Технология продуктов общественного питания»
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
БИОЛОГО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Методические указания
для студентов образовательной программы
Технология продуктов общественного питания»,
Всех форм обучения
Новосибирск, 2012
УДК 637.1 (075)
Кафедра технологии и товароведения пищевой продукции
Составители: С.Л.Гаптар, канд. техн. наук, доц., Ворожейкина Н.Г., ст.преподаватель
Рецензент:
Проектирование предприятий общественного питания: методические указания по выполнению курсового проекта, практических занятий, самостоятельной и контрольной работы /новосиб. Гос. Аграр. Ун-т. Биолого-технолог. Фак; сост.: С.Л. Гаптар, Ворожейкина Н.Г. – Новосибирск, 2012. 81 с.
В методических указаниях дан состав и объем по выполнению курсового проекта по дисциплине «Проектирование предприятий общественного питания» и рекомендации к выполнению разделов пояснительной записки и графической части. Предназначены для студентов образовательной программы 260501.65 – «Технология продуктов общественного питания»
Утверждены и рекомендованы к изданию учебно-методическим советом Биолого-технологического факультета (протокол № 4 от 31 января 2012 г.).
© Новосибирский государственный аграрный университет, 2012
Содержание
№ | Стр. | |
ВВЕДЕНИЕ | ||
Общие положения проектирования | ||
1.2 | Классификация предприятий общественного питания | |
1.3 | Состав функциональных групп помещений | |
1.4 | Технико-экономическое обоснование проекта | |
1.5 | Принципы размещения предприятий общественного питания | |
1.5.1 | Обоснование места привязки проекта предприятия | |
1.5.2 | Обоснование режима работы предприятия | |
Технологические расчеты | ||
2.1 | Определение числа потребителей | |
2.2 | Определение количества блюд | |
2.3 | Распределение блюд по ассортименту | |
2.4 | Составление расчетного меню | |
2.4.1 | Расчет расхода сырья по меню | |
2.4.2 | Разработка графика реализации блюд в зале | |
Организация работы предприятия | ||
2.5 | Организация работы холодного цеха | |
2.5.1 | Расчет механического оборудования | |
2.5.2 | Расчет моечных ванн | |
2.5.3 | Расчет холодильного оборудования | |
2.6 | Расчет численности работников холодного цеха | |
2.7 | Расчет вспомогательного оборудования холодного цеха | |
2.8 | Расчет площади холодного цеха | |
2.9 | Организация работы горячего цеха | |
2.9.1 | Подбор и расчет технологического оборудования горячего цеха. Расчет теплового оборудования | |
2.9.2 | Расчет холодильного оборудования | |
2.9.3 | Расчет численности работников горячего цеха | |
2.9.4 | Расчет вспомогательного оборудования горячего цеха. Расчет столов и моечных ванн | |
2.9.5 | Расчет площади горячего цеха | |
2.9.6 | Моечная столовой посуды, сервизная | |
2.9.7 | Расчет площади моечной столовой посуды, сервизной | |
2.9.8 | Расчет численности мойщиков посуды | |
2.9.9 | Моечная кухонной посуды, кладовой и моечной тары | |
2.9.9.1 | Расчет площади моечной кухонной посуды, кладовой и моечной тары | |
2.9.9.2 | Расчет численности мойщиков кухонной посуды | |
2.10 | Расчет численности персонала | |
2.11 | Складские помещения | |
2.11.1 | Расчет складских помещений для хранения мяса, рыбы, овощей, напитков, гастрономии | |
2.11.2 | Расчет оборудования складского помещения мяса, рыбы, овощей, напитков, гастрономии | |
2.11.3 | Расчет складских помещений для хранения сухих и сыпучих материалов | |
2.11.4 | Расчет оборудования складского помещения | |
2.11.5 | Сводная таблица площадей | |
Объемно-планировочные решения предприятий общественного питания | ||
3.1 | Компоновка предприятий общественного питания | |
3.1 | Требования к компоновке помещений | |
3.2 | Принципы размещения оборудования | |
Структура курсового проекта | ||
Варианты контрольных заданий | ||
Вопросы для подготовки к экзамену | ||
Библиографический список | ||
Приложения | ||
А | Схема взаимосвязи помещений ресторана | |
В | Пример оформления спецификации оборудования | |
С | Пример оформления экспликации помещений | |
Д | Пример оформления титульного листа |
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Проектирование предприятий общественного питания» - обязательная дисциплина профессионального цикла базовой (общепрофессиональной) части государственного образовательного стандарта.
