Экономика и организация предприятия
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
1. Теория прав собственности.
Теория прав собственности оформилась в особый раздел эконом. науки в 60 -70. 20 в. представители Денсец,Фуруботи.
Права собственности понимаются как санкционированные поведенческие отношения, возникающие между людьми в связи с существованием благ и касающиеся их использования. Собственность или права собственности нужно отличать от объектов собственности, т. е. материальных или нематериальных объектов, на которые распространяется право собственности. Отношения собственности – это отношения между людьми, а не отношения между людьми и вещами. Установление прав собственности имеет смысл в условиях ограниченных ресурсов, когда могут возникать конфликты по поводу их использования, а права собственности позволяют ограничить и разрешить эти конфликты. собственность – это институт, который предоставляет людям свободу распоряжаться ограниченными ресурсами.
Англосаксонский подход допускал возможность дробления собственности на какой-либо объект на правомочия нескольких лиц. В настоящее время преобладает англосаксонская традиция как более реальная, гибкая и отвечающая сложным процессам современного общества. В этом подходе право собственности определяется как «пучок частичных правомочий», хотя классификация может проводиться по разным признакам.
Принято считать, что право собственности состоит из 3 элементов:
1)право пользоваться имуществом
2)право присваивать доход от имущества
3)право менять его форму, содержание и местонахождение, включая право передачи ресурсов на время или насовсем.
Теория прав собственности базируется на следующих фундаментальных положениях:
1) права собственности определяют, какие издержки и вознаграждения могут ожидать агенты за свои действия;
2) реструктуризация прав собственности ведет к сдвигам в системе экономических стимулов;
3) реакцией на эти сдвиги будет изменившееся поведение экономических агентов.
Теория прав собственности исходит из базового представления о том, что любой акт обмена есть по существу обмен пучками правомочий.
2. Теория трансакционных издержек.
Фирма, как правило, несет и так называемые трансакционные издержки. Они связаны с тем, что фирма постоянно заключает контракты, осуществляет сделки с партнерами.
Понятие трансакционных издержек фирмы впервые ввел в 1937 г. в научный оборот Р. Коуз. Он понимал под ними издержки использования механизма цен или рынка {Коуз Р. Фирма, рынок и право/ Пер. с англ. М: Дело, 1993. С. 103, 158). В свое время К. Эрроу пришел к выводу, что под трансакционными издержками обычно понимают так называемые издержки эксплуатации экономической системы, издержки по поддержанию экономических систем на ходу.
В рамках институциональной теории можно выделить три варианта объяснения того, откуда и почему при совершении сделки возникают трансакционные издержки:
— теория трансакционных издержек выдвигает на передний план отсутствие рынка информации и искаженность ценовых сигналов в силу высокой степени монополизации рынка и структурных диспропорций;
— теория общественного выбора делает акцент на незавершенности формирования рынка и связанной с ней трудности найти замену контрагенту по сделке, на размерах национального рынка и большом числе его участников; — теория соглашений объясняет высокий уровень трансакционных издержек нестабильностью соотношений различных соглашений и преобладанием фрагментации и экспансии как вариантов их соотношения.
Трансакционные издержки — все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий собственности. Это издержки обмена. В отличие от производственных издержек трансакционные издержки не связаны с процессом создания стоимости.
Теорема Коуза — Стиглера гласит: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо оттого, как эти права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и социальные издержки будут равны. Другими словами, эффективное размещение ресурсов будет достигаться независимо от распределения прав собственности на эти ресурсы; достаточно только, чтобы издержки на установление и защиту прав собственности, ведение переговоров и достижение соглашения по перераспределению этих прав были бы незначительными. В результате таких переговоров все неучтенные ранее в рыночных расчетах ресурсы получают денежную оценку, и их собственником становится (или остается) тот экономический субъект, которому это наиболее выгодно.
2. ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
1. Основные этапы развития управленческой мысли.
В развитии теории и практики управления выделяют два крупных исторических периода: донаучный и научный.
Первый период — донаучный период — начиная с 9-го — 7-го тысячелетия до н. э. примерно до XVIII в.
Наиболее длительным был первый период развития управления. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытно общинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
Примерно 9—7 тыс. лет до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присвоенного хозяйства к производящему.
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 — 2800 гг. до п. э.) сформировались достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).
Сократ (470 — 399 гг. до н. э.) был одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности.
Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Платон (428 — 348 гг. до н. э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.
А.Македонский(356—323гг.дон.э.)развил теорию и практику управления войсками.
