Основные типы предприятий в России

Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество предприятий, которые для целей экономического анализа группируются по ряду признаков. Это классификация по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

По формам собственности предприятия подразделяются на частные, как независимые фирмы, так и объединения и их составные части; государственные, в том числе муниципальные и смешанные, то есть предприятия с существенной долей государства в капитале. Например, в России в конце 90-х годов на многих приватизированных предприятиях государство сохранило контрольный пакет акций. На этих предприятиях работает четверть всех занятых работников. По размерам предприятия подразделяются на мелкие, средние и крупные, исходя из двух основных параметров – численности занятых и объема производства (продаж). По количеству обычно преобладают малые предприятия. По закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. в нашей стране к ним относят те, где средняя численность работников не превышает в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек, в оптовой торговле – 50 человек, в научно-технической сфере и сельском хозяйстве – 60 человек, на транспорте, в строительстве и промышленности – 100 человек.

Классификация фирм по характеру деятельности предполагает их деление на производящие материальные блага и услуги или это классификация по отраслевой принадлежности, которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д.

Классификация предприятия по признаку доминирующегофакторапроизводства предусматривает трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие производства.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) в России различают хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия; индивидуальных предпринимателей.

Хозяйственные товарищества. Различают полные товарищества - участники занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по обязательствам принадлежащим им имуществом. Каждый участник имеет один голос. Характерны для сельского хозяйства и сферы услуг, они небольшие по своим размерам и легко организуются и контролируются. Недостатком является то, что несовместимость в ряде случаев интересов партнеров делает управление затруднительным. Каждый партнер несет ответственность за результаты своей деятельности и за действия любого другого.

В товариществе на вере (коммандитное) помимо участников, осуществляющих деятельность от имени товарищества, имеются участники-вкладчики (коммандитисты), не принимающие участия в предпринимательской деятельности и несущие риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов. Данная правовая форма позволяет привлекать значительные финансовые ресурсы и при неограниченном числе коммандитистов перерастает в общество с ограниченной ответственностью (ООО), уставной капитал которого разделен на доли, участники ООО не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов. Характерно для мелких и средних предприятий.

Для крупных предприятий характерны акционерные общества (АО) открытого типа (акции свободно покупаются и продаются) и закрытого типа (акции распределяются только среди учредителей). Уставной капитал АО распределен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Учредительным документом АО является устав. Уставной капитал складывается из номинальной стоимости акций. Высшим органом АО является собрание акционеров. Среди преимуществ АО отмечают способ финансирования, позволяющий привлечь значительные финансовые ресурсы, ограниченную ответственность вкладчиков; возможность применения дорогостоящих технологий массового производства и специализированных кадров и др. Недостатками АО являются: двойное налогообложение (налоги с прибыли и с дивидендов); АО, чьи акции находятся в открытой продаже должны отказаться от прав на коммерческую тайну, т.к. по закону должны предоставлять информацию заинтересованным лицам; бездеятельность рядового держателя акций; возможность злоупотреблений при покупке и продаже ценных бумаг и др. В целом преимущества существеннее недостатков. Правовая форма АО предпочтительна для крупных предприятий.

Производственные кооперативы (ПК) – это добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном труде и объединенных имущественными паевыми взносами. Учредительным документом ПК является его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Имущество, находящееся в собственности ПК, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Кооператив не вправе выпускать акции. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ее собственником имущество, к тому же это имущество является неделимым. В России в форме унитарных предприятий существуют только государственные и муниципальные предприятия. Такими предприятиями управляют, но не владеют закрепленным за ними имуществом. Существуют также унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного владения.

Индивидуальные предприниматели. Если отдельный гражданин занимается предпринимательской деятельностью, но без образования юридического лица (например, организует свое фермерское хозяйство), то он признается индивидуальным предпринимателем. Фактически это тоже предприятие.

Таким образом, рыночная экономика предполагает наличие всех видов и форм коммерческих предприятий, реализующих через них свою основную цель – максимум прибыли и конечные интересы общества – наиболее полное удовлетворение потребностей людей и рост их благосостояния.

Тема 6. Концепции перехода к рынку

План лекции:

6.1. Национальные рыночные модели экономического развития.

6.2. Концепции создания рыночной экономики.

