Прибыль и рентабельность туристской организации
9.1 Прибыль и рентабельность
Как отмечалось ранее, получение прибыли является непосредственной целью туристского бизнеса. Именно прибыль создает гарантии существования туристской организации, поскольку определяет наличие заинтересованности учредителей в дальнейшем ведении предпринимательской деятельности.
На рынке туристские организации в качестве производителей продуктов и услуг реализуют создаваемые продукты и услуги потребителю, получая при этом денежную выручку, но это еще не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продуктов (услуг).
Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Организация всегда ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продуктов (услуг). При затратах, превышающих выручку, организация превышает установленный объем затрат и несет убытки, т.е. получает отрицательный финансовый результат, что ставит организацию в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее банкротства.
Для туристской организации прибыль является показателем, определяющим смысл бизнеса и создающим стимул для его дальнейшего развития (или свертывания производства). В общем виде прибыль представляет собой положительный финансовый результат деятельности туристской организации. Сущность прибыли раскрывается в ее функциях:
· прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности туристской организации;
· является формой денежных накоплений, основным элементом финансовых ресурсов туристской организации;
· является основным источником развития туристского бизнеса.
Определенную роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты туристской организации в направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продуктов и услуг.
В туристских организациях формируются три показателя прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению: балансовая, налогооблагаемая и чистая.
Базой всех расчетов служит балансовая прибыль (Пб, руб.) — основной финансовый показатель деятельности туристской организации. Она отражается в балансе туристской организации за отчетный период и рассчитывается по формуле
Пб = Пр + Пи + Пвн,
где Пр - прибыль от реализации туристских продуктов и услуг;
Пи — прибыль от реализации имущества туристской организации;
Пвн — прибыль от внереализационных операций.
Рассмотрим содержание каждого из представленных элементов балансовой прибыли.
Прибыль от реализации услуг (Пр, руб.) — это финансовый результат, полученный от основной деятельности туристской организации, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в ее уставе и не запрещенных законом. Прибыль от реализации услуг рассчитывается как разность между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию по формуле
Пр=Вр-Зс —НДС,
где Вр - выручка от реализации туристских продуктов и услуг;
Зс - сметная себестоимость туристских продуктов (услуг);
НДС — налог на добавленную стоимость.
Прибыль (убыток) от реализации имущества туристской организации (Пи, руб.) представляет собой финансовый результат, связанный с прочей реализацией, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе туристской организации. Прибыль (убыток) от реализации основных средств рассчитывается по формуле
Пи = Ви —Со,
где Ви — выручка от реализации имущества (без НДС);
Со — остаточная стоимость имущества туристской организации.
Финансовые результаты от внереализационных операций — это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности туристской организации и не связанным с реализацией продуктов (услуг) и имущества туристской организации.
В состав внереализационных прибылей включаются: доходы от долевого участия в деятельности других организаций; дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим туристским организациям; доходы от сдачи имущества в аренду; присужденные или признанные должниками штрафы, пени, неустойки; положительные курсовые разницы по валютным счетам и др.
К внереализационным убыткам относят: судебные издержки; присужденные или Признанные штрафы, пени, неустойки; некомпенсируемые потери от стихийных бедствий; убытки от хищений и др.
В общем виде прибыль от внереализационных операций (Пвн, руб.) рассчитывается по формуле
Пвн = Двн — Звн,
где Двн — доходы от внереализационных операций;
Звн —расходы, связанные с внереализационными операциями.
Балансовая прибыль позволяет определить размер чистой прибыли туристской организации. Процесс формирования чистой прибыли показывает, что для целей налогообложения организация рассчитывает балансовую прибыль, а на ее основе — налогооблагаемую прибыль и прибыль, не облагаемую налогом.
Остающаяся в распоряжении организации после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Именно она характеризует конечный финансовый результат деятельности организации, полученный от разницы между балансовой прибылью (скорректированной) и налоговыми платежами. Чистая прибыль (Пч, руб.) определяется по формуле
Пч = Пб + Нпр,
где Нпр — сумма налога на прибыль туристской организации
Порядок распределения прибыли туристской организации во многом определяется ее организационно-правовой формой. Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся в организации, заключается в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.
