Северо-западный институт печати
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
Полиграфического оборудования и управления
_________________ Л.И. Цейтлин
УТВЕРЖДАЮ
Председатель методической комиссии СЗИП
_________________ И.А. Колосова
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
Методические указания по выполнению контрольных работ
для студентов заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки
Менеджмент», профиль «Производственный менеджмент»
Авторы: Л.И. Цейтлин,
И.М. Мелешкина
Санкт-Петербург
Содержание
Введение 3
I. Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочного отделения 4
1.1. Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения 4
1.2. Тематика контрольных работ для студентов заочного обучения 5
1.3. Рекомендуемая учебная литература и другие информационные источники 8
II. Теоретические аспекты бизнес-планирования 11
2.1. Бизнес-план как основа разработки планов деятельности
и развития предприятия 11
2.2. Оценка финансовой состоятельности и экономической эффективности инвестиционного проекта 17
2.3. Расчеты в постоянных и текущих ценах. Понятие номинальных и реальных ставок 21
2.4. Оценка рисков инвестиционного проекта 31
2.4.1. Издержки производства, безубыточность и запас финансовой прочности 31
2.4.2. Описательные методы оценки предпринимательских рисков 41
2.4.3. Нормативный подход к анализу рисков 50
2.4.4. Имитационное моделирование по методу Монте-Карло 57
Введение
Современное состояние России характеризуется процессом развития рыночных отношений. В таких условиях понятие «бизнес-планирование» становится одним из фундаментальных. Грамотное управление инвестиционными ресурсами позволяет хозяйствующим субъектам российской экономики развивать производство, совершенствовать выпускаемую продукцию, увеличивать количество рабочих мест и т.д.
В условиях рынка решения, связанные с разработкой бизнес-плана и рекомендацией его к реализации, каждое предприятие принимает самостоятельно. При этом важно выяснить, как лучше использовать собственные инвестиционные ресурсы, какие источники инвестиций доступны данному предприятию. Помимо выбора источников инвестирования, нужно уметь оценить финансовую состоятельность и экономическую эффективность инвестиционного проекта, определить степень риска.
В теоретической части методических указаний уделено внимание основным проблемам, связанным с бизнес-планированием на предприятии. Цель – дать представление об основных категориях данной дисциплины, а также рассмотреть методические подходы к оценке финансовой состоятельности и экономической эффективности инвестиций, заложить базу для использования полученных знаний на практике, что позволит обеспечить необходимую целостность теоретических и практических аспектов при изучении указанной дисциплины. Комплекс учебных материалов подготовлен на базе уже читаемого в СЗИП СПГУТД курса и адресован студентам заочного отделения, обучающимся по направлению 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Производственный менеджмент». Использование отдельных материалов может быть рекомендовано также для подготовки к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Компьютерный анализ инвестиционных проектов» по направлению 38.03.02 «Менеджмент» и дисциплине «Анализ инвестиционных проектов» по специальности 29.03.03 «Технология полиграфического и упаковочного производства».
II. Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
1.1. Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Общая часть. Контрольная работа по дисциплине выполняется в виде детального анализа соответствующих разделов бизнес-плана. Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно, в соответствии с собственными предпочтениями, однако желательно сообщить название выбранной темы преподавателю с тем, чтобы избежать выполнения несколькими студентами контрольных работ на одну и ту же тему. В отдельных случаях может быть одобрена тема, предложенная самим студентом, при обязательном условии ее соответствия содержанию изучаемого курса. Тему, предлагаемую студентом, необходимо обязательно согласовать с научным руководителем. Кафедра может закрепить за студентом тему контрольной работы по своему усмотрению в интересах комплексных научных разработок, с целью повышения актуальности студенческих работ или выполнения рекомендаций отрасли.
В зависимости от выбранной темы контрольной работы, студентам предлагается изучить отдельные вопросы бизнес-планирования в отрасли печати, раскрыть проблематику использования различных источников финансирования инвестиционных проектов и т.д. Необходимо чётко ответить на вопросы, вытекающие из формулировки конкретной темы контрольной работы. При написании работы рекомендуется использовать не менее 5 литературных источников, приведённых в списке основной и дополнительной литературы, при этом 60% источников должны быть не старше 2012 г. выпуска. Также рекомендуется использовать плановые и фактические показатели деятельности организаций отрасли печати, на примере которых выполняется контрольная работа, данные Росстата и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, нормативно-правовые акты по теме работы.
