Прибыль и рентабельность туристской организации

9.1 Прибыль и рентабельность

Как отмечалось ранее, получение прибыли является непосред­ственной целью туристского бизнеса. Именно прибыль создает га­рантии существования туристской организации, поскольку опреде­ляет наличие заинтересованности учредителей в дальнейшем веде­нии предпринимательской деятельности.

На рынке туристские организации в качестве производителей продуктов и услуг реализуют создаваемые продукты и услуги потре­бителю, получая при этом денежную выручку, но это еще не озна­чает получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продуктов (услуг).

Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Организация всегда ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продуктов (услуг). При затратах, превышающих выручку, организация превышает установленный объем затрат и несет убытки, т.е. получает отрицательный финансо­вый результат, что ставит организацию в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее банкротства.

Для туристской организации прибыль является показателем, определяющим смысл бизнеса и создающим стимул для его даль­нейшего развития (или свертывания производства). В общем виде прибыль представляет собой положительный финансовый результат деятельности туристской организации. Сущность прибыли раскры­вается в ее функциях:

· прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности туристской организации;

· является формой денежных накоплений, основным элемен­том финансовых ресурсов туристской организации;

· является основным источником развития туристского бизнеса.

Определенную роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты туристской организации в направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продуктов и услуг.

В туристских организациях формируются три показателя при­были, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению: балансовая, налого­облагаемая и чистая.

Базой всех расчетов служит балансовая прибыль (Пб, руб.) — ос­новной финансовый показатель деятельности туристской организа­ции. Она отражается в балансе туристской организации за отчетный период и рассчитывается по формуле

Пб = Пр + Пи + Пвн,

где Пр - прибыль от реализации туристских продуктов и услуг;

Пи — прибыль от реализации имущества туристской организации;

Пвн — прибыль от внереализационных операций.

Рассмотрим содержание каждого из представленных элементов балансовой прибыли.

Прибыль от реализации услуг (Пр, руб.) — это финансовый ре­зультат, полученный от основной деятельности туристской органи­зации, которая может осуществляться в любых видах, зафиксиро­ванных в ее уставе и не запрещенных законом. Прибыль от реали­зации услуг рассчитывается как разность между выручкой от реали­зации (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализа­цию по формуле

Пр=Вр-Зс —НДС,

где Вр - выручка от реализации туристских продуктов и услуг;

Зс - сметная себестоимость туристских продуктов (услуг);

НДС — налог на добавленную стоимость.

Прибыль (убыток) от реализации имущества туристской органи­зации (Пи, руб.) представляет собой финансовый результат, связан­ный с прочей реализацией, к которой относится продажа на сторо­ну различных видов имущества, числящегося на балансе туристской организации. Прибыль (убыток) от реализации основных средств рассчитывается по формуле

Пи = Ви —Со,

где Ви — выручка от реализации имущества (без НДС);

Со — остаточная стоимость имущества туристской организации.

Финансовые результаты от внереализационных операций — это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относя­щимся к основной деятельности туристской организации и не свя­занным с реализацией продуктов (услуг) и имущества туристской организации.

В состав внереализационных прибылей включаются: доходы от долевого участия в деятельности других организаций; дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим туристским организациям; доходы от сдачи имущества в аренду; присужденные или признанные должниками штрафы, пени, неус­тойки; положительные курсовые разницы по валютным счетам и др.

К внереализационным убыткам относят: судебные издержки; присужденные или Признанные штрафы, пени, неустойки; некомпенсируемые потери от стихийных бедствий; убытки от хищений и др.

В общем виде прибыль от внереализационных операций (Пвн, руб.) рассчитывается по формуле

Пвн = Двн — Звн,

где Двн — доходы от внереализационных операций;

Звн —расходы, связанные с внереализационными операциями.

Балансовая прибыль позволяет определить размер чистой при­были туристской организации. Процесс формирования чистой при­были показывает, что для целей налогообложения организация рассчитывает балансовую прибыль, а на ее основе — налогооблагаемую прибыль и прибыль, не облагае­мую налогом.

Остающаяся в распоряжении организации после внесения нало­гов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называ­ется чистой прибылью. Именно она характеризует конечный финан­совый результат деятельности организации, полученный от разницы между балансовой прибылью (скорректированной) и налоговыми платежами. Чистая прибыль (Пч, руб.) определяется по формуле

Пч = Пб + Нпр,

где Нпр — сумма налога на прибыль туристской организации

Порядок распределения прибыли туристской организации во многом определяется ее организационно-правовой формой. Главное требова­ние, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибы­ли, остающейся в организации, заключается в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного вос­производства на основе установления оптимального соотношения ме­жду средствами, направляемыми на потребление и накопление.

