Индивидуальная и общественная стоимость

Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о величине стоимости товара. Так как стоимость представляет собой овеществленный в товаре абстрактный труд, то величина стоимости товара определяется количеством труда, затраченного на производство товара. Количество труда измеряется рабочим временем - часами, днями и т. п. Поэтому величина стоимости товара определяется количеством рабочего времени, которого стоило его производство.

Однако такое определение величины стоимости является слишком общим и недостаточным. Дело в том, что количество труда или рабочего времени, фактически затраченного на производство какого-либо товара, слишком неодинаково на различных предприятиях. Причин для этого существует много. Важнейшей из них является неодинаковый уровень производительности труда. Например, весьма различное время тратится на производство 1 т зерна в разных хозяйствах.

Рабочее время, затрачиваемое на производство товара на отдельном предприятии, называется индивидуальным рабочим временем.

Если бы величина стоимости, по которой продается товар на рынке, определялась индивидуальным рабочим временем, то одинаковые товары имели бы различные стоимости и должны были бы по-разному продаваться на рынке. Но это невозможно. На рынке все товары определенного вида, например обувь, ситец, молоко, обезличиваются. Они выступают в качестве единой массы и продаются по единой, общественной стоимости, независимо от фактически заключенного в данном товаре индивидуального рабочего времени.

Правда, под влиянием спроса и предложения цены могут быть различными на однородные товары, но не их общественная стоимость. Величина стоимости товара определяется не индивидуальными затратами труда, а общественно необходимым рабочим временем, т. е. рабочим временем, которое в среднем затрачивается на производство единицы товара во всем обществе. Что такое общественно необходимое рабочее время?

Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Под общественно нормальными условиями производства следует понимать типичные, господствующие в данное время в обществе условия.

Общественно необходимое рабочее время тяготеет к индивидуальному рабочему времени предприятий, выпускающих на рынок основную массу данного товара. Решающее значение при определении общественно необходимого рабочего времени имеет не численность различных по величине предприятий, а размеры производимой ими продукции. Мелких (ремесленных) предприятий очень много, их значительно больше, чем крупных капиталистических фабрик.

Но поскольку удельный вес их продукции во всей товарной массе очень мал, а удельный вес продукции крупных предприятий велик, то общественнонеобходимое рабочее время тяготеет к рабочему времени, затрачиваемому на производство единицы товара на крупных предприятиях.

Но в таком случае судьба мелких предприятий оказывается незавидной. Рынок не считается с их индивидуальными затратами рабочего времени. Он приравнивает 1,5 - 2 часа их индивидуального труда к 1 часу общественно необходимого рабочего времени. В результате этого мелкие товаропроизводители не могут конкурировать с крупными капиталистическими предприятиями и разоряются.

Таким образом, экономический закон, по которому величина стоимости товаров определяется общественно необходимыми затратами труда, дает объяснение важного экономического явления вытеснения мелкого производства крупным в ходе конкурентной борьбы.

Общественно необходимое рабочее время не является простой средней арифметической величиной, из различных индивидуальных затрат труда. Это значит, что если в какой-то отрасли на производство единицы товара на одних предприятиях затрачивается 1 час труда, на других - 2 часа, на третьих - 3 часа, то общественно необходимое время нельзя определять путем расчета простой средней арифметической, т.е. (1 + 2 + 3): 3 = 2 часа.

При определении общественно необходимого рабочего времени необходимо учитывать удельный вес различных предприятий во всем производстве продукции. Скажем, всего указанными тремя предприятиями производится 10 единиц продукции, в том числе первое предприятие производит 2 единицы, второе - 7 единиц, третье - 1 единицу. Тогда общественно необходимое рабочее время как средняя взвешенная арифметическая величина составит: (2.1+7.2+1.3): 10 (2+ 14+3): 10 = 1,9 часа.

В экономической практике такой точности не существует никогда. Определение величины товара необходимым рабочим временем осуществляется стихийным порядком, через механизм рыночной конкуренции.

Различают индивидуальную и общественную стоимость товара.

Индивидуальная стоимость товара определяется затратами индивидуального рабочего времени на отдельных предприятиях. Величина индивидуальной стоимости одних и тех же товаров у различных предприятий различна. У лучших предприятий - она ниже, у худших - выше.

Общественная стоимость определяется затратами общественно необходимого рабочего времени.

Индивидуальная и общественная стоимость не совпадают по величине. Это определяется следующими причинами:

1) объективными причинами (близость сырья, уровень специализации, уровень механизации и автоматизации производства, фондооснащенность);

2) субъективными причинами (плохая организация производства, низкая дисциплина труда, перерасход сырья и заработной платы, низкий уровень интенсивности труда, брак продукции).