Целесообразно использовать конспект лекций. В зависимости от темы, работа может насчитывать от 10 до 24 печатных листов формата А4. Контрольная работа должна быть сдана студентом заблаговременно. Без выполненной и проверенной преподавателем контрольной работы студент не допускается до сдачи экзамена.
Своевременно выполненная и проверенная преподавателем контрольная работа является своеобразным допуском к экзамену по дисциплине.
Типовая структура работы. Контрольная работа должна содержать следующие составные части:
Титульный лист, оформленный в соответствии с существующими требованиями и подписанный студентом.
Оглавление, где приводится перечень разделов работы в соответствии с выбранной темой, с указанием страниц.
Введение.
Основную часть, которая может содержать несколько разделов, в зависимости от широты выбранной темы контрольной работы.
Заключение, где делаются выводы по результатам изученного материала.
Список использованной литературы, оформленный в соответствии с существующими требованиями.
При необходимости работа может также включать приложения, которые содержат документацию, таблицы и графический материал, не вошедшие в основную часть работы.
Сданная контрольная работа проверяется и рецензируется научным руководителем. Контрольная работа может получить отрицательную оценку по следующим причинам:
а) содержание работы не соответствует заявленной теме;
б) тема раскрыта поверхностно, работа не соответствует предъявляемым требованиям;
в) работа неправильно оформлена.
К оформлению контрольной работы предъявляются действующие в университете требования к оформлению курсовых и дипломных работ.
1.2. Тематика контрольных работ для студентов заочного обучения
1. Структура и содержание бизнес-плана предприятия отрасли печати.
2. Основные виды и этапы разработки бизнес-плана.
3. Понятие и экономическое содержание стратегического планирования.
4. Понятие и классификация стратегии деятельности предприятий.
5. Анализ рынка сбыта в бизнес-плане предприятия отрасли печати.
6. План маркетинга предприятия (на примере конкретной организации отрасли печати).
7. Производственная мощность предприятия, определение производственной мощности печатного отделения издательско-полиграфического предприятия.
8. Организационный план предприятия отрасли печати (на конкретном примере).
9. Оборотные средства предприятия, особенности планирования потребности в оборотном капитале при разработке бизнес-плана. Финансовый план предприятия: содержание и методы разработки.
10. Оценка и основные показатели финансового состояния предприятий.
11. Оценка и анализ рентабельности выпускаемой продукции и предприятия.
12. Оценка и анализ деловой активности на примере издательско-полиграфического предприятия.
13. Оценка и анализ ликвидности предприятия (на примере деятельности издательско-полиграфической организации).
14. Оценка финансовой состоятельности бизнес-плана предприятия отрасли печати.
15. Издержки производства, безубыточность и запас финансовой прочности.
16. Методы управления рисками при реализации инвестиционных проектов.
17. Методы качественного анализа рисков инвестиционного проекта.
18. Методы количественного анализа рисков инвестиционного проекта (определение чувствительности результирующих показателей экономической эффективности к воздействию риск-факторов, запас операционной прочности, ставка дисконта).
19. Вероятностные методы количественной оценки рисков инвестиционного проекта (метод сценариев, метод Монте-Карло).
20. Влияние неопределенности на реализацию инвестиционных проектов, прогнозирование деятельности издательско-полиграфических предприятий.
21. Бизнес-идея создания малого предприятия в отрасли печати
22. Расчет, оценка и представление в бизнес-плане предприятия отрасли печати показателей эффективности инвестиций.
23. Расчеты в постоянных и текущих ценах. Понятие номинальных и реальных ставок.
24. Особенности разработки бизнес-планов, реализуемых на действующих предприятиях отрасли печати.
25. Особенности бизнес-планов, реализуемых на вновь создаваемых предприятиях отрасли печати.
26. Бизнес-план инвестиционного проекта сокращения производственных издержек на предприятии отрасли печати.
27. Особенности бизнес-плана диверсификации деятельности предприятия отрасли печати.
