Рынок потребительских услуг. Теневой бизнес и неформальная экономика
Рассматривая сделки предпринимателей и других граждан с чиновниками различных государственных служб или нелегальные операции в системе высшего образования и здравоохранении, мы выяснили, каким образом ценности, относящиеся к категории общественных благ (прежде всего, различные конституционные права), попадают в исключительное распоряжение частных лиц и, в конце концов, превращаются в товар теневого рынка. При этом мы, в основном, оперировали в пределах непроизводственной сферы, где теневой экономический интерес возникает в связи с такими, на первый взгляд, неэкономическими ценностями, как безопасность, престиж, здоровье и т. д. Производственной сферы экономики в этой главе мы касались лишь постольку, поскольку речь заходила о взаимоотношениях бизнеса с чиновниками, извлекающими ренту из своего административного положения; соответственно, и предприниматели интересовали нас прежде всего как взяткодатели или расчетливые плательщики "теневого налога". Однако экономическая логика требует, чтобы был поставлен и вопрос о том, откуда берутся средства, которыми предприниматели расплачиваются с чиновниками.
Откуда берется "черная наличность"?
В общей форме ответ очевиден: источником этих средств может быть только производственная сфера. Причем сама возможность вступать в нелегальные сделки с чиновниками (а тем более расплачиваться неучтенной наличностью) предполагает существование достаточно обширного неучтенного, теневого производства и развитых теневых рынков - и рынков факторов, и рынков готовой продукции. В первой главе было показано, как различные теневые рынки формируются и функционируют в таком важнейшем производственном секторе экономики,
[191]
как сельское хозяйство. Здесь же мы обратимся к той пестрой и весьма неоднородной области экономической деятельности, которую условно можно объединить понятием "сфера потребительских услуг" и которая занимает весьма существенное место в повседневной жизни российского горожанина1 .
Начавшаяся несколько лет назад либерализация экономики коснулась этой сферы едва ли не в первую очередь. Различные ремонтные мастерские, автосервис, парикмахерские, пошивочные ателье и прочие предприятия, оказывающие повседневные услуги населению, были (наряду с предприятиями торговли) первыми объектами, подлежавшими приватизации. В настоящее время эта отрасль в основном контролируется частным капиталом и представляет собой довольно развитой легальный рынок, которому свойственны и свободное ценообразование, и относительное равновесие спроса и предложения, и конкуренция производителей.
Однако цифры и факты показывают, что наряду с легальными рыночными операциями в сфере услуг часто практикуются различного рода нерегистрируемые сделки, общее число которых, по-видимому, позволяет говорить о существовании обширного теневого рынка (некоторые количественные данные будут представлены в следующей главе). Убедительные свидетельства этого мы находим и в материалах проведенных нами интервью: о своем участии в нерегистрируемых сделках рассказывают практически все наши собеседники. "У нас принята оплата услуг наличкой, - говорит, например, В.А., преподаватель вуза из Уфы. - Вот, видишь, ремонт в разгаре. Ребята трубы меняли - у них вроде ИЧП (индивидуальное частное предприятие). Они даже какую-то бумагу давали. Типа гаран-
1 Широкий анализ теневой деятельности российских промышленных предприятий и предприятий торговли не входил в задачи данного исследования -тем более, что работа эта отчасти уже проделана другими экономистами и социологами. См., например: Долгопятова Т.Г. и др. Указ. соч.
[192]
тии. Но не квитанцию. Деньги платил налом. А плитку клали, потолок, это просто работяги после работы приходили, делали. Эти, конечно, тоже за наличные, без всяких бумаг. Сантехник из ЖЭКа унитаз менял, я ему и заплатил, и стакан налил. Бытовую технику у меня друзья чинят - бесплатно. Тесть вызывал мастера из ателье телевизор чинить - платил наличными без квитанции. У кресла сломался брус, я у своего столяра в университете заказал, он за наличные делал. Балкон стеклил, тоже налом расплачивался".