Субъективные причины могут быть ликвидированы полностью. Объективные причины могут быть сглажены путем создания экономически равных условий хозяйствования.

Между индивидуальной и общественной стоимостью существует противоречие. Оно выражается:

- в конкуренции, ведущей к снижению индивидуальной стоимости,

- в коммерческой тайне,

- в разорении и банкротстве предприятий, у которых индивидуальная стоимость товара выше общественной.

Величина стоимости товара определяется следующими факторами:

1. Уровнем производительности труда. Напомним, что производительность труда выражается в количестве потребительных стоимостей, созданных в единицу времени. Поэтому величина стоимости единицы товара обратно пропорциональна уровню производительности труда. Величина стоимости общей массы товаров не зависит от производительности труда.

Изменение производительности труда не затрагивает эффективности абстрактного труда. Оно имеет прямое отношение к эффективности лишь конкретного труда. Ведь производительность труда измеряется количеством потребительных стоимостей, создаваемых в единицу времени. А потребительные стоимости производятся не абстрактным, а конкретным трудом. Поэтому в равные промежутки времени один и тот же труд при измерении его производительности создает разные количества потребительных стоимостей, но всегда равные по величине стоимости. Но поскольку прежняя стоимость приходится теперь на большее количество продуктов, то стоимость единицы продукции уменьшается.

Допустим, что для производства одного стола требовалось 150 ч. А при новых технических условиях производства за это же время производится 3 стола. Общая стоимость трех столов не изменилась, а на производство одного из них теперь приходится 50 ч. Следовательно, стоимость одного стола снизилась в 3 раза.

Необходимо иметь в виду, что общественная стоимость товара изменится лишь в том случае, когда более высокая производительность труда охватит большинство предприятий, изготовляющих данный товар. Только тогда новые условия производства будут иметь значение нормальных, средних условий.

Если же производительность труда повысится только на некоторых предприятиях, то это будет означать уменьшение лишь индивидуальной стоимости их товаров. Рыночный обмен в этом случае будет регулироваться прежней более высокой общественной стоимостью. Это обстоятельство выгодно тем предприятиям, индивидуальная стоимость товаров которых ниже общественной. В этом случае разница между общественной и индивидуальной стоимостью будет служит дополнительным источником их обогащения.

2. Уровнем интенсивности труда. Последняя измеряется затратами труда в единицу времени. Поэтому величина стоимости общей массы товаров прямо пропорциональна уровню интенсивности труда. Величина же стоимости единицы товара не зависит от уровня интенсивности труда.

При возрастании интенсивности труда в равные промежутки времени создается различная (большая) величина стоимости. Более интенсивный труд создает в единицу времени большее количество продукции и большую стоимость, чем менее интенсивный. Рост интенсивности труда характеризуется увеличением эффективности как конкретного, так и абстрактного труда.

Например, крестьянин собрал за день 300 кг картофеля, затратив на это 10 ч труда. Индивидуальная стоимость всего картофеля составит, следовательно, 10 ч, а 1 ц - 3,3 ч. На второй день работы он повысил интенсивность труда в два раза и собрал 600 кг картофеля, так как надвигался дождь. Хотя и в первый, и во второй день крестьянин работал по 10 ч, но во второй лень за счет увеличения интенсивности труда он создал вдвое большую стоимость, равную 20 ч. Как видим, индивидуальная стоимость 1 ц картофеля осталась неизменной, она по-прежнему равняется 20: 6 = 3,3 ч.

3. Уровнем сложности труда. Простой труд - это труд неквалифицированный, который в состоянии выполнять любой здоровый человек без предварительного приобретения какой-либо квалификации. Сложный труд - это труд квалифицированный, для выполнения которого требуется предварительное обучение какой-либо специальности. Примером простого труда может служить труд землекопа или дровосека, а примерами сложного труда - труд токаря, слесаря, ювелира.

Товары, произведенные сложным трудом, имеют более высокую стоимость, чем товары, содержащие в себе такое же количество простого труда.

Например, 1 м3 дров воплощает 10 ч труда дровосека. И кольцо, сделанное ювелиром, также воплощает 10 ч труда. Но при товарном обмене кольцо будет приравнено не к 1 м дров, а, скажем, к 15-20 м дров. Как будто это противоречит теории трудовой стоимости. Но это противоречие - мнимое.

Чтобы приобрести квалификацию ювелира, человек доложен обучаться.