28. Особенности подготовки бизнес-планов предприятий отрасли печати с использованием современных пакетов прикладных программ.
29. Использование методов оценки бизнеса в бизнес-планах предприятий отрасли печати.
1.3. Рекомендуемая учебная литература и другие информационные источники
а) основная литература
1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2, 3, 4. – М.: Омега-Л, 2009. – 480 с.
2.Инвестиции: Учебник. / А.Ю. Андрианов, С.В. Валдайцев, П.В. Воробьев [и др.]; отв. ред. В.В. Ковалев, В.В. Иванов, В.А. Лялин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010. – 584 с.
3.Инвестиции: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – 592 с.
4.Лезунова Н.Б., Песиков Э.Б., Цейтлин Л.И. Бизнес-планирование на издательско-полиграфическом производстве: учеб.пособ. / Н.Б. Лезунова, Э.Б. Песиков, Л.И. Цейтлин. – СПб., 2011. – 252 с.
5.Цейтлин Л.И. Разработка бизнес-плана Project-Expert. – СПб.: СПГУТД СЗИП, 2013. – 20 с. Методические указания
б) дополнительная литература
1. Басовский Л. Е., Басовская Е. Н. Экономическая оценка инвестиций: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2008. – 240 с.
2. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. – М.: Эльга, Ника-Центр, 2006. – 552 с.
3. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. В 2 томах. – М.: Омега-Л / Киев: Ника-Центр, 2008. – Т.1. – 662 с.; Т.2. – 560 с.
4. Бочаров В.В. Инвестиции: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.
5. Головань, С.И. Бизнес-планирование / С.И. Головань – М.: Феникс, 2009. – 320 с.
6. Есипов В.Е., Касьяненко Т.Г., Маховикова Г.А., Мирзажанов С.К. Коммерческая оценка инвестиций. – М.: КноРус, 2009. – 704 с.
7. Инвестиции в вопросах и ответах/Под ред. В. В. Ковалева, В. В. Иванова, В. А. Лялина. – М.: Проспект, 2011. – 384 с.
8. Кольцова И.В., Рябых Д. А. Практика финансовой диагностики и оценки проектов. – М.: Вильямс, 2007. – 416 с.
9. Корчагин Ю. А., Маличенко И. П. Инвестиции и инвестиционный анализ: Учебник. – М.: Феникс, 2010. – 608 с.
10. Мелешкина И. М. Проблемы инвестиционного менеджмента в сфере ИТ предприятий // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития экономики и управления» 3–4 декабря 2013 года. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013. – Ч. 2. – С. 35-37.
11. Мелешкина И.М. CVP-анализ как инструмент менеджмента и маркетинга в отрасли печати // Материалы IX международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современных наук-2013» 07-15 июня 2013 года, том 4 Экономические науки, Пшемысль: Наука и обучение, 2013. – С. 14-18.
12. Мелешкина И.М. Инвестиционный менеджмент в печатном деле: проблемы выбора инструмента принятия управленческих решений (Тезисы доклада) // XI Санкт-Петербургская Международная конференция “Региональная информатика - 2008“(“РИ-2008”), СПб, 22-24 октября 2008 г.: Тезисы докладов. – С. 291.
13. Мелешкина И.М. Реальные опционы как инструмент оценки стратегических инвестиций // Проблемы деятельности хозяйствующих субъектов современной России: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 12. – СПб.: ООО Издательство «Герда», 2010. – С. 155-164.
14. Методические рекомендации для полиграфических предприятий по составлению бизнес-планов. – М.: Научно-консультационная фирма «Поликонс», 1995. – 18 с.
15. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Официальное издание (вторая редакция). – М.: Экономика, 2000. – 421 с.
16. Налоговый кодекс РФ. Части 1 и 2. – М.: ЭКСМО, 2011. – 640 с.
17. Риск-менеджмент инвестиционного проекта. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 544 с.
18. Сухарев О. С., Шманев С. В., Курьянов А. М. Экономическая оценка инвестиций: Учебное пособие. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 244 с.
19. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ.
20. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"
21. Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О финансовой аренде (лизинге)» (принят ГД ФС РФ 11.09.1998)
22. Хазанович Э. С. Инвестиции: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2011. – 320 с.
23. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А.. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 671 с.
