Производственные и трудовые ресурсы туристской организации
6.1 Трудовые ресурсы туристских организаций
Элементы основного и оборотного капитала, рассмотренные ранее в составе имущества туристской организации, являются базовыми факторами производства. Ведущая роль принадлежит кадровому Потенциалу туристской организации. Именно от персонала зависит, насколько эффективно используются факторы производства и насколько успешно работает хозяйствующий субъект туризма.
Трудовые ресурсы — это списочная численность сотрудников (штатных, совместителей, временных) разных профессионально-квалификационных групп, занятых в производстве туристских продуктов и услуг.
В зависимости от выполняемых функций и уровня профессионализма сотрудники туристских организаций подразделяются на пять категорий: руководители, специалисты, служащие, рабочие, младший обслуживающий персонал.
Руководители — работники, занимающие должности руководителей предприятия и структурных подразделений, а также заместители по следующим должностям: директора, начальники, заведующие, главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер и др.). Сотрудники данной категории, как правило, имеют высшее специальное образование и значительный стаж работы по специальности. Они организуют производство туристских продуктов и услуг, принимают управленческие решения, решают сложные производственные задачи, устраняют конфликты.
Специалисты — работники, имеющие высшее или специальное образование и обладающие специальными знаниями и навыками, занимающие Определенные должности: бухгалтеры, экономисты, техники, юристы и др.
Служащие — работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство: кассиры, делопроизводители, секретари, экспедиторы и др. Сотрудники данной категорий, как правило, имеют среднее техническое образование или свидетельство об окончании курсов.
Рабочие — работники, непосредственно занятые производством туристских продуктов и услуг. В турфирмах к рабочим можно отнести менеджеров по разработке туров, в гостиницах — горничных, в ресторанах — официантов.
Младший обслуживающий персонал — лица, занимающие должности по уходу за служебными помещениями (дворники, уборщицы и др.), а также по обслуживанию рабочих и служащих (курьеры, рассыльные и др.).
Эффективность турбизнеса определяется квалификацией и ответственностью каждого сотрудника. Поэтому при подборе кадров важно убедиться в достаточности их знаний, умений и навыков.
Соотношение численности сотрудников отдельных категорий и их общей численности характеризует структуру трудовых ресурсов туристской организации. Структурная характеристика персонала определяется уровнем механизации, объемами производства, трудоемкостью туристских продуктов и услуг, а также отраслевой принадлежностью субъекта туризма. Кадровая структура туристских организаций имеет как существенные отличия, так и общие черты. Например, удельный вес руководителей в гостинице составляет порядка 23—25%, тогда как для ресторана и турфирмы этот показатель значительно ниже (2—7%). Можно отметить характерное для всех туристских организаций преобладание рабочих в общей численности сотрудников (более 50%), что соответствует принципу оптимальности организации производства.
Трудовая (кадровая) структура туристской организации должна быть максимально приближена к оптимальному состоянию, т.е. Обеспечивать заданные результаты труда при обоснованных трудовых затратах. Формирование оптимальной структуры достигается нормированием.
Нормирование труда — процесс определения необходимых затрат и результатов труда, установление соотношения между численностью сотрудников различных категорий и числом единиц обслуживания.
Для нормирования труда используются нормативы и единые (типовые) нормы, которые являются количественными характеристиками трудовых ресурсов. На предприятиях сферы туризма могут устанавливаться нормы времени, трудоемкости операций, выработки, обслуживания, численности, управляемости. При этом основное место в нормативных материалах по труду отводится нормам времени. Норма времени — продолжительность рабочего времени, Необходимого для выполнения определенного вида работ. Например, в гостиницах разрабатываются нормы времени на выполнение уборочных работ.
Совокупность перечисленных характеристик и показателей может дать представление о количественном, качественном и структурном состоянии трудовых ресурсов (персонала) в определенный момент времени. Однако эти характеристики непостоянны и находятся в непрерывном изменении.
В статистической отчетности по труду предусмотрены показатели движения рабочей силы, характеризующие изменение списочного состава работников, занятых в деятельности туристской организации. Для анализа данных о приеме и выбытии работников исчисляются коэффициенты оборота и текучести кадров, а также коэффициент постоянства работников.