Уже из этого краткого рассказа понятно, что речь идет о явлении широкомасштабном и не вполне однородном. Практически у всех, к кому респондент обращается за помощью (и с кем одинаково расплачивается неучтенной наличностью) совершенно различные статусно-правовые позиции: сантехник -муниципальный служащий; мастер из телеателье - служащий частной фирмы; "ребята из ИЧП" - зарегистрированные частные предприниматели; "работяги после работы" в данном случае выступают в роли незарегистрированных, "неформальных" ремесленников. Столь широкий спектр правовых статусов рыночных операторов дает основания предположить, что появление каждого из них на теневом рынке имеет свои, особенные причины и связано с особенными обстоятельствами.
Начнем с операторов, представляющих частные предприятия1. Респонденты, которые в той или иной степени сами свя-
1 Хронологически и генетически следовало бы начать с сантехника из ЖЭКа (или ДЭЗа), чья фигура хорошо известна с советских времен. Но проблематика, связанная с этой фигурой, теперь уже слишком очевидна, чтобы останавливаться на ней специально. Приватизация не коснулась службы эк--плуатации жилых зданий - она осталась в ведении муниципальных властей и в ней мало что изменилось за последние годы. Здесь нет ни рынка, ни конкуренции. А потому, как ни покажется странным, "проблема сантехни-имеет совершенно ту же природу, что и уже знакомая нам проблема бюрократической ренты. Сантехник - муниципальный служащий, мельчайшая молекула административной системы. Хоть это и выглядит печальным парадоксом, его услуги следует отнести к разряду "общественных благ", и доступ к ним должен бы быть открыт всем (жильцам) в равной степени. Но поскольку налицо дефицит возможностей (и желания) всем услужить одинаково, то он назначает за услуги такую дополнительную цену, какую посчитает нужной, и продает их на теневом рынке - то есть получает за них неучтенными наличными. Как указывают многие респонденты, другим теневым рынком, доставшимся нашему времени в наследство от советских порядков, является рынок ритуальных услуг. Поскольку и земля, и система ритуальных учреждений остаются муниципальной собственностью, то, естественно, становятся объектом интенсивной теневой приватизации и распродажи на теневых рынках. "На кладбище всегда приходилось платить дополнительные деньги за хорошее место; за хорошую бригаду гробовщиков, за ритуал, - свидетельствует ростовчанин Ю.Н. - Новые кварталы, которые находятся далеко от центра кладбища или в низине, дают охотно, но за хорошее место приходилось платить довольно много кладбищенским работникам. Бригаде могильщиков платят за то, чтобы они не были пьяными во время процессии, чтобы могила была на нормальной глубине и нормальной ширины, чтобы гроб не уронили, чтобы его нормально заколотили. Но, конечно, платят те, у кого есть деньги, а те, у кого их нет, довольствуются ритуалом за сумму, которую определил собес".
[193]
заны с фирмами, работающими в сфере услуг, вполне определенно указывают, что основным мотивом, понуждающим предпринимателей рассчитываться с потребителями неучтенной черной наличностью, является стремление избежать уплаты налогов, которая грозит фирме банкротством. "С налогами все просто: если бы мы платили налоги, то просто нет смысла работать", - считает Т., механик частного автосервиса. Он же охотно раскрывает технологию расчетов с потребителями: "Клиенты со мной расплачиваются деньгами. Конечно, только наличными! По правилам, конечно, он должен в кассу деньги давать, а механик или хозяин квиток выдавать. Приходный ордер, корешок к нему. И счет, какой ремонт, какие запчасти. Но так только раньше, в самом начале было... Теперь с каждым ме-
[194]
хаником его клиент расплачивается, как сначала договорились. А потом уже мы отдаем хозяину".