На обучение затрачивается труд. Поэтому затратам сложного труда (изготовление кольца) предшествуют:

1) затраты труда обучающегося данной специальности;

2) затраты труда тех, кто его обучает;

3) затраты труда в материалах, которые израсходованы в процессе обучения.

Поэтому сложный труд представляет собой умноженный или возведенный в степень простой труд. Вот почему сложный труд создает большую стоимость, чем простой труд. В нашем примере 10 ч труда ювелира приравниваются рынком к 150-200 ч труда дровосека.

Такое сведение сложного труда к простому (редукция труда) осуществляется не путем сознательного труда, а стихийно, через механизм рыночного обмена.

1.4. Закон стоимости, его содержание и функции

Отношения обособленных товаропроизводителей, которые обменивают свои товары, регулируются определенными экономическими законами. Важнейшим экономическим законом товарного производства является закон стоимости. В чем заключается его сущность? Она состоит в следующем:

1) стоимость товаров определяется затратами общественно необходимого рабочего времени;

2) осуществляется эквивалентный обмен товаров, т. е. таких товаров, на производство которых затрачено одинаковое количество общественно необходимого рабочего времени;

3) индивидуальные затраты труда сводятся к общественно необходимым, индивидуальные стоимости - к общественной стоимости, которая является основой цены.

Если сказать кратко, закон стоимости есть закон цен. Закон стоимости - это общий экономический закон. Он возник вместе с товарным производством и обменом примерно 7 тыс. лет тому назад.

В каждой формации действие закона стоимости характеризуется своеобразными чертами. При простом товарном производстве колебание цен происходит вокруг стоимости. При капитализме закон стоимости модифицирует свое действие: на домонополистической стадии колебание цен осуществляется вокруг цен производства, при империализме появляется монопольная цена. Своеобразие действия закона стоимости в различных формациях определяется господствующими здесь производственными отношениями. При капитализме - это частная собственность, закон прибавочной стоимости и др.

Однако важно подчеркнуть, что общая сущность закона стоимости сохраняется в любой формации. Закон стоимости выполняет в товарном производстве ряд функций:

1. Он является стихийным регулятором товарного производства. Для удовлетворения разнообразных потребностей общества весь общественный труд должен распределяться в определенных пропорциях между различными отраслями. Например, добыча угля должна находиться в соответствии с выплавкой черных металлов, производство стали - в соответствии с производством машин из этой стали и т.п. Вследствие стихийности производства эта пропорциональность постоянно нарушается. И каждый товар оказывается произведенным то в чрезмерном, то в недостаточном количестве. К чему это приведет?

Например, превышение предложения обуви над спросом на нее вызовет падение цен на обувь ниже ее стоимости, например, недостаточное предложение тканей на рынке по сравнению со спросом на них вызовет повышение цен на ткани выше их стоимости. Но в таком случае производство тканей станет выгодным для товаропроизводителей, а производство обуви - невыгодным делом. Часть товаропроизводителей заинтересованно перейдет из обувной промышленности в текстильную. Это приведет к следующим последствиям:

- сократится производство и предложение обуви, цены на нее повысятся;

- увеличатся производство и предложение тканей на рынке, цены на них снизятся.

В условиях стихийности производства может случиться так, что ткани будут произведены в избыточном, а обувь - в недостаточном количестве. Поэтому цена тканей упадет ниже их стоимости, а цена обуви поднимется выше ее стоимости. Тогда начнется обратный переход части товаропроизводителей из текстильной промышленности в обувную, в результате чего производство тканей сократится и их цены повысятся, а производство обуви увеличится и ее цена упадет. Перед нами эффект маятника.

Как видим, закон стоимости в стихийном порядке регулирует размеры товарного производства и соотношения между производством различных товаров. Причем тенденция к пропорциональному распределение общественного труда осуществляется лишь как средний итог из постоянных диспропорций.

Из сказанного следует, что отклонения рыночных цен от стоимости товаров не только не противоречат закону стоимости, а наоборот, служат тем стихийным механизмом, посредством которого осуществляется закон стоимости. Отклонения цен от стоимости сигнализируют товаропроизводителям о том, какие товары произведены в избытке, а какие - в недостаточном количестве. Без этого экономического барометра товаропроизводители не знали бы, какие товары и в каком количестве следует производить.

Однако на протяжении длительного периода времени отклонения цен от стоимости вверх и вниз взаимно уравновешиваются, так что в среднем товары продаются по стоимости.

