Техническое нормирование и стандартизация, единство измерений в технологических процессах.
Основным нормативным актом в данной сфере является Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации». Объектами технического нормирования, объектами стандартизации выступают продукция, процессы ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказание услуг. Система технического нормирования и стандартизации − совокупность технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, субъектов технического нормирования и стандартизации, а также правил и процедур функционирования системы в целом. Техническое нормирование − деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг. Безопасность продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг − соответствие продукции, процессов ее раз- работки, производства, эксплуатации (использования), хранения, пере- возки, реализации и утилизации или оказания услуг техническим требованиям, предусматривающим отсутствие недопустимого риска причинения вреда жизни, здоровью и наследственности человека, имуществу и окружающей среде. Стандартизация − деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» единство измерений − состояние измерений, при котором их результаты выражены в единицах измерений, допущенных к применению в Республике Беларусь, и точность измерений находится в установленных границах с заданной вероятностью. Измерение − совокупность операций, выполняемых для определения значения величины. Единица измерения − величина, условно принятая за единицу, с которой сравниваются другие однородные величины для выражения их количественного значения по отношению к этой величине. Государственный метрологический надзор − деятельность по проверке соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами требований законодательства Республики Беларусь об обеспечении единства измерений. Калибровка − составная часть метрологического контроля, включающая выполнение работ, в ходе которых устанавливаются метрологические характеристики средств измерений путем определения в заданных условиях соотношения между значением величины, полученным с помощью средства измерений, и соответствующим значением величины, воспроизводимым эталоном единицы величины. Средство измерений − техническое средство, предназначенное для измерений, воспроизводящее и / или хранящее единицу измерения, а также кратные либо дольные значения единицы измерения, имеющее метрологические характеристики, значения которых принимаются неизменными в течение определенного времени. Основными принципами обеспечения единства измерений являются:
9 приоритетное применение единиц измерений Международной системы единиц;
9 применение национальных эталонов единиц величин;
9 прослеживаемость результатов измерений до единиц измерений Международной системы единиц, воспроизводимых национальными эталонами единиц величин и / или международными эталонами единиц величин;
9 открытость и доступность информации в области обеспечения единства измерений, за исключением информации, отнесенной в установленном порядке к категории информации с ограниченным доступом;
9 гармонизация национальных и международных требований об обеспечении единства измерений.
11.Нормирование и стандартизация санитарно-гигиенических, ветеринарных требования в предпринимательской деятельности.
Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны:
соблюдать требования ветеринарно-санитарных правил и иных актов законодательства в области ветеринарной деятельности;
проводить ветеринарные мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Закона, ветеринарно-санитарных правил и иных актов законодательства в области ветеринарной деятельности;
содержать (эксплуатировать) объекты, на которых осуществляется ветеринарная деятельность, а также применять ветеринарные средства в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил, инструкциями по их применению;
обеспечить в установленном законодательством порядке получение ветеринарных документов на животных, продукты животного происхождения, корма и кормовые добавки;
предоставлять специалистам государственной ветеринарной службы по их требованию документы, содержащие информацию, необходимую для выявления причин возникновения болезней животных, оценки ветеринарно-санитарного качества продуктов животного происхождения, кормов и кормовых добавок;
предоставлять специалистам государственной ветеринарной службы по их требованию животных и создавать в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил необходимые условия для проведения ветеринарных мероприятий;
представлять продукты животного происхождения до их реализации, а также продукты растительного происхождения до их реализации на рынках для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы;
извещать незамедлительно государственную ветеринарную службу о всех случаях массового заболевания, внезапного падежа животных или подозрения их в заболевании, принять меры по изоляции трупов животных и изолированному содержанию заболевших животных;
содержать в изоляции животных, ввезенных из других государств, в порядке и сроки, установленные ветеринарно-санитарными правилами;
применять ветеринарные препараты, зарегистрированные в Республике Беларусь
не проводить убой животных, а также не использовать или не вывозить за пределы своей территории продукты животного происхождения при подозрении возникновения очагов заразных болезней животных;
не допускать реализации продуктов животного происхождения, не соответствующих ветеринарно-санитарному качеству, и скармливания их животным;
не допускать производства, реализации и использования не соответствующих ветеринарно-санитарному качеству кормов и кормовых добавок;
не допускать перегруппировки, перемещения и реализации больных и подозреваемых в заболевании животных;
использовать продукцию охоты в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил;
исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством.