6.1. Национальные рыночные модели

Экономического развития

Проблема исследования моделей экономического развития давно нашла отражение в экономической теории. В последней просматривается много различных и неоднозначно трактуемых аспектов. Но одно бесспорно: модель не берется извне, а разрабатывается исходя из условий данной страны. Каждая страна, строя рыночную экономику, в их числе и Россия, должна идти своим особенным путем, творчески, а не механически изучая и применяя чужой опыт.

Что же такое модель хозяйственного развития? Это совокупность обеспечивающих функционирование экономики элементов в их взаимосвязанности и взаимодействии. Элементы по своей природе являются технологическими, экономическими, социальными, политическими, психологическими, религиозными. Тем не менее эти элементы при всей их неоднородности взаимосвязаны и способны к взаимодействию в рамках определенной экономической модели. Но исторический опыт показал, что насильственное насаждение схем, лишенных реальных теоретических обоснований, не подготовленных практикой человечества, опирающихся исключительно на “революционный энтузиазм” тех, кто жаждет двигаться по “неизведанному пути” – губительно. Экономика должна эволюционировать естественным путем. Если ее развитие толкает к насилию, дело обстоит неблагополучно, произошел резкий диссонанс между экономикой и политикой.

Модели хозяйственного развития находятся в определенной иерархической связи между собой. Выделяют следующие абстрактные модели:

1) саморегулирующийся рынок (по А. Смиту), т.е. высокая степень рыночности, или “экономика казино”;

2) государственное регулирование с высокой степенью инструментализма;

3) смешанная экономика, в которой свобода рынка оказывается сочетающейся с защитой от рынка.

В современной экономической литературе доминирует тезис о том, что саморегулирующийся рынок и высокая степень инструментализма (неразвитость рыночных отношений) ныне невозможны. Если бы действительно удалось достичь идеального типа высокой рыночности или высокого инструментализма, результат был бы разрушительным. В современном мире успешно существует лишь смешанная экономика. Однако следует признать, что сам термин «смешанная экономика» не отличается вполне убедительной определенностью. Отсюда и расплывчивость взглядов среди принимающих эту модель экономического развития. Так, Дж. Кейнс, не отрицавший автономного рыночного саморегулирования, в то же время выступал и как теоретик смешанной экономики. Венгерский экономист Карл Полани различал в смешанной экономике две версии: жесткую и мягкую. Жесткая – рынок не может остаться доминирующим механизмом, социал-демократическое государство благосостояния служило бы только переходной формой. Развитие шло бы от чисто рыночной экономики к смешанной. В ней рынок бы еще доминировал, а перераспределение играло второстепенную роль. Следующий этап движения – к социалистической смешанной экономике, в которой перераспределение играет решающую роль, а рынок – второстепенную роль. Но все это уже в пределах жесткой версии. В мягкой же версии, считает К. Полани, рынок в качестве доминирующего механизма будет неизбежно порождать неудачи. Поэтому он должен быть дополнен функционированием вторичного перераспределительного механизма. Конечно, неверно видеть в позиции К. Полани критику рынка как такового: критика у него направлена против таких рыночных обществ, которые имели тенденцию становиться однородными, устранять все альтернативные экономические механизмы, разрушая тем самым «самооборону общества». К.Полани – теоретик смешанной экономики. Его последователи, разрабатывая вопрос о соотношении рыночности и организованной иерархии, отмечают: «Высокая степень рыночности означает, что ничто не нарушает действие ценового механизма, тогда как низкий уровень рыночности предполагает более высокое значение неценовых начал».

Теоретически степень рыночности экономики может определяться через выявление степени рыночности совершающихся экономических сделок. При таком подходе обнаруживается, что уровень рыночности (как и инструментализма) экономики, никогда не был столь высоким, как это представлялось в экономической теории. Американские экономисты У.Нордхауз и Дж.Тобин рассчитали стоимость «нерыночной работы» в США. Она составляла в 1947г. 159,6 млрд. долл. К 1950г. публичный сектор включал 11,5 % всех оплаченных рабочих часов в экономике; добавление неприбыльного сектора увеличило бы эту цифру до 15%. Еще один механизм уменьшения степени рыночности экономики связан с корпорациями, в которых рыночные сделки замещаются внутренними поставками. Фирмы используют также свои ресурсы, чтобы уменьшить рыночность сделок с конечным продуктом с помощью тех или иных методов ограничительной деловой практики. Они же используют и свое политическое влияние, выдвигая барьеры на пути вступления в дело конкурентов.

