Разгосударствление и приватизация
Переход к рыночной экономике – двусторонний процесс. С одной стороны, необходимо сформировать собственно «рынок», систему рыночных связей: обеспечить свободное ценообразование, свободу торговли, конкурентные отношения и т.п., с другой - преобразовать производственную сферу, создав в ней большое количество хозяйствующих субъектов. Это связано с существенными преобразованиями отношений собственности.
Основное содержание преобразований отношений собственности – преодоление огосударствления, т.е. ликвидация тотального государственного господства в этой сфере. Разгосударствление в рамках самой госсобственности проявляется в устранении ее фактической монополии, «разрешении» других форм – допуске плюрализма форм собственности. Сохраняющиеся государственные предприятия должны коренным образом изменить характер своего функционирования, перейти на условия коммерциализации: отказаться от форм планового патернализма (субсидии, льготы, выгодные цены, твердые заказы и т.п.); перейти на равные с другими формами условия хозяйствования (на жесткое бюджетное ограничение); широко использовать акционерную форму. Еще один из путей разгосударствления – приватизация, т.е. смена государственной формы на частную.
Приватизация – важное средство создания экономической структуры производства, адекватной рыночной системе.
Для успешного осуществления приватизации в России необходимо было создание определенных условий. Надо было создать субъекты госсобственности, т.е. учреждения, которые по закону имеют право ею распоряжаться (продавать или покупать акции госпредприятий). Первым шагом в этом плане было образование Российского фонда федерального имущества (субъект госсобственности), выступающего продавцом приватизированных долей госпредприятий (паев, акций). Деятельность фонда финансируется за счет средств, полученных от приватизации. На местах фонд имеет свои отделения. Фонд выполняет функции: временно владеет принадлежащими РФ свидетельствами собственности на приватизированных предприятиях; осуществляет полномочия РФ как собственника на общих собраниях; обменивает принадлежащие РФ акции на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний.
Исполнительные функции – разработка программы, организация процесса приватизации и контроля за ее ходом – возложены на Государственный Комитет РФ по управлению государственным имуществом (Госкомимущество). Комитет принимает решения о приватизации предприятий.
В России, как и во всех других бывших социалистических странах, приватизация занимает заметное место и имеет некоторые особенности. Во-первых, приватизация носит централизованный характер. Приватизация - это организованный сверху процесс, она представляет собой государственную экономическую политику. В результате государство регулирует и контролирует приватизационные процессы. Во-вторых, историческая беспрецедентность данного процесса, совершаемого при переходе от плановой экономики к рыночной. В - третьих, приватизация во многом предшествует созданию достаточно развитой рыночной инфраструктуры, что снижает ее эффективность, увеличивает издержки преобразований. В-четвертых, масштабность, массовый характер приватизации. В-пятых, ориентация на смешанный тип, сочетающий рыночные и административные методы осуществления приватизации. Наряду с продажей предприятий за наличные деньги путем проведения аукционов и конкурсов. Государственная программа предусматривала бесплатное получение каждым гражданином независимо от уровня доходов, социального положения, возраста, пола, приватизационного чека, дающего ему право на приобретение акций государственных и муниципальных предприятий на определенную сумму.
Приватизационный процесс в России имеет две важнейшие черты: 1) «ваучерный» характер осуществления; 2) проведение в условиях зарождения рыночных отношений.
«Ваучерный» характер приватизации означает, что госсобственность передается гражданам бесплатно. Приватизационные чеки покупались и продавались без ограничений. На них могут приобретаться объекты приватизации и акции специальных инвестиционных фондов. Оценочная рыночная стоимость продаваемых в обмен на ваучеры фондов составила в России 35% от всех приватизируемых по федеральной программе фондов. И на такую же сумму были выпущены ваучеры. Каждый ваучер имел номинальную стоимость 10 000 руб.
В июле 1991г. был принят Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992-1994гг. Все предприятия, подлежащие приватизации были разделены на три группы: 1) мелкие предприятия (до 200 занятых с балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб.; они подлежат продаже на аукционах (конкурсах); 2) крупные предприятия (занято более 1000 человек при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. руб.; они приватизируются путем преобразования в открытые акционерные общества; 3) остальные предприятия, они могут быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями принятой программы.