Коэффициент оборота сотрудников туристских организаций исчисляется отдельно по принятым (Кпро, %) и по выбывшим (Квыбо, %) сотрудникам по следующим формулам:
Кпро= Чпрс/ Чс*100,
Квыбо= Чвыбс/ Чс*100,
где, Чпрс — общее число принятых на работу сотрудников в установленном периоде, чел.;
Чсвыб — общее число выбывших сотрудников в установленном периоде, чел.;
Чс — среднесписочная численность сотрудников в установленном периоде, чел.
В численность принятых сотрудников списочного (штатного) состава включаются лица, зачисленные в отчетном периоде в данную организацию приказом о приеме на работу в результате восполнения вакансий, а также расширения, реорганизации производства, увеличения сменности работы и т.п. В численность принятых сотрудников списочного состава не включаются внешние совместители и сотрудники, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера.
В численность выбывших сотрудников включаются лица, оставившие работу в данной организации, независимо от оснований (расторжение трудового договора, перевод в другую организацию и др.), уход или перевод которых оформлен приказом, а также выбывшие в связи со смертью. В численность выбывших сотрудников списочного состава не включаются внешние совместители и сотрудники, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера.
Среднесписочная численность сотрудников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности сотрудников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1-го по 30-е или 31-е (для февраля — по 28-е или 29-е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. Численность сотрудников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности сотрудников за предшествующий рабочий день.
Рост Кпро, как правило, свидетельствует о расширении деятельности туристской организации и рассматривается как позитивная тенденция, а рост Квыбо, напротив, — о свертывании производства и сокращении штатов или реорганизации туристского бизнеса.
Коэффициент текучести кадров (КТ, %) исчисляется как отношение численности уволенных за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины и ушедших по собственному желанию в установленном периоде к среднесписочной численности сотрудников за этот период, т.е. по формуле
КТ= (Чпрогс+ Чсобс) / Чс*100,
где Чпрогс — численность уволенных за прогул и нарушение трудовой дисциплины сотрудников в установленном периоде, чел.;
Чсобс — численность ушедших по собственному желанию сотрудников в установленном периоде, чел.
Рост КТ свидетельствует о неэффективной кадровой политике туристской организации, которая приводит к тому, что специалисты уходят к конкурентам. Этот показатель требует к себе особого внимания, так как текучесть кадров неизбежно приводит к снижению эффективности турбизнеса.
Коэффициент постоянства кадров (Кп, %) исчисляется как отношение численности сотрудников, состоявших в списочном составе весь отчетный год, к среднесписочной численности сотрудников в установленном периоде и определяется по формуле
Кп = Чпостс / Чс *100,
где Чпостс — численность сотрудников, состоявших в списочном составе в установленном периоде, чел.
Рост Кп свидетельствует о хорошо отлаженной работе команды единомышленников. Главное, чтобы туристский бизнес не стал рутиной. Для этого важно своевременно повышать квалификацию кадров и обновлять коллектив по мере необходимости.
Анализ показателей движения рабочей силы позволяет отслеживать тенденции в кадровом составе туристской организации для целей управления персоналом, в том числе планирования, анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов.
Эффективность использования трудовых ресурсов измеряется производительностью труда, т.е. степенью эффективности целесообразной деятельности людей или способностью производить за единицу рабочего времени определенный объем туристских продуктов и услуг. Производительность труда может быть часовой, сменной, месячной, квартальной, годовой.
Уровень производительности труда измеряется двумя способами: прямым и обратным.
Прямой способ показывает выработку туристских продуктов или услуг на одного работника. Результативность труда здесь определяется количеством продуктов или услуг, произведенных и реализованных в единицу времени. Выработка сотрудников туристских организаций измеряется отношением объема реализации продуктов или услуг (в натуральном или стоимостном выражении) к среднесписочной численности сотрудников по формуле:
где Вс — выработка одного среднесписочного сотрудника, руб.;
В — выручка от реализации туристских продуктов и услуг, руб.;
Чс — среднесписочная численность сотрудников, чел.
В общем виде выработка в натуральном выражении показывает, сколько клиентов обслуживает один среднесписочный сотрудник туристской организации. Она измеряется отношением численности клиентов к среднесписочной численности сотрудников туристской организации по формуле
где Вн — выработка в натуральном выражении, чел.;
Чт — численность туристов, чел.