При распределении прибыли, т.е. определении основных направлений ее использования, прежде всего учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала туристской организации. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской деятельности, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т.п.
Общая схема распределения прибыли туристской организации, руб., может быть представлена уравнением следующего вида:
Пч = Фр + Фн + Фп,
где Фр — резервный фонд;
Фн — фонд накопления;
Фп — фонд потребления.
Фонд накопления, образуемый за счет прибыли, используется на расширение туристского бизнеса. Средства фонда расходуются на приобретение и строительство зданий, сооружений, техники и технологий и др. Расходы имеют преимущественно возвратный характер: средства, вложенные в основной капитал, приводят к увеличению стоимости имущества туристской организации.
Фонд потребления используется на финансирование социальных нужд и материальное стимулирование работников: выплату премий, не связанных с производственными показателями (за долголетний труд, в связи с юбилеем и др.); оказание материальной помощи; оплату турпутевок, питания, лечения, повышения квалификации работников и др. Расходы по фонду безвозвратны.
Резервный фонд предназначен для покрытия непредвиденных потерь, вызванных стихийными бедствиями, и балансовых убытков. Формирование резервных фондов в предприятиях различных организационно-правовых форм имеет некоторые отличия. Так, размеры резервного фонда акционерного общества должны соответствовать учредительным документам и быть не меньше 15% уставного капитала. Именно в этих размерах происходит уменьшение налогооблагаемой прибыли акционерного общества.
Существует более простой вариант использования чистой прибыли — без образования плановых фондов накопления и потребления. Однако в крупных туристских организациях их наличие помогает рационально распределять финансовые средства и осуществлять контроль за их эффективным использованием.
Важно то, что каждая туристская организация самостоятельно распределяет чистую прибыль с учетом внутренней бизнес- политики. Рыночная стратегия фирмы определяет направления расходов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а также структуру статей ее использования. Порядок распределения и использования прибыли туристской организации фиксируется в ее уставе и определяется положением, которое разрабатывается подразделениями экономических и финансовых служб и утверждается руководящим органом туристской организации.
Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем работы туристской организации, она не характеризует эффективность ее работы. Для определения эффективности работы организации необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты, т.е. определить рентабельность бизнеса. На практике туристские организации наиболее часто используют показатель «рентабельность затрат». Это объясняется обобщающим характером данного показателя
Туристская организация представляет собой открытую экономическую систему, которая функционирует по определенному механизму. Грамотное использование элементов этого механизма позволяет туристской организации выполнять свои функции в соответствии с общественным предназначением и достигать целей бизнеса.
Источниками финансирования туристского бизнеса являются собственные и заемные средства. Собственные источники финансирования (уставный капитал, нераспределенная прибыль и др.) — это основа турбизнеса. В случае недостаточности собственных средств организация может восполнить финансовые потребности займами и кредитами на условиях срочности, платности и возвратности. Оптимальное соотношение собственных и заемных источников финансирования позволяет организации достойно подготовиться к процессу производства и обеспечить себе конкурентоспособное положение на рынке туристских услуг.
Для осуществления предпринимательской деятельности туристская организация должна располагать определенным качественным и оптимальным набором производственных и трудовых ресурсов. Поэтому, приступая к производству туристских продуктов и услуг, необходимо убедиться в наличии и качестве заготавливаемых ресурсов и персонала. Именно такой подход позволит создать туристские продукты и услуги, востребованные рынком.
Приобретенные на различных условиях материальные и нематериальные ценности позволяют туристской организации приступить к производству и последующей реализации туристских продуктов и услуг. При этом процессы производства и реализации в туризме разграничены условно.
Основными экономическими показателями туристского бизнеса являются: себестоимость, цена, выручка, прибыль и рентабельность. Эти показатели тесно связаны друг с другом: изменение одного из показателей неизменно приводит к динамике других показателей. Кроме того, все эти показатели прямо или косвенно определяют эффективность туристского бизнеса и конкурентоспособность туристской организации.
9.2 Эффективность в туризме: сущность и виды
Экономические основы туристской деятельности выражаются преимущественно в конкретном эффекте. Эффект может иметь организационную, экономическую, психологическую, правовую, этическую и социальную окраску, наблюдаться или формироваться.