Акционирование предприятия сопровождается предоставлением льгот: 1) всем членам трудового коллектива бесплатно передаются именные не голосующие (привилегированные) акции, составляющие 25% уставного капитала; продаются простые акции, составляющие 10% уставного капитала, со скидкой 30% номинальной стоимости и предоставляется рассрочка до трех лет (первоначальный взнос не менее 15%); 2) всем членам трудового коллектива, кроме того, предоставляется право приобрести простые акции, составляющие 51% уставного капитала, но уже без льгот на приобретение; продажная цена устанавливается Государственным комитетом имущества; 3) инициативной группе работников предприятия, взявшей на себя ответственность за выполнение плана приватизации и заключившей с согласия коллектива договор на срок до одного года, дается после истечения срока договора право на приобретение 20% простых акций по номинальной стоимости; на период договора ей предоставляется право голосования по 20% голосующих акций. Акционерное общество становится основной организационной формой предприятий в России.
С появлением ваучеров связано функционирование чековых инвестиционных фондов (ЧИФ). Функции ЧИФ состоят: а) в мобилизации ваучеров за счет эмиссии собственных акций; б) инвестировании их в ценные бумаги приватизированных предприятий; в) торговых операциях (спекуляции) с ваучерами. В задачу ЧИФ входят аккумулирование чеков населения и обмен их на акции предприятий.
Вторая черта отечественной приватизации состоит в том, что она реализуется в экономике, где рыночные отношения находятся на стадии становления. Отсюда приватизация предполагает адаптацию приватизируемого предприятия к формирующимся рыночным условиям. Эта адаптация включает в себя экономико-правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждый из этих компонентов выполняет свою функцию, все они обусловливают друг друга. Но основой адаптации является производственное и финансовое приспособление, т.к. оно определяет всю хозяйственную деятельность предприятий.
Эти две важнейшие черты приватизационного процесса в России определяют концепцию проведения приватизации государственной собственности в ней и два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный. Временные рамки первого этапа – этапа чековой приватизации – с июня 1992г. по 1 июля 1994г. Основными целями его были: 1) массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов; 2) формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики; 3) обеспечение условий для повышения эффективности функционирования российских предприятий; 4) создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим; 5) содействие процессу стабилизации финансового положения; 6) создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации экономики; 7) расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.
Чековая модель приватизации осуществлялась в условиях: 1) избранный вариант экономической реформы требовал незамедлительного разгосударствления и высоких темпов проведения приватизации, что с учетом масштабов российской экономики неизбежно вело к значительным организационным и иным проблемам; 2) Россия не располагала квалифицированными кадрами, подготовленными для быстрого и качественного решения задач приватизации; 3) практически полностью отсутствовали необходимые финансовые ресурсы для выполнения задач приватизации, а также отсутствовал платежеспособный спрос населения; 4) в стране насчитывалось свыше 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий, что требовало разработки типовых стандартов процедур приватизации, позволяющих в короткие сроки провести их разгосударствление; 5) иностранные инвесторы не проявили желаемого уровня интереса к приватизации в России.
Как уже отмечалось, в качестве основного инструмента приватизации на ее первом этапе были использованы приватизационные чеки, выданные всем гражданам. Население России получило 146,1 млн. приватизационных чеков. Каждый владелец последнего имел четыре возможности: 1) использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия (в ходе такой подписки было принято около 26 млн. чеков); 2) участвовать в чековом аукционе; 3) купить акции ЧИФ (таких фондов было создано 640, они собрали более 60 млн. чеков); 4) продать чек (всего было продано около ¼ выданных чеков). Разработанная модель чековой приватизации предусматривала три основных варианта приватизации, различающиеся между собой набором льгот.
Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации АО или ЧИФ. На чековых аукционах продавались акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1421 млрд. руб., были проданы акции общим номиналом 285 млрд. руб., т.е. около 20%. Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один ваучер. В первый этап приватизации было вовлечено практически все население страны.
