Основные компоненты управленческой

Деятельности руководителя профессионального

Учебного заведения

Функция   Уровень реализации   Критерии управленческой деятельности руководителя  
     
Стратегическое   Административ-   Ориентация в учебно-произ-  
и тактическое   ный   водственной ситуации  
планирование профессио­нально-образо­вательного процесса   Финансово-эко­номический Социально-психо­логический Личностно   Ведение документации  
    ориентированный      
Организация профсссио-   То же   Организация взаимодействия администрации, педагогов,  
нально-образоватсль-ного процесса       учащихся Организация инновационной профессионально-педагогиче-  
        ской и предпринимательской  
        деятельности  
        Качество учебно-профессио-  
        нального процесса  
        Уровень профессиональной подготовки (квалификации)  
        выпускников  
        Эффективность производст-  
        венно-хозяйственной деятель-  
        ности училища Состояние материально-тех­нической базы училища  
- 1      
Мотивация   - " -   Состояние психологического кли-  
членов учебно-       мата  
педагогиче-       Удовлетворенность стилем и ме-  
ского коллек-       тодами руководства  
тива       Стимулирование профессионального  
        роста и повышения квалификации  
        Мотивирование профессионально-  
        педагогической инициативы, испол-  
        нительной и трудовой дисциплины  
Контроль про-   _ " _   Санитарно-гигиенические условия и  
фессионально-       состояние техники безопасности  
образователь-       Правовое и информационное обеспе-  
ного процесса       чение профессиональной деятельно-  
        сти сотрудников  
        Своевременность контроля, оценки и  
        коррекции профессионально-образо-  
        вательного процесса  
        Достижение профессионально-образо-  
        вательных стандартов  
        Преданность учебному заведению  


Разработка шкалы аттестации

Следующей исследовательской задачей стала раз­работка методики количественной оценки выраженно­сти показателей успешности деятельности руководи­теля профессионального учебного заведения. Поиск адекватных методов оценки и обработки качественных показателей в педагогике подтвердил целесообразность использования экспертизы — процедуры, позволяю­щей получить коллективное суждение о деятельности и личности руководителя.

Педагогическая экспертиза позволяет на основе профессиональной компетентности и интуиции специ­алистов, работающих в данной области, получить отно­сительно верную оценку руководителя. Результаты экспертизы неизбежно содержат отпечаток субъекти­визма, вносимого экспертами. Чтобы избежать иска­жений, обусловленных субъективным мнением экспер­тов, необходима специальная процедура их отбора и подготовки.

Во-первых, нужны критерии оценки компетент­ности экспертов. В качестве таковых предлагаются следующие показатели: должность, стаж управленчес­кой работы, знакомство с методикой экспертизы, по­ложительное отношение к процедуре экспертизы, аналитические способности, способность к сотрудни­честву с коллегами, объективность и независимость в суждениях.

Во-вторых, следует определить численность экс­пертной комиссии. Если при проведении экспертизы используется пятибалльная шкала оценки выраженно­сти каждого показателя, то на уровне доверительной вероятности получаем минимальное число экспертов. В нашем случае оно будет равно восьми. С учетом того, что нами выделено 17 критериев оценки успешности деятельности руководителя, число экспертов можно варьировать в пределах 7 — 9 человек.

В-третьих, экспертов следует ознакомить с мето­дикой и процедурой аттестации. Действенной формой подготовки экспертов может стать консилиум, на кото­ром отрабатывается процедура экспертизы, а самое главное, вырабатывается обобщенное отношение к ней и согласовываются позиции экспертов.

Обработка экспертных оценок деятельности руководителя

Анализ управленческих функций руководителя позволил нам определить основные критерии оценки его деятельности, а их экспертиза — отобрать 17 наи­более важных. Математическая обработка результатов экспертной оценки выраженности каждого критерия возможна лишь при учете его весового коэффициента. Определение весового коэффициента (обобщенного ранга) критериев управленческой деятельности руко­водителя осуществлялось следующим образом:

1. Были определены численность и состав экспертов. Компетентность экспертов устанавливалась на основе таких показателей, как занимаемая руково­дящая должность, стаж работы, образование, опыт участия в экспертизе.

2. Экспертам было предложено проранжировать 17 критериев, характеризующих деятельность руководителя. Самому важному показателю присваи­вался ранг 17, а наименее значимому— 1.

Вычисление весового коэффициента для каждого критерия производится по формуле

Основные компоненты управленческой - student2.ru

где Основные компоненты управленческой - student2.ru ; U – весовой коэффициент i-го критерия. В числителе указана сумма рангов, присвоен­ных i-му критерию всеми экспертами; в знаменателе — общая сумма рангов, присвоенных всеми экспертами всем критериям.

Процедура предусматривает заполнение экспер­тами бланка оценки деятельности руководителя. Сте­пень выраженности каждого показателя оценивается по пятибалльной шкале: критерий выражен «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворитель­но» и «отсутствует». Соответственно проставляются баллы 5, 4, 3, 2, 1 (табл. 16).

Заполненные и подписанные экспертами оценочные бланки проверяются на согласованность членами экс­пертной комиссии. Если при обработке результатов вы­яснится, что максимальная и минимальная оценки резко отличаются от остальных, то целесообразно результаты работы экспертов, выставивших эти оценки, пересмот­реть. Оправданно провести с этими экспертами допол­нительную беседу, уточнить сущность критериев, обра­тить внимание на необходимость объективной оценки. Большая вариативность в оценках экспертов свидетель­ствует о профессиональной неоднородности экспертной группы, о разном уровне компетентности экспертов, а также об их субъективности.

Для проверки согласованности оценок всех экс­пертов определяется по формуле

Основные компоненты управленческой - student2.ru

где rij – ранг i-го показателя, присвоенный ему j-м экспертом; m – число экспертов; n – число показателей.

Наши рекомендации