2. Закон стоимости является двигателем стихийного развития производительных сил в товарном хозяйстве. Продажа товаров по стоимости приносит наибольшие выгоды тем товаропроизводителям, индивидуальная стоимость товаров которых меньше, чем общественная стоимость. В этом случае они не только возмещают затраченный труд, но и получают сверх того добавочный доход.

Например, метр сукна воплощает в себе 5 ч общественно необходимого труда, а 1 ч создает стоимость, равную в денежном выражении 600 руб. В таком случае общественная стоимость метра сукна составит 3000 руб.

Предположим, что отдельные суконщики ввели на своих предприятиях технические усовершенствования, в результате чего их индивидуальное рабочее время, затрачиваемое на производство 1 м сукна, сократилось до 2,5 ч. Но суконщик будет продавать 1 м сукна не по 2,5*600 = 1500 руб. (индивидуальная стоимость), а по 3000 руб. за 1 м (общественная стоимость). За 10-часовой рабочий день доход среднего суконщика составит 10 * 600 = 6000 руб. А доход суконщика, применившего технические усовершенствования: 4* (6000: 2) = 12т.р. Следовательно, его добавочный доход составит на каждом метре сукна:

2,5*600 = 1500 руб., а за день: 1500*4 = 6000 руб.

Стремление товаропроизводителей к получению добавочного дохода стимулирует их снижать индивидуальную стоимость путем введения новой техники. Конкурентная борьба побуждает и других товаропроизводителей следовать их примеру. В результате новая техника рано или поздно получит широкое распространение.

В таком стихийном порядке закон стоимости движет развитием производительных сил общества.

3. Закон стоимости является основой дифференциации товаропроизводителей. Закон стоимости не обусловливает экономического равенства товаропроизводителей. Напротив, он неизбежно порождает неравенство в их среде. Причина дифференциации товаропроизводителей заключается в несовпадении индивидуальной и общественной стоимостей.

Например, при общественно необходимом рабочем времени в 5 ч, на 1 м сукна среди суконщиков имеются такие, которые затрачивают на производство 1 м сукна 5 ч труда, а также такие, которые затрачивают 2,5 ч на 1 м сукна, и такие, которые затрачивают 10 ч труда на 1 м сукна. Пусть один час общественно необходимого рабочего времени равен 600 руб.

В таком случае суконщики при 10-часовом рабочем дне получают соответственно: 1) 10*600 = 6000 руб.; 2) (600 : 2)*4 = 12 000 руб.; 3) (600 : 2):1=3000 руб.

Таким образом, проработав 10 ч, второй суконщик получит: 12 000 -6000 = 6000 руб. добавочного дохода, а третий: 6000 — 3000 = 3000 руб. убытка.

Обогащение одних товаропроизводителей, обеднение других и даже разорение третьих — таков неизбежный результат стихийного действия закона стоимости. Происходящая на основе действия закона стоимости дифференциация товаропроизводителей ведет к стихийному перерастанию простого товарного производства в капиталистическое.

Беднеющим и разоряющимся товаропроизводителям ничего не остается, кроме продажи своей рабочей силы. А обогащающаяся верхушка товаропроизводителей превращается в капиталистов, которые нанимают эту рабочую силу. Тем самым на смену простому товарному производству приходит капиталистическое производство.

4. Закон стоимости выполняет функцию сознательного регулирования высокоассоциированной экономики. Общество сознательно использует закон стоимости при регулировании цен, денежного обращения, товарного обращения, во внешней торговле. Все это не отменяет объективный характер закона стоимости. Если ветер несет лодку, то использование руля уже вносит коррективы в направление ее движения. Использование парусов еще больше изменяет направление движения лодки. А использование двигателя в лодке, не отменяя стихийной силы ветра, может обеспечить движение лодки, прямо противоположное направлению ветра. При сознательном регулировании стоимостных отношений объективность действия закона стоимости также сохраняется.

1.5. Противоречия товарного производства

Как уже отмечалось, между двумя сторонами товара существует противоречие. Оно получает развитие в противоречиях товарного производства. Они следующие:

1. Противоречие между конкретным и абстрактным трудом. Это противоречие проявляется в процессе обмена. Конкретный труд будет признан обществом лишь в том случае, если он в процессе обмена будет приравнен к другому конкретному труду, т.е. докажет свой общественный характер, приняв форму абстрактного труда.

Например, пчеловод выносит на рынок продукт своего конкретного труда - мед. Его труд будет признан обществом, если мед будет обменен на продукт другого конкретного труда, скажем, на рыбу. Обмен меда на рыбуозначает приравнивание различных конкретных видов труда: труда рыбака ипчеловода. Тем самым удовлетворяется их общественный характер.