Применительно к разным организациям сферы туризма целесообразно использовать частные показатели определения выработки (например, в гостиничном секторе это может быть отношение объема предоставленных номеров (мест) к численности персонала), это позволит значительно повысить точность и достоверность расчетов.
Обратный способ измерения производительности труда показывает трудоемкость туристских продуктов и услуг. Результативность труда здесь определяется количеством времени, затраченного на их производство. Трудоемкость туристских продуктов или услуг (Т) измеряется в человеко-часах. Она определяется отношением фонда затраченного рабочего времени к количеству произведенных продуктов или услуг в натуральном.
Трудоемкость — величина, обратная выработке. Чем выше выработка и ниже трудоемкость, тем производительнее работает персонал и тем эффективнее деятельность туристской организации.
Назовем основные пути повышения производительности труда и эффективности использования трудовых ресурсов.
1. Механизация и автоматизация, компьютеризация трудоемких процессов обслуживания. Важное значение для роста эффективности труда имеет интенсификация туризма, в том числе оснащение организаций современным оборудованием, новыми средствами транспорта и т.п. Повышение уровня механизации производства продуктов и услуг приводит к экономии численности персонала. Экономия численности сотрудников в результате внедрения новой техники и инновационных технологий определяется путем сопоставления трудоемкости работ до внедрения нововведений.
2. Увеличение ассортимента и повышение качества туристских продуктов и услуг. Большое влияние на эффективность труда оказывают производство новых, более качественных и безопасных продуктов и услуг, например новых турпродуктов, вызывающих интерес у потребителей и удовлетворяющих их запросы, повышение качества обслуживания туристов, применение новых форм обслуживания. Эти факторы удовлетворяют потребности каждого потребителя и тем самым увеличивают выработку сотрудников. Рост выработки сотрудников вызывает при прочих равных условиях дополнительный рост объема реализации туристских продуктов и услуг.
3. Совершенствование организации труда. Это процесс внедрения мероприятий по сокращению трудовых затрат и улучшению использования рабочего времени:
• применение современных методов нормирования и стимулирования труда, что создает материальную заинтересованность сотрудников в повышении количества и качества их труда; улучшение организации и обслуживания рабочих мест, производственной санитарии и охраны труда, повышение техники безопасности, что дает сокращение потерь рабочего времени за счет уменьшения числа и продолжительности больничных листов;
• улучшение условий труда, разработка оптимальных режимов труда и отдыха, что приводит к сокращению текучести кадров;
• совершенствование методов труда, использование передового опыта, улучшение психологического климата в коллективе, правильное использование и расстановка обслуживающего персонала посредством ликвидации отдельных должностей, повышение квалификации работников;
• рациональное использование рабочего времени за счет предельного уплотнения путем укрепления дисциплины труда и совмещения профессий, в результате чего сокращаются потери рабочего времени за счет уменьшения простоев, невыходов на работу.
Эффективность туристского бизнеса определяется качеством и оптимальным набором всех ресурсов: производственных и трудовых. Поэтому, приступая к производству туристских продуктов и услуг, необходимо убедиться в высоте качества заготавливаемых ресурсов. Именно подход позволит создать туристские продукты и услуги, востребованные рынком.
6.2 Производственный цикл туристской организации. Снабжение в туризме
Приобретенные на различных условиях материальные и нематериальные ценности позволяют туристской организации приступить к непосредственному производству продуктов и услуг. Производство туристских продуктов и услуг является циклическим. Так, сначала заготавливаются материальные и нематериальные ценности, которые нужны для производства и реализации продуктов и услуг. Часть выручки от реализации продуктов и услуг опять затрачивается на закупку ценностей (таким образом, цикл повторяется), другая часть идет на оплату налогов, а оставшаяся сумма образует прибыль, которую туристская организация расходует по своему усмотрению.