Периодическая литература: газета «Экономика и жизнь», газета «Полиграфия», журнал «Полиграфист и издатель», журнал «Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела», журнал «Книжная индустрия»
и т.д.
II. Теоретические аспекты бизнес-планирования
2.1. Бизнес-план как основа разработки планов деятельности
И развития предприятия
Результатом системы планирования на предприятии является система планов, определяющих основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты на конец планового периода. Все виды планов предприятия могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, область применения, степень точности и др.
По содержанию целесообразно выделить: технико-экономическое, оперативно-производственное, организационно-технологическое, снабженческо-сбытовое, финансово- инвестиционное и т.д.
Поуровнюуправления различают такие виды планирования, как фирменное, корпоративное, заводское или другие системы планов, относящихся к высшему управленческому звену или ко всей организации, осуществляющей деятельность.
По методам обоснования нашли применение следующие системы планирования: рыночное, индикативное, административное или централизованное. Рыночное планирование основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на производимые товары, выполняемые услуги и работы. Индикативное планирование — это, по сути, государственное регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок, минимального уровня оплаты труда и других макроэкономических показателей. Централизованноепланирование предусматривает установление предприятию плановых показателей номенклатуры и объема производства продукции, сроков поставки, а также иных экономических нормативов.
По времени действия планы могут быть долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными и текущими.
По сфере применения планы подразделяются на межцеховые, внутрицеховые, бригадные и индивидуальные. При этом объектами планирования являются соответствующие производственные системы или подразделения предприятия.
По стадиям разработки планирование подразделяется на предварительное и окончательное.
По степени точности планирование может быть укрупненным и уточненным в зависимости от применяемых методов, нормативных материалов и сроков планирования.
По типам целей, которые учитываются в планировании, оно может быть оперативным, тактическим и стратегическим. Оперативное планирование решает вопросы выбора необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач. Оперативное планирование охватывает по срокам месяц, квартал или год. Тактическое планирование проводится для обоснования задач и средств, необходимых для достижения установленных целей. Такое планирование распространяется на период 3-5 лет. Стратегическое планирование заключается в выборе и обосновании средств и задач для достижения заданных или традиционных для предприятия целей (идеалов). Такое планирование, как правило, является долгосрочным и может охватывать период до 15 лет.
В зарубежной практике применяются четыре основных вида планирования, отличающихся по временной ориентации: реактивное, инактивное, преактивное и интерактивное. Реактивное планирование базируется на анализе предшествующей деятельности и применении старых организационных форм. Инактивное планирование ориентируется на достигнутое положение предприятия и не предусматривает продвижения вперед: основная цель — стабильность и выживание производства. Преактивное планирование направлено на проведение изменений в различных сферах деятельности предприятия. Сущность интерактивного планирования состоит в проектировании желаемого будущего и разработки путей его реализации.
В современных условиях одним из важнейших инструментов планирования является бизнес-план. Выделяются несколько функций бизнес-планирования:
= бизнес-планирование для разработки общей экономической стратегии
предприятия;
= привлечение денежных средств от сторонних инвесторов;
= оценка и контроль развития основной деятельности предприятия;
= привлечение потенциальных партнеров, которые могут осуществлять
вложения в реализацию планов развития предприятия.
Таким образом, бизнес-план — это план развития бизнеса на предстоящий период деятельности, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии, направления и география хозяйственной деятельности, а также определены ценовая политика, емкость и структура рынка и другие факторы, влияющие на доходы и расходы от хозяйственной деятельности.
Если для технико-экономических обоснований характерна жесткая увязка с определенной технологией и наличие проектно-сметной документации, то бизнес-план всегда носит вероятностный характер и предполагает возможность различных вариантов поведения предприятия на рынке.
Бизнес-план решает следующие важные задачи:
= определяет жизнеспособность и устойчивость предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;
= конкретизирует перспективы деятельности в виде системы количественных и качественных показателей развития;
= обеспечивает заинтересованность и поддержку потенциальных инвесторов;
= обусловливает постановку перспективных целей развития.