Один вид эффекта может изменяться за счет другого. Так, уменьшая экономический эффект, можно увеличить социальный. Если на первое место поставить экономический эффект и не уделять внимания организационному, то все информационные процессы могут замедлиться и это отразится на самом экономическом эффекте.
Эффективность туристской организации в общем виде определяют как отношение результатов ее деятельности к затратам, направленным на их качественное достижение. Эффективность отражает уровень достижения преследуемых целей, поэтому все туристские организации в условиях рынка стремятся к максимизации эффекта.
Повышение эффективности турбизнеса состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов. Это обусловливают важность разработки единых подходов к измерению затрат и результатов для отбора и реализации подлинно эффективных решений на всех уровнях управления туристским бизнесом, которые превращают расчет экономической эффективности из формальной хозяйственной процедуры в жизненную необходимость.
Данный подход предопределил создание классификации эффективности. Ниже представлены наиболее традиционные признаки и классификация эффективности.
Большинство туристских организаций при оценке эффективности своего бизнеса пользуются признаком, отражающим содержание того или иного элемента эффективности. Этот признак, позволяя комплексно оценивать эффективность бизнеса, достаточно прост в использовании и обладает высокой степенью достоверности.
По содержанию элементов эффективность подразделяется на организационную, экономическую, социальную, технологическую, психологическую, правовую, экологическую, этическую и политическую
Организационная эффективность туристского бизнеса — это факт достижения организационных целей за меньшее время и (или) с меньшими затратами, нежели предполагалось. Организационные цели реализуют потребности сотрудников в оптимальной организации труда, позволяющей производить услуги надлежащего качества.
Экономическая эффективность туристского бизнеса требует конкретизации понятий «экономическая эффективность» и «экономический эффект». Экономический эффект — абсолютный результат пуристского бизнеса. Один и тот же эффект может быть получен разными способами, с разными затратами. И наоборот, одинаковые 'затраты могут дать разные результаты. Поэтому необходимо сравнение результатов с затратами. Соизмерение эффекта и затрат на его достижение является основой экономической эффективности. Таким образом, экономическая эффективность это относительная величина, получаемая как соотношение одной абсолютной величины (эффекта) с другой (затратами).
Социальная эффективность туристского бизнеса — это факт достижения поставленных социальных целей за меньшее время и (или) с меньшими финансовыми затратами, нежели предполагалось. Социальные цели реализуют потребности сотрудников туристской организации в информации, знаниях, творческом труде, самовыражении, общении, отдыхе.
Технологическая эффективность туристского бизнеса означает достижение определенных результатов (отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства), запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами, нежели планировалось.
Правовая эффективность туристского бизнеса оценивается степенью достижения правовых целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами, чем предполагалось. Правовые цели реализуют потребности сотрудников в безопасности и порядке.
Экологическая и этическая эффективность туристского бизнеса возможна тогда, когда экологические и этические цели организации и персонала достигаются за сокращенное по сравнению с планируемым время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Экологические и этические цели реализуют потребности и интересы человека в соблюдении нравственных норм Поведения людьми в отношении окружающей среды и между собой и находят свое выражение в корпоративной культуре.
В зависимости от пользователей различают внутреннюю и внешнюю экономическую эффективность туристского бизнеса
Внутренняя эффективность — это оценка эффективности бизнеса с позиции туристской организации, она определяется системой показателей, которые будут представлены ниже. Внешняя эффективность учитывает уровень удовлетворенности результатами деятельности туристской организации со стороны внешних пользователей (государства, инвесторов, потребителей) и может оцениваться различными показателями. Так, эффективность бизнеса для государства в первую очередь определяется размером налоговых поступлений в бюджет. Необходимо отметить важность сбалансированности внутренней и внешней эффективности в контексте конкурентоспособности туристской организации.