Знакомство со сферой потребительских услуг мы начали с упоминания о том, что при переходе к рыночной экономике приватизация коснулась этой экономической отрасли в первую очередь. Однако, как показывает опыт наших собеседников, юридическая декларация права частной собственности лишается какого бы то ни было практического содержания, если государство вводит запретительные налоги. Не имея возможности в полной мере защитить свое право собственности легально, предприниматель вынужден выбирать: или совсем уходить из бизнеса, или часть операций вести на теневых рынках. Но, как мы успели убедиться, во многих случаях и теневые операции требуют весьма значительных трансакционных издержек (платежи чиновникам, милиции и т. д.), которые по природе своей напоминают некую параллельную налоговую систему. И такая система, понуждающая предпринимателя к использованию "черного нала", вполне устраивает, по мнению наших собеседников, и контролирующие органы, которые кровно заинтересованы в ее сохранении. Круг замыкается. "Я не показываю часть бизнеса налоговикам. Но ведь они и не хотят, чтобы я им все показывал, - говорит москвич О.В., имеющий фирму по продаже и установке дверей. - Им выгоднее меня на чем-нибудь схватить за руку, чтобы я им на лапу отвалил... А во что мне обходится моя «дружба» с милицией? А мужики из территориальной администрации? А пожарные? А санинспекция? Помнишь картинку «Один с сошкой, семеро с ложкой»? Но если я им не заплачу, а заплачу налоги - они меня закроют. Если же им заплачу - они помогут и налоги не платить... Но для того чтобы им платить, я должен иметь наличность. И Своих мастеров я должен так инструктировать, чтобы они стремились получить с клиента наличными без всяких там квитанций". Заметим, что столь эмоционально рассказывая о причинах, вынуждающих его к операциям с неучтенной наличностью, аш собеседник вместе с тем вполне сознательно поднима-
[195]
ется от своего опыта до общих рассуждений о природе государства и особенностях его взаимоотношений с бизнесом. Подобную позицию разделяют и даже еще более определенно формулируют и некоторые другие респонденты - особенно из числа предпринимателей, оказавшихся в той же ситуации, что и О.В. "Если платить все налоги, то придется одалживать деньги на стороне, - считает, например москвич К.В., оказывающий риэлтерские услуги. - Налоги непомерно велики, их можно было бы безболезненно снизить. По-моему, это все делается намеренно. Если каждый гражданин станет законопослушным, то функции государства, подобно шагреневой коже, будут сужаться. А когда все невольно вынуждены нарушать законы, можно всех держать на крючке. Такой средневековый принцип, но он продолжает работать".
Интерес предпринимателя здесь выражен вполне определенно. Однако рынок может эффективно работать и развиваться только в том случае, если представление о выгоде производителя товара и его потребителя совпадает. Между тем перед потребителем на рынке повседневных услуг возникают по крайней мере три варианта выбора: (1) обратиться к зарегистрированной, легальной фирме и расплачиваться через кассу; (2) обратиться к зарегистрированной, легальной фирме, но расплачиваться неучтенными наличными "из рук в руки" и (3) иметь дело с незарегистрированными, неформальными производителями услуг - и, понятно, платить наличными. Эти три способа ведения операций конкурируют между собой, и нам важно понять, чем руководствуется потребитель, определяя свой выбор-
Легальные фирмы и неформалы
Если потребитель имеет дело с зарегистрированной фирмой, то, по нашей информации, ему при прочих равных условиях безразлично, платить ли в кассу по квитанции или непосредственно мастеру наличными, и он обычно платит так, как предлагает исполнитель работ. "Когда мои мастера спрашива-
[196]
ют у клиента, нужна ли квитанция, - рассказывает о своей практике О.В., - мало кто говорит, что нужна. Люди все всё понимают и думают, что если мастер заинтересован, чтобы без квитанции ему платили, то и работу сделает понадежнее. Но если речь идет о гарантии, то здесь требуют оформления как положено. Да мы и сами не можем совсем уйти в наличность. Мы все-таки официально зарегистрированная фирма, и должны следить, чтобы был определенный баланс между налом и кассой. Мастера все опытные, сами смотрят по обстоятельствам". Как видим, возможности легальной фирмы получать от потребителя наличные деньги без официального оформления все-таки ограничены. Да и потребитель, обращаясь в такую фирму, хотел бы полностью использовать преимущества именно легальной операции и, в частности, получить гарантии качества, которые должны быть оформлены официально1 . Однако эти преимущества