Индивидуальный предприниматель, осуществляющий ветеринарную деятельность, руководствуется настоящим Законом, требованиями ветеринарно-санитарных правил и иных актов законодательства в области ветеринарной деятельности.
12. Нормирование и стандартизация экологических требований в предпринимательской деятельности.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование, а также иных нормативов в области охраны окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также иные нормативы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также иные нормативы в области охраны окружающей среды устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией.
13. Правовое регулирование предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
Индивидуальный предприниматель – дееспособный гражданин, зарегистрированный в установленном порядке в данном качестве и осуществляющий на свой риск и самостоятельную имущественную ответственность – самостоятельную профессиональную хозяйственную деятельность Согласно ст. 22 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Количество физических лиц, привлекаемых индивидуальным предпринимателем на основании гражданско-правовых и / или трудовых договоров для осуществления предпринимательской деятельности, а также количество имущества, используемого для этих целей, может быть ограничено законодательными актами. Деятельность индивидуального предпринимателя может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки). К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, без государственной регистрации не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является индивидуальным предпринимателем. К таким сделкам применяются правила, установленные законодательством для предпринимательской деятельности. Гражданин-предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание. Индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность на основе свободы предпринимательства. Индивидуальный предприниматель обязан:
• в предусмотренных законом случаях получить лицензию на осуществление определенных видов деятельности;
• уведомить регистрирующий орган об изменении адреса, других существенных условий своей предпринимательской деятельности;
• соблюдать права и законные интересы потребителей, обеспечивать надлежащее качество товаров, работ, услуг, соблюдать правила обязательной сертификации;
• не допускать недобросовестной конкуренции;
• вести учет результатов своей предпринимательской деятельности. Гражданин утрачивает свой статус индивидуального предпринимателя по следующим основаниям: 1) в случае смерти, признания недееспособным, безвестно отсутствующим, объявления умершим; 2) в случае признания его банкротом в установленном порядке; 3) по собственной инициативе путем подачи в регистрирующий орган заявления об аннулировании его государственной регистрации и выданного ему свидетельства индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 24 ГК индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан экономически несостоятельным (банкротом) в судебном порядке. С момента вступления в силу решения суда утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. При осуществлении процедуры признания экономически несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, также вправе предъявить свои требования. Требования указанных кредиторов, не заявленные ими в таком порядке, сохраняют силу после завершения процедуры банкротства индивидуального предпринимателя. Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание. После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом. Сохраняют силу требования граждан, перед которыми индивидуальный предприниматель, признанный банкротом либо объявивший им о своем банкротстве, несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также иные требования личного характера. В случае вынесения индивидуальному предпринимателю приговора, связанного с ограничением права занятия предпринимательской деятельностью, органы и учреждения, осуществляющие исполнение наказаний, не позднее трех рабочих дней со дня получения приговора суда уведомляют регистрирующий и налоговый органы о назначенном судом наказании. Регистрирующий орган в течение трех рабочих дней со дня получения такого уведомления вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя. Органы и учреждения, осуществляющие исполнение наказания, не позднее трех рабочих дней со дня истечения срока наказания уведомляют об этом регистрирующий и налоговый органы. Регистрирующий орган в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об истечении срока наказания вносит соответствующие сведения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о возобновлении деятельности индивидуального предпринимателя. В период действия вынесенного индивидуальному предпринимателю приговора регистрационный номер в этом регистре за ним сохраняется. В случае вынесения индивидуальному предпринимателю постановления о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью органы, исполняющие данное постановление, в течение трех рабочих дней со дня изъятия у индивидуального предпринимателя специального разрешения (лицензии) уведомляют регистрирующий и налоговый органы об исполнении этого постановления с указанием срока, на который произведено такое изъятие. Неосуществление индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в период исполнения приговора, связанного с ограничением права занятия предпринимательской деятельностью, постановления о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью не является основанием для прекращения его деятельности.