Современный подход к эффективности означает сочетание эффективного использования ресурсов с расширением масштабов деятельности и требует выделения в структуре эффективности статистического и динамического аспектов. Статическая эффективность характеризует степень приспособления организации к сложившейся экономической ситуации, без учета дополнительного роста, динамическая — тенденцию к развитию. Необходимо оптимальное сочетание статического и динамического аспектов эффективности. Злоупотребление статическим подходом к оценке эффективности может отрицательно сказаться на перспективах развития предприятия. В то же время чрезмерное увлечение динамическим аспектом, связанным с большим риском, может привести к неоправданным расходам, потере темпов перехода его в новое качество эффективности.
Кроме того, эффективность может оцениваться с позиций количества и качества туристского бизнеса. Количественная эффективность показывает размеры эффекта и темпы роста (прироста) показателей эффективности, качественная — комбинацию ресурсов, обеспечившую конечный результат.
Масштабность также представляется важным подходом к оценке эффективности. Так, экономическая эффективность может быть отраслевой, внутрифирменной, групповой (подразделения, службы и др.), индивидуальной. Оценка эффективности с позиций масштабности позволяет говорить о частных и общих показателях эффективности туристского бизнеса, а также сравнивать эффективность работы отдельных туристских организаций.
В зависимости от способа соотношения результатов и затрат эффективность определяется следующими показателями:
• результат / затраты характеризует результат, получаемый с единицы затрат;
• затраты / результат означает удельные затраты, приходящиеся на единицу достигнутого результата;
• результат — затраты характеризует абсолютную величину превышения результатами затрат;
• (результат — затраты) / затраты дает оптимальный эффект;
• (результат затраты) / результат отражает удельный эффект, приходящийся на единицу получаемого результата.
Учет представленных видов эффективности обеспечивает комплексный подход к оценке эффективности туристского бизнеса в целом с позиций целеполагания (способности формировать цели в соответствии с потребностями), рациональности (средства достижения цели должны быть оправданны), экономичности (минимизации затрат) и адаптивности (соответствия системе потребительских оценок и конкуренции). Это позволяет выбрать наиболее действенные инструменты управления туристским бизнесом в условиях конкуренции.
9.3 Система показателей экономической эффективности туристского бизнеса
При всем многообразии целей туристского бизнеса доминирующим является достижение наилучших экономических результатов, стремление к извлечению наибольшей прибыли с учетом долговременной перспективы развития. Поэтому исходным показателем туристского бизнеса служит экономическая эффективность как инструмент управления экономикой организации в условиях конкуренции и повышенного риска. Именно экономическая эффективность позволяет оценить уровень использования отдельных видов затрат и ресурсов, т.е. экономическую (рыночную) результативность туристского бизнеса.
В зависимости от решаемых задач экономическая эффективность бывает двух видов: общая, предназначенная для выявления и оценки уровня использования отдельных видов ресурсов, и сравнительная, позволяющая определить эффективность на основе сравнения результатов с данными предшествующих периодов или данными других туристских организаций.
На уровне туристской организации используются общие и частные показатели общей экономической эффективности
Обе группы показателей статичны и показывают уровень абсолютного эффекта, достигнутого в определенный момент времени, или уровень использования того или иного вида ресурсов (затрат) также в определенный момент времени. Общиепоказатели делятся на абсолютные и относительные. В составе абсолютных показателей традиционно рассматривают показатели прибыли (в денежном эквиваленте), в составе относительных показателей — показатели рентабельности (исчисляются в процентах). На практике важно знать эффективность использования отдельных видов ресурсов и мощностей. С этой целью используются частные показатели, которые, как правило, являются относительными.
В целом все общие показатели отражают экономический эффект и эффективность туристского бизнеса. Расчетные формулы этих показателей представлены в соответствующих главах настоящего учебника. Существенным недостатком данных показателей
Показатели сравнительной экономической эффективности туристского бизнеса позволяют определить место и роль предприятия в отрасли, регионе, стране. Это достигается посредством расчета внешних показателей и их сравнения с результатами работы аналогичных организаций. Кроме того, в качестве базы сравнения могут быть использованы статистические данные, нормы, нормативы и др. Сравнение внешних показателей позволяет определить рейтинг туристской организации в отрасли (регионе, мире). Внешние показатели могут быть абсолютными и относительными.