легальной фирмы могут оказаться недостаточными, и тогда потребитель находит более выгодным и удобным обратиться к неформальному производителю. "За услуги я плачу либо по счету в фирме, либо исполнителю на руки, - рассказывает ростовский студент А. - По счету я магнитофон ремонтировал, сам возил в фирму. Наличными родители за ремонт квартиры с работягами расплачивались. Всегда есть такая ситуация: если ремонт техники происходит у заказчика на дому, -обращаешься к человеку, которого знаешь, и он делает, - то, понятно, расплачиваешься наличными. А если в сервисный центр нужно вести технику, то ты платишь по квитанции. Цены, кстати, не сильно отличаются, и мне все равно как платить. Но все-таки наличными лучше платить, потому что меньше проблем
1 Как видим, уровень правосознания российского гражданина таков, что не побуждает его во всех случаях потребовать от производителя услуги обязательного соблюдения закона. Вместе с тем в российском законодательстве нет норм, которые создавали бы соответствующие экономические стимулы, что было бы возможно, например, если бы расходы на некоторые виды потребительских услуг хотя бы частично списывались с общей суммы налогов, которые платит гражданин.
[197]
возникает. А вот в фирме нужно выписать чек, потом нужно искать то кассу, то менеджера, и обратно. То есть мне нужно побегать, для того чтобы просто отдать свои деньги. Что касается оплаты наличными исполнителю, то даже если по одинаковой цене с фирмой платишь, он сделает работу лучше, или хоть чуть-чуть качественней. Или с уважением отнесется к тебе и к твоей технике".
Выбор, перед которым оказывается потребитель, касается как содержания и качества услуги, так и формы оплаты, причем предпочитается именно платеж неучтенной наличностью, который не всегда принят при расчетах с легальной фирмой, но оказывается единственно возможным для незарегистрированных предприятий или для индивидуальных мастеров-неформалов1 . Удачный расчет конкурентных возможностей предпри-
1 Говоря о неформальной экономике, мы имеем в виду не принятое некоторыми исследователями расширительное толкование этого термина, согласно которому "неформальный секторэкономики - это любая экономическая деятельность, сознательно укрываемая ее субъектами от государства с целью минимизации издержек, в частности - за счет ухода от налогообложения" {Допгопятова Т.Г. и др. Указ. соч. С. 22.). Смысл, который мы вкладываем в это понятие, соответствует лишь инициативной незарегистрированной (и потому остающейся вне официального налогообложения) деятельности мелких предпринимателей в сфере производства потребительских услуг (а также строительства и торговли). Такая дефиниция подразумевает также, что содержание неформальной экономической деятельности повторяет содержание официально регистрируемых операций на соответствующих легальных рынках.
Впрочем, по нашей информации, тот факт, что предприниматели-неформалы не охвачены системой официального фиска, означает лишь, что они вынуждены платить различные "теневые налоги" коррумпированным представителям власти или криминальным элементам. И поэтому многие из них выражают готовность при первой же возможности легализовать свой бизнес, особенно при условии либерализации системы налогообложения и гарантированной защиты бизнеса со стороны государства. Отметим, что к подобным выводам приходят и западные исследователи неформальной экономики в других странах. См., например: Сото Э. де. Указ. соч. С. 197-198.
[198]
ятий, оперирующих "в тени" и работающих вполне легально, находим в интервью В.Ю., замдиректора по производству на частном заводе в Ростове-на-Дону: "У меня машина, которую временами приходится чинить. Здесь важно, где машина ломается, если это близко к станции техобслуживания, то выхода у меня нет. Еду туда. Но если машина ломается далеко от станции, то мне уже по расстоянию все равно: на СТОА (станция технического обслуживания) автомобиль тащить или к знакомому частнику. Я, конечно, поеду к частнику, потому что у него дешевле я починюсь. А на СТОА очень высокие расценки. Плюс к тому мне нужно еще машину помыть, а это тоже стоит у них 80-100 рублей. Мне нужно всего-то заменить какую-то деталь, а на СТОА - без разницы: машину в мойку. В каждой подворотне сейчас есть мастера по ремонту автомобилей, да и сторговаться с ними всегда можно: он запросит 150 рублей за ремонт, а ты говоришь - 80. Вот на 100 рублях и сойдетесь. Это очень частое явление. На СТОА не всегда лучше сделают ремонт, чем частник. К тому же они на СТОА мне говорят: «Ты заплатил деньги за ремонт не мне, а предприятию. Так хоть подкинь пару червонцев». В любом случае на СТОА возьмут дороже".
