная вероятность бездефицитной работы, максимальная рентабельность, максимальная оборачиваемость оборотных средств.
Почти для всех методов решения этих задач требуется построение модели процесса (математической, статистической, имитационной). Обычно такие модели основаны на системе соотношений, связывающих интересующие нас переменные величины. Эти соотношения позволяют обнаружить и выразить противоречия в пределах операции и организации, а также дают возможность заменять один показатель другим.
Использование моделей для анализа и решения научных проблем - вопрос не новый. Моделирование является общим методом во многих науках. Модель Уилсона не является единственной или наилучшей моделью из числа имеющихся в настоящее время, в то же время она помогает понять поведение запасов и во многих практических случаях позволяет эффективно регулировать и контролировать уровни запасов.
Модель может принимать любую форму. Имитационные модели часто являются почти точным аналогом процесса управления запасами. Модели массового обслуживания являются статистическими и предполагают определенные допущения относительно распределения спроса и распределения моментов пополнения запасов и относительно их взаимодействия. В некоторых моделях соотношения между показателями кажутся слишком упрощенными, и, тем не менее, эти модели дают полезные и важные результаты.
Для того чтобы модель оказалась полезной, она должна удовлетворять требованиям: обеспечивать возможность применения математического аппарата (непосредственно, путем соответствующих упрощающих аппроксимаций или с помощью моделирования на вычислительной машине) и должна приводить к решениям или разумным выводам. Кроме того, модели, которые необходимо существенно изменять при небольших колебаниях характера процесса, имеют до некоторой степени ограниченную ценность.
Еще более важно, чтобы в модели рассматривался и численно оценивался процесс принятия решений, приемлемый в реальных условиях. Модель, в которой обычные решения могут приниматься лишь после математических вычислений, совершенно не подходит для большинства торговых и промышленных предприятий. С другой стороны, неприемлема и модель, упрощенная до такой степени, что она становится слабо связанной с реальной действительностью.
Таким образом, полезные и эффективные модели заключены между этими двумя предельными случаями. Наличие быстродействующих вычислительных машин позволяет применять все более сложные модели, а прогресс в понимании поведения запасов сможет расширить круг полезных моделей в сторону нижнего предела.
Объем заказа
Максимальный желательный запас
Пороговый уровень
Текущий запас
Гарантийный запас
Время
Рис.1. Виды запасов по времени учета
Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.
Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.
Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом.
Гарантийный (или страховой) запас предназначен для непрерывного снабжения потребителей в случае непредвиденных обстоятельств.
При анализе управления запасами должны рассматриваться некоторые стоимостные показатели. Иногда в качестве такого показателя используют коэффициент оборачиваемости. В то же время, анализ издержек, уровень которых зависит от принимаемых решений по управлению запасами, показывает, что коэффициент оборачиваемости не является достаточной и полной оценкой эффективности товарно-материальных запасов. Имеется несколько касающихся материальных запасов видов издержек, которые не учитывает коэффициент оборачиваемости. Они включают издержки, связанные с заказом товаров, издержки по поддержанию и хранению требуемого уровня запасов, издержки дефицита.
Издержки заказа связаны с размещением заказов и прямо зависят от частоты, с которой они размещаются. Эти издержки включают расходы на ведение учетной документации, на подготовительно - заключительные операции, транспортные расходы по перемещению товаров между предприятиями и складами. Наиболее удобным, хотя и не наиболее точным методом определения расходов по подготовке, оформлению и подаче каждого заказа, является деление общих годовых расходов отдела закупок (заработная плата работников отдела, материальные и накладные расходы) на число подаваемых за год заказов. В литературе предлагается и другой способ определения издержек заказа, а именно – точный хронометраж и выборочное обследование в целях определения средних затрат времени на подготовку и подачу заказов.
Во-вторых, существуют издержки хранения, которые включают стоимость капитала, омертвленного в запасах, затраты на содержание товара на складе и другие издержки, связанные с физическим присутствием товаров. Вкладывая деньги в запасы, фирма, таким образом, отказывается от использования этих средств для других целей (например, для приобретения нового оборудования, разработки новых продуктов, размещения средств в краткосрочных ценных бумагах и т.д.).
Следовательно, стоимость капитала, должна учитываться при инвестировании в запасы. Расчетная стоимость может быть вычислена, исходя из стоимости получения банковской ссуды, чтобы инвестировать в запасы, процент по краткосрочным ценным бумагам, на который предприятие может рассчитывать при отказе от инвестирования в запасы, либо уровня прибыльности проекта капиталовложений, который нельзя осуществить при инвестировании в запасы, либо нормы рентабельности инвестиций в запасы. После определения стоимости капитала, необходимо добавить некоторые другие расходы, зависящие от размера запасов. Они обычно включают расходы по налогу на имущество и страхованию запасов, расходы из-за недостач или из-за ограничения срока хранения, операционные расходы, связанные с хранением запасов (например, за аренду занимаемых помещений, за пользование отоплением, светом и т.д.).
Третий и последний вид издержек составляют издержки дефицита, возникающие, когда спрос на продукт превышает наличие его на складе. Существуют трудности с расчетом данного вида издержек. Они возникают тогда, когда покупатель намерен ждать следующей поставки требуемого товара, но не отражаются в документах. Хотя издержки дефицита трудно измерить, они оказывают сильное влияние на эффективность использования товарно-материальных запасов. Часто эти издержки приравнивают к недополученной прибыли, если покупатель принимает решение о покупке товара у конкурирующей фирмы. Более того, эти издержки могут быть еще более существенны в случаях, когда теряется значительная часть доброго имени фирмы. Одним из часто используемых показателей для контроля над издержками дефицита является уровень обслуживания. Он может быть рассчитан различными способами, например, как процент единиц товара (или заказов покупателей), отгруженных непосредственно со склада в общей сумме спроса на товар за период.
Традиционный критерий оптимизации в задачах управления запасами – минимизация рассмотренных выше издержек.
Реализация задачи возможна при использовании экономико-математических расчетов и знаний в области теории управления запасами. Таким образом, задача выбора необходимых запасов материальных ресурсов имеет альтернативный характер и должна решаться оптимизационными методами.