Основная цель дисциплины «Проектирование предприятий общественного питания» — дать будущим специалистам необходимые теоретические и практические знания по организации проектирования предприятий общественного питания, позволяющие, вместе с другими специалистами, разрабатывать проектную документацию на строительство новых и реконструкцию существующих предприятий общественного питания.
Задачами дисциплины являются:
· изучение организации проектирования, основных этапов разработки проектной документации, состава и содержания проекта;
· овладениеметодами выполнения необходимых технологических расчетов и чертежей с использованиемпрогрессивных технологий;
·формирование:
- способности поиска, выбора и использования информации в области проектирования предприятий общественного питания;
- способности составления технического задания на проектирование предприятий питания малого бизнеса и проверки правильности технологического проекта, выполненного проектной организацией;
- культуры выполнения и умения чтения чертежей и проектной документации;
- умение вести переговоры с представителями проектных организаций и поставщиками технологического оборудования;
- способности контроля качества предоставляемых организациями услуг по проектированию, реконструкции и монтажу оборудования, участия в проектировании, авторском надзоре и оснащении предприятий питания;
- способности применения компьютерных технологий при выполнении расчётов и чертежей проектируемых предприятий общественного питания.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
· основные нормативные и ведомственные материалы по вопросам проектирования предприятий общественного питания;
· основные направления проектирования, реконструкции и технического перевооружения предприятий общественного питания;
· методики расчёта основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности и технического уровня проектируемого предприятия;
· структуру производства, его оперативное планирование и организацию;
· особенности, формы, средства и методы обслуживания потребителей;
· основные нормативы расчета и принципы рационального размещения предприятий общественного питания;
· прогрессивную методологию выполнения технологических расчетов;
· оборудование предприятий общественного питания, его классификацию, устройство, принцип действия, назначение;
· рациональные способы эксплуатации машин и технологического оборудования при производстве продукции питания;
· современные тенденции компоновки производственных помещений и предприятий, функциональные группы, их особенности, принципы управления, взаимосвязи.
уметь:
· использовать нормативно-техническую документацию и правовые аспекты работы предприятий общественного питания;
· разрабатывать технико-экономическое обоснование проекта и составлять задание на проектирование;
· формулировать ассортиментную политику и разрабатывать производственную программу предприятий питания;
· разрабатывать нормативную документацию на продукцию питания с учётом современных достижений в области технологии и техники;
· выполнять технологические расчеты, с учетом научной организации труда, и на основе технологических схем торгово-производственного процесса;
· организовывать работу производства и осуществлять контроль за технологическим процессом;
· обеспечивать эффективную работу предприятия питания по производству и реализации продукции;
· производить планировку и оснащение рабочих мест, компоновку цехов и помещений предприятия;
· разрабатывать альтернативные варианты планировочных решений при проектировании и реконструкции различных типов предприятий питания;
· технически грамотно разбираться в проектах и осуществлять контроль, за их внедрением;
· грамотно применять и использовать технические средства проектирования.
владеть:
· практическими навыками разработки нормативной и технологической документации с учётом новейших достижений в области инновационных технологий производства продукции питания;
· методами расчета потребности и рационального расхода сырья, выхода готовой продукции, составления рецептур и рационов с использованием компьютерных технологий;
· методами составления производственной программы в зависимости от особенностей обслуживаемого контингента и класса предприятий;
· рациональными методами эксплуатации технологического и торгового оборудования;
· методами сравнительного анализа планировочных решений предприятий общественного питания;
· практическими навыками выполнения чертежей и проектной документации с использованием новейших компьютерных программ и систем автоматизированного проектирования.