Таким образом, по свидетельствам наших собеседников, бизнес, основанный на операциях с "черным налом", выигрывает конкуренцию у бизнеса, официально регистрирующего свои финансовые потоки. Причину увидеть нетрудно: наличный платеж не только (а) дешевле, (б) удобнее технически, поскольку связан с меньшими трансакционными издержками и (в) гарантирует лучшее качество, но и, как оказывается, (г) более привлекателен психологически, ибо позволяет установить прямые межличностные отношения между потребителем и исполнителем работы. В результате таких прямых контактов могут сложиться долговременные взаимовыгодные отношения, и тогда У потребителя появляется свой парикмахер, который лучше других Мастеров знает, как стричь данного клиента, свой автослесарь, который лучше других слесарей знает данную машину, свой
[199]
сантехник, свой специалист по бытовой технике и т. д. "У меня есть свой мастер по ремонту автомобиля, - рассказывает С.А. преподаватель вуза из Ростова-на-Дону. - Если возникает поломка, которую он не может устранить, то он мне рекомендует кого-либо из своих друзей-знакомых. И эти ребята тоже отвечают за свою работу. Они знают мою машину лучше, чем я и дают мне советы, которые я не получу даже за деньги: для того чтобы дать дельный совет, нужно быть либо суперавтослесарем, либо наблюдать за моей машиной долгое время".
Опираясь, видимо, на частный опыт взаимовыгодных отношений со своим автослесарем, СМ. формулирует некую общую рациональную философию сферы потребительских услуг:
"Я всеми силами стремлюсь найти хороших мастеров за умеренную плату - умеренную не по своим возможностям, а по городским раскладам. Мечтаю, чтобы у меня был свой сапожник, свой теле-, радио-, аудио- и прочих «железных» дел мастер, свой электрик, сантехник и пр. Я хочу, чтобы у нас были долгосрочные отношения на взаимовыгодных условиях. Весь мой опыт общения с работниками таких специальностей в советские времена был, что называется, сплошной «головной болью». Я удивляюсь тому, что у нас в Ростовской области есть целая Академия сервиса (бывший Институт бытового обслуживания населения), а найти толкового мастера по ремонту отечественной стиральной машины я не могу. В мастерскую я не повезу машину по разным причинам:
там работают очень часто молодые ребята, у которых нет опыта;
провоз-отвоз техники влетит мне в копеечку;
сроки ремонта могут быть безграничными;
нет никаких гарантий, что я смогу получить нормально работающую вещь из той же мастерской на длительный срок Если гарантию и дают, то это фикция: если моя стиральная машина опять сломается после ее починки в мастерской, я как нормальный человек должен искать другого, более квалифицированного мастера, а не везти за свои деньги эту машину
[200]
опять в мастерскую только лишь потому, что мне дали гарантию на три месяца. Уверен, что за бесплатно ребята из мастерской мне хорошо вещь не починят".
Долгосрочное теневое сотрудничество и межличностные контакты в сфере потребительских услуг могут вообще принять вид отношений настолько неформальных и доверительных, что становится возможным исполнение работы в кредит. "Ремонт машины... оплачивается наличкой у своих мастеров. Они могут и без денег сделать, авансом, потом получить деньги", - рассказывает женщина-экономист А.И., работающая в одном из уфимских банков.