Наряду с внешними показателями существуют внутренние показатели сравнительной экономической эффективности, которые дают представление о динамике результатов туристского бизнеса. Эти показатели также могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные показатели характеризуют изменение результатов деятельности туристской организации за определенный период времени. Это изменение выражается в виде положительного экономического эффекта: роста результатов (прибыли и т.д.) или экономии ресурсов (затрат). Показатели определяются в натуральных показателях (например, количество услуг) или в денежном выражении.
Система показателей общей и сравнительной экономической эффективности может дополняться другими характеристиками в зависимости от целей, степени детализации и глубины анализа. Так, в акционерных обществах дополнительно контролируется доходность акций, что отражает интересы акционеров и потенциальных инвесторов.
9.4 Повышение эффективности предпринимательства в туризме
Экономический эффект в туризме — это всегда результат каких- либо усилий и обстоятельств, выражаемых системой факторов, исследование которых позволяет туристской организации управлять результативностью своей деятельности.
Для определения основных направлений поиска резервов роста эффективности факторы, влияющие на этот рост, делят на две группы:
• внешние — государственное регулирование, уровень конкуренции в отрасли и др. (они не зависят от деятельности туристских организаций, но могут оказывать значительное влияние на эффективность бизнеса);
• внутренние — подразделяются на политические, правовые, организационные, экономические, технические, социальные, психологические (они определяют эффективность менеджмента туристской организации, являются подконтрольными организации и вполне ею управляемы).
Внешние и внутренние факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Анализ этих факторов и причин достигнутого уровня эффективности позволяет выявить и мобилизовать резервы повышения результативности туристского бизнеса.
Процесс анализа и оценки эффективности туристского бизнеса состоит из трех этапов:
1) оценки общего уровня эффективности на основе расчета и анализа показателей общей экономической эффективности;
2) определения эффективности использования отдельных видов мощностей и ресурсов на основе расчета и анализа частных показателей;
3) оценки эффективности деятельности туристской организации в динамике и сопоставления результативности бизнеса организации с успехами конкурентов.
Каждый последующий этап является конкретизацией предыдущего, дополняя и уточняя его. Это обеспечивает комплексный подход к исследованию эффективности бизнеса и позволяет выбрать стратегию повышения его результативности, адекватную ситуации. В рамках реализации стратегии первостепенное значение имеют мероприятия по выявлению резервов увеличения объемов производства и реализации, снижению себестоимости туристских услуг, росту прибыли и рентабельности. Эти мероприятия находят свое выражение в комплексной программе повышения эффективности бизнеса, зависят от специфики туристской организации, текущего состояния и перспектив ее развития. В общем плане такая программа отражает:
• мероприятия по рациональному использованию материальных ресурсов — внедрение новой техники и технологий, позволяющих экономно расходовать материалы; совершенствование нормативной базы организации; повышение качества туристских продуктов (услуг); современный дизайн и оборудование офиса; удобный для клиентов режим работы организации и др.;
• мероприятия, целью которых является определение и поддержание оптимального масштаба туристской организации, что позволяет минимизировать затраты в зависимости от объема производства продуктов (услуг);
• мероприятия, связанные с улучшением использования основного капитала, продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду; повышение качества обслуживания и ремонта основного капитала; обеспечение рационального использования производственных мощностей и площадей; повышение уровня квалификации персонала, обслуживающего машины, оборудование и инженерные системы организации; внедрение современных техники и технологии;
• мероприятия, направленные на лучшее использование рабочей силы и рабочего времени, — определение и поддержание оптимальной численности персонала; повышение уровня квалификации персонала; обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению со средней заработной платой; применение прогрессивных систем и форм оплаты труда; совершенствование нормативной базы; улучшение условий труда; механизация и автоматизация производственного процесса; обеспечение мотивации высокопроизводительного труда;
• мероприятия по оптимизации производственного процесса — увеличение объемов производства продуктов (услуг), повышение качества продуктов (услуг), диверсификация бизнеса, расширение рынка продаж и др.