Существуют элементы, ограничивающие рыночность экономики. Домашние хозяйства – оценить осуществляющиеся в них затраты труда весьма трудно. Ибо движение этих затрат подвержено различным влияниям. Механизация домашнего хозяйства уменьшает затраты труда на те или иные операции, но само количество последних может в ходе социально-экономического прогресса возрастать. К нерыночным элементам относят “публичный сектор” (сектор государственных предприятий). Он не может рассматриваться как полностью лишенный рыночных отношений, но характеризуется их ограничением. Корпорации, работающие на казну, в определенной мере выпадают из области экономических отношений. Если учесть еще внутрикорпоративный оборот товаров и услуг, то можно взяться за определенные сферы нерыночных сделок. По расчетам У. Нордхауза и Дж.Тобина, из всей суммы «рыночной и нерыночной работы» на нерыночную пришлось 41,2 %.

Степень рыночной экономики ограничивается также государственным регулированием. Приблизительное представление о масштабах вмешательства государства в экономические процессы дает перераспределение ВВП через госбюджет. Ограниченным вмешательством государства в экономику выделяются США и Англия, последнюю называют «чемпионом либерализма» в Западной Европе. Рыночное хозяйство с высокой степенью вмешательства государства характерно для ФРГ, Франции, Швеции, Италии. При всех различиях большей или меньшей степенью вмешательства государства в экономику, тем не менее во всех этих странах рынок играет первостепенную роль, а государственное вмешательство лишь дополняет рыночное регулирование. Рассмотрим некоторые национальные рыночные модели экономического развития.

Американская модель

Ее становление и развитие происходило в известном смысле в идеальных условиях. Это объясняется рядом причин: 1) США возникли на территории, относительно свободной от предшествующих традиций и различных наслоений социального характера; 2) европейские переселенцы привнесли предпринимательскую активность и инициативу, основанные на укреплявшихся товарно-денежных отношениях в Европе. Экономика США отличается своими масштабами и отработанностью названных принципов. На примере американской модели особенно отчетливо видны черты и признаки, свойственные практически всем разновидностям рыночных систем независимо от «национальных мундиров». Это: собственность, виды и формы предпринимательства, конкуренция, многообразие рынка, правовая основа хозяйственной деятельности, роль государства, демократические основы общества, вовлеченность в мирохозяйственные связи.

Разнообразие видов собственности составляет основу многоукладности современной экономики США. В экономической литературе страны говорится о «смешанной экономике», а не о «чисто частной» или «чисто рыночной».

Любой вид предпринимательской деятельности основывается на той или иной форме собственности, которая в свою очередь предопределяет соответствующие организованные формы бизнеса. В экономике США сложились следующие типы экономических единиц: 1)предприятия, являющиеся индивидуальной собственностью; 2) предприятия, находящиеся в собственности двух или более лиц, партнерства; 3) акционерные предприятия или компании; 4) государственные предприятия. В США по показателю численности абсолютно господствуют предприятия, находящиеся в индивидуальной собственности – 76,4%, корпорации – 18,6%, партнерства – 6,8%. Но динамизм экономики США зависит не от одного какого-либо звена в разнообразной цепи малого и большого бизнеса, а от сочетания всех видов и форм деловой активности.

Если собственность составляет базу структуры любого хозяйства, а формы организации деловой деятельности – опорные элементы этой структуры, то жизнедеятельность и того, и другого зависит от формы и характера связей между ними. В рыночной экономике такие связи осуществляются через рынок. Живучесть последнего зависит от конкуренции. Есть конкуренция – есть развитие и движение вперед.

Рынок и конкуренция стимулируют предприимчивость, определяют результативность деятельности любого собственника. Дух рынка и конкуренции присутствует и там, где непосредственно «не работают» рыночные рычаги. И здесь на помощь рынку приходит государство.

Экономическую роль государства характеризуют различные показатели. Наиболее существенные из них – величина госсобственности и доля государственных расходов в ВВП страны. Так, эта доля в США в конце XIX в. составляла 4%, то только с 1990 по 1999 гг. доля государственных расходов в ВВП США возросла с 33,7% до 36%.