Анализ и оценка количественных и качественных итогов первого этапа приватизации позволяют сделать следующие выводы о положительных сдвигах в структуре собственности в российской экономике: 1) решена главная задача – устранена монополия госсобственности в экономике, заложены основы рыночной экономики многоукладного типа; 2) разгосударствление и приватизация заняли ключевое место в процессе трансформации экономики России; 3) центральное место в приватизации госпредприятий заняли чековые аукционы; 4) была создана и начала работать модель приватизации, позволившая осуществить передачу в частную собственность имущество десятков тысяч предприятий. Так, большая часть объектов малой приватизации к середине 1994г. были переданы в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных госпредприятий к середине 1994г. было создано 20 тыс. АО. К концу 1994г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.
Данный этап приватизации выявил и ряд негативных черт, которые были обусловлены отсутствием опыта, избранным форсированным курсом ее проведения, особенностями социальной структуры России, сложившейся в условиях плановой экономики.
Приватизация проводилась во многом без должного представления о перспективах приватизируемых предприятий; не оговаривались предварительные условия о характере будущей деятельности, осуществлении определенных инвестиций, повышении эффективности производства.
Негативным результатом первого этапа приватизации стало такое распределение собственности в рамках созданных АО, при котором значительная часть предприятий оказалась под контролем директората и менеджмента. При этом рядовой член АО только формально являлся совладельцем акционерного капитала.
Следует отметить номенклатурно-криминальный характер российской приватизации. Этому способствовали отсутствие четкой правовой основы приватизации, которая проводилась группами, связанными с управленческими функциями (партийно-государственной элитой-номенклатурой), неденежный и неэквивалентный характер приватизации. Возможности быстро, легко и вполне «законного» обогащения усиливают коррупцию, порождают мафиозные связи, рэкетирские группировки. Многие российские предприятия приватизировались за бесценок, т.е. продавались ниже рыночной стоимости.
В ходе первого этапа приватизации не были решены задачи передачи предприятий в руки эффективных собственников, чековая приватизация не обеспечила заметного повышения эффективности производства. Приватизация на этом этапе не стала в целом препятствием для продолжавшегося спада производства.
На этапе чековой приватизации практически не была решена задача привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций. Так, к концу 1993 года иностранные инвестиции в России составили в целом менее 2,7млрд. долл., а за первую половину 1994 года возросла лишь на 278 млн. долл.
В целом приватизация не повлияла на работу предприятий и их поведение на рынке. Наиболее заметное различие в поведении государственных и приватизированных предприятий состоит в том, что первые меньше, чем акционерные общества, сокращают работников, меньше нацелены на увеличение объема производства и прибыльности. Акционерные общества имеют больше, чем государственные, разнообразных источников финансирования, меньше ждут помощи от государства. Все это говорит о том, что программа приватизации и механизм ее реализации нуждаются в корректировке.
Главная цель денежного этапа приватизации, который начался с 1 июля 1994 года, - переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных /эффективных/ собственников. Денежный этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегических задач: 1) формировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях; 2)обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки; 3) способствовать решению фискальных задач – пополнение доходной части госбюджета. Участниками денежной приватизации становятся крупные инвесторы, ориентация делается на экономическую целесообразность. При определении начальной цены берется балансовая стоимость не на 1 июля 1992 года, а на 1 января 1994 года, т.е. учитывается имевшая место переоценка основных фондов.
Результативность денежной приватизации во многом будет зависеть от уровня инвестиционного спроса. Если на этом этапе капиталы пойдут в экономику, то будет происходить производственная, экономическая, финансовая адаптация приватизационных предприятий к рыночной среде.
Особенностью денежного этапа является его направленность на осуществление перехода от системы бесплатной раздачи собственности к ее реальной продажи в ходе относительно «медленной» приватизации. В интересах привлечения стратегических инвесторов предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций – не менее 15-25% уставного капитала предприятия. К основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества: а) государственные пакеты акций приватизированных предприятий; б) земельные участки приватизированных предприятий; в) недвижимость.