Второй период— научный период (1776 г. — до настоящего времени).
В свою очередь научный период подразделяется на индустриальный период, период систематизации и информационный.
Индустриальный период (1776 — 1856). Наибольшая
заслуга в развитии представлений о государственном управлении
и этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителемм классической политической экономии, но и специалистом в области управления. А. Смит сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства. Период систематизации (1856–1960 гг.).
Период информационного бума (с 1960 г. по настоящее время).
2. Основные функции менеджмента.
Цели и задачи управления и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т. д.) той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организовывание, координацию, контроль и мотивацию.
Планирование — это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее составных частей. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. • доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.
Органической составной частью планирования становится составление долгосрочных и среднесрочных прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей ее средой.
Организация— вторая функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. Организовать — это значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.
Мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах.
Процесс мотивации включает: установление или оценка (понимание) неудовлетворенных потребностей; формулировка целей, направленных на удовлетворение потребностей; определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.
Контроль — это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. В ней выделяют два основных направления:контроль за выполнением работ, намеченных планом; меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.
Координация — это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации — достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.
3. Личность и группа как субъекты организационного поведения.
Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в конкретной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. Человек не рождается личностью, а становится ею по мере активного вхождения в жизнь общества, освоения накопленного социального опыта. Становление личности происходит в процессе всей жизни человека. Формирование личности в коллективе происходит как путем невольного подражания общепринятым групповым нормам, так и сознательного усвоения требований коллектива. Каждая личность является носителем того общего, что характерно для всего общества, и вместе с тем особенного, типичного для определенного коллектива. Но личности присущи индивидуальные особенности, которые определяются наследственными характеристиками, природными задатками и т. д. Условно можно говорить о внутренней, социально-психологической структуре личности и о ее внешней структуре как принадлежности к социальным группам. Внутренняя структура личности включает ряд подструктур: сложившаяся в сознании личности психологическая среда: система потребностей, интересов, притязаний, ценностных ориентации, идеалов, убеждений, мировоззрение; психические свойства: характер, интеллект, эмоции, воля, мышление, память, воображение и т. д психологические свойства, возможности реализации (способности) личности: опыт, навыки, умения; физиологические, наследственные качества: темперамент и пр. Внешняя социальная структура личности характеризуется принадлежностью к различным социальным группам. Такие группы могут быть, например, социально-демографическими (мужчины и женщины, молодые и пожилые работники, семейные и несемейные), профессионально-квалификационными (принадлежность к различным профессиям, различия в квалификации, должностном статусе и т. п.) и др. Руководитель, учитывающий личностные качества подчиненного, может найти индивидуальный подход к каждому работнику, а значит, привести в действие внутренние резервы активизации его деятельности. Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Статус - положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида. Социальная роль личности в организации-это та должность, которую он занимает.
.Группа – это объединение троих и более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга и воспринимают себя как "мы", то есть как сообщество, к которому они принадлежат. Основные элементы структуры такого понятия как "группа" – это взаимодействие и принадлежность (сопричастность).Взаимодействие предполагает действие индивидов на основе общих целей и интересов. Нет их – нет и группы. Каждый индивид должен иметь в перспективе возможность получить в результате взаимодействия определённое моральное или материальное вознаграждение. Чувство принадлежности (сопричастности) необходимо человеку, чтобы реализовать его естественное стремление быть с другими людьми, получать их оценку самого себя, уважение и признание. Принадлежность группе – это потенциальная возможность иметь надёжную защиту. Также принадлежность к некоторым видам групп, таким как клубы или профсоюзы, даёт человеку определённое положение в обществе. Таким образом, люди объединяются в группы, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, самоуважении, безопасности, усилении власти, достижении социальных, экономических и других целей.
4. Понятие и признаки организации. Внешняя среда. Внутренняя среда.
Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией понимают способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп; в узком - группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.
Признаки организации: определенная обособленность; наличие внутреннего центра организации; саморегулирование ее деятельности; организационная культура; наличие общих целей. Любая организация является социально-экономической системой и состоит из отдельных элементов (людей), которые взаимосвязаны.
Внутренняя среда организации представляет собой часть внешней среды, находящейся в пределах организации. В ходе своей деятельности, организация испытывает постоянное прямое воздействие факторов внутренней среды. Внутренняя среда включает цели и задачи организации, её структуру, работников, технику и технологии, применяемые на производстве, внутреннюю информацию, организационную культуру и другие элементы.
