Альтернативные модели поведения фирмы: максимизация прибыли, максимизация продаж, максимизация роста, управленческое поведение.
Главная цель организации - максимизация ее выгод по отношению к затратам. Поведение фирмы наилучшим образом может быть описано при помощи модели максимизации прибыли. Поскольку стоимость фирмы в длительном интервале определяется потоком ее будущих прибылей, модель должна быть развита с тем, чтобы включить в нее текущую стоимость будущих денег (будущих прибылей) и концепцию риска. В реальном мире существует много сложностей, ограничивающих адекватность модели. Это происходит потому, что, помимо отсутствия всеобъемлющей информации, такая модель требует, чтобы фирма могла точно предсказать величину и распределение во времени потока будущих прибылей, что в лучшем случае сделать очень трудно, а в худшем — невозможно. Кроме того, существует множество юридических, этических и социальных ограничений. В рамках этих ограничений фирма стремится иметь оптимальную прибыль. Модели, имеющие чрезвычайно большое значение для понимания поведения фирмы, можно подразделить на четыре общих класса моделей: · максимизации продаж; · максимизации роста; · управленческого поведения; · максимизации добавленной стоимости (японская модель).
Модель максимизации продаж — это альтернатива модели максимизации прибыли. Ученые приводят множество доводов в пользу того, почему фирмы могут отдавать предпочтение денежным поступлениям от продаж. 1. Изменение в продажах требует больших корректировок методов торговли и технологии производства, чем-то будет оправдано равноценными изменениями в прибылях. 2. Управленческий аппарат фирмы может чувствовать, что отсутствие увеличения продаж несет ущерб репутации компании и ее отношениям с потребителями, финансовыми учреждениями и работниками. 3. Управленческий аппарат фирмы может чувствовать, что отсутствие увеличения продаж приведет к сокращению влияния компании на рынке и сделает ее более уязвимой для конкурентов. 4. Т.к. в большинстве случаев управляющие являются наемными служащими, а не владельцами фирмы, оценка работы ее управленческого аппарата будет более чувствительной к уровню продаж, чем к уровню прибылей.
Модель максимизации роста. Рост и его потенциал служат мерилом успеха корпорации в ее годовых отчетах и на финансовых страницах прессы для ее финансовых аналитиков и инвесторов. По обычной модели максимизации роста, при достижении фирмой уровня выпуска, устойчиво обеспечивающего максимизацию прибылей, выпуск продукции должен оставаться постоянным до тех пор, пока остаются постоянными затраты и уровень спроса. В действительности, спрос и затраты не остаются постоянными, и фирма будет стремиться к росту по тем же причинам, которые способствуют максимизации продаж. Рост должен финансироваться либо за счет удержаний из доходов, либо за счет займов, а часто за счет того и другого. Осторожные управляющие стремятся поддерживать соотношение «обязательства — активы», на уровне достаточного для стимулирования роста, но ниже предела неприемлемого риска.
Модель управленческого поведения. Касается различий между владельцами и управляющими, характерных для разнообразных корпораций. Модели управленческого поведения включают модель управленческой выгоды, модель управленческой благоразумности и агентскую модель. Все эти модели исходят из следующих базовых предположений: 1) как владельцы (акционеры), так и управляющие являются рациональными людьми, пытающимися максимизировать свою личную выгоду, и 2) существуют коренные противоречия между интересами владельцев и интересами управляющих, поэтому, когда управляющие пытаются максимизировать свою выгоду, они уменьшают выгоду владельцев.
3. Риск и неопределенность. Источники делового риска. Расчет различных параметров риска. Измерение степени риска. Распределение вероятностей.
Риск – это вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом. Риск определяет такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий вероятно и может быть количественно оценено; неопределенность – когда вероятность наступления неизвестных событий заранее спрогнозировать и оценить количественно невозможно.
Исходя из этого, могут быть приняты следующие решения:
1) В условиях определенности, когда точно известен результат каждого из альтернативных вариантов решения.
2) Решение, принимаемое в условиях риска – решения с известной вероятностью получения каждого из результатов.
3) Решение, принимаемое в условиях неопределенности, когда оценить вероятность потенциальных результатов невозможно.
Природа предпринимательского риска определена зависимостью «риск-прибыль». Деловой (предпринимательский) риск обусловлен риском операционной деятельности компании, когда она не использует заемных средств.
Можно выделить следующие основные факторы, определяющие деловой риск компании:
1) Неустойчивость спроса на товары и услуги компании. Деловой риск компании тем ниже, чем устойчивее спрос на ее товары.
2) Изменчивость цен на товары и услуги компании. Чем стабильнее цены на товары компании, тем ниже деловой риск.
3) Изменчивость цен на ресурсы, привлекаемые компанией.
4) Способностью компании изменять цены на товары в соответствии с изменениями цен на привлекаемые ресурсы.
5) Доля постоянных издержек в полных издержках компании. Чем выше доля постоянных издержек (амортизационные отчисления, налог на имущество, затраты на ремонт, административные расходы и др.), тем выше деловой риск.
Деловой риск измеряется как неопределенность будущих доходов компании от операционной (основной) деятельности или прибыли до выплаты процентов и налогов (EBIT). Чем выше стандартное отклонение ожидаемой EBIT, тем выше уровень делового риска компании. Чем плотнее распределены вероятности будущей EBIT, тем меньше стандартное отклонение и тем ниже уровень делового риска.
Деловой риск – вероятность неудачи, следовательно, критериям оценки риска является вероятность того, что полученный результат окажется меньше требуемого значения. Критерий вероятности риска определяется по формуле: R = P* (Dt – D), где R – критерий оценки риска; Р – вероятность; Dt – требуемое значение результата; D – полученный результат. Данный метод позволяет оценить уровень риска только после получения определенного результата, а предпринимателя интересует оценка риска на этапе принятия решения. Для этого в качестве критерия оценки риска выступает абсолютная величина, определяемая по формуле: R = У* Р(У), где где R – степень риска; У – ожидаемый ущерб; Р(У) – вероятность ущерба.
Степень риска – это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него.
Риск может быть: 1) допустимым – имеется угроза полной потери прибыли от реализации планируемого проекта; 2) критическим – возможны непоступления не только прибыли, но и выручки и покрытие убытков осуществляется за счет средств предпринимателя;
3) катастрофическим – возможны потеря капитала, имущества и банкротство.
4. Организация. Выделение сущностных признаков и современные подходы к ее изучению: ключевая идея, базовые понятия, инструменты. Новые типы организаций: виртуальные, многомерные, фрактальные и пр.
Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Ключевая идея–определение предлагаемых продуктов (услуг), место и роль организации на рынке; цели организации; технологию, базовые взгляды и ценности, сильные стороны, конкурентоспособность, ответственность перед партнёрами и потребителями, имидж и внешний вид.