Правительство США – «основной предприниматель», «главный банкир» и самый крупный заказчик товаров и услуг. Материальной основой государственного хозяйствования в США служат государственная и «смешанная» формы собственности. На долю американского правительства приходится до 25% национального богатства.

Государственная хозяйственная деятельность в США имеет беспрецедентно крупномасштабный характер. Затраты на названную деятельность в ВНП превышают 25%, а в национальном доходе 35-45%. Государственные заказы ежегодно достигают 1,5-1,7 трлн. долл., или 20% совокупного портфеля заказов промышленности. В выполнении госзаказов казны прямо или косвенно ежегодно занято 15-17% населения США. Государственной контрактной системой охвачено 90-92% номенклатуры товаров и услуг. В начале XXI веке в США, по данным официальных отчетов, осуществлялось более 3200 федеральных и региональных программ по всем направлениям научно-технической, экономической и социальной политики.

Государственная машина не просто превратилась в мощный фактор экономического роста, а стала залогом стабильности и устойчивости всего общественного развития.

Европейская модель

В отличие от США в Европе развитие рынка происходило долго и мучительно. До 50-х годов ХХ в. единой европейской рыночной модели просто не существовало. Каждая европейская страна адаптировала рыночные принципы к своим условиям. И только после второй мировой войны, особенно с образованием «Общего рынка» и в соответствии с принципами «Европейского экономического сообщества» начала формироваться общая европейская рыночная модель. Одной из отличительных особенностей европейской модели становится создание единого рыночного пространства на территории, на которой сохраняются политически независимые государства. В отличие от США, где рыночная модель охватывает отдельные штаты, входящие в единое государство, для европейской модели характерно экономическое единение при политическом многообразии. И хотя основные направления «рыночной моды» диктует общеевропейская модель рынка, сохраняются особенности «национальных мундиров» отдельных стран, их «покрой и цвет» а французская система не копирует германскую, равно как итальянская английскую. Для европейской рыночной модели характерно то, что государство не снимает с себя ответственности за обеспечение социальной стабильности, как в отдельных странах, так и в ЕС в целом. Об этом говорят данные о доли государственных расходов в ВВП в 1993 г.: Франции – 54,2; ФРГ – 50,8; Англии – 54,8 %.

Азиатская модель

По уровню социально-экономического развития азиатский континент представляет собой пеструю картину. Поэтому говорить о единой азиатской рыночной модели еще рано, хотя при этом можно с уверенностью утверждать, что своими корнями она вырастает из так называемого азиатского способа производства. Это означает, что в азиатских странах государство играет в хозяйственной жизни особую роль вследствие специфики климата, других природных факторов, а также национальных и культурных традиций. Порой немалое значение имеет и господствующая религия.

Первой из азиатских стран в послевоенные годы на передовые позиции в мировой экономике вырвалась Япония. Хотя в японском рывке немаловажную роль сыграл американский фактор, все же главными оказались собственные усилия нации. Экономическая роль государства в экономике Японии определяется не размерами принадлежащей ему собственности (относительно невелика), а использованием своеобразного японского механизма «убеждения» предпринимателей следовать государственным интересам. Интересна оценка сути государственного регулирования в Японии, данная одним из западных экспертов: «Японское государство не занимается бизнесом, потому что бюрократия может регулировать рынок более эффективно, чем присутствуя на нем». Эту же мысль развивают и японские специалисты: в Японии «процесс принятия решений значительно облегчается высокой степенью «обустроенности» взаимодействия между бизнесом и бюрократией, существующей еще с довоенных времен». Японцы, для которых характерно сильное развитие личностных отношений в деловом мире, рассматривают тесные связи между регулирующими учреждениями и регулируемыми предприятиями как одну из важнейших особенностей своей экономической системы. «Нам необходимо одобрение чиновников для решения почти всех вопросов, которыми мы занимаемся»,- замечает один японский банкир.

При активной поддержке государства японские фирмы смогли быстро «оседлать» передовые зарубежные «ноу-хау» и стать законодателями мировой моды по целому ряду высокотехнологических товаров. Японская рыночная модель отличается явно выраженной экспортной окраской: ориентация на внешний рынок вывела японские изделия на мировой уровень конкурентоспособности, а экспортная составляющая органически вписалась в азиатскую рыночную модель.