Но приравнивание труда пчеловода и рыбака есть не что иное, как отвлечение от профессиональных особенностей этих видов труда, выделение того, что делает их качественно одинаковыми и количественно сравнимыми, т. е. выделение абстрактного труда. Только в форме абстрактного труда удовлетворяется общественный характер труда пчеловода, рыбака и товаропроизводителя любой другой профессии.

В свою очередь, труд товаропроизводителя может проявляться как абстрактный труд, лишь затрачиваясь в определенной целесообразной форме, т. е. в форме конкретного труда, который нужен обществу.

2. Противоречие между частным и общественным трудом. Конкретный труд товаропроизводителя выступает непосредственно как частный труд. Частный труд означает:

- что это труд, затраченный в частном предприятии, при частной собственности на средства производства;

- что это труд, затраченный стихийно, вслепую, наугад, без предварительного задания и учета общественных потребностей;

- что обособленные друг от друга частные собственники - товаропроизводители самостоятельно выбирают себе тот или иной конкретный вид труда, руководствуясь своими частными интересами.

Однако товаропроизводители затрачивают не только частный, но и общественный труд, поскольку между ними есть общественное разделение труда. Они фактически работают друг на друга. Но в товарном хозяйстве, базирующемся на частной собственности, труд товаропроизводителей является лишь скрыто (а не прямо, непосредственно) общественным. Его общественный характер обнаруживается лишь через обмен товаров.

В товарном производстве существует противоречие между частным и общественным трудом.

В условиях натурального хозяйства труд не имел частного характера. Например, в общине каждая конкретная работа представляет собой прямое и непосредственное выполнение общинной функции. Люди работали для общества (общины) и по его заданию. Поэтому труд здесь имел непосредственно общественный характер. А конкретный труд одновременно является трудом общественным.

Напротив, в товарном хозяйстве, базирующемся на частной собственности, конкретный труд утратил непосредственно общественный характер. Он превратился в частный труд. Функцию же общественного труда выполняет не конкретный труд того или иного вида, а абстрактный труд, проявляющийся косвенно через обмен товаров. Он становится вполне определенной исторической формой общественного труда.

Противоречие частного и общественного труда заключается в том, что общественный характер труда скрыт. А непосредственно общественный труд выступает как труд частный. Противоречие частного и общественного труда проявляется в противоречии между потребительной стоимостью и стоимостью, между конкретным и абстрактным трудом.

Потребительная стоимость создается конкретным трудом, выступающим непосредственно как труд частный. Чтобы реализоваться как стоимость, как результат абстрактного труда, данная вещь должна удовлетворять какую-то потребность общества. Иначе ее не купят. Но частный товаропроизводитель, работая особняком, заранее не знает общественных потребностей. Поэтому он не знает, не уверен, что произвел вещь, которую удастся продать. Очень возможно, он ее и не продаст. И заключенный в ней труд не будет признан обществом, не выступит как абстрактный труд, не реализуется как стоимость.

Общественные потребности удовлетворяются разрозненными, частными товаропроизводителями. Поэтому всегда существует вероятность, что та или иная общественная потребность в данное время полностью не будет удовлетворена. Противоречие между частным и общественным трудом бьет не только по определенным товаропроизводителям, но и по обществу в целом.

Противоречие между частным и общественным трудом является основным противоречием простого товарного хозяйства. Оно налагает печать на все экономические явления товарного хозяйства. Это противоречие проявляется как в сфере производства, так и в сфере распределения, обмена и потребления простого товарного хозяйства.

Капитализм обостряет противоречие между частным и общественным трудом. Углубляется общественное разделение труда. Возрастает общественный характер труда производителей. Но производство ведется на базе частной собственности и является личным, частным делом каждого предпринимателя. Он по собственному усмотрению распоряжается средствами производства и рабочей силой на своем предприятии. Производит то, что считает выгодным, и в том количестве, в каком находит нужным.

При капитализме противоречие частного и общественного труда перерастает в противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения результатов производства. Противоречие между частным и общественным трудом таит в себе возможность перепроизводства товаров, так как частные производители не все знают об общественных потребностях. При простом товарном производстве это явление не может принять слишком широкого размаха, так как производство является мелким и опирается на примитивные средства производства. В условиях же капиталистической машинной индустрии такая возможность перепроизводства периодически превращается в действительность. Поэтому капиталистическое производство периодически сопровождается экономическими кризисами.

Наши рекомендации