Как мне избежать сплетен и недовольства?
Что бы вы сделали, если бы с вами произошел вот такой случай? Фрау Майер рассказала вам, что господин Мюллер распространяет повсюду слухи, что ваша фирма в скором времени обанкротится, что оборот за январь не покрывает даже расходов на зарплату, что вы уволили господина Фельшмана из-за личной неприязни и что в скором времени последуют новые увольнения.
Вы правы. Если вам удалось «подтянуть» рабочую атмосферу до уровня, о котором мы говорили в предыдущей главе, то, вероятнее всего, подобное на вашей фирме просто невозможно. Ну, допустим, все же произойдет — что тогда? Например, вы с грехом пополам увольняете этого Мюллера, этого коварного сплетника. Тем самым вы, конечно, усилите впечатление о себе как руководителе, придерживающимся авторитарного стиля управления. Но в результате может оказаться, что от вас станут уходить лучшие сотрудники.
Я предлагаю вам другой выход: проинформируйте сами своих сотрудников. И лучше всего, если вы будете это делать в форме производственного письма. Пусть ваш персонал насчитывает всего несколько человек. Даже в коллективе, состоящем из четырех сотрудников, могут возникнуть коммуникационные проблемы. Если у вас есть компьютер, то составить такое письмо ничего не стоит. Прежде чем перейти к содержанию письма, я должен еще раз обратить ваше внимание на необходимость отправить письмо каждому сотруднику на дом. Если вы ради экономии почтовых расходов будете рассылать их в стенах вашего предприятия, то результат от всей затеи будет минимальным.
Что должно быть в этом письме? Обычно я начинаю с благодарности за проделанную работу в предыдущем месяце. Затем информирую о состоянии дел. При этом не обязательно сообщать точные данные. Достаточно формулировок типа: «Мы получили значительное число заказов, в этом есть и ваша заслуга».
Следующий важный момент — уход сотрудников и пополнение персонала. Например, я пишу: «К сожалению, господин Фельшман уходит от нас в конце месяца, так как намерен продолжить свое образование в области электронной обработки данных. Мне действительно жаль, что так произошло, но я желаю ему от всего сердца больших успехов в будущем. Его может заменить фрау Брюллер. Нам рекомендовал ее наш сотрудник господин Клемп, за что мы хотели бы его искренне поблагодарить. Фрау Брюллер последние пять лет руководила отделом «X» фирмы «Y» и, обладая жизнерадостным характером, без сомнения, отлично войдет в наш коллектив».
Видите, сколько мух вы убиваете одним ударом? Вы выражаете благодарность, усиливаете мотивацию сотрудников, информируете их и одновременно пресекаете всякие слухи. Попробуйте. В ближайшие полгода пишите раз в месяц такие письма и проконтролируйте потом, изменилось ли что-нибудь в вашей фирме.
В дополнение к производственным письмам я бы посоветовал проводить беседы с сотрудниками. Правда, это возможно только при условии, что они вам доверяют. Если доверие полностью отсутствует, то воспользуйтесь помощью постороннего консультанта. Я сам проводил несколько раз подобные беседы по просьбе клиентов. При этом происходили удивительные вещи. Я начинал беседу приблизительно так: «Философия этой фирмы заключается в том, чтобы помочь ее сотрудникам достичь успеха. Для этого необходимо знать, что лично вы понимаете под словом «успех». Чего вы ждете от вашей работы? Что делает вас счастливым? В чем состоят ваши сильные и слабые стороны? Какое оборудование для оснащения своего рабочего места вы приобрели бы, получив необходимый кредит?» Разумеется, я заверяю сотрудника, что сохраню в тайне содержание нашей беседы и передам руководству только то, что он сам пожелает передать.