В начале данного раздела мы установили, что на рынке потребительских услуг конкурируют между собой три типа производителей: фирмы, работающие полностью легально, фирмы, официально зарегистрированные, но ведущие операции с неучтенной наличностью (впрочем, одно и то же экономическое лицо может одновременно вести операции обоих указанных типов) и, наконец, производители-неформалы. Теперь, опираясь на свидетельства респондентов, мы можем сказать, что вторые выигрывают конкуренцию у первых, а неформалы - у зарегистрированных фирм. Впрочем, следует заметить, что хотя конкуренция между ремесленниками-индивидуалами и легально работающими фирмами очевидна, она не слишком остра, и спрос на услуги и тех, и других оказывается достаточно емким, чтобы никому из них в ближайшем будущем не грозило вытеснение с рынка. Потребитель же, как мы можем судить по высказываниям наших собеседников, весьма доволен возможностью выбирать. Однако столь мирное сосуществование различных Форм бизнеса есть лишь знак переходной экономики, в которой слабо проявлена или вовсе отсутствует конкуренция корпоративных репутаций и деловой престиж фирмы еще не вполне проявился как рыночный товар. В этих условиях естественная потребность в доверии к производителю неизбежно смещается в сторону личных отношений, стремится реализоваться в сфере межличностных контактов, желательно постоянных и стабильных.
[201]
С этим, видимо, и связано желание иметь своих специалистов во всем диапазоне необходимых услуг. Относясь к таким настроениям и установкам с полным пониманием и даже с симпатией, мы, тем не менее, хотели бы еще раз подчеркнуть, что сами они есть лишь психологическое следствие неразвитости конкурентных отношений, хотя на рынке услуг они сегодня и выглядят относительно развитыми - в основном благодаря активной деятельности производителей в теневой сфере, охватывающей как часть легального бизнеса, так и всех неформальных производителей.
Итак, большинство наших собеседников реагируют на теневые отношения в сфере услуг вполне позитивно. В некоторых случаях они могут сетовать на дороговизну работ, но при этом почти всегда предпочитают рассчитываться непосредственно с исполнителем наличными деньгами помимо кассы. Поэтому вполне логичным выглядит и желание некоторых респондентов видеть деятельность теневиков (по крайней мере их неформального сегмента) легализованной. "Я считаю, - говорит ростовский преподаватель СМ., - что всех этих ремонтников-специалистов, которые работают частным образом и хотят продолжать работать официально, нужно перевести на лицензирование - и все. Заплатил 500 рублей, к примеру, в год за лицензию - и делай людям добро. Не нужно этих людей хватать за руку и делать из них дельцов теневой экономики".
Этой же точки зрения придерживается и Е.М., который рисует перед нами почти идиллическую картину собственного бизнеса: "Мне хотелось бы заняться перевозками пассажиров на своем автобусе. Сейчас я уже получил лицензию на перевозки, осталось получить маршрут движения. Практически ничего мне не мешает, только вот был бы автобус новый у меня, то и проблем с ремонтом было бы меньше. Машину я люблю, и всю жизнь работал водителем - на городском пассажирском транспорте, на легковых автомобилях. То есть хочу быть независимым ни от кого. Сейчас для этого созданы некоторые послабления. Я, например, плачу в месяц 500 рублей за лицензию и
[202]
никто не лезет в мой карман. Раньше нужно было отчитываться по билетам и пр. А теперь спокойно я могу эти деньги отработать и заниматься своим делом".
Рассмотрение теневого рынка потребительских услуг мы начали с вопроса о том, каким образом в теневой сфере оказываются ресурсы, которые могут стать и становятся валютой при расчетах предпринимателя с чиновником, "приватизировавшим" и по кускам распродающим "общественное благо". Теперь мы видим, что эти ресурсы есть не что иное, как невыплаченные налоги, то есть опять-таки некоторая доля "общественного блага", незаконно присвоенная предпринимателями. Действительно, предприниматели, уходя от налогов, так же, как и чиновники, присваивают часть "общественного блага" - в том смысле, что воруют деньги у государства. Но ущерб государству не есть еще обязательный ущерб его гражданам. Представление о том, каким должен быть объем "общественных благ" (а значит, и величина налогов), у государства и граждан может не совпадать. Именно на это несовпадение и указывает сам факт участия населения в теневых сделках - как на рынке потребительских услуг, так и на других теневых рынках, на которые современный российский горожанин постоянно выходит в своей повседневной жизни. Иными словами, теневые рынки существуют и развиваются только постольку, поскольку операции на них выгодны населению и оплачены населением.