14. Правовое регулирование предпринимательской деятельности с образование юридического лица.
Весь процесс создания и государственной регистрации юридического лица можно разделить на три этапа.
1-й этап. Подготовительный - предназначен для формирования основ будущей хозяйственной (предпринимательской) деятельности, достижения ее целей. На данном этапе осуществляется: - Выбор участников (партнеров) будущего субъекта хозяйствования. - Выбор организационно-правовой формы юридического лица. - Определение целей и задач будущего субъекта хозяйствования. - Предварительное определение размера уставного фонда и способов его формирования. - Подбор места нахождения юридического лица. - Подготовка и обсуждение проектов устава и учредительного договора. - Подбор кандидатуры директора и главного бухгалтера субъекта хозяйствования с соблюдением квалификационных требований. - Определение способов и источников финансирования предстоящей кампании по государственной регистрации юридического лица.
2-й этап. Подготовка документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица. - Согласование наименования юридического лица. - Подготовка документов на место размещения юридического лица. - Формирование уставного фонда. - Проведение учредительного собрания, на котором решаются вопросы: - о создании юридического лица; - об утверждении устава и подписании учредительного договора; - о государственной регистрации субъекта хозяйствования; - о формировании уставного фонда и распределении долей; - о назначении директора, главного бухгалтера. - Подписание и нотариальное заверение устава и учредительного договора. - Подготовка заявления о государственной регистрации юридического лица. - Уплата регистрационного сбора за государственную регистрацию в сумме 5 базовых величин. - Подготовка эскизов печатей.
3-й этап. Обращение за государственной регистрацией. Коммерческие юридические лица регистрируются по месту нахождения. Полномочиями по государственной регистрации наделены облисполкомы и Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский горисполкомы. Для государственной регистрации необходимо подать следующие документы: - заявление установленной формы. Оно подписывается учредителями коммерческого юридического лица непосредственно в присутствии специалиста регистрирующего органа; - устав в 2 экземплярах без нотариального засвидетельствования и его электронная копия; - оригинал либо копию платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины. Если учредитель – физическое лицо, для регистрации организации в Беларуси необходимо представить копию документа, удостоверяющего личность (паспорт, вид на жительство). Если учредитель – юридическое лицо, для регистрации организации в Беларуси необходимо представить следующие документы: - копию устава – для резидентов Республики Беларусь; - выписку из торгового реестра (оригинал) – для нерезидентов Республики Беларусь. Выписка должна быть легализована в установленном порядке (должен быть апостиль); - копию паспорта руководителя; - сведения о представителе, выступающем от имени юридического лица при создании организации (копия паспорта, контактный телефон). Нотариально заверенную доверенность на представителя; - сведения о номере протокола, в котором отражено намерение выступить учредителем создаваемого в республике Беларусь предприятия. Данный перечень является исчерпывающим. Сотрудник регистрирующего органа, приняв документы, в этот же день обязан: - поставить на уставе коммерческого юридического лица штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации. Один экземпляр со штампом возвращается юридическому лицу; - внести в Единый государственный регистр (ЕГР) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации юридического лица. Коммерческое юридическое лицо считается зарегистрированным с даты проставления штампа на уставе и внесения сведений в ЕГР. Для этого оно должно представить в Минюст необходимые сведения о коммерческом юридическом лице для включения их в ЕГР. Не позднее следующего рабочего дня государственный орган обязан выдать свидетельство о государственной регистрации. В течение 5 рабочих дней – документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, Фонде социальной защиты населения, Белгосстрахе.