Вы просто не поверите, как легко решаются таким образом многие проблемы. Один пожилой сотрудник сообщил мне, что он работает по совместительству и имеет собственное небольшое дело. Он бы давно отказался от него и устроился на постоянную работу, но его пенсионный полис не позволяет этого. Мы пришли к выводу, что я поговорю об этом с его шефом. Тот был очень рад, сказал, что с пенсионным страхованием не будет проблем, тут же назначил этого сотрудника руководителем сектора, одновременно увеличив зарплату. Когда я спросил сотрудника, почему он раньше никогда не говорил о своем желании, он ответил: «Это казалось невыполнимым».
Другой сотрудник пожаловался на то, что ему приходится работать с давно устаревшей электропилой, которую я спустя некоторое время увидел собственными глазами. Пользоваться такой пилой было чрезвычайно опасно. И об этом обстоятельстве никогда не говорили шефу. Почему — никто не знает.
4. Пока все сам не сделаешь...
После того как я рассказал о пиле владельцу фирмы, отметив при этом, что ее стоило заменить уже только по соображениям безопасности труда, я нашел его на следующий день обложенным со всех сторон различными каталогами инструментов. На мой удивленный вопрос, чем он занимается, он ответил: «Ищу новую пилу, что же еще? Уже целый час листаю каталоги и не могу ни на чем остановиться».
Вы уже догадались, что речь идет о еще одной болезни среднего предпринимателя — стремлении все сделать самому. В данном случае этот руководитель, во-первых, неразумно тратит свое дорогое время на вещи, о которых не имеет ни малейшего понятия. А во-вторых, сотрудник со своей стороны может и обидеться, если ему всучить какую-то новую пилу, предварительно не поинтересовавшись его мнением как специалиста. Здесь мы имеем дело с типичным случаем делегирования ответственности.
Сотрудник был вызван в офис, и мы дали ему полную свободу выбора. Если бы вы видели, как он был рад этому! Он получил возможность приобрести ту пилу, которую хотел, а у руководителя стало одной проблемой меньше. Этот случай еще долго оказывал положительное влияние на настроение сотрудника и его отношение к своим обязанностям.
Если предприниматель охвачен «работоманией», то, на мой взгляд, существуют два варианта проявления «болезни».
Первый тип больного — это очень способный, но, к сожалению, весьма нетерпеливый человек. К самому себе он обычно предъявляет высокие требования и в основном способен их выполнить. Но ошибка его состоит в том, что к своим сотрудникам он подходит с той же меркой. И если что-то не удается или идет, по его понятиям, слишком медленно, тут же проявляется его нетерпение — и вот уже готова всем известная фраза: «Пока сам все не сделаешь...»
Второй тип страдает явно выраженным комплексом неполноценности. Он боится, что все его надежды рухнут, если он не будет совать свой нос во все дела.
Если в одном из этих типов вы узнали себя, то не стоит особо переживать. У многих предпринимателей появляются подобные симптомы. Лекарство, которое я могу предложить, само по себе весьма эффективно, но оно вряд ли поможет, если вы не измените своей принципиальной позиции.
Вспомните, о чем мы говорили во втором разделе книги, и каждое утро повторяйте вслух по двадцать раз одну и ту же фразу: «Я ценный работник и прекрасный человек. Я должен сосредоточиться на самых важных проблемах, а все другое предоставить решать моим умелым сотрудникам. Я уверен в их компетентности и чувстве ответственности».
5. Нет времени!
Нет времени! Вдумайтесь в чудовищность этого выражения. Ведь время в конце концов не что иное, как жизнь. А теперь попробуйте заменить в следующих выражениях слово «время» на слово «жизнь»: нет времени, убивать время, тратить время попусту, разбазаривать время.
В одной из церквей я однажды обнаружил брошюру, на обложке которой было написано: «Жизнь — это время, отпущенное нам смертью». Удивительно точно. И каждый раз, когда вам захочется сказать «нет времени», сделайте паузу и подумайте, сколько времени даровала вам смерть и на что вы его используете.