Первоначально на новом этапе предполагалось использовать следующие методы приватизации: 1) безвозмездную передачу акций работникам; 2) продажу акций работникам по закрытой подписке; 3) продажу акций по инвестиционному конкурсу; 4) продажу акций по конкурсу; 5) продажу акций по коммерческому конкурсу; 6) продажу акций на аукционе, в т.ч. с использованием институтов фондового рынка; 7) продажу акций на специализированном аукционе; 8) продажу предприятий на аукционах; 9) продажу предприятий по коммерческому конкурсу; 10) продажу предприятий по инвестиционному конкурсу; 11) выкуп арендного имущества; 12) продажу предприятий товариществам по особым льготам; 13) продажу имущества действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий; 14) продажу объектов незавершенного строительства; 15) продажу предприятий-должников. Но в действующий федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» не вошли безвозмездная передача акций, закрытая подписка и инвестиционный конкурс, т.к. они показали свою неэффективность.
Основными результатами денежной приватизации являются: 1) выведение значительной части государственного имущества из-под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот; 2) формирование основ рынка недвижимости, в т.ч. рынка земли под объектами приватизации; 3) привлечение иностранных инвесторов.
Однако нельзя говорить, что достигнут коренной переворот. В ходе денежной приватизации высветился ряд проблем. Это обострение противоречий между покупателями предприятий и менеджментом. Конфликт заключается в том, что значительная часть директората, не сумевшая приспособиться к новым условиям хозяйствования, склонна по-прежнему к государственному патернализму. Максимизация прибыли занимает подчиненное место, а на первый план, как и раньше, выдвигается задача наращивания объемов производства. Директораты предприятий прокручивают деньги на счетах дружественных компаний, расходуют валюту в целях личного потребления. По данным ВЦИОМ, 74% новых инвесторов отказываются финансировать свой объект собственности, пока у руководства остается старый менеджмент.
В результате проведения массовой приватизации, как на чековом, так и на денежном этапах, поставленные перед органами по управлению государственным имуществом задачи не были решены в полном объеме: а) не был сформирован широкий слой эффективных частных собственников; б) структурная перестройка экономики не привела к необходимому уровню повышения эффективности деятельности предприятий; в) привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий; г) в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.
Основные причины неполного решения поставленных задач: 1) эффективность приватизации оценивалась по темпам разгосударствления собственности, по количеству приватизированных предприятий и по уровню полученных доходов в интересах финансирования дефицита федерального бюджета, а целям развития эффективности функционирования приватизированных объектов не придавалось должного внимания; 2) проводимые в стране институциональные реформы не сопровождались выработкой государственной политики в сфере управления государственным имуществом, неотъемлемой частью которой должна быть приватизационная политика.
Обобщая вышеизложенные плюсы и недостатки этапов чековой и денежной приватизации и критически их оценивая, следует подчеркнуть, что их можно свести к концептуальной основе предстоящего нового этапа российской приватизации: 1) приватизация осуществляется в качестве важнейшего средства выведения российской экономики на путь устойчивого развития прежде всего за счет ее внутренних источников и средств; 2) приватизация проводится в русле формирования российского варианта смешанной экономики с рациональным сочетанием всех форм и видов собственности и с государственно-частной организацией хозяйствования. Воспроизводство отношений собственности осуществляется с помощью смешанного хозяйственного механизма, основными взаимосвязанными блоками которого являются государственное регулирование и рыночный механизм самоорганизации; 3) процессы приватизации и деприватизации, национализация и денационализация – постоянные и естественные методы управления госсобственностью как в переходный период, так и в условиях достигнутой смешанной экономики; 4) основная цель приватизации – создание условий для формирования смешанной экономики; стратегических собственников и инвесторов; конкурентной среды; механизма эффективного воспроизводства собственности и консолидированного общественного капитала; системы рыночной инфраструктуры и материальной основы социальной защиты всех слоев населения; 5) приватизационный процесс идет строго по «точечным» проектам с предоставлением обществу полной информации по каждому из них и с соблюдением баланса интересов основных слоев населения; 6) непосредственно приватизации предшествуют: широкое использование аренды с правом выкупа государственного имущества, коммерциализация госпредприятий, их организационная перестройка и создание проекта внутрихозяйственного предпринимательского механизма; 7) субъектам РФ и муниципалитетам предоставляется широкий спектр возможных способов и сроков приватизации находящихся в их собственности объектов. Но федеральный центр управления приватизационными процессами поощряет прежде всего инновационные методы региональной и муниципальной приватизации, приносящие высокий экономический и социальный эффект.