Производственные циклы туристских организаций существенно отличаются друг от друга по составу и длительности хозяйственных операций, образующих цикл. Это объясняется технологическими особенностями производства туристских продуктов и услуг. Подробное изложение технологий производства различных видов туристских продуктов и услуг представлено в узкоотраслевых учебниках. Наша задача — изучить общие подходы, характерные для туризма в целом. В данной связи рассмотрим традиционный производственный цикл, состоящий из трех процессов: заготовления, производства, реализации. Необходимо помнить, что процессы производства и реализации в туризме разграничены условно.
Заготовление — это процесс приобретения товарно-материальных и нематериальных ценностей, необходимых для осуществления деятельности туристской организации. К товарно-материальным ценностям (ТМЦ) относят различные виды материалов, тары, запасных частей и др., входящих в состав оборотного капитала туристской организации и образующих ее запасы. Нематериальные ценности — это различного рода услуги (водоснабжение, отопление, электроснабжение и др.), образующие кредиторскую задолженность организации. В любом случае задачей заготовления является своевременное и бесперебойное обеспечение организации средствами производства при использовании эффективной и рациональной схемы их закупки.
В современных условиях хозяйствования заготовление в туризме базируется на следующих принципах коммерческой логистики
• минимизации затрат на заготовление, сопряженной с выбором более дешевого вида транспорта, сокращением уровня запасов, содержанием меньшего числа складов и обслуживающего персонала;
• координации деятельности участников движения материальных потоков (производителей, посредников, потребителей) в целях сокращения сроков движения материальных и нематериальных ценностей, что позволяет установить более низкие цены на реализуемые услуги и получить большую прибыль за счет привлечения большего числа потребителей;
• выборе инструментов заготовления в зависимости от характера производства, масштабов туристской организации, а также специфики организации производства и управления;
• оснащении современными информационными технологиями процесса заготовления.
Эти принципы позволяют туристской организации наилучшим образом подготовиться к процессам производства и реализации услуг и определяют состав операций процесса заготовления, который традиционно включает следующие операции:
1) определение состава, классификация и индексация товарно-материальных и нематериальных ценностей, необходимых туристской организации;
2) определение потребности туристской организации в ТМЦ и нематериальных ценностях, нормирование их расходов и запасов;
3) выбор поставщиков материальных и нематериальных ценностей;
4) снабжение;
5) организация складского хозяйства.
1. Определение состава, классификация и индексация товарно-материальных и нематериальных ценностей, необходимых туристской организации для выполнения заданного объема производства туристских услуг. Современные туристские организации испытывают потребность в ТМЦ широкой номенклатуры и ассортимента. В целях удешевления производства, поиска новых ТМЦ, позволяющих улучшить свойства и качество туристских услуг, оздоровления условий производства в организации необходимо осуществлять классификацию используемых ТМЦ. Эта работа нужна и для совершенствования системы оперативного и бухгалтерского учета. В основе классификации лежит группировка товарно-материальных ценностей по однородности характерных признаков с последующим разделением на разделы, подразделы, виды и т.д. Каждому из разделов присваивается свой индекс по десятичной системе.
Классификация ТМЦ служит отправной точкой для нормирования их расхода по каждой позиции номенклатуры.
2. Определение потребности туристской организации в товарно-материальных и нематериальных ценностях, нормирование их расходов и запасов. Прежде чем принять решение о закупке, туристская организация исследует рынок ТМЦ и определяет потребность в них согласно номенклатуре. Потребность планируется по всей номенклатуре в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие определяются режимом их производственного потребления, создания и поддержания уровня производственных запасов.
Существует три базовых метода определения потребности в ТМЦ:
• метод прямого счета, основанный на программе выпуска услуг и нормах расхода ТМЦ на единицу услуг;
• метод прогнозирования потребности на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды;
• опытно-статистическая оценка, которая основывается на использовании данных о фактическом расходе ТМЦ за прошлые периоды с учетом изменений структуры и объемов производства туристских услуг.
Выбор метода зависит от особенностей ТМЦ, условий их потребления и наличия данных для проведения необходимых расчетов. В любом случае необходимо стремиться к сбалансированности между фактической потребностью в материальных ресурсах и источниками ее покрытия.
Туристская организация может испытывать потребность в материалах на следующие цели:
• производство услуг (Рп);
• внедрение новой техники и технологий (Рнп);
• ремонтно-эксплуатационные нужды (Ррэ);
• образование переходящих запасов (Р3).