Внешняя среда организации представляет собой основной источник поступления ресурсов, необходимых для функционирования организации. Внешняя, или окружающая среда включает огромное количество компонентов, оказывающих на организацию разное по характеру, степени и периодичности влияние. В то время, как одни компоненты окружающей среды предоставляют организации возможности для развития, другие создают серьёзные препятствия её деятельности. В составе внешней среды выделяют экономическую, политическую, правовую, политическую, технологическую, социальную и другие составляющие.
5. Коммуникации как связующие звенья управления.
Коммуникация — первое условие существования всякой организации.
Без процесса коммуникации, без передачи информации от субъекта управления к объекту управления, и наоборот, без правильного понимания передаваемой и получаемой информации управленческая работа невозможна.
Способы передачи информации — устные сообщения (личные и по телефону), письменные (от писем до электронной почты) и даже язык жестов.
Если источником сообщения выступает субъект управления, то говорят об управленческой информации.
Управленческую информацию различают как:
• исходную, она кладется в основу принятия решений;
• организационную, она используется при реализации решений;
• регулирующую, она сопровождает управленческое решение и существует в виде определенных правил, предписаний, норм, рекомендаций;
• учетно-контрольную, она используется на завершающем этапе управленческого цикла.
Управленческую информацию также можно подразделить на:
• внутреннюю
• внешнюю.
Внутренняя информация— это информация непосредственно о данной организации и ее внутренних переменных (цели, задачи, структура, технология, люди). Внешняя — об окружающей организацию среде.
По предназначению управленческая информация может
быть:
• открытой;
• для служебного пользования;
• секретной;
• совершенно секретной;
• совершенно секретной особой важности. Средства передачи и получения управленческой информации на современных предприятиях самые разнообразные. Выбор средств зависит от характера информации, ее вида, возможностей, которыми располагают отправитель и получатель информации. В современный период все большее применение находят технические средства передачи и получения информации — радио, телефон, факс. Огромные возможности для получения и хранения информации имеют современные компьютеры. Наметились тенденции к сокращению письменной информации, но полностью избежать этого способа передачи и хранения информации
нельзя.
Управленческая информация выполняет в организации
следующие задачи:
• обслуживает функции управления — от подготовки и принятия решения до подведения результатов его выполнения;
• связывает подразделения организации и обеспечивает контакты с внешней средой;
• обеспечивает движение к заданной цели, позволяя выбрать определенную линию поведения.
6. Жизненный цикл организации.
Каждая организация в своей жизни проходит периоды идеи, зарождения, развития, достижения определенных успехов, ослабевания и, наконец, умирания.
Независимо от срока жизни каждая организация проживает множество изменений. Важно, чтобы руководство фирмы четко представляло, на каком этапе развития находится организация, и пересматривало стили руководства в соответствии с определенным этапом.
Жизненный цикл организации – предсказуемые изменения с определенной последовательностью в течение времени.
Жизненный цикл продукции – временной интервал, включающий в себя несколько стадий, каждая из которых отличается характером процесса изменения объема производства во времени.
Выделяют полный жизненный цикл продукции – включает в себя время создания, продолжительность впуска и время эксплуатации потребителем; жизненный цикл продукции в сфере производства, жизненный цикл продукции в сфере потребления.
Понятие жизненного цикла необходимо для рассмотрения прохождения продукта через этапы рождения, формирования, роста, зрелости и упадка.
Деление жизненного цикла организации на определенные временные интервалы предполагает следующие этапы.
Этап предпринимательства: характеризуется временным отсутствием четких целей, определяется жизненный цикл продукции, высокими творческими возможностями, дальнейшее существование требует стабильного привлечения дополнительных ресурсов.
Этап коллективности: характеризуется достаточно широким использованием инновационных процессов, формированием миссии организации. Преобладают неформальное общение, высокие обязательства.
Структура носит также неформализованный характер. Коллектив значительное время тратит на механические контакты.
Этап формализации и управления: происходит формализация правил, структура компании стабилизируется, делается упор на эффективность технологий и инноваций.
На данном этапе становится важной роль руководства организации. Здесь уже выработаны определенные правила, механизмы принятия решений. Организация старается им следовать. Роли распределены таким образом, что уход одного сотрудника не влечет за собой серьезных негативных последствий.
Этап выработки структуры: на данном этапе происходит усложнение структуры организации. Как правило, это связано с увеличением выпуска продукции. Решения принимаются децентрализовано. Для руководства наступает этап продумывания дальнейшего движения вперед, роста фирмы, развития новых направлений и т. д.