Профессиональные компетенции:
Выпускник по направлению подготовки «Технология продуктов общественного питания» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы после изучения дисциплины «Проектирование предприятий общественного питания» должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
умеет контролировать качество предоставляемых организациями услуг по проектированию, реконструкции и монтажу оборудования, участвует в планировке и оснащении предприятий питания (ПК-33);
осуществляет поиск, выбор и использование информации в области проектирования предприятий питания, составляет техническое задание на проектирование предприятия питания малого бизнеса, проверяет правильность подготовки технологического проекта, выполненного проектной организацией, умеет читать чертежи (экспликацию помещений, план расстановки технологического оборудования, план монтажной привязки технологического оборудования, объемное изображение производственных цехов) (ПК-34);
умеет вести переговоры с проектными организациями и поставщиками
технологического оборудования, оценивать результаты проектирования
предприятия питания малого бизнеса на стадии проекта (ПК-35).
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Проектирование представляет собой взаимоувязанный комплекс работ, итогом выполнения которых является техническая документация, используемая при строительстве или реконструкции зданий и сооружений.
Проектирование — промежуточное звено между научными исследованиями и их внедрением в практику.
В проектировании принимают участие коллективы высококвалифицированных специалистов проектных, проектно-изыскательских организаций (институты, конструкторские бюро).
Проектирование нового строительства, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий осуществляют на основании решений, принятых в утвержденных технико-экономических обоснованиях (ТЭО) или технико-экономических расчетах (ТЭР) строительства.
Разработать проект - значит, определить его профиль, составить производственную программу, рассчитать и подобрать оборудование, площади помещений, количество работников предприятия, установить размеры и форму здания, состав и расположение помещений, подобрать соответствующие строительные материалы и конструкции, разработать фасады и интерьер, определить стоимость строительства и монтажа оборудования и изложить всё это на бумаге в виде расчётно-пояснительной записки, чертежей и необходимых к ним пояснений и обоснований.
Одна из актуальных задач проектирования - расширение сети общедоступных предприятий, особенно предприятий быстрого обслуживания (ПБО). Для этой цели можно использовать пустующие и неэффективно используемые подвалы и другие помещения.
Проектирование предприятий общественного питания является исходным этапом становления производства, от качества технологических инженерных расчётов зависит эффективность производственно-торговой деятельности предприятия.
Различают проекты: экспериментального строительства, индивидуальные, типовые и проекты реконструкции.
Проекты для экспериментального строительства предназначены для проверки в реальных условиях возможности внедрения в массовое строительство новых, отвечающих высоким эксплуатационным требованиям экономичных проектов.
Индивидуальное проектирование - это разработка проектно-технической документации для одноразового строительства предприятий общественного питания в определённом конкретном месте.
Индивидуальный проект разрабатывают с учётом всех требований по проектированию. Однако в индивидуальном проекте в порядке исключения допускаются отдельные небольшие отклонения от ГОСТов. Так в индивидуальных проектах допускается применение нестандартных строительных конструкций, нетипового оборудования, использование местных строительных и облицовочных материалов, национального колорита в оформлении фасадов и интерьеров и некоторые другие отклонения от типовых проектов. Строительство по индивидуальным проектам ведётся одноразовое.
Разработка типовых проектов имеет целью обеспечить строительство многократно повторяющихся объектов готовыми высококачественными и экономичными проектами. Разработку типовых проектов ведут применительно к определённым районам страны с учётом их экономических, национальных и климатических особенностей. Типовые проекты перерабатывать не разрешается, за исключением внесения в рабочие чертежи тех изменений, которые связаны с привязкой зданий к участку строительства /переработка конструкции фундамента в связи с гидрологическими и типографическими условиями участка/. Запрещается использовать проектную документацию, которая к началу строительства предприятия устарела и не отражает современные научно-технические достижения.