Бизнес-план реализует необходимые действия при появлении неожиданностей в ходе реализации проекта, т. к. при вводе новых параметров становится возможным определить изменения финансово-производственных показателей. Учитывая прогнозный характер бизнес-плана, для этого документа всегда остается характерным достаточно осторожный подход при формировании сценарных вариантов развития предприятия. При разработке бизнес-плана целесообразно учитывать некоторые важные моменты, а именно:
= облик экономики меняется и новые условия вводят в действие до той поры неизвестные законы экономической жизни;
= объем предпринимательской деятельности постоянно расширяется, вовлекая в свой круг новых участников, значительная часть которых не всегда четко представляет круг возникающих проблем и методы их решений;
= коммерческое решение всегда является системным, основанным на сочетании четырех факторов: обеспечение исходными материалами и сырьем, состояние трудовых ресурсов, наличие предпринимательской инициативы, информационных и финансовых ресурсов.
Разработка бизнес-планов преследует следующие главные цели:
= оценка потребностей в ресурсах;
= обоснование капиталовложений и расчет ожидаемой прибыли;
= организация работ;
= принятие решения по финансово-экономической оправданности бизнеса.
Таким образом, бизнес-план должен давать ответ на три основных вопроса: «Что мы хотим?», «Как это сделать?», «Что для этого требуется?»
Как правило, при разработке предусматриваются два варианта бизнес-плана: внутренний и внешний. По существу это две редакции плана, причем внутренний документ является основным. Внутренний бизнес-план — это план, учитывающий возможные варианты воздействия каждого из внешних факторов порознь и в совокупности, предусматривающий возможные неудачи и способы устранения последствий. Внутренний план должен учитывать все подводные камни, даже если вероятность их не столь велика, и предлагать способы их обойти.
Редакция внешнего бизнес-плана отрабатывается для партнера или инвестора с той степенью детализации, которая не отпугнет от участия в проекте. При этом необходимо учитывать, что найденные потенциальным инвестором слабые места в проекте могут вызвать только недоверие.
В идеале внутренний и внешний планы должны соединиться в один. Вопрос их совпадения связан только с точностью оценок и расчетов. Естественно, с развитием рынка и ростом прозрачности бизнес-среды прогнозы становятся более точными и различия между вариантами планов становятся минимальными.
По направленности бизнес-планы подразделяются на формальные и неформальные. Формальные бизнес-планы имеют четкую обязательную структуру, которая определяется нормативными документами. Такие планы предназначаются для внешнего использования.
Неформальные бизнес-планы не имеют жесткой структуры и предназначаются для как внешнего, так и внутреннего использования.
Классификация бизнес-планов приведена на рис. 1.1.
Рисунок 1.1 – Классификация бизнес-планов
Структура и состав бизнес-плана, принятые в РФ, соответствуют мировым стандартам бизнес-планирования, рекомендованным UNIDO (United Nations Industrial Development Organization) – Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию. И хотя следующих главах будет подробно рассмотрен состав бизнес-плана в соответствии с общемировыми требованиями, целесообразно остановиться на основных содержательных блоках бизнес-плана:
= Резюме – краткое изложение содержания и прогнозируемые результаты проекта, т.е квинтэссенция обоснования привлекательности и целесообразности проекта.
= Общая часть – описываются цели, стратегии и предмет бизнес-плана, текущее состояние рынка, перспективы развития и т.д. В этот раздел обычно включаются описание предприятия и выпускаемой продукции, анализ рынка, проблемы конкуренции.
= План маркетинга – показывает результаты исследования рынка, оценивает потребителей, сильные и слабые стороны конкурентов, а также другие значимые факторы рынка.
= Оперативные планы– планы создания и развития производства, последовательность создания производственных мощностей, организация каналов сбыта и сетей снабжения, состав и численность персонала.
= Финансовый раздел – содержит основные документы (прогнозный баланс, план доходов и расходов, план движения денежных средств), а также сведения по финансовым условиям бизнеса. Заключительным моментом разработки этого раздела, чрезвычайно важным для всех участников проекта, является оценка эффективности предлагаемого бизнес-плана, на основе которой и делается заключение о возможности реализации.
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
Полиграфического оборудования и управления
_________________ Л.И. Цейтлин
УТВЕРЖДАЮ
Председатель методической комиссии СЗИП
_________________ И.А. Колосова
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