Этап упадка: наступает в результате роста конкуренции, неграмотного руководства, отсутствия заказчиков на продукции или услуги.
На данном этапе для руководства важно найти какие-либо новые рынки либо новых заказчиков, в крайнем случае, стоит вопрос о смене направления работы.
Важно наличие специалистов, их отсутствие только ускорит крах. Новые люди приходят и пытаются выправить ситуацию. Механизм принятия решений централизован.
7. Руководство и власть в организации.
Власть руководителя организации или предприятия играет огромную роль в производственном процессе и оказывает сильное влияние на организацию трудовой деятельности. Сегодня для наибольшей эффективности деятельности организации необходимо установление баланса власти. Иными словами, руководитель не должен злоупотреблять своими властными полномочиями: отношения «руководитель – подчиненный» должны быть построены на доверии, уважении и взаимной поддержке. От этого зависит психологический климат в коллективе и, как следствие, состав и качество трудовых отношений.
С точки зрения менеджмента как науки об эффективном управлении руководитель должен обладать определенным набором качеств.
1. Интеллектуальные качества: оригинальность мышления, образованность, интуитивность, отсутствие авторитетов, любопытство, творческое начало.
2. Личностные качества включают в себя уверенность руководителя в собственной деятельности, его целеустремленность, решительность, энергичность, упорство и высокую работоспособность. Кроме того, руководитель должен быть независим от чужого мнения. Но это, конечно, не значит, что работникам нельзя участвовать в принятии решений.
3. Деловые качества подразумевают прежде всего способность кооперироваться. Это значит, что для принятия важных стратегических решений руководитель должен объединять усилия всех членов организации. Однако для этого крайне важным является умение разбираться в людях, выявлять у них творческие способности.
Власть нетипична для всех организаций. В соответствии с этим выделяют три стиля управления.
1. Автократический. Вся власть сосредоточена в руках руководителя, он принимает все решения лично под свою ответственность, отдает распоряжения подчиненным и осуществляет жесткий формальный контроль. В такой организации проявление инициативы подчиненными не разрешается, существуют лишь вертикальные нисходящие коммуникативные связи. Достоинством такого стиля управления являются быстрота и четкость выполнения заданий. Однако явным недостатком является снижение работоспособности рабочего коллектива, их заинтересованности в труде.
2. Демократический. Такой стиль построен на взаимном сотрудничестве, характеризуется наличием горизонтальных связей среди персонала. В такой организации заметно растут квалификация и преданность персонала, что определяет развитие трудовых отношений, трудовой дисциплины и характер трудовой деятельности.
3. Либеральный стиль: невмешательство руководителя в работу персонала, вследствие чего работникам предоставлена большая свобода, чем они могут злоупотреблять, оказывая давление на руководство.
Несмотря на столь дифференцированные взгляды на власть, принято считать, что демократический стиль наиболее приемлем для современной организации.
Лидерство в организации определяется как способность оказывать воздействие на других людей, направлять их деятельность на достижение поставленных целей организации. Основой лидерства являются власть и влияние. Власть – возможность индивида контролировать трудовой процесс работника или группы, а влияние – это действия, основанные на власти.
Иными словами, руководитель может влиять на процессы принятия решений и их реализацию только в том случае, если обладает долей власти. Таким образом, лидерство представляет собой несиловую форму влияния.
В современных организациях менеджер должен устанавливать баланс власти, не злоупотреблять своими полномочиями. Это можно осуществить посредством создания системы делегирования процесса принятия решений, что в результате увеличивает власть менеджера.
8. Природа конфликтов в организации.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей. Конфликт – это такое взаимодействие между субъектами, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок). Конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которыми могут быть как конкретные лица, группы, так и организации в целом, причем это несогласие между сторонами приводит к тому, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны. Позитивные функции конфликта. 1. Разрядка напряженности между сторонами. 2. Сплочение коллектива перед внешним врагом. Широко известно, что дружить легче против кого-то. 3. Несомненно, внешний враг может помочь усилению консолидации членов группы. 4. Получение новой информации об оппоненте и окружающей социальной среде. 5. Большая расположенность к сотрудничеству в будущем. 6. Снятие синдрома покорности у подчиненных. Негативные функции конфликта. 1. Большие эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликте. 2. Рост неудовлетворенности, плохое моральное состояние. 3. Снижение производительности труда, рост текучести кадров. 4. Представление о второй стороне как о враге. 5. Уменьшение сотрудничества после завершения конфликта. 6. Сложное восстановление деловых отношений («шлейф» конфликта). 7. Усиление тенденции к авторитарному руководству. В конфликте можно выделить следующие компоненты: 1) участники (оппоненты) с их несовпадающими целями; 2) посредник (может отсутствовать); 3) объект (предмет конфликта); 4) предконфликтная ситуация; 5) инцидент; 6) конфликтные действия оппонентов; 7) фаза конфликта; 8) меры по разрешению конфликта; 9) завершение конфликта. Классификация конфликтов
Внутриличностный конфликт – это столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Межличностный конфликт вовлекает двух или более людей. Конфликт между личностью и группой:
Примером подобного конфликта является конфликт между руководителем и группой или конфликт между группой и ее новым членом. Внутригрупповой конфликт представляет собой столкновение между частями или всеми членами группы, влияющее на результаты работы группы в целом.