При распределении прибыли, т.е. определении основных на­правлений ее использования, прежде всего учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость су­щественного расширения и обновления производственного потен­циала туристской организации. В соответствии с этим определяют­ся масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспече­ния научно-исследовательской деятельности, внедрения новых тех­нологий, перехода на прогрессивные методы труда и т.п.

Общая схема распределения прибыли туристской организации, руб., может быть представлена уравнением следующего вида:

Пч = Фр + Фн + Фп,

где Фр — резервный фонд;

Фн — фонд накопления;

Фп — фонд потребления.

Фонд накопления, образуемый за счет прибыли, используется на расширение туристского бизнеса. Средства фонда расходуются на приобретение и строительство зданий, сооружений, техники и тех­нологий и др. Расходы имеют преимущественно возвратный характер: средства, вложенные в основной капитал, приводят к увеличе­нию стоимости имущества туристской организации.

Фонд потребления используется на финансирование социальных нужд и материальное стимулирование работников: выплату премий, не связанных с производственными показателями (за долголетний труд, в связи с юбилеем и др.); оказание материальной помощи; оплату турпутевок, питания, лечения, повышения квалификации работников и др. Расходы по фонду безвозвратны.

Резервный фонд предназначен для покрытия непредвиденных по­терь, вызванных стихийными бедствиями, и балансовых убытков. Формирование резервных фондов в предприятиях различных орга­низационно-правовых форм имеет некоторые отличия. Так, разме­ры резервного фонда акционерного общества должны соответство­вать учредительным документам и быть не меньше 15% уставного капитала. Именно в этих размерах происходит уменьшение налого­облагаемой прибыли акционерного общества.

Существует более простой вариант использования чистой при­были — без образования плановых фондов накопления и потребле­ния. Однако в крупных туристских организациях их наличие помо­гает рационально распределять финансовые средства и осуществ­лять контроль за их эффективным использованием.

Важно то, что каждая туристская организация самостоятельно распределяет чистую прибыль с учетом внутренней бизнес- политики. Рыночная стратегия фирмы определяет направления рас­ходов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а также структуру статей ее использования. Порядок распределения и ис­пользования прибыли туристской организации фиксируется в ее уставе и определяется положением, которое разрабатывается подраз­делениями экономических и финансовых служб и утверждается ру­ководящим органом туристской организации.

Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономиче­ским показателем работы туристской организации, она не характе­ризует эффективность ее работы. Для определения эффективности работы организации необходимо сопоставить результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты, т.е. определить рентабельность бизнеса. На практике туристские организации наиболее часто ис­пользуют показатель «рентабельность затрат». Это объясняется обобщающим характером данного показателя

Туристская организация представляет собой открытую экономиче­скую систему, которая функционирует по определенному механизму. Грамотное использование элементов этого механизма позволяет турист­ской организации выполнять свои функции в соответствии с обществен­ным предназначением и достигать целей бизнеса.

Источниками финансирования туристского бизнеса являются соб­ственные и заемные средства. Собственные источники финансирова­ния (уставный капитал, нераспределенная прибыль и др.) — это осно­ва турбизнеса. В случае недостаточности собственных средств органи­зация может восполнить финансовые потребности займами и креди­тами на условиях срочности, платности и возвратности. Оптимальное соотношение собственных и заемных источников финансирования позволяет организации достойно подготовиться к процессу производ­ства и обеспечить себе конкурентоспособное положение на рынке туристских услуг.

Для осуществления предпринимательской деятельности туристская организация должна располагать определенным качественным и опти­мальным набором производственных и трудовых ресурсов. Поэтому, приступая к производству туристских продуктов и услуг, необходимо убедиться в наличии и качестве заготавливаемых ресурсов и персонала. Именно такой подход позволит создать туристские продукты и услуги, востребованные рынком.

Приобретенные на различных условиях материальные и нематери­альные ценности позволяют туристской организации приступить к производству и последующей реализации туристских продуктов и услуг. При этом процессы производства и реализации в туризме разграничены условно.