Источниками покрытия потребности могут быть:
• ожидаемые остатки на начало планового периода (Оож);
• мобилизация внутренних ресурсов (Мвн);
• приобретение и завоз материалов со стороны (Зс).
Таким образом, материальный баланс туристской организации может быть представлен формулой
РП + Ррэ + Рнп+ Р3 = Оож + Мвн+ Зс.
Приведенный баланс является инструментом управления движением материальных ресурсов в туристских организациях. Потребности, представленные в балансе, нормируются, что позволяет туристской организации составить план снабжения, рассчитать себестоимости услуг и разработать стратегию экономного использования материальных ресурсов.
Особое внимание в практике нормирования расхода ТМЦ обращено на нормирование их запаса. Объем запаса должен обеспечивать туристской организации устойчивую, стабильную работу в течение определенного времени и при этом не оказывать ощутимого воздействия на оборачиваемость вложенных в них оборотных средств. Такой подход будет способствовать рациональной организации производственного процесса и экономному ведению хозяйства.
3. Выбор поставщиков материальных и нематериальных ценностей. Поставщиками материальных ценностей для туристских организаций являются транспортные и складские предприятия, магазины, а также коммерческие посредники. Они непосредственно или косвенно предопределяют материальные потоки в сфере обращения при установлении хозяйственных связей и выборе доставки материалов конкретным туристским организациям. Поставщики нематериальных ценностей (услуг) для туристских организаций — это преимущественно предприятия, предоставляющие коммунальные услуги: освещение, отопление, водоснабжение и др.
Выбор поставщиков является основой создания устойчивой базы снабжения туристской организации. Решение разместить заказ у конкретного поставщика зависит от ряда факторов. Поставщик должен удовлетворять заказчика по качеству и объему поставляемой продукции (услуг), условиям ее доставки, цене и уровню обслуживания, т.е. следует учитывать: его техническое состояние, развитость инфраструктуры, финансовое положение, трудовые отношения и местонахождение.
Решения о выборе можно рассматривать как выбор в условиях неопределенности, что сопряжено с достаточно высоким риском. Риск будет возрастать при закупке неизвестных материальных и нематериальных ценностей. Поэтому следует обращаться к дополнительным источникам информации: каталогам, торговым журналам, различного рода рекламным объявлениям и Интернету. Это свидетельствует о том, что выбор нужного поставщика среди многих представляет непрерывный процесс отслеживания их деятельности.
Обычно организации-заказчики разбивают поставщиков на две группы. В первую входят новые поставщики, надежность которых еще не проверена, во-вторую — те, что уже зарекомендовали себя в прошлые годы. Поставщики постоянно оцениваются с формальных и неформальных позиций. Неформальная оценка складывается в процессе личных контактов с поставщиком. Формальная оценка, как правило, является предварительной и осуществляется посредством определения рейтинга поставщиков на основе балльной системы оценки по ряду факторов. Поставщики с высоким рейтингом могут быть вознаграждены дополнительными заказами, а те, чей рейтинг оказался низким, либо потеряют часть заказов, либо от их услуг могут полностью отказаться.
Следует отметить, что большинство туристских организаций наблюдают за деятельностью не только существующих поставщиков, но и потенциальных. Для проверки деятельности последних часто необходимы значительные затраты времени и средств. При оценке потенциальных поставщиков наиболее важным фактором являются технические характеристики этих организаций. Наряду с техническими характеристиками следует провести Исследование относительно финансового состояния, сложившейся репутации, качества поставляемой продукции и обслуживания, надежности поставок и обоснованности цен.
После того как туристская организация выбрала поставщика, ей необходимо установить контакт с ним. Политика туристской организации в отношении условий поставок охватывает вопросы, связанные с формой оплаты за поставленные ТМЦ, предоставлением различного рода скидок, кредита и т.д. Условия поставок оговариваются в контракте между поставщиком и туристской организацией. Так, в соответствии с договором поставщик, как правило, обязан упаковать ТМЦ, Нести коммерческий риск и расходы по их транспортировке до места передачи покупателю. В свою очередь, туристская организация должна принять прибывшие ТМЦ и оплатить их Стоимость. Грамотно составленный договор позволяет организациям избежать конфликтов в дальнейшем при фактическом осуществлении сделок.