В своей книге «Сегодня начинается последний отрезок твоей жизни» С. Бетиус и X. Цельвегер приводят одно прекрасное упражнение, которое я регулярно использую в своих семинарах. Чтобы при этом достичь наилучшего результата, необходимо предварительно расслабиться. Включите приятную медленную музыку или воспользуйтесь аудиокассетой с одной из многочисленных программ с упражнениями на снятие напряжения и расслабление. Представьте, что вас посетила прекрасная фея, готовая исполнить три ваших желания. Что бы вы пожелали? Чаще люди ведут себя так, как будто основная цель их жизни стать сказочно богатым. Ну, если остается еще время, то можно подумать и о любви. И только на последнем месте в этом ряду стоят они сами со своим физическим и духовным здоровьем.
Но это еще не все! Перейдем сразу к следующему упражнению. Представьте, что вы слышите голос, который говорит вам: «Мне очень жаль, но тебе осталось жить всего год. И умрешь ты здоровым и без боли». Что вы стали бы делать в этот последний год вашей жизни? Позднее я скажу вам, что отвечает в этом случае большинство, а пока продолжим упражнение. Вновь слышен тот же голос и он сообщает вам, что «наверху» произошла ошибка и что речь идет не о годе, а об одном месяце. Правда, и в этом случае вы умрете здоровым и без физических страданий. Что вы предпримете в оставшийся вам месяц?
И теперь последний шаг. Правильно. Голос сокращает вашу жизнь до одного дня. Спланируйте последний день своей жизни. Вы что-нибудь почувствовали? Теперь мы вплотную подошли к самому главному. Вновь звучит голос, который торжественно сообщает: «Мы ошиблись. Этот день не последний в твоей жизни. Ее конец пока не определен». Как вы теперь поступите? Будете в этом случае делать что-то по-другому?
Около 90 % людей хотят в последний год своей жизни пережить что-то особенное, воплотить в жизнь свою мечту. Большинство уже не отдает предпочтения своей профессии, и это доказывает, что в настоящий момент они делают не то, что хотели бы делать в действительности. В последний месяц человек концентрирует внимание на важных человеческих отношениях. В программу месяца включается длительные прогулки с близким человеком, пребывание с детьми, если они есть. В последний день большинство стремится побыть в одиночестве и поразмышлять, просто посидеть где-нибудь на опушке леса и благодарить провидение за каждую подаренную минуту жизни.
Все это говорит о том, что большинство людей живет не в соответствии со своими собственными приоритетами, и поэтому их усилия не увенчаны успехом. Если на первое место среди приоритетов выходят деньги, а собственное здоровье остается на последнем, то вы будете жестоко наказаны жизнью.
В одной детской американской песенке поется приблизительно так:
Веди, веди свою лодку
Спокойно вниз по течению.
Радостно, радостно, радостно.
Жизнь — это только лишь сон.
Веди свою лодку, а не лодку соседа или супруга, веди ее спокойно, без суеты и нервотрепки. Вниз по течению, а не вверх, т.е. в согласии с Шоршем, а не вопреки ему. При этом ты должен быть радостным, а не угрюмым. Жизнь-то в конце концов лишь только сон. Тебе всю ночь снится сон, а потом ты просыпаешься. И понимаешь, что видел сон, только когда просыпаешься. Ты живешь и умираешь. И понимаешь, что ты жил, только тогда, когда умираешь. Постарайтесь хорошо запомнить эту мысль, и тогда вы освободитесь от того главного, что мешает достижению успеха,— от страха.
Эта глава не случайно включена в раздел о персонале. Если вы будете в дальнейшем придерживаться этих вновь приобретенных принципов, то они словно по мановению волшебной палочки перейдут и к вашим сотрудникам. Уэйн Дуайер однажды заметил: «Единственное, что удерживает вместе клетки вашего организма,— это гармония и создание неразрывной связи с чем-то более крупным. Все, что идет на пользу вам, полезно также и вашей фирме, и остальному миру».