Проекты реконструкции разрабатывают для предприятий общественного питания, которые по своему техническому состоянию, оснащению оборудованием, применяемым технологическим процессам и формам обслуживания не соответствуют современным требованиям. Построенные по типовым проектам 10-15 лет тому назад предприятия общественного питания уже не в состоянии обеспечить нормальных условий труда, и возрастающие потребности посетителей. Поэтому, сохраняя здание в основных контурах, его можно подвергнуть реконструкции и, в первую очередь, за счёт модернизации производства.
В процессе реконструкции и модернизации создаются такие условия для будущего предприятия, при которых обеспечивается значительный рост экономических показателей предприятия за счёт полного удовлетворения запросов населения.
Основные направления реконструкции:
- совершенствование производственных процессов;
- перевод предприятия на работу с полуфабрикатами;
- перепланировка отдельных цехов и участков;
- расширение площади торговых залов за счёт перепланировки помещений, эффективного использования полезной площади, организации летних площадок;
- изменение соотношения площади торговых и не торговых помещений; перевод на более экономичные виды теплоносителей;
- расширение производства, создание новых специализированных цехов и участков.
Проектирование и строительство общедоступных предприятий общественного питания осуществляется на основе СНиП (строительные нормы и правила) 2.07.01-89 «Планировка и застройка городов, посёлков и сельских населённых пунктов» Нормы проектирования.
ПИТАНИЯ
Предприятия общественного питания в зависимости от характера их деятельности подразделяются на:
- предприятия, организующие производство продукции общественного питания (заготовочные фабрики, цеха по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий, специализированные кулинарные цеха, предприятия (цеха) бортового питания и др.) с возможностью доставки потребителям;
- предприятия, организующие производство, реализацию продукции общественного питания и обслуживание потребителей с потреблением на месте и на вынос (вывоз) с возможностью доставки (рестораны, кафе, бары, закусочные, столовые, предприятия быстрого обслуживания, кофейни);
- предприятия, организующие реализацию продукции общественного питания (с возможным потреблением на месте) (магазины кулинарии, буфеты, кафетерии, предприятия мелкорозничной торговой сети);
- предприятия выездного обслуживания;
- предприятия, организующие доставку и обслуживание потребителей в номерах гостиниц и других средствах размещения.
2 Стандарт устанавливает классификацию предприятий общественного питания по следующим типам: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, кофейня, магазин кулинарии.
При определении типа предприятия общественного питания учитывают следующие факторы:
- ассортимент реализуемых кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их разнообразие и сложность изготовления;
- техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочные решения и т.д.);
- методы и формы обслуживания;
- время обслуживания потребителей (время ожидания, предоставления и потребления услуги);
- профессиональную подготовку и уровень квалификации персонала;
- условия обслуживания (комфортность зала, мебели, этику персонала, эстетику оформления, интерьер и т.д.).
3 Ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая заказные и фирменные блюда и изделия; алкогольные, прохладительные, горячие и другие виды напитков, мучные кондитерские и булочные изделия, табачные изделия, покупные товары, с высоким уровнем обслуживания и, как правило, в сочетании с организацией отдыха и развлечений.
Рестораны различают:
- по ассортименту реализуемой продукции - неспециализированные и специализированные (рыбный, пивной, сырный и т.п.; рестораны национальной кухни или кухонь зарубежных стран);
- по местонахождению - в жилых и общественных зданиях, в том числе в отдельно стоящих зданиях, зданиях гостиниц, вокзалов, в культурно-развлекательных и спортивных объектах, в зонах отдыха (ландшафтные), на транспорте (вагон-ресторан и пр.);
- по интересам потребителей (клубный ресторан, спорт-ресторан, ресторан - ночной клуб, ресторан-салон);
- по методам и формам обслуживания - ресторан с обслуживанием официантами, ресторан с обслуживанием по системе "шведский стол", ресторан выездного обслуживания;
- по составу и назначению помещений - стационарные и передвижные (рестораны на морских и речных судах, в поездах).