Изучение мероприятий по повышению эффективности позволяет сделать вывод о тесной взаимосвязи мероприятий различных направлений. Разработка и реализация отдельных мероприятий хотя и дают определенный эффект, но, как свидетельствует практика, не решают проблемы в целом. Именно комплексный подход к повышению эффективности туристской организации представляется единственно возможным. Кроме того, комплексная программа повышения эффективности бизнеса должна иметь четкий механизм реализации, который позволит туристской организации занять достойную позицию в конкурентной борьбе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература:
1. Волков, Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса [Текст] / Ю.Ф. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2003. – 384 с.
2. Менеджмент туризма [Текст] : экономика туризма : учебник для вузов / В.М. Козырев, И.В. Зорин, А.И. Сурин, А.В. Ключников ; Рос. междунар. акад. туризма. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 313 с.
3. Менеджмент туризма. Финансы и бухгалтерский учет в туризме [бумага] : учебник для вузов / О.И. Солодухина, Е.Н. Гарнина, А.Б. Здоров, А.А. Локтев, Е.А. Соболева, Т.В. Козырева, В.М. Козырев, О.И. Солодухина, Е.Н. Гарнина, А.Б. Здоров [и др.]. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 336 с.
4. Организация сферы туризма [Текст] : учеб. пособие для вузов / А.Д. Каурова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., СПб. : Герда, 2006. – 320 с.
5. Тёмный, Ю.В. Экономика туризма [Текст] : учебник : Допущено Госкомитетом по физкультуре и спорту в качестве ... для вузов туристского профиля / Ю.В. Тёмный, Л.Р. Тёмная. – М. : Сов. спорт, 2003. – 416 с.
6. Туризм [Текст] : учебник / В.А. Квартальников. – 2-е изд., перераб. –М. : Финансы и статистика, 2006. – 336 с.
7. Экономика туризма [Текст] : учеб. пособие / З.М. Горбылева. – Минск : БГЭУ, 2004. – 478 с.
8. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] : учебник для вузов / М.А. Морозов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2006. – 288 с.
9. Яковлев, Г.А. Экономика и статистика туризма [Текст] : учеб. пособие / Г.А. Яковлев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : РДЛ, 2004. – 376 с.
10. Аванесова, Г.А. Сервисная деятельность [Текст] : историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент : учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 318 с.
11. Балабанов, И.Т. Экономика туризма [Текст] : учеб. пособие для вузов / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 176 с.
12. Бачлина, М.Е. Общественное питание в гостиницах : актуальные вопросы бухгалтерского и налогового учета [Текст] / М.Е. Бачлина. – М. : Изд-во «АиН», 2003. – 64 с.
13. Демьяненко, С.Р. Основы бизнес-планирования туристской фирмы [Текст] : учебно-методическое пособие / С.Р. Демьяненко. – М. : Сов. спорт, 2002. – 303 с.
14. Емельянова, Т.В. Экономика общественного питания [Текст] : учеб. пособие для вузов / Т.В. Емельянова, В.П. Кравченко. – 2-е изд. – Минск : Выш. шк., 2004. – 286 с.
15. Экономика и организация туризма: международный туризм [Текст] : учебное пособие / Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев [и др.] ; под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : КНОРУС, 2007. – 576 с.
16. Ефимова, О.П. Экономика общественного питания [Текст] : учеб. пособие для вузов / О.П. Ефимова. – 2-е изд., испр. – Минск : Новое знание, 2004. – 303 с.
17. Кулдошина, Н.М. Экономика и финансы гостиничного бизнеса [бумага] : учеб. пособие / Н.М. Кулдошина. – М., 2000. – 40 с.
18. Проурзин, Л.Ю. Туризм как экономический приоритет [Текст] / Л.Ю. Проурзин. – М. : Новый век, 2004. – 218 с.
19. Соболева, Е.А. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы [Текст] : учебно-практическое пособие / Е.А. Соболева, И.И. Соболев. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 128 с.
20. Туроперейтинг [Текст] : организация деятельности: учебник для вузов / Е.Н. Ильина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 240 с.
21. Экономика и организация гостиничного хозяйства [Текст] : / Е.Е. Филипповский, Л.В. Шмарова. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 176 с.
22. Экономика и статистика туризма [Текст] : учеб. пособие / Г.А. Яковлев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : РДЛ, 2007. – 480 с.