Основными экономическими показателями туристского бизнеса являются: себестоимость, цена, выручка, прибыль и рентабельность. Эти показатели тесно связаны друг с другом: изменение одного из по­казателей неизменно приводит к динамике других показателей. Кроме того, все эти показатели прямо или косвенно определяют эффектив­ность туристского бизнеса и конкурентоспособность туристской орга­низации.

9.2 Эффективность в туризме: сущность и виды

Экономические основы туристской деятельности выражаются преимущественно в конкретном эффекте. Эффект может иметь ор­ганизационную, экономическую, психологическую, правовую, эти­ческую и социальную окраску, наблюдаться или формироваться.

Один вид эффекта может изменяться за счет другого. Так, уменьшая экономический эффект, можно увеличить социальный. Если на первое место поставить экономический эффект и не уде­лять внимания организационному, то все информационные процес­сы могут замедлиться и это отразится на самом экономическом эффекте.

Эффективность туристской организации в общем виде опреде­ляют как отношение результатов ее деятельности к затратам, на­правленным на их качественное достижение. Эффективность отра­жает уровень достижения преследуемых целей, поэтому все турист­ские организации в условиях рынка стремятся к максимизации эф­фекта.

Повышение эффективности турбизнеса состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов. Это обусловливают важность разработки единых подходов к измерению затрат и результатов для отбора и реализации подлинно эффективных решений на всех уровнях управления туристским бизнесом, которые превращают расчет экономической эффективности из формальной хозяйствен­ной процедуры в жизненную необходимость.

Данный подход предопределил создание классификации эффек­тивности. Ниже представлены наиболее традиционные признаки и классификация эффективности.

Большинство туристских организаций при оценке эффективно­сти своего бизнеса пользуются признаком, отражающим содержа­ние того или иного элемента эффективности. Этот признак, позво­ляя комплексно оценивать эффективность бизнеса, достаточно прост в использовании и обладает высокой степенью достоверности.

По содержанию элементов эффективность подразделяется на организационную, экономическую, социальную, технологическую, психологическую, правовую, экологическую, этическую и полити­ческую

Организационная эффективность туристского бизнеса — это факт достижения организационных целей за меньшее время и (или) с меньшими затратами, нежели предполагалось. Организационные цели реализуют потребности сотрудников в оптимальной организа­ции труда, позволяющей производить услуги надлежащего качества.

Экономическая эффективность туристского бизнеса требует кон­кретизации понятий «экономическая эффективность» и «экономи­ческий эффект». Экономический эффект — абсолютный результат пуристского бизнеса. Один и тот же эффект может быть получен разными способами, с разными затратами. И наоборот, одинаковые 'затраты могут дать разные результаты. Поэтому необходимо срав­нение результатов с затратами. Соизмерение эффекта и затрат на его достижение является основой экономической эффективности. Таким образом, экономическая эффективность это относитель­ная величина, получаемая как соотношение одной абсолютной ве­личины (эффекта) с другой (затратами).

Социальная эффективность туристского бизнеса — это факт дос­тижения поставленных социальных целей за меньшее время и (или) с меньшими финансовыми затратами, нежели предполагалось. Со­циальные цели реализуют потребности сотрудников туристской организации в информации, знаниях, творческом труде, самовыраже­нии, общении, отдыхе.

Технологическая эффективность туристского бизнеса означает достижение определенных результатов (отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства), запланиро­ванных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами, нежели планировалось.

Правовая эффективность туристского бизнеса оценивается сте­пенью достижения правовых целей организации и персонала за бо­лее короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами, чем предполагалось. Правовые цели реализуют потребности сотрудников в безопасности и порядке.

Экологическая и этическая эффективность туристского бизнеса возможна тогда, когда экологические и этические цели организации и персонала достигаются за сокращенное по сравнению с плани­руемым время, меньшим числом работников или с меньшими фи­нансовыми затратами. Экологические и этические цели реализуют потребности и интересы человека в соблюдении нравственных норм Поведения людьми в отношении окружающей среды и между собой и находят свое выражение в корпоративной культуре.

В зависимости от пользователей различают внутреннюю и внешнюю экономическую эффективность туристского бизнеса

Внутренняя эффективность — это оценка эффективности бизнеса с позиции туристской организации, она определяется системой пока­зателей, которые будут представлены ниже. Внешняя эффективность учитывает уровень удовлетворенности результатами деятельности туристской организации со стороны внешних пользователей (госу­дарства, инвесторов, потребителей) и может оцениваться различ­ными показателями. Так, эффективность бизнеса для государства в первую очередь определяется размером налоговых поступлений в бюджет. Необходимо отметить важность сбалансированности внут­ренней и внешней эффективности в контексте конкурентоспособ­ности туристской организации.