МАРКЕТИНГ
1. Цели и функции маркетинга. Концепции маркетинга.
Маркетинг – это наука о процессах, происходящих на рынке, о факторах, которые влияют на рыночные процессы. Это система управления предприятием, для которой в основе принятия решения лежит информация о рынке, а правильность этих решений проявляется в результатах реализации продукции.
Основные функции маркетинга:
1. Аналитическая: изучение рынка, изучение потребителя, изучение фирменной структуры рынка, изучения товара, изучение внутренней среды предприятия.
2. Производственная: организация производственных товаров, организация материально-технического снабжения, управление качеством и конкурентоспособностью продукции.
3. Сбытовая: организация системы товародвижения, организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта и системы продаж (реклама), товарная политика, организация сервиса, ценовая политика.
4. Управления и контроля: организационные принципы управления и контроля, планирование и информационное обеспечение маркетинга, организация системы коммуникаций на предприятии, управление рисками.
5. Инновационная: выработка стратегии создания новой продукции.
Цели маркетинга:
1. максимизация потребления
2. максимизация ассортимента (выбора)
3. максимизация удовлетворенности потребителя (уровень сервиса)
4. максимизация качества жизни
Рассматривая концепции управления предприятием в условиях рынка можно выделить следующие этапы становления и эволюции концепций:
1. концепция совершенствования производства;
2. концепция совершенствования товара;
3. концепция интенсификации коммерческих усилий;
4. концепция маркетинга;
5. концепция социально-этичного маркетинга.
2. Виды маркетинговой информации. Маркетинговые исследования: цели, методы.
Маркетинговые исследования основываются на научных методах и должны проводиться в соответствии с общепринятыми принципами честной конкуренции, конфиденциальности и объективности. Нельзя рассматривать маркетинговые исследования на основе данных, полученных путем промышленного шпионажа или обмана.
Целью маркетинговых исследований является создание информационно-аналитической базы для разработки рекомендаций и принятия маркетинговых решений, направленных на снижение рисков и уровня неопределенности на рынке товаров и услуг. Стратегической задачей маркетингового исследования является всесторонний и глубокий анализ проблем, от которых зависит современное состояние и дальнейшее развитие рынка.
Классификация методов маркетинговых исследований
· Количественные методы (дают ответ на вопросы «кто» и «сколько»). Предоставляют маркетологу точные числовые данные.
· Качественные методы (дают ответ на вопросы «как» и «почему»). Предоставляют возможность определить реальные мотивы покупки, потребности и взгляды потребителей. Предполагают открытые вопросы, поэтому результат получается весьма различный.
· Mix-методики соединяют в себе самые удачные составляющие всех методов. Hall-test – большая группа в 100-400 человек тестирует предложенный товар в специальном помещении и заполняет анкету; Home-test – аналогичен предыдущему, но тестирование происходит дома; Mystery Shopping – проводится оценка уровня обслуживания при помощи подставных клиентов.
Основные методы маркетинговых исследований включают в себя ряд мелких подвидов:
· к количественным относят: личные и телефонные опросы, мониторинг;
· к качественным относят: фокус группы, экспертные и глубинные интервью, метод тайного покупателя.
3. Комплекс маркетинга (4Р).
