Договор номинального счета и договор счета эскроу.
В главу 45.1 ГК РФ были внесены изменения, вступившие в силу 1 июля 2014 г., в соответствии с которыми глава «Банковский счет» пополнилась договорами номинального счета и счета эскроу.
По своей сущности они являются смежными как между собой, так и с иными договорами. Так ранее законодателем предполагалось размещение договора счета эскроу в главе 47.1 «Условное депонирование (эскроу)», что свидетельствует о наличии общих черт с договорами главы 47 ГК «Хранение». Однако по объективным причинам договор включен в главу 45: эскроу-агентом является исключительно банк, счет эскроу регулируется общими положениями банковского счета. Также, эти договоры преследуют различные цели: хранение призвано сохранять вещь от хищения, порчи, деформаций и иных изменений. Что касается договора счета эскроу, то, в первую очередь, он преследует цель обособления имущества для дальнейшего производства с ним указанных в договоре действий, подтверждения активов для исполнения обязательств.
Стоит отметить, что договор счета эскроу не является новеллой и в международной практике он известен как «escrow-account» (Великобритания), а также «depatfiduciare» (Франция). В предыдущей редакции ГК РФ он именовался «счетом условного депонирования», однако в соответствии со ст. 327 ГК РФ депонирование относится к способам исполнения договора, а счет эскроу можно назвать способом обеспечения исполнения обязательств.
Сфера применения
Как было указано выше, существуют смежные договоры с договором счета эскроу, к ним относятся: независимая гарантия, банковская ячейка, аккредитив, секвестр. Аккредитив является, прежде всего, способом расчетов, который заключается в случае недоверительного отношения к контрагенту. Он более архаичен и по сравнению с договором счета эскроу имеет сложный механизм взаимодействия сторон. Независимая гарантия имеет схожее юридическое предназначение, но различный субъектный состав, а также наличествует основное обязательство. Думается, наиболее синонимичен с договором счета эскроу договор аренды банковской ячейки. Суть данного договора заключается в том, что одно лицо арендует банковскую ячейку с правом доступа другой стороны только при предъявлении определенных документов.
Договор счета эскроу был воспринят неоднозначно банками и гражданами. В международной практике он также известен как «счет залогового депозита», который активно используется при сделках с недвижимостью, в ипотечном кредитовании. Например, в случае, если залогодатель (собственник заложенного объекта) депонирует денежную сумму (в размере налога на имущество и страховой премии, относящихся к заложенному объекту). Если залогодатель не исполняет свою обязанность по уплате налога на имущество и страховой премии, относящихся к заложенному объекту, заложенная сумма передаётся залогодержателю.
Как будет применяться данный вид договора в российской практике, пока нет четких представлений. Между тем с уверенностью можно утверждать о перспективах применения в следующих сферах:
1. Купля-продажа (в том числе поставка, купля-продажа недвижимости).
2. Договор перевозки.
3. Ипотечное кредитование в целях обеспечения своевременных взносов платежей по кредиту, а также в качестве дополнительного доказательства наличич активов.
4. При создании юридического лица, когда учредители не доверяют друг другу в качестве доказательства активов.
5. Иные сделки с одновременным встречным исполнением.
Исходя из перечисленных перспектив и выработанной международной практики, можно было бы предположить, что данный вид договора в короткий промежуток времени получит широкое применение в РФ. Однако банки не спешат с введением договора счета эскроу в перечень предлагаемых операций. Связано это с возникшими проблемами правоприменения – остаются неурегулированными многие положения.
Проблемы применения
В первую очередь, следует назвать проблему, вытекающую из буквы закона. В предыдущей редакцииГК РФ статья 860.7 именовалась как «Условное депонирование(эскроу)», в действующей редакции ст. 860.7 переименована в «Договор счета эскроу». Между тем, в п. 2 ст. 860.8 и п. 3 ст. 860.8 используется термин «условное депонирование». В связи с этим возникает вопрос: отождествляет ли законодатель данные понятия или же отдельно должен быть заключен договор условного депонирования? Отметим, что отсутствует законодательное регулирование договора условного депонирования.
В связи с тем, что законодатель не урегулировал право собственности на денежные средства в период нахождения их на счете эскроу, возникает вопрос о возможности укрытия депонентом активов от требований третьих лиц. Исходя из п. 2 ст. 860.10 можно предположить, что собственником денежных средств до возникновения оснований для передачи их бенефициару остается депонент, однако ясного указание на это нет.
Важно также заметить, что договор счета эскроу не попадает под действие системы страхования вкладов. Это означает, что при отзыве лицензии или банкротстве решать вопрос о возмещении денежных средств будет конкурсный управляющий или суд.
Также, Центральный Банк РФ в рамках ГК РФ расширил права бенефициара, установив, что по счету эскроу право подписи может быть передано бенефициару счета эскроу на основании договора счета эскроу, иного договора, по которому эскроу-агентом является банк. В этом случае в банк представляется карточка, для цели оформления которой бенефициар счета эскроу рассматривается в качестве клиента банка.