4 Бар - предприятие общественного питания, оборудованное барной стойкой и реализующее в зависимости от специализации алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, коктейли, холодные и горячие закуски и блюда в ограниченном ассортименте, покупные товары.
Бары различают:
- по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления продукции общественного питания - бар винный, пивной (паб-бар), кофейный, десертный, молочный, коктейль-бар, гриль-бар, суши-бар и пр.;
- по специфике обслуживания потребителей и (или) организации досуга (развлечений) - видео-бар, варьете-бар, диско-бар, кино-бар, танцевальный бар (Данс Холл), лобби-бар, бар "Ночной клуб" и др.;
- по местонахождению - в жилых и общественных зданиях, в том числе в отдельно стоящих зданиях, зданиях гостиниц, вокзалов; в культурно-развлекательных и спортивных объектах; в зонах отдыха;
- по интересам потребителей (клубный бар, спорт-бар).
5 Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяют на три класса - "люкс", "высший" и "первый", которые должны соответствовать следующим требованиям:
"люкс" - широкий выбор услуг, предоставляемых потребителям, высокий уровень комфортности и удобство размещения потребителей в зале, широкий ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий, характерных для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей для баров, изысканная сервировка столов, фирменный стиль, специфика подачи блюд, эксклюзивность и роскошь интерьера;
"высший" - большой выбор услуг, предоставляемых потребителям, комфортность и удобство размещения потребителей в зале, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей - для баров, фирменный стиль, изысканность и оригинальность интерьера;
"первый" - определенный выбор услуг, предоставляемых потребителям, разнообразный ассортимент фирменных блюд и изделий и напитков сложного изготовления, характерный для ресторанов, широкий или специализированный ассортимент напитков и коктейлей, в том числе заказных и фирменных для баров, гармоничность и комфортность интерьера.
6 Прочие предприятия общественного питания на классы не подразделяют.
7 Кафе - предприятие общественного питания по организации питания и (или без) отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции общественного питания, реализующее фирменные, заказные блюда, изделия и алкогольные и безалкогольные напитки.
Кафе различают:
- по ассортименту реализуемой продукции - неспециализированные и специализированные (кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-молочная, кафе-пиццерия и др.);
- по обслуживаемому контингенту и интересам потребителей, включая оформление интерьера, - молодежное, детское, студенческое, офисное, кафе-клуб, интернет-кафе, арт-кафе, кафе-кабачок и др.;
- по местонахождению - в жилых и общественных зданиях, в том числе в отдельно стоящих зданиях, зданиях гостиниц, вокзалов; в культурно-развлекательных и спортивных объектах; в зонах отдыха;
- по методам и формам обслуживания - с обслуживанием официантами и с самообслуживанием;
- по времени функционирования - постоянно действующие и сезонные;
- по составу и назначению помещений - стационарные и передвижные (автокафе, вагон-кафе, кафе на морских и речных судах и т.п.).
8 Столовая - предприятие общественного питания, общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей, производящее и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с меню, различающимся по дням недели.
Столовые различают:
- по ассортименту реализуемой продукции - столовые, реализующие блюда, изделия и напитки массового спроса; вегетарианские, диетические, в том числе пищеблоки санаториев, профилакториев;
- по обслуживаемому контингенту и интересам потребителей - столовые школьные, студенческие, офисные и др.;
- по местонахождению - столовые общедоступные в жилых, общественных зданиях, столовые по месту учебы, работы, службы, временного проживания, при больницах, санаториях, домах отдыха и пр.;
- по организации производства продукции - работающие на сырье, на полуфабрикатах (доготовочные), столовые смешанного типа, столовые-раздаточные.
9 Закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей, с возможной реализацией алкогольной продукции.
Закусочные различают:
- по составу и назначению помещений - стационарные и передвижные;
- по времени функционирования - постоянно действующие и сезонные.
10 Предприятие быстрого обслуживания - предприятие общественного питания, реализующее узкий ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления, как правило, из полуфабрикатов высокой степени готовности, и обеспечивающее минимальные затраты времени на обслуживание потребителей.