Японский вариант рыночного развития в известном смысле повторили (хотя и в несколько иных политических условиях и со своей спецификой) Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Малайзия, Индонезия и другие страны Азии. Все это создало объективную основу для формирования в этом регионе торгово-экономических союзов, как Азиатско-тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), значение которого уже вышло за пределы региона и становится важнейшим фактором мирового развития (в состав АТЭС вошел Китай).

Китайская модель рыночной экономики вполне вписывается в общие очертания азиатской модели, ибо в Китае экономическая деятельность государства относится к числу решающих факторов экономического роста и социальной стабильности (вслед за Китаем по этому же пути начал продвигаться Вьетнам). Восприятие рыночных принципов, стимулирование предпринимательской инициативы, сохранение политической стабильности и предсказуемости поведения руководства страны – все это позволило привлечь иностранные инвестиции и прочно закрепиться на мировом рынке. Китай вышел на второе место в мире по объему прямых зарубежных инвестиций.

За 1978-2003 гг. (четверть века) они составили почти 450 млрд. долл., в последние время возросло до 50 млрд. долл. в год (в 2003 г. – даже 53,5).

Приступая к трансформации централизованной плановой экономики в рыночную, патриарх китайских реформ Дэн Сяопин наметил стратегические рубежи в решении этой задачи. Первый - за 80-е годы удвоить ВВП страны, поднять его с 250 до 500 долл. на душу населения. Это было сделано досрочно. Второй рубеж предусматривал за 90-е годы вновь удвоить ВВП. По общему объему товаров и услуг эта цель была достигнута. Но поскольку население страны с начала реформ увеличилось на 300 млн. человек, показателя 1000 долл. на человека Китай достиг лишь в 2002 г.

Нынешнему руководству Китая предстоит осуществить третье и четвертое удвоение ВВП (соответственно к 2010 и к 2020 г.). К 2020 г. ВВП должен будет составить не менее 4,5 трлн. долл, или по 3 тыс. долл. на человека при полутора миллиардом населении. В 2020 г. по паритету покупательной способности к среднему классу можно будет отнести 500 млн. китайцев. Внешнеторговый оборот страны достигнет одного триллиона долларов.

На 150 тыс. предприятий с участием иностранного капитала занято 18 млн. китайских тружеников. Эти формы не только обеспечивают половину внешнеторгового оборота, но и существенно пополняют госбюджет. Только в 1998г. они выплатили налогов на 12 млрд. долл. Это позволяет государству накопить финансовые ресурсы, чтобы помочь убыточным госпредприятиям быстрее встать на ноги. Экспортная экспансия стала своеобразным локомотивом, который вытянул китайскую экономику на ведущие позиции в мире по объему ВВП. Теперь уже развитые индустриальные страны конкурируют друг с другом за право продвинуть национальный капитал на китайский рынок.

Образование и развитие интеграционных объединений стран, подобных ЕС, АТЭС и других провоцирует формирование различных рыночных моделей уже на межнациональном уровне. Об этом говорит усиление конкуренции на мировом рынке и тенденция к определенной замкнутости интеграционных группировок стран. Если раньше мировой рынок «делился» между странами, то в конце ХХ в. уже идет его раздел между интеграционными союзами.

Российская модель

В России, как в странах Центральной и Восточной Европы, осуществляющих экономические реформы, возникают весьма серьезные проблемы. Это прежде всего выбор между содействием росту нового частного сектора и реформированием старого государственного сектора. Но здесь следует иметь в виду, что с эволюционной точки зрения перестройка и приватизация государственных предприятий, на которую реформаторы возлагают большие надежды, является долгим и дорогостоящим процессом, поглощающим ресурсы, которые можно было бы с большей выгодой направлять на развитие нового частного сектора. Идея четкого акцента на развитие нового частного сектора, а не на перестройку и приватизацию государственных предприятий – идеальный вариант развития. На практике сложность сочетания этих процессов состоит в том, что новый частный сектор не может возникнуть и набрать силы из-за того, что государственные предприятия поглощают технологические, финансовые и трудовые ресурсы.