Современный подход к эффективности означает сочетание эффективного использования ресурсов с расширением масштабов деятельности и требует выделения в структуре эффективности ста­тистического и динамического аспектов. Статическая эффектив­ность характеризует степень приспособления организации к сло­жившейся экономической ситуации, без учета дополнительного роста, динамическая — тенденцию к развитию. Необходимо опти­мальное сочетание статического и динамического аспектов эффек­тивности. Злоупотребление статическим подходом к оценке эф­фективности может отрицательно сказаться на перспективах раз­вития предприятия. В то же время чрезмерное увлечение динами­ческим аспектом, связанным с большим риском, может привести к неоправданным расходам, потере темпов перехода его в новое качество эффективности.

Кроме того, эффективность может оцениваться с позиций ко­личества и качества туристского бизнеса. Количественная эффек­тивность показывает размеры эффекта и темпы роста (прироста) показателей эффективности, качественная — комбинацию ресурсов, обеспечившую конечный результат.

Масштабность также представляется важным подходом к оценке эффективности. Так, экономическая эффективность может быть отраслевой, внутрифирменной, групповой (подразделения, службы и др.), индивидуальной. Оценка эффективности с позиций масштабности позволяет говорить о частных и общих показателях эф­фективности туристского бизнеса, а также сравнивать эффектив­ность работы отдельных туристских организаций.

В зависимости от способа соотношения результатов и затрат эффективность определяется следующими показателями:

• результат / затраты характеризует результат, получаемый с единицы затрат;

• затраты / результат означает удельные затраты, приходя­щиеся на единицу достигнутого результата;

• результат — затраты характеризует абсолютную величину превышения результатами затрат;

• (результат — затраты) / затраты дает оптимальный эф­фект;

• (результат затраты) / результат отражает удельный эф­фект, приходящийся на единицу получаемого результата.

Учет представленных видов эффективности обеспечивает ком­плексный подход к оценке эффективности туристского бизнеса в целом с позиций целеполагания (способности формировать цели в соответствии с потребностями), рациональности (средства достиже­ния цели должны быть оправданны), экономичности (минимизации затрат) и адаптивности (соответствия системе потребительских оце­нок и конкуренции). Это позволяет выбрать наиболее действенные инструменты управления туристским бизнесом в условиях конку­ренции.

9.3 Система показателей экономической эффективности туристского бизнеса

При всем многообразии целей туристского бизнеса домини­рующим является достижение наилучших экономических результа­тов, стремление к извлечению наибольшей прибыли с учетом дол­говременной перспективы развития. Поэтому исходным показате­лем туристского бизнеса служит экономическая эффективность как инструмент управления экономикой организации в условиях кон­куренции и повышенного риска. Именно экономическая эффективность позволяет оценить уровень использования отдельных ви­дов затрат и ресурсов, т.е. экономическую (рыночную) результатив­ность туристского бизнеса.

В зависимости от решаемых задач экономическая эффектив­ность бывает двух видов: общая, предназначенная для выявления и оценки уровня использования отдельных видов ресурсов, и сравни­тельная, позволяющая определить эффективность на основе срав­нения результатов с данными предшествующих периодов или дан­ными других туристских организаций.

На уровне туристской организации используются общие и частные показатели общей экономической эффективности

Обе группы показателей статичны и показывают уровень абсо­лютного эффекта, достигнутого в определенный момент времени, или уровень использования того или иного вида ресурсов (затрат) также в определенный момент времени. Общиепоказатели делятся на абсолютные и относительные. В составе абсолютных показателей традиционно рассматривают показатели прибыли (в денежном эк­виваленте), в составе относительных показателей — показатели рентабельности (исчисляются в процентах). На практике важно знать эффективность использования отдельных видов ресурсов и мощностей. С этой целью используются частные показатели, кото­рые, как правило, являются относительными.

В целом все общие показатели отражают экономический эф­фект и эффективность туристского бизнеса. Расчетные формулы этих показателей представлены в соответствующих главах настоя­щего учебника. Существенным недостатком данных показателей

Показатели сравнительной экономической эффективности турист­ского бизнеса позволяют определить место и роль предприятия в отрасли, регионе, стране. Это достигается посредством расчета внешних показателей и их сравнения с результатами работы анало­гичных организаций. Кроме того, в качестве базы сравнения могут быть использованы статистические данные, нормы, нормативы и др. Сравнение внешних показателей позволяет определить рейтинг туристской организации в отрасли (регионе, мире). Внешние пока­затели могут быть абсолютными и относительными.