Предприятия быстрого обслуживания размещаются в местах интенсивного движения и массового скопления потребителей: в торговых комплексах и центрах (зоны ресторанных двориков), кинотеатрах, на центральных улицах и площадях, в зонах отдыха и др. Предприятия быстрого обслуживания могут добавлять к наименованию слово "экспресс" или "бистро".
10.1 Предприятия быстрого обслуживания могут быть оборудованы в киосках и автоприцепах, не иметь собственного зала и реализовывать продукцию собственного производства через раздаточное окно.
Предприятия быстрого обслуживания различают:
- по ассортименту реализуемой продукции - неспециализированные и специализированные (гамбургерные, пиццерии, пельменные, блинные, пирожковые, пончиковые, шашлычные и т.д.);
- по составу и назначению помещений - стационарные и передвижные;
- по времени функционирования - постоянно действующие и сезонные (летние).
На предприятиях быстрого обслуживания отпуск продукции и обслуживание потребителей осуществляют, как правило, на раздаточной линии, и могут использоваться одноразовые посуда и приборы. Потребление продукции осуществляется в зале предприятия или в зоне ресторанного дворика на территории торговых центров (комплексов), единой для нескольких предприятий общественного питания. При этом отдельные технологические операции допускается осуществлять на виду у потребителей в выделенных рабочих зонах, оснащенных малогабаритным специализированным оборудованием.
11 Буфет - предприятие общественного питания, находящееся в жилых и общественных зданиях, реализующее с потреблением на месте ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе холодные блюда, закуски, горячие, сладкие блюда несложного изготовления, мучные кулинарные, булочные и кондитерские изделия и покупные товары.
Буфеты различают:
- по местонахождению - в жилых, промышленных и общественных зданиях, по месту работы, учебы, в культурно-развлекательных и спортивных объектах (театрах, кинотеатрах, стадионах и пр.), в гостиницах, на вокзалах, пристанях, в аэропортах, при столовых и др.;
- по составу и назначению помещений - стационарные и передвижные (автобуфет, купе-буфет, буфеты на морских и речных судах и т.п.);
- по времени функционирования - постоянно действующие и сезонные.
12 Кафетерий - предприятие общественного питания, оборудованное буфетной или барной стойкой, реализующее с потреблением на месте горячие напитки из кофе, чая, прохладительные напитки, ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе бутерброды, мучные булочные и кондитерские изделия, горячие блюда несложного изготовления и покупные товары.
Потребление продукции общественного питания в кафетериях осуществляется, как правило, стоя.
13 Кофейня - предприятие общественного питания, специализирующееся на изготовлении и реализации с потреблением на месте широкого ассортимента горячих напитков из кофе, какао и чая, мучных блюд и мучных булочных и кондитерских изделий, кулинарной продукции из полуфабрикатов высокой степени готовности в ограниченном ассортименте, а также алкогольных напитков и покупных товаров.
Потребление продукции общественного питания в кофейнях осуществляется, как правило, за столиками, метод обслуживания - официантами.
14 Предприятия общественного питания различных типов (кроме ресторанов) с вместимостью зала не более 16 мест при определении типа могут прибавлять к своему наименованию приставку "мини": мини-кафе, мини-бар, мини-закусочная и т.д.
15 Магазин кулинарии - предприятие общественного питания, имеющее собственное кулинарное производство и реализующее потребителям кулинарные изделия, полуфабрикаты, мучные булочные и кондитерские изделия и покупные продовольственные товары. Допускается организация кафетерия в торговом зале магазина кулинарии.
Магазин кулинарии различают:
по местонахождению - общедоступные, при предприятиях, офисах, в организациях и учреждениях.
ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ
При проектировании предприятий общественного питания технико-экономическое обоснование ТЭО (ТЭР) в последовательном изложении включает следующие элементы.
1 Обоснование необходимости строительства предприятия в соответствии с расчетными нормативами развития сети. Проектирование общедоступных предприятий общественного питания осуществляют на основе маркетинговых исследований в предполагаемом районе строительства. Определяют численность проживающего в нем населения и действующую сеть предприятий общественного питания в зоне проектируемого предприятия. Необходимое число мест рассчитывают на основе норматива мест на 1000 жителей для городов различной величины.