В целом приватизация увела Россию от неэффективной государственной экономики, но конкурентоспособная частная пока не появилась. В результате смены форм собственности предприятия начали избавляться от некоторых прежних недостатков – ресурсного расточительства. Но, к сожалению, взамен они получили мало преимуществ, зато усвоили множество вредных привычек: любовь к бартеру, неплатежам, «проеданию» производственного потенциала. Все это пока мало похоже на современное рыночное хозяйство.
В сложившихся социально-экономических условиях назрела острая необходимость в смене приоритетов при реализации государственной политики в сфере приватизации госимущества. На основе эффективного управления госсобственностью необходимо достичь следующих основных результатов: 1) максимизации доходов бюджета на основе эффективного управления госсобственностью; 2) оптимизации структуры собственности (на микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста; 3) использование всех государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. В основу государственной политики в сфере приватизации в перспективе должны быть положены: а) новая цель приватизации; б) новые задачи, вытекающие из цели приватизации; в) обновленные принципы проведения приватизационных процессов; г) комплекс новых мер, направленных на достижение цели и решение задач приватизации; д) усиление госконтроля на всех этапах процесса приватизации. Цель госполитики в области приватизации должна состоять в кардинальном повышении эффективности функционирования российских предприятий и экономики в целом.
Организационный механизм принятия приватизационных решений должен состоять из следующих этапов: 1) решение о целесообразности проведения приватизации тех или иных объектов госсобственности вырабатывается органами по управлению госимуществом с позиции народнохозяйственной эффективности совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; 2) принятие решений по приватизации предприятий, производящих продукцию стратегического значения, должно осуществляться в рамках особого механизма; 3) в необходимых случаях государство должно сохранять свое участие в управлении предприятиями в форме закрепляемого пакета акций, либо в форме специального права («золотой акции»); 4) способ приватизации каждого объекта госсобственности должен выбираться, исходя из необходимости достижения цели. Ключевыми мерами в сфере приватизации госимущества должны стать: а) дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидации; б) расширение инструментария приватизации; в) принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий; г) ориентация на интересы потенциальных инвестеров при обязательном условии отсутствия противоречия этих интересов интересам государства; д) обязательный учет мирового опыта приватизации; е) сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов государства при приватизации; ж) организация системы госконтроля на этапах подготовки, проведения и выполнения обязательств приватизации.
Серьезные нарушения при проведении приватизации и нанесение ущерба национальным интересам дают реальные основания для деприватизации. Способы последней могут быть различными. Среди них: 1) расторжение в судебном порядке договоров о приватизации; 2) выпуск под задолженность государству по налогам дополнительного пакета акций и передача его государству в залог; 3) возврат предприятий в госсобственность через процедуру банкротства; 4) выкуп государством акций по цене, по которой они им в свое время были проданы. После деприватизации предприятия не обязательно должны оставаться в собственности государства. Они могут быть переприватизированы, в том числе в формах, учитывающих необходимость обеспечения доступа к собственности более широких слоев населения. Концепция нового этапа проведения приватизации и преобразований собственности в целом должна быть закреплена в соответствующих законодательных актах и прежде всего в Федеральном законе «Об основах управления государственной собственностью».
Последовательная, планомерная и системная реализация новых задач, принципов и мер о приватизации госимущества наряду с другими мерами, направленными на совершенствование управления в госсекторе является реальной предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в России и осуществления важнейшей – развивающей и стимулирующей – функции государства в отношении национальной экономики.