Наряду с внешними показателями существуют внутренние пока­затели сравнительной экономической эффективности, которые да­ют представление о динамике результатов туристского бизнеса. Эти показатели также могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные показатели характеризуют изменение результатов дея­тельности туристской организации за определенный период време­ни. Это изменение выражается в виде положительного экономиче­ского эффекта: роста результатов (прибыли и т.д.) или экономии ресурсов (затрат). Показатели определяются в натуральных показа­телях (например, количество услуг) или в денежном выражении.

Система показателей общей и сравнительной экономической эффективности может дополняться другими характеристиками в зависимости от целей, степени детализации и глубины анализа. Так, в акционерных обществах дополнительно контролируется до­ходность акций, что отражает интересы акционеров и потенциаль­ных инвесторов.

9.4 Повышение эффективности предпринимательства в туризме

Экономический эффект в туризме — это всегда результат каких- либо усилий и обстоятельств, выражаемых системой факторов, ис­следование которых позволяет туристской организации управлять результативностью своей деятельности.

Для определения основных направлений поиска резервов роста эффективности факторы, влияющие на этот рост, делят на две группы:

• внешние — государственное регулирование, уровень конку­ренции в отрасли и др. (они не зависят от деятельности ту­ристских организаций, но могут оказывать значительное влияние на эффективность бизнеса);

• внутренние — подразделяются на политические, правовые, организационные, экономические, технические, социаль­ные, психологические (они определяют эффективность ме­неджмента туристской организации, являются подконтроль­ными организации и вполне ею управляемы).

Внешние и внутренние факторы находятся в тесной взаимосвя­зи и взаимозависимости. Анализ этих факторов и причин достигну­того уровня эффективности позволяет выявить и мобилизовать ре­зервы повышения результативности туристского бизнеса.

Процесс анализа и оценки эффективности туристского бизнеса состоит из трех этапов:

1) оценки общего уровня эффективности на основе расчета и анализа показателей общей экономической эффективности;

2) определения эффективности использования отдельных видов мощностей и ресурсов на основе расчета и анализа частных показа­телей;

3) оценки эффективности деятельности туристской организации в динамике и сопоставления результативности бизнеса организации с успехами конкурентов.

Каждый последующий этап является конкретизацией предыду­щего, дополняя и уточняя его. Это обеспечивает комплексный под­ход к исследованию эффективности бизнеса и позволяет выбрать стратегию повышения его результативности, адекватную ситуации. В рамках реализации стратегии первостепенное значение имеют мероприятия по выявлению резервов увеличения объемов произ­водства и реализации, снижению себестоимости туристских услуг, росту прибыли и рентабельности. Эти мероприятия находят свое выражение в комплексной программе повышения эффективности бизнеса, зависят от специфики туристской организации, текущего состояния и перспектив ее развития. В общем плане такая про­грамма отражает:

• мероприятия по рациональному использованию материаль­ных ресурсов — внедрение новой техники и технологий, по­зволяющих экономно расходовать материалы; совершенствование нормативной базы организации; повышение качест­ва туристских продуктов (услуг); современный дизайн и обо­рудование офиса; удобный для клиентов режим работы ор­ганизации и др.;

• мероприятия, целью которых является определение и под­держание оптимального масштаба туристской организации, что позволяет минимизировать затраты в зависимости от объема производства продуктов (услуг);

• мероприятия, связанные с улучшением использования ос­новного капитала, продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду; повышение каче­ства обслуживания и ремонта основного капитала; обеспе­чение рационального использования производственных мощностей и площадей; повышение уровня квалификации персонала, обслуживающего машины, оборудование и ин­женерные системы организации; внедрение современных техники и технологии;

• мероприятия, направленные на лучшее использование рабо­чей силы и рабочего времени, — определение и поддержа­ние оптимальной численности персонала; повышение уров­ня квалификации персонала; обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению со средней заработной платой; применение прогрессивных систем и форм оплаты труда; совершенствование нормативной базы; улучшение условий труда; механизация и автоматизация производственного процесса; обеспечение мотивации высо­копроизводительного труда;

• мероприятия по оптимизации производственного процесса — увеличение объемов производства продуктов (услуг), повы­шение качества продуктов (услуг), диверсификация бизнеса, расширение рынка продаж и др.