4. Снабжение. Это непосредственная покупка товарно-материальных и нематериальных ценностей туристскими организациями, связанная с подготовкой и ведением деловых переговоров, юридическим оформлением сделок и контролем за их исполнением.
В зависимости от системы обеспечения и особенностей движения материальных ресурсов от поставщиков к туристским организациям различают транзитную и складскую формы снабжения.
Транзитное снабжение — это доставка ТМЦ в момент обнаружения потребности в них. Такая форма снабжения позволяет организации экономить на складских запасах и имеет относительно высокую скорость поставок. Однако транзитное снабжение может вызвать серьезные перебои в производственном процессе при неблагоприятном стечении обстоятельств (например, при обнаружении потребности в ТМЦ в выходные дни).
Складское снабжение обеспечивает комплексность поставок и наличие минимальной потребности в ТМЦ, что позволяет избежать сбоев в производственном процессе. Однако снабжению этой формы свойственны дополнительные издержки, связанные со складскими операциями по погрузке, выгрузке и хранением ТМЦ.
Целесообразность внедрения на предприятии снабжения одной из названных форм зависит от интенсивности производственного процесса и объемов реализации туристских услуг. Избранная форма определяет особенности организации складского хозяйства.
5. Организация складского хозяйства. Функции складского хозяйства сводятся к приемке, хранению, учету, подготовке к отпуску и передаче ТМЦ.
Подготовка к приемке материалов на складе состоит из определения места складирования груза, осуществления приемно-сортировочных операций, обеспечения наличия контрольных и весо-измерительных приборов и приспособлений. В современных условиях невыгодно приобретать ТМЦ в больших количествах и держать их на складе в виде запасов, поэтому туристские организации обычно приобретают ТМЦ по мере необходимости в магазинах, на оптовых базах, у частных лиц.
Поступающие ТМЦ подвергаются входному контролю, в ходе которого выявляется их соответствие сопроводительным документам по массе, объему, количеству, характеристикам, установленным техническими условиями, стандартами, образцами. Результаты входного контроля заносят в акт приемки материалов, а в случае невыполнения договорных условий, обнаружения порчи, недостачи, нарушения целостности упаковки, отсутствия пломб составляется акт претензий с предъявлением транспортным организациям или поставщикам.
Принятые ТМЦ необходимо подготовить к передаче в эксплуатацию или на хранение. Подготовка к хранению осуществляется путем сортировки, маркировки с последующим затовариванием. Особое внимание необходимо уделять наиболее дорогостоящим материалам.
Необходимо помнить, что хранение запасов сопряжено со значительными издержками. В данной связи туристским организациям необходимо оптимизировать объем складских запасов исходя из соображений сокращения годовых расходов на их приобретение и содержание.
Товарно-материальные ценности отпускают со складов на основе лимитно-заборных карт, требований, накладных, которые оформляются в соответствии с принятой схемой учета и нормами расхода материалов. Лимиты на все виды ТМЦ, потребляемые на предприятии, составляют технические службы предприятия совместно с руководителями органов материально-технического снабжения. При этом они руководствуются основными документами предприятия по решаемым проблемам с учетом соблюдения правил экономии материальных ресурсов.
Учет поступления, внутреннего перемещения и списания на затраты товарно-материальных ценностей осуществляется в специальных карточках. В целях обеспечения их сохранности на складах систематически проводится инвентаризация: подсчет, обмер, взвешивание с последующей сверкой полученных данных с учетными, а в случае отклонений составляется акт с указанием причины и виновных лиц.
Качественная организация названных операций в составе процесса заготовления приводит к конкретным экономическим результатам: сокращению производственного цикла, уменьшению запасов материальных ресурсов и повышению конкурентоспособности туристской организации и ее услуг.
6.3 Организация производства туристских продуктов и услуг. Производственная мощность туристской организации
Грамотно организованный процесс заготовления ТМЦ позволяет туристской организации вовремя и подготовлено приступить к производству продуктов и услуг. Производственный процесс в туризме — это процесс производства туристских продуктов и оказания услуг, т.е. последовательное проведение целевых работ на разных участках туристской организации.