Проектирование предприятий общественного питания при промышленных производствах, учреждениях и учебных заведениях предполагает составление организационно-экономической характеристики действующей сети предприятий общественного питания с указанием численности работающих (учащихся), режима работы по сменам и т.п. Необходимое число мест вычисляют с учетом норматива мест на 1000 работающих (учащихся).
2 Характеристика района и обоснование выбора места строительства. При обосновании выбора места строительства рекомендуется учитывать общие требования, предъявляемые к размещению предприятий общественного питания: приближение предприятий общественного питания к потребителю и размещение их на путях массовых потоков населения, обеспечение мини-
мальных затрат времени на получение пищи, удовлетворение спроса на кулинарную продукцию и услуги общественного питания.
3 Инженерные изыскания и обоснование технической возможности строительства предприятия. Определяют возможность отведения участка под строительство при соблюдении требований охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических и противопожарных. Указывают возможность подключения к источникам электроэнергии, воды и канализации вблизи участка застройки.
4 Обоснование выбора типа проектируемого предприятия и формы обслуживания. При обосновании типа общедоступного предприятия общественного питания рекомендуется учитывать наличие действующей сети, профиля предприятия, предполагаемый контингент потребителей и рекомендуемое примерное соотношение между основными типами предприятий в разных районах города.
5 Обоснование режима работы предприятия и загрузки зала (в процентах). При разработке режима работы общедоступных предприятий общественного питания рекомендуется учитывать тип, форму собственности, месторасположение и состав потенциального контингента потребителей. Работу предприятий общественного питания при организациях, учреждениях, учебных заведениях следует планировать таким образом, чтобы максимально способствовать полноценной работе (учебе) и отдыху потребителей, а также работе обслуживающего персонала. При обосновании загрузки зала (в процентах) предприятия рекомендуется изучить загрузку зала в действующих аналогичных предприятиях.
6 Обоснование коэффициентов потребления блюд. При обосновании коэффициентов потребления блюд по видам питания (завтрак, обед, ужин) рекомендуется изучить сложившиеся коэффициенты потребления блюд в действующих аналогичных предприятиях и рекомендации в соответствии с требованиями рационального питания для каждого типа проектируемого
предприятия.
7 Расчет производственной программы предприятия. На основе принятых в проекте коэффициентов потребления блюд, а также загрузки зала (в процентах) определяют плановое количество потребителей за день и количество блюд каждой ассортиментной группы.
8 Определение источников продовольственного снабжения сырьем, полуфабрикатами и товарами, реализуемыми без переработки. Указывают наименование, организационно-правовую форму и адрес предприятий пищевой промышленности, заготовочных предприятий, продовольственных баз, предприятий агропромышленного комплекса, которые предполагают снабжать предприятие сырьем, полуфабрикатами и товарами, реализуемыми без переработки.
9 Расчет эффективности капитальных вложений (с учетом нормативных коэффициентов). Для определения стоимости строительства в ТЭО (ТЭР) используют укрупненные показатели стоимости строительства. При разработке ТЭО (ТЭР) учитывают достижения науки и техники, поскольку строящиеся, реконструируемые и расширяемые предприятия ко времени ввода в действие должны быть технически передовыми, иметь высокие показатели по производительности труда и качеству продукции, обеспечивать безопасность и нормальные условия труда. Только после вывода об экономической целесообразности и хозяйственной необходимости проектирования и строительства предприятия начинают разработку задания на проектирование.
ОБЩЕСТНОГО ПИТАНИЯ
Характеристика района деятельности предприятия позволяет определить основные направления специализации промышленности, сельского хозяйства и связанные с ней основные контингенты питающихся, уровень развития общественного питания, торговли. В данном разделе должны быть освещены следующие материалы:
- экономическая характеристика района, города, в котором предполагается строительство или реконструкция пр