Применительно к дореформенной России господствует положение, что государственное регулирование играло неизмеримо более существенную роль, чем рынок. Но такое положение нельзя доводить до абсурда, ибо в странах советского типа существовало множество рынков, легальных и нелегальных, открытых и скрытых. Следует отметить и то, что в России резко иную роль, чем в странах Запада, играла теневая экономика. На Западе она охватывает нарко-игорный бизнес, торговлю оружием. В России же в ее сферу втянуты едва ли не все виды деятельности, в их числе и тесно связанные с легальной экономикой: приписки, сделки с государственным имуществом с помощью взяток и толкачей. Но было бы явным преувеличением экономическую основу советской системы отождествлять с черным рынком. Но нельзя не признать, что последний был неизбежным дополнением планирования, причем таким, без которого экономика развиваться не могла.

История и условия развития России уникальны. Это обстоятельство является решающим в подходе к поиску рыночной модели, которая соответствует ее реальностям. Россия имела плановое хозяйство и входила в экономический комплекс СССР. Именно эти моменты во многом предопределили проблемы и сложности перехода страны на рыночные принципы экономического развития. Во-первых, абсолютное господство госсобственности обусловило постановку вопроса о формировании многоукладной экономики. Во-вторых, в плановой системе преобладал монополизм основных производителей. В-третьих, разделение труда внутри России было составляющей разделения труда внутри СССР. Ориентация на переход к рынку только в рамках экономики России означала наряду с прочим формирование совершенной экономической структуры страны. В-четвертых, перед государством возникла уникальная по сложности проблема – как в условиях отказа от господства госсобственности обеспечить поддержку, содержание и адаптацию к требованиям рыночного развития образования, науки, культуры, социальной и других сфер общества, которые прежде всецело финансировались государством.

Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что одномоментный переход от плана к рынку, от всеобщей государственной собственности к многоукладности исключен. Требуется переходный период, в течение которого должны быть созданы предпосылки рыночного развития. Речь идет о предпосылках. Отсюда ясно, что сам по себе рынок (тем более пока отсутствующий) здесь бессилен. Следовательно, государство, отпустив плановые вожжи, должно взять на себя всю полноту ответственности за переходный период, его содержание и длительность. Ибо рынок вовсе не означает безволия государства. А подход по принципу «не навреди», рассуждения о том, что саморегулируемый рынок и так, мол, все исправит – служит оправданием элементарной бездеятельности государства.

Формирование рыночной инфраструктуры и конкурентного механизма – ключевой блок российской модели. С одной стороны, «правила игры» должны быть понятны и доступны любому российскому и иностранному партнеру. С другой стороны, экономическая роль государства не может не соответствовать российскому укладу жизни. Добиться оптимального результата рыночных преобразований можно будет лишь в том случае, если «невидимая рука» рынка сохранит простор для своей деятельности, а государство сумеет обеспечить этот простор и оптимально выполнить ограниченность этой – «невидимой руки»

6.2. Концепции создания рыночной экономики

Несмотря на наличие различных национальных рыночных моделей экономического развития, можно выделить две основные концепции создания рыночной экономики: либеральной экономики с использованием монетаризма и социально ориентированной рыночной экономики. Сравним принципиальные особенности этих путей создания:

Либеральная рыночная экономика Социально ориентированная рыночная экономика
Доминирование частной собственности Экономика со значительным государственным сектором
Максимальная свобода субъектов рынка, ограничивающая их от вмешательства государства Регламентация государством рыночных отношений как государственных, так и частных структур  
Государственное регулирование, главным образом макроэко-номических процессов Государственное регулирование не только макроэкономики, но и микроэкономики
Отстраненность государства от решения большинства проблем жизнеобеспечения населения. Преобладание принципа: работающий человек должен обеспечить себя, свою семью и старость сам Решение государством многих проблем жизнеобеспечения населения. Государственное регулирование занятости населения (с ориентацией на минимизацию безработицы), доходов населения, в определенных условиях, и цен
Государственная социальная забота распространяется только на обездоленных и нищих Существенная государственная забота по отношению ко всем членам общества – услуги здравоохранения, образования, культуры, жилищные и др.

Еще один признак социально ориентированной экономики – при ней большая доля национального дохода и государственного бюджета расходуется на бесплатное или льготное финансирование здравоохранения, образования, культуры, общественного транспорта, социального и пенсионного обеспечения граждан.