Принципы рациональной организации процесса производства продуктов и услуг можно разделить на две категории: общие, не зависящие от содержания производственного процесса, и специфические, характерные для конкретного процесса. Общие принципы, которым должно подчиняться построение любого производственного процесса во времени и пространстве, включают:
• параллельность — одновременность осуществления отдельных частей производственного процесса;
• пропорциональность — относительно равная производительность в единицу времени взаимосвязанных подразделений организации;
• прямоточность — обеспечение кратчайшего производственного цикла;
• непрерывность — максимальное сокращение перерывов между операциями;
• ритмичность — весь производственный процесс повторяется в равные промежутки времени;
• специализацию — разделение труда между подразделениями организации и рабочими местами и их кооперирование в процессе производства;
• техническая оснащенность ориентация на механизацию и автоматизацию производственного процесса, устранение ручного, монотонного, тяжелого, вредного для здоровья человека труда.
Специфические принципы сугубо индивидуальны для каждого отдельно взятого производства туристских продуктов и услуг и определяются преимущественно отраслевыми особенностями. Эти принципы позволяют организовать производственный процесс согласно современным требованиям и производить туристские продукты и услуги, востребованные рынком.
Производственный процесс состоит из операций. Операция - часть производственного процесса, выполняемая на одном или нескольких рабочих местах, одним или несколькими сотрудниками и характеризуемая комплексом последовательных действий.
Различают основные и вспомогательные операции. Основные операции в туризме непосредственно связаны с обслуживанием туристов: это регистрация и размещение клиентов в гостинице, предоставление питания и др. Вспомогательные операции обеспечивают непрерывность совершения основных операций: покупка чистящих средств в гостинице, ремонт офиса турфирмы и др.
Совокупность основных операций называют технологическим процессом или технологией. Например, производство услуги размещения традиционно осуществляется в следующей последовательности: регистрация прибытия гостя и оформление его проживания, обслуживание гостя на этаже во время проживания в номере, регистрация выбытия гостя.
В соответствии с представленной технологией проводятся подбор и расстановка специалистов, необходимых для выполнения операций, а также составляются специальные инструкции и указания для выполнения каждой производственной операции, например порядок оформления проживания клиентов, порядок бронирования, порядок уборки номера и др. Кроме того, такая технология предусматривает изготовление и наладку специального оборудования, закупку мебели и инвентаря, постельных принадлежностей и материалов, выполнение других вспомогательных операций.
Важным фактором производственного процесса является выбор варианта технологии. Именно технология определяет состав и требуемое количество ресурсов на входе в производственную систему. Изменение технологии ведет к изменению профессионального и квалификационного состава персонала, переоборудованию производства.
Туристская организация в зависимости от характера производимых продуктов и услуг, масштабов, имеющихся у нее возможностей инвестирования выбирает ту или иную технологию. Избранная технология тесно связана с двумя показателями работы хозяйствующего субъекта: ценой продуктов и выпускаемых услуг и уровнем их качества. Эти два фактора формируют конкурентоспособность туристского продукта (услуги).
Основными параметрами любой технологической операции являются: темп — скорость ее выполнения, т.е. количество каких-либо действий, совершаемых за единицу времени, и такт — время ее выполнения.
Технология производства должна обеспечивать максимальную производительность труда и требуемое качество обслуживания при минимальных затратах, т.е. с максимальным темпом и минимальным тактом каждой производственной операции, что в конечном итоге определяет производственную мощность туристской организации.
Производственная мощность организации в туризме характеризуется количеством туристских продуктов и услуг требуемого качества и ассортимента, которое может быть произведено (или производится) ей в единицу времени.
Производственная мощность находится под влиянием:
• технических факторов — количественного и качественного состава основного капитала организации, степени инновационности, прогрессивности, механизации и автоматизации действующих технологических процессов;
• организационных факторов — степени диверсификации бизнеса, уровня организации производства, труда и управления;
• экономических факторов — формы оплаты труда сотрудников, наличия материального стимулирования и др.;
• социальных факторов — профессионального, квалификационного и образовательного уровня коллектива сотрудников туристской организации, их социальной защищенности и др.
Эти факторы влияют как на масштабы производственной мощности туристской организации, так и на уровень ее использовани