7.4. Роль государства в осуществлении
преобразований в России
Разгосударствление всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной привело к идеализации рынка и отрицанию активной роли государства в экономике, воплощению принципа: «чем государства меньше, тем лучше». Стремление минимизировать экономическое значение государства восходит к представлениям о «государстве как ночном стороже», выполняющем исключительно вспомогательные функции при главенстве «невидимой руки» рынка. Происшедшие в реальности в российской переходной экономике умаление роли государства в надежде на всесильную роль рынка привело к дополнительным издержкам и трудностям. Слабость государства ведет к нарастанию нестабильности, остановлению реформ, разрушению хозяйства. За годы реформ мы преуспели в демонтаже основных элементов отжившей административной системы, но при этом в значительной степени потеряли ранее существовавшие эффективное взаимодействие с органами власти в регионах, и не смогли достроить систему органов местного самоуправления.
На деле, роль государства при некотором изменении его функций в переходной экономике возрастает. Государство по характеру своей экономической деятельности становится одновременно и элементом рыночного устройства и стабилизирующим фактором общественного развития вообще, ибо оно берет на себя все те функции, которые неподвластны рынку. Подобную роль государства не редко расценивают как его «вмешательство» в рыночную экономику. Действительно, если оно стремится в той или иной мере подменить рынок и конкуренцию, налицо реальное вмешательство. Но когда государство выступает гарантом соблюдения «правил игры» в рыночной экономике, оно органически вписывается в рыночные принципы поведения. Важно найти тот оптимум, который ограничивает экономическую деятельность государства рамками, позволяющими ему эффективно способствовать раскрытию всех преимуществ рыночной системы. И здесь следует руководствоваться положением «отца немецкого экономического чуда» Л. Эрхарда: «Поменьше государства. Но не меньше, чем необходимо».
Важнейшие особенные функции государства в России при переходе к рынку:
Во-первых, руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирование институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики. Во-вторых, руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, оценка приватизируемого имущества. В-третьих, создание эффективного рыночного механизма распределения и перераспределения материальных и финансовых ресурсов между отраслями и регионами, регулирование экономических процессов, включающей макропрограммирование и макропрогнозирование, в т.ч. с помощью инструментов индикативного планирования. Последнее – это важнейший элемент государственной ориентации экономики. В-четвертых, умелое проведение макроэкономической политики (кредитно-денежной, налоговой, политики доходов и др.). В-пятых, обеспечение адаптации общества к реформам, ибо раньше или позже именно уровень этой адаптации в решающей степени обусловит либо прогресс реформирования, либо его перерастание в имитацию преобразований. Здесь с особой силой обнаруживается необходимость задействования мощных адаптационных механизмов – это специально организуемые и проводимые сверху акции. Речь не идет о возврате к государственному контролю над экономикой. На здоровом рынке государство должно играть лишь подправляющую роль. Российские реформы должны проходить под знаменем усиления государственного фактора с ориентацией на социальную сферу. В-шестых, обеспечение правовой основы всех преобразований. Здесь требуется Закон РФ о реформе, в котором необходимо отразить: цель реформы, средства ее проведения; предельно допустимые издержки реформирования; гарантии выживания; региональные различия; ответственность за реформу. В-седьмых, в ходе проведения реформ необходима постоянная кропотливая работа по упорядочению обновляемых общественных отношений и устранению противоречий, корректировке ошибочных действий. Упорядочение призвано обеспечить целостность функционирования и согласованность действий пореформенных институтов, увязку законов и подзаконных актов. Эту работу может осуществить государство.
Трудности российских реформ – следствие пренебрежения того, что реформирование есть организационный процесс. А это требует создания организационно-институциональных механизмов проведения реформ при их неизбежной корректировке, учета национальной специфики. Исторически существенный фактор российской экономики – ее федерализация.
Возрастание роли государства обусловлено и задачами налаживания новых федеральных экономических отношений в России. Самоустранение на первых порах федерального правительства от элементарной координации развития отраслей, регионов, финансово-бюджетной и налоговой систем привело к худшим проявлениям стихии в хозяйственной жизни общества.