Изучение мероприятий по повышению эффективности позволя­ет сделать вывод о тесной взаимосвязи мероприятий различных на­правлений. Разработка и реализация отдельных мероприятий хотя и дают определенный эффект, но, как свидетельствует практика, не решают проблемы в целом. Именно комплексный подход к повы­шению эффективности туристской организации представляется единственно возможным. Кроме того, комплексная программа повышения эффективности бизнеса должна иметь четкий механизм реализации, который позволит туристской организации занять дос­тойную позицию в конкурентной борьбе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература:

1. Волков, Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса [Текст] / Ю.Ф. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2003. – 384 с.

2. Менеджмент туризма [Текст] : экономика туризма : учебник для вузов / В.М. Козырев, И.В. Зорин, А.И. Сурин, А.В. Ключников ; Рос. междунар. акад. туризма. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 313 с.

3. Менеджмент туризма. Финансы и бухгалтерский учет в туризме [бумага] : учебник для вузов / О.И. Солодухина, Е.Н. Гарнина, А.Б. Здоров, А.А. Локтев, Е.А. Соболева, Т.В. Козырева, В.М. Козырев, О.И. Солодухина, Е.Н. Гарнина, А.Б. Здоров [и др.]. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 336 с.

4. Организация сферы туризма [Текст] : учеб. пособие для вузов / А.Д. Каурова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., СПб. : Герда, 2006. – 320 с.

5. Тёмный, Ю.В. Экономика туризма [Текст] : учебник : Допущено Госкомитетом по физкультуре и спорту в качестве ... для вузов туристского профиля / Ю.В. Тёмный, Л.Р. Тёмная. – М. : Сов. спорт, 2003. – 416 с.

6. Туризм [Текст] : учебник / В.А. Квартальников. – 2-е изд., перераб. –М. : Финансы и статистика, 2006. – 336 с.

7. Экономика туризма [Текст] : учеб. пособие / З.М. Горбылева. – Минск : БГЭУ, 2004. – 478 с.

8. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] : учебник для вузов / М.А. Морозов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2006. – 288 с.

9. Яковлев, Г.А. Экономика и статистика туризма [Текст] : учеб. пособие / Г.А. Яковлев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : РДЛ, 2004. – 376 с.

10. Аванесова, Г.А. Сервисная деятельность [Текст] : историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент : учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 318 с.

11. Балабанов, И.Т. Экономика туризма [Текст] : учеб. пособие для вузов / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 176 с.

12. Бачлина, М.Е. Общественное питание в гостиницах : актуальные вопросы бухгалтерского и налогового учета [Текст] / М.Е. Бачлина. – М. : Изд-во «АиН», 2003. – 64 с.

13. Демьяненко, С.Р. Основы бизнес-планирования туристской фирмы [Текст] : учебно-методическое пособие / С.Р. Демьяненко. – М. : Сов. спорт, 2002. – 303 с.

14. Емельянова, Т.В. Экономика общественного питания [Текст] : учеб. пособие для вузов / Т.В. Емельянова, В.П. Кравченко. – 2-е изд. – Минск : Выш. шк., 2004. – 286 с.

15. Экономика и организация туризма: международный туризм [Текст] : учебное пособие / Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев [и др.] ; под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : КНОРУС, 2007. – 576 с.

16. Ефимова, О.П. Экономика общественного питания [Текст] : учеб. пособие для вузов / О.П. Ефимова. – 2-е изд., испр. – Минск : Новое знание, 2004. – 303 с.

17. Кулдошина, Н.М. Экономика и финансы гостиничного бизнеса [бумага] : учеб. пособие / Н.М. Кулдошина. – М., 2000. – 40 с.

18. Проурзин, Л.Ю. Туризм как экономический приоритет [Текст] / Л.Ю. Проурзин. – М. : Новый век, 2004. – 218 с.

19. Соболева, Е.А. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы [Текст] : учебно-практическое пособие / Е.А. Соболева, И.И. Соболев. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 128 с.

20. Туроперейтинг [Текст] : организация деятельности: учебник для вузов / Е.Н. Ильина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 240 с.

21. Экономика и организация гостиничного хозяйства [Текст] : / Е.Е. Филипповский, Л.В. Шмарова. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 176 с.

22. Экономика и статистика туризма [Текст] : учеб. пособие / Г.А. Яковлев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : РДЛ, 2007. – 480 с.

Наши рекомендации