Родоначальником 4р маркетинга можно считать Теодора Левитта, который еще в далеком 1960 г. заявлял о том, что производственники сильно зацикливаются на собственном товаре. При этом на другие ключевые факторы практически никто не обращает внимание. Впоследствии, в 1964г. Джерри Маккарти преобразовал словоизлияния Левитта в четко сформулированную теорию, которая была названа комплекс маркетинга 4р. Данная концепция была принята за основу и существует до сих пор. Несмотря на то, что проходили видоизменения, дополнения новыми вариантами «Р», данная концепция осталась приоритетной в различных учениях маркетологов всего Комплекс маркетинга (маркетинг-микс, маркетинговая смесь, концепция «4Р») — это совокупность инструментов, используемых в маркетинге для воздействия на потребительский спрос. Он включает в себя четыре основных элемента маркетинга:
Элемент I. Товар
Элемент «товар» (англ.
product) включает в себя следующие компоненты:
· Собственно товар — совокупность свойств товара, услуги или идеи, которые предлагаются для продажи.
· Товарный знак — символ фирмы или товара, позиционированный в сознании потребителей.
· Упаковка — средство стимулирования покупателей и контрагентов.
· Услуги — преимущества или удобства, предлагаемые на продажу или предоставляемые в связи с продажей товара.
· Гарантия — степень соответствия товара своему назначению. Покупатель, приобретая товар, рассчитывает на его потребительские свойства. Если ожидания не оправдываются, товарная марка перестает пользоваться популярностью.
· Сервисное обслуживание — гарантийное обслуживание, удовлетворяющее потребителей.
Элемент II. Цена
Элемент «цена» (англ.
price) включает в себя следующие компоненты:
· Ценообразование — деятельность, связанная с установлением цены на товар.
· Скидка — снижение запрашиваемой цены на товар с целью стимулирования продаж.
Элемент III. Сбыт
Элемент «сбыт», или «распределение» (англ.
place), включает в себя два компонента.
· Каналы сбыта (товародвижения, распределения) — путь, который проходит товар от поставщика к конечному потребителю.
· Процесс сбыта — реальное движение товара от места производства к месту потребления.
Элемент IV. Коммуникации
Элемент «коммуникации», или «продвижение» (англ.
promotion), включает в себя следующие компоненты.
· Реклама — оплаченное продавцом неличное продвижение товара или услуги.
· Личные (прямые) продажи — продажа товаров посредством личного общения между продавцом и покупателями.
· Пропаганда — деятельность, направленная на формирование благоприятного имиджа фирмы или товарной марки.
· Стимулирование продаж — любая иная деятельность, направленная на стимулирование работы персонала и контрагентов.
4. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ1. Базовые концепции финансового менеджмента.Финансовый менеджмент основывается на следующих фундаментальных концепциях:1. Концепция денежного потока.В основе обоснования финансовых решений лежит оценка денежных потоков, которые с ними связаны. Денежные потоки характеризуются по объему; по продолжительности; по времени. Для их сравнения требуетсядисконтирование.2. Концепция временной ценности денежных ресурсов.Одни и те же суммы денежных средств, полученные в разное время не равномерны (не равноценны), это связано с инфляцией,риском.3. Концепция компромисса между риском и доходностью (эффективностью).Получение связано с риском и между ними существует прямо пропорциональная зависимость (чем больше доходность, тем больше риск). Необходимо выбирать компромисс.4. Концепция стоимости капитала.Активы предприятия должны быть профинансированы за счет накопительных источников. Обслуживание различных источников финансирования обходится предварительно неодинаково, стоимость капитала - это стоимость привлечения источников финансирования: для кредита-проценты, для эмиссииакций- дивиденды.5. Концепция эффективности рынка капитала.Предприятие выступает на рынке капиталав качествеинвестора, кредитора, заемщика. Степень эффективности рынка капитала зависит от его информационной насыщенности и доступности информации. Информация влияет на ценовой курс акций.6. Концепция асимметрии показателей, связана с предыдущей концепцией. Отдельные лица (менеджеры, некоторые собственники) могут владеть информацией, недоступной для других (конфиденциальная информация). Информация может быть использована по разному, в зависимости от того, какой эффект (положительный или отрицательный) дает ее обнародование.7. Концепция агентских отношений.Связана с тем, что в большинстве случаев одни лица владеют предприятием, а другие им управляют. Собственники не обязаны управлять, для этого они нанимают профессиональных менеджеров, которые должны представлять и защищать их интересы. При этом собственники несут агентские издержки (зарплата менеджерам).8. Концепция альтернативных затрат.Управление финансами связано с выбором альтернативных решений. Этот выбор основывается на сравнении альтернативных затрат (оценке упущенной выгоды). Альтернативные затраты - это доход, который можно было бы получить, выбрав иной вариант вложения средств.9. Концепция времен неограниченной деятельности предприятия.Предприятие создано на неограниченный срок. 2. Дивидендная политика организации.Дивидендная политика — это политика организации в области использования прибыли, по которой опр