Раздел 1. Предмет и методология курса

Понятия потребности, блага, ресурсов, эффективности, нормы, собственности, труда, качества жизни, социально-экономической системы, дохода, капитала. Сущность трудового процесса. Взаимосвязь трудового и творческого процессов. Труд в системе экономических отношений. Взаимодействие людей в производственных процессах. Синергия.

Раздел 2. Модель человека. Качество жизни

Поведение людей в процессах производства и обмена благ. Понятие «экономический человек». Структура модели человека в социально-экономических системах. Понятие качества жизни. Условия качества трудовой жизни. Социальные индикаторы качества жизни. Проблемы смысла и целей жизни, природы человека, его места в мироздании. Система ценностей и природа человека. Основные направления государственных программ для повышения качества жизни граждан.

Раздел 3. Потенциал человека

Понятие и сущность рабочей силы, человеческого капитала, трудового потенциала. Компоненты и характеристики трудового потенциала. .Условия, способствующие реализации потенциала человека. Характеристика качества населения страны, персонала предприятия. Показатели качества населения страны и персонала предприятия.

Раздел 4. Эффективность экономической деятельности

Классификация экономических ресурсов. .Виды труда. Влияние различных видов труда на экономические результаты предприятия. Основные аспекты понятия «эффективность». Продуктивность и рентабельность труда. Понятие инвестиций в человеческий капитал. Интеллектуальный капитал, интеллектуальная собственность. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал.

Раздел 5. Социально-трудовые отношения

Понятие социально-трудовых отношений. Характеристика социально-трудовых отношений. Субъекты социально-трудовых отношений. Типы социально-трудовых отношений. Понятие социального партнерства. Принципы и опыт организации социального партнерства. Проблемы социального партнерства. Возможности согласования интересов социальных групп на предприятиях. Понятие девиантного поведения. Последствия и влияние девиантного поведения на деятельность предприятий. Основные направления профилактики девиантного поведения на предприятиях.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

Рекомендуемая литература
Основная литература
  Авторы, составители Заглавие Издательство, год Колич-во
Л1.1 Генкин М.Б. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – 3-е изд., доп. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М) Ю 2009..- 464 с.
Л1.2 Кибанов А.Я. Экономика и социология труда: учебник М: Инфра-М, 2009 . – 584 с.  
Дополнительная литература
  Авторы, составители Заглавие Издательство, год Колич-во
Л2.1 Мумладзе Р.Г.; Гужина Г.Н. Экономика и социология труда: учебник М: КНОРУС, 2007. – 328 с.


Интернет-ресурсы:

1. www. Kadrovik.ru – национальный союз кадровиков

2. www.aup.ru/docs/d2/ - Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (с изменениями от 21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001

3. www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»

4. www.hrm.ru – Журнал «Кадровый менеджмент»

5. www.uptp.ru – Журнал «Проблемы теории и практики управления»

6. www.peoplemanagement.co.uk – Журнал «People Management»

7. www.workforce.com – Сайт журнала «Workforce management»

8. www.shrm.org – Сайт «Society for Human Resource Management»

9. www.hr-journal.ru – Электронный журнал для специалистов по управлению персоналом

10. www.hrc.ru – Кадровый клуб

11. www.rhr.ru – Человеческие ресурсы России

12. www.apsc.ru – Ассоциация консультантов по подбору персонала

13. www.hr-zone.net – Статьи, публикации по управлению человеческими ресурсами

14. www.hrdigest.ru – Ежемесячный дайджест для профессионалов в области HR и внутрикорпоративной коммуникации

15. www.msk.treko.ru – Электронный словарь тренера и консультанта

16. www.distance-learning.ru – Информационный портал «Дистанционное обучение»

17. http://planetaedu.ru/vacancies/ – Портал «Планета образования» – объявления о вакансиях для студентов и молодых специалистов в компаниях

4. Перечень заданий для самостоятельного решения

Раздел 1. Предмет и методология курса

Темы для обсуждения

1. Какие аспекты отражает понятие «труд»?

2. В чем сущность творчества?

3. Определите взаимосвязи понятий «труд» и «творчество».

4. Какова сущность процесса труда?

5. Назовите основные виды деятельности по управлению человеческими ресурсами в обществе и на предприятии.

6. Определите сущность и содержание комплексного подхода к управле­нию человеческими ресурсами.

Задания:

1. Проанализировать определения исходных понятий экономической теории. Выявить взаимосвязи понятий. Особое внимание обратить на значения понятия «труд»: труд как процесс (вид деятельности человека) и труд как экономический ресурс.

2. Дайте определения понятий: «потребность», «благо», «ресурсы», «эффективность», «норма», «собственность», «труд», «качество жизни», «социально–экономическая система», «доходы», «капитал». Покажите взаимосвязь этих понятий

3. Покажите эволюцию определений понятия «труд». Как определяли это понятие И. Бентам, А. Маршалл, другие экономисты? Труд как тягость и труд как удовольствие. При каких условиях труд перестает быть тягостью? Дайте определение труда как процесса (вида деятельности человека).

4. Определите понятие «труд как экономический ресурс». Поясните соотношение понятий: «рабочая сила», «человеческий капитал», «трудовой потенциал».

4.

Наши рекомендации