Выводы
1. Полученная нами информация о поведении и установках городского населения России свидетельствует о том, что значительная часть горожан в своей повседневной экономической практике руководствуется не только или даже не столько декларативными принципами юридического права, сколько рациональными нормами права обычного, отдающего предпочте-Ние частным интересам перед общественными. Хотя свидетельства Респондентов не дают оснований для того, чтобы судить о ко-
[203]
личественных параметрах явления (этому, как мы уже упоминали, будет посвящена следующая глава книги), однако картина, представшая перед нами, не позволяет сомневаться в том, что нелегальные экономические отношения пронизали все основные сферы жизнедеятельности россиян. При этом субъектами теневого порядка выступают не только производители товаров и услуг, но и их потребители. Речь, таким образом, идет не просто о злоупотреблениях в отдельных ведомствах и группах населения (среди чиновников, предпринимателей, работников милиции, высшей школы, образования и т. д.), но о « всеобъемлющей плотной социальной материи, о коррупцион-но-теневой среде, которую нельзя быстро изменить никакими законодательными и репрессивными мерами хотя бы потому, что для реализации таких мер в обществе нет соответствующих субъектов. По крайней мере, на это указывают свидетельства наших собеседников о поведении и нравах людей, работающих в системе исполнительной власти, включая органы охраны правопорядка.
2. Если полученная нами картина соответствует положению дел в обществе (или хотя бы в его значимых сегментах), то особенность переживаемого страной периода заключается не столько в недостаточном развитии рыночных отношений, сколько в чрезмерно широком распространении принципов рыночного поведения. В частности, объектом рыночной конкуренции становятся все без исключения общественные блага, доступ к которым по закону должен быть равным для всех граждан - в силу равенства их конституционных прав. В этих условиях исполнительная власть, бюрократия, в чьи прерогативы входит распоряжение общественными благами, получает важные рыночные преимущества. Как показывают наши собеседники, чиновничество реализует эти свои преимущества на многообразных и связанных между собой теневых рынках. Такие рынки, генетически и исторически восходящие к советской эпохе, после легализации частной собственности получили новые импульсы для расширения и развития именно потому, что расшири-
[204]
лась область самих конституционных прав, являющихся главным объектом теневой приватизации и основным товаром на нелегальных рынках. Информация, представленная в данной главе, может рассматриваться как убедительное эмпирическое подтверждение этой мысли.
3. Превращение общественных благ в рыночный товар происходит при сочетании формально-юридических деклараций о максимально широких конституционных гарантиях с их острейшим дефицитом в правоприменительной практике. Имеющиеся у нас материалы показывают, что ни один из респондентов, чьи законные права нарушаются, не предпринимал и не собирается предпринимать никаких попыток защитить их в судебном порядке. В сложившихся условиях их выгоднее выкупить, осуществив теневую сделку с их фактическим держателем (чиновником, милиционером и др.), чем отстаивать в законном порядке. Проявляя готовность вступать в такого рода сделки, наши собеседники фактически дают понять, что существующие в обществе механизмы обеспечения их прав они считают ненадежными, а потому в своей деловой и частной повседневной жизни попросту не принимают их в расчет. Но если есть принципиальная возможность рыночных операций с таким нерыночным товаром, как конституционное право, то воспользоваться этой возможностью могут не только те, кто хочет получить (за деньги) свои законные права, но и те, кто стремится купить товар, названный нами "разрешением на правонарушение". В полученных нами свидетельствах эта закономерность тоже получила выразительное эмпирическое подтверждение. Вместе с тем в них отчетливо проявилась и главная линия социальной дифференциации, проходящая сегодня между теми, чья платежеспособность позволяет им оперировать на теневых рынках, и теми, чьи доходы для этого недостаточны.