Движение к социально ориентированному рыночному хозяйству со свойственной ему смешанной экономикой - общемировая тенденция. Она подходит и для России. Во-первых, люди, живя в условиях командной экономики, психологически привыкли к системе развернутой государственной социальной помощи. Во-вторых, в последние годы значительная часть предприятий потеряла возможность финансировать свою социальную сферу – детские сады, поликлиники, дома отдыха, клубы, спортивные и другие социальные объекты. Сегодня надежда только на государство, поскольку многие граждане, живущие ниже или у черты бедности, также не смогут самофинансировать все эти жизненно необходимые расходы. Эта бедность предприятий и населения не будет ликвидирована еще много лет.

Тенденции создания социально ориентированной рыночной экономики мощно противодействуют специфические обстоятельства в России: 1) если на Западе движение к такому хозяйству шло и идет, отправляясь от господства частной собственности с преобладанием ее индивидуальной формы, то в России – от монополии госсобственности; 2) если на Западе это движение осуществляется в порядке эволюции развитой рыночной системы посредством включения в нее связанных прежде всего с деятельностью государства корректирующих элементов, то в России – путем «либерализации» тотально огосударственной экономики, в которой товарно-денежные отношения были подавлены. Отсюда уникальность и особая сложность преобразований, проводимых в России.

Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует сначала создания рынка и включение в действие созидательной триады «рынок – мотивация – конкуренция», которая и даст позитивную отдачу – устойчивый рост производства товаров, эффективности общественного производства, народного благосостояния.

Следовательно, сначала надо создать рынок. Элементарно экономический смысл рынка состоит в том, что количества товаров должно быть больше, чем денег, которые люди готовы потратить на покупку товаров (потребительский спрос). В таких условиях перед производителями и торговлей остро встает проблема сбыта. Ведь у населения не хватает денег, чтобы раскупить все товары. Возникает конкурентная борьба между производителями за покупателей. В ней победу одерживают лишь продавцы товаров, которые лучше удовлетворяют запросы покупателей. Следовательно, рынок через механизмы мотивации и конкуренции заставляет производителей работать на потребителей. С превышением предложения над спросом начинается не только рынок, но и эффективная мотивация труда производителей товаров, нацеленная на удовлетворение интересов покупателей.

Практика знает два метода создания потребительского рынка в странах, переходящих от командной к рыночной экономике. Первый метод постепенного, мягкого вхождения в рынок осуществлен в Китае. Второй – ускоренное создание рынка методом шоковой терапии (Чили, Польша, Россия).

Задача и успех этих методов состоит в том, чтобы спрос (С) выше предложения (П) превратить в П>С, т.е. создать рынок как предложение выше, спроса, который включает в действие созидательную триаду «рынок - мотивация - конкуренция».Однако принципиальную разницу этих методов можно обнаружить, если сравнивать их П и С в натуре. Исходное состояние (С>П) одинаково для обоих методов. Одинаков и результат «стало» (П>С), однако достигнут он разными способами. При методе мягкого вхождения в рынок одновременно растут П и С, но рост П больше, чем рост С. При методе шоковой терапии, наоборот, П и С снижаются, а не растут, но С должен снизиться больше, чем П. В итоге уровень экономики и благосостояния в первом методе оказывается более высоким, а при втором методе более низким. Теперь сравним эти два метода более подробно.

Общее и особенности методов  
Метод мягкого вхождения Метод шоковой терапии
I Общее методов:  
Превращение С>П в П>С. При этом П должно превышать С в оптимальных для стимулирования производства размерах. Чрезмерное С<П способно привести к спаду производства по причине падения покупательной способности населения.
II. Особенности методов, их плюсы ( + ) и минусы ( - ).
Принципиальная разница достижения П>С:
+ Созидательный метод, улучшение всех показателей - Разрушительный метод, ухудшение всех показателей
+ Одновременный рост П и С, но при этом рост П больше роста С - Одновременное снижение П и С, но при этом снижение С больше снижения П
Механизм методов:  
+ Главное средство достижения П>С - рост производства товаров и П - - Главное средство достижения П>С снижение спроса на товары
+ Постепенное освобождение цен в целях снижения их разрушительных действий - Обвальное освобождение цен как средство быстрого создания рынка
+ Госрегулирование П и С в интересах постепенного создания рынка. Стимулирование роста производства - Госрегулирование только С путем более высокого роста цен по сравнению с ростом доходов. Производство развивается стихийно
+ Рост С на товары и, как следствие, рыночное стимулирован<

Наши рекомендации