Федерализм означает введение в экономическую политику и рыночное регулирование феномена существования и взаимодействия не одного, а сложной системы управляющих и регулирующих центров власти, десятков центров принятия решений, концентрации и централизации финансовых и материальных ресурсов (федеральный центр, центры власти и управления 89 субъектов Федерации). Экономический федерализм меняет характер связей «по вертикали»: наряду с сохранением отношений подчинения и административного управления возникает подсистема отношений, функционирующая на базе иных принципов: согласования, самостоятельности, независимости, партнерства. Экономический федерализм по-новому ставит проблему соотношения централизации и децентрализации. Необходимость согласования интересов и целей многосубъектной системы российской государственности особенно важно учитывать в создании нормативно-законодательной базы рыночной экономики. Жизнь показывает: законодательная и нормативная деятельность центра и субъектов Федерации по вопросам экономического регулирования согласуется далеко не всегда, что порождает противодействия в правовом поле и противоречия в «правилах игры» рыночных сил, снижает эффективность и устойчивость развития единого рыночного пространства.
Обеспечить скрепление регионов, федерализм нельзя без активной промышленной политики. Набор рычагов последней должен включать: госзаказы (с гарантией их неукоснительной и своевременной оплаты); льготные налоги и субсидии; меры по поддержке экспорта и ограничивающие импорт таможенные пошлины; стимулы для формирования конкурентоспособных финансово-производственных структур. Особенность этих рычагов в том, что они не подрывают основ действия рыночного механизма.
Необходимо использовать и мировой опыт. Лицо современного мирового рынка определяют ТНК. В России пока не созданы мощные монопольные, финансово-промышленные структуры. Поэтому при рассмотрении проблем федерализма важно отказаться от догматических представлений о вреде монополизма для России. Такие монопольные структуры, как «Газпром», РАО «ЕЭС России» - это большое благо, к которому очень аккуратно надо относиться. Этот монополизм должен выстраиваться как основа выхода России на мировой рынок. Соединение могущественных комплексов ТЭК и ВПК, размещение отдельных филиалов этих корпораций в регионах позволило бы перенести центр тяжести на горизонтальный уровень; представители транснациональной российской корпорации решали бы все возникающие проблемы с руководством регионов. Эти корпорации были бы тем обручем, который бы стягивал экономическое пространство России, сдерживая центробежные устремления. Но главное в решении проблем федерализма России – решение проблемы власти.
Выполнить ее в состоянии государство совершенно иного типа, нежели сегодняшнее. Государству другого типа и классового характера предстоит активное регулирование рыночной трансформации экономики, сосредоточению в его распоряжении значительных финансовых ресурсов. Разумное дозирование действия сил рынка не только снизит социальную конфликтность преобразований, но и обеспечит России – благодаря максимальному сохранению накопленного человеческого и материально-вещественного капитала – достойное место в международном разделении труда.
7.5. Вхождение России в мировую экономику
Участие России в международном разделении труда, врастание ее в систему единого всемирного хозяйственного организма должно происходить в разумных формах и разумных пределах, ибо, участвуя в этих процессах, Россия испытывает на себе их благотворные и отрицательные последствия.
Одним из наиболее важных и тревожных последствий трансформационного периода явилось качественное изменение экономического и социально-психологического климата в российском обществе. За годы реформ страна сдала многие позиции мощной сверхдержавы. Если в 1990г., когда Россия еще была в составе СССР, ее доля в мировом продукте была около 5%, то в конце 2000г. эта доля составила около 1,5%. В 1985г. Россия в 1,2-1,4 раза превосходила большую часть ведущих, промышленно развитых стран по объему производимого продукта, уступая только США и Японии (достигнув соответственно 22,6 и 69,5% их уровня). Применительно к 2002г. по объему национального производства США превосходит Россию в 20 раз, Япония – почти в 6, Германия – в 3 раза, остальные крупнейшие страны Европы – вдвое.
Все это значительно усложнило внешнеэкономические связи России. При резком уменьшении экономического потенциала (по сравнению с СССР наполовину) внешнеэкономическая нагрузка на Россию существенно возросла. Обладая почти стопятидесятимиллионным населением и все еще значительными возможностями экономического развития, до сих пор представляя собой громадный потенциальный рынок товаров, услуг и капитала, Россия занимает крайне скромные позиции во внешне<