4. Еще один результат исследования, который представляется существенным, заключается в обнаруженной нами тенденции институционализации теневых рынков, к выработке определенных норм и правил их функционирования, обладающих той
[205]
или иной степенью обязательности. Речь идет, иными словами, о формировании своего рода теневого порядка, существующего параллельно официальному и во многом вопреки ему. Этот порядок в разных сферах жизнедеятельности проявляется по-разному и находится на разных стадиях развитости. В одних случаях (система здравоохранения) теневой рынок стихиен и хаотичен, в других (высшая школа, в значительной степени — милиция) имеет место внутрикорпоративная горизонтальная кооперация или вертикальная иерархическая самоорганизация, в третьих (государственный аппарат и бизнес) - налицо вполне развитые формы межкорпорационной ин-ституционализации. Последний случай представляется наиболее интересным и важным. С одной стороны, он свидетельствует о том, что возможности упорядочивания нелегальных отношений выше тогда, когда сами партнеры являются структурированными легальными субъектами, и ниже тогда, когда один или оба партнера выступают в роли стихийных (и разовых) индивидуальных поставщиков и покупателей тех или иных услуг. С другой стороны, межкорпоративные постоянные отношения бюрократии и бизнеса, при которых в рыночный оборот вовлекаются нередко значительные ресурсы, связаны с повышенным риском, причем для обеих сторон: чиновнику угрожают юридические санкции за взяточничество и злоупотребление служебным положением, а предприниматель не может быть до конца уверен в том, что чиновник его не "кинет", отказавшись предоставлять оговоренную и заранее оплаченную услугу. Вот почему возникновение института посредничества, неоднократно упоминаемого нашими респондентами, представляет значительный интерес для понимания происходящего сегодня на российских теневых рынках и тенденций их развития. Уже сама легализация этого института (введение в штатное расписание специальных должностей, создание посреднических фирм) свидетельствует о том, что и на нелегальных рынках, как выразился один из наших собеседников, вполне возможно движение от "дикости" к "цивилизованности".
[206]
5. Процессы, происходящие сегодня в пространстве "бизнес - бюрократия", чрезвычайно важны для понимания реальнных, а не иллюзорных перспектив перехода от теневого беспорядка и вырастающего из него теневого порядка к порядку правовому. Полученная нами информация укрепила нас в мысли,-что внутри этого пространства такой переход невозможен: какие бы законы ни принимались, взаимосвязанные и вполне рациональные интересы чиновников и зависимых от них предпринимателей их исполнение заблокируют. Однако, судя по нашим данным, перспектива начинает просматриваться в пространстве "бизнесмен - потребитель". Мы выяснили, что единственным источником ресурсов, поступающих на теневые рынки непроизводственной сферы, является сфера производственная. В свою очередь, познакомившись с одним из ее сегментов, в котором производятся потребительские услуги, мы могли убедиться в том, что теневые рынки в этой сфере возникают и существуют лишь постольку, поскольку они соответствуют экономическим предпочтениям потребителя. Тем самым именно население (не только городское, но, как было показано в предыдущей главе, и сельское) поддерживает нелегальный рынок потребительских услуг, а значит, в конечном счете, и всю систему российских теневых рынков. Экономическая природа этой поддержки проста и очевидна: возникающая на данном рынке конкурентная среда - не в последнюю очередь благодаря присутствию на нем производителей-неформалов - вполне соответствует интересам потребителя. Поэтому легализация деятельности нефор-» малов - посредством предоставления им льготных условий существования - могла бы стать естественным и логичным шагом на пути от теневого порядка к правовому. Это, разумеется, не панацея от коррупции и всего, что с ней связано. Это - наряду со снижением налогов для легальных фирм - всего лишь первый шаг в данном направлении, но зато такой, который подготовлен стихийным течением экономической жизни, а не бесконечно далекими от нее умозрительными решениями, которые готовятся и принимаются в начальственных кабинетах.
[207]