Туристская организация как открытая экономическая система
4.1 Туристская организация как открытая экономическая система
Получение правового статуса юридического лица (или индивидуального предпринимателя) позволяет предпринимателю (туристской организации) приступить к непосредственному производству туристских продуктов и услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
По мнению многих ученых и практиков, туристская организация независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, производимых продуктов и оказываемых услуг представляет собой открытую экономическую систему. Система, представленная на рис. 4, содержит семь блоков:
Рис.4 Экономическая модель туристской организации
1 — туристская организация, основной задачей которой является преобразование производственных и трудовых ресурсов;
2 — производственные и трудовые ресурсы на входе;
3 — ресурсы на выходе (преобразованные ресурсы): туристские продукты и услуги, прибыль;
4 — социальная среда, с которой взаимодействует туристская организация (федеральные, региональные и муниципальные органы власти, потребители, конкуренты, общественные организации);
5 — природная среда, где происходит потребление туристских ресурсов;
6 — взаимосвязь с рынком (маркетинг) на входе и на выходе ресурсов;
7 — соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе, которое образует экономику туристской организации.
Рассмотрим экономическую модель, предложенную на рис. 4, более детально.
Блок 1 — туристская организация как организм, преобразующий ресурсы на входе в ресурсы на выходе системы, функционирует на рынке в рамках социальной среды (4) и природной среды (5). В условиях рынка туристская организация решает две задачи: производства и реализации продуктов и услуг. В зависимости от решения этих задач туристская организация будет процветать или станет несостоятельной. Для того чтобы знать, что необходимо производить, т.е. какой ассортимент и в каком количестве, туристская организация должна изучить рынок — заняться маркетингом, прежде чем она начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретных услуг. Маркетингом необходимо заниматься постоянно — как до запуска продуктов и услуг в производство, так и после, в процессе их реализации (6). Поэтому на схеме маркетинг указан до начала производства и после его окончания.
В производстве продуктов и услуг и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта (услуги) на рынке, который традиционно состоит из пяти стадий. Первая стадия — внедрение — требует больших затрат, поэтому торговля продуктами и услугами на данной стадии, как правило, убыточна. Вторая стадия — рост как результат признания покупателем продукта (или услуги), увеличение спроса на него, объема продаж и соответственно прибыли. Третья стадия — зрелость характерна тем, что большинство покупателей продукт (услугу) уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают падать, прибыль также начинает снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия. Далее наблюдается насыщение: в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж более не наблюдается, но прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство. После стадии насыщения неизбежно наступает спад — период резкого снижения продаж, а затем и прибыли.
Грамотное определение этапа жизненного цикла продукта или услуги позволяет туристской организации достаточно точно определить параметры входа ресурсов -7- блок 2 экономической модели. Туристская организация на входе потребляет ресурсы определенного вида, чтобы потом, в результате производственного процесса, на выходе получить трансформированные ресурсы иной потребительной стоимости (блок 3).
Соотношение ресурсов на входе и на выходе составляет содержание понятия «экономика туристской организации» (блок 7), для которой безразличны в известной мере производимый продукт (услуга), избранная технология производства, состав и квалификация кадров. Единственное, что ее интересует, — это соотношение в использовании ресурсов: превышение доходами расходов (рентабельная работа организации), превышение расходами доходов (убыточная работа организации) и, наконец, равенство доходной и расходной частей (работа организации в условиях безубыточности).
Работа туристской организации — прибыльная, убыточная или в рамках самоокупаемости — в существенной мере зависит от форм и методов преобразования ресурсов и может быть определена целым рядом как частных, так и общих показателей эффективности. Эффективность функционирования туристской организации как системы определяется эффективностью функционирования отдельных ее элементов, так как все они находятся во взаимосвязи.
4.2 Функции, права и ответственность туристской организации
Деятельность туристской организации как системы включает определенные процессы преобразования элементов входа (ресурсов) в элементы выхода (результаты). Эффективность предпринимательской деятельности, которая выражается соотношением ресурсов и результатов, во многом определяется соблюдением определенных принципов и выполнением необходимых функций.
Выделяют следующие принципы управления бизнесом: рациональность, экономичность, эффективность. Принцип рациональности означает целесообразность организации производства туристских продуктов и услуг (нет смысла использовать устаревшие технику и технологии при наличии более совершенных и производительных). Принцип экономичности означает достижение определенного результата деятельности с минимальными затратами. Принцип эффективности — то, что туристская организация работает прибыльно (рентабельно). Соблюдение этих принципов позволяет туристской организации занять устойчивую позицию на рынке в условиях конкуренции.
Рациональность, экономичность и эффективность определяют состав функций туристской организации. Базовыми функциями являются:
• производство качественных продуктов и услуг, систематическое обновление их ассортимента в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
• рациональное использование производственных и трудовых ресурсов;
• разработка стратегии и тактики поведения организаций и их корректировка в соответствии с меняющимися обстоятельствами; систематическое внедрение новшеств в управление и обеспечение конкурентоспособности организации и продуктов (услуг), а также положительного имиджа предпринимателя;
• социальная защита сотрудников;
• уплата налогов, взносов и платежей в бюджет; соблюдение действующих стандартов.
Функции туристской организации конкретизируются и уточняются в зависимости от размеров бизнеса, отраслевой принадлежности, формы собственности и др. В любом случае реализация функций осуществляется в рамках предпринимательского права, которое тесно связано с различными отраслями права: конституционным (государственным), гражданским, трудовым, финансовым, административным, уголовным, налоговым и др.
Источники предпринимательского права многочисленны, сложны и противоречивы. Нормативные акты различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила. Нормативные акты подразделяются на законы (федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов), акты федеральных органов государственного управления (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ), акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов РФ.
Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками предпринимательского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права: свобода торговли, международные договоры России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены правила, не предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора. Кроме того, существует большое количество нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы предпринимательской деятельности в туризме.
В любом случае общие и частные (отраслевые) источники предпринимательского права определяют пределы ответственности по обязательствам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. За совершенные в предпринимательской сфере противоправные деяния может наступить уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответственность. Для физического лица возможно наступление всех перечисленных видов ответственности, а для юридического — только административной, гражданской и материальной.
Уголовная ответственность это вид юридической ответственности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. В разделе VIII УК РФ непосредственно указаны нарушения и ответственность за них в сфере предпринимательской деятельности.
Административная ответственность - это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. Порядок и основания привлечения к административной ответственности регулируются Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими правовыми актами. За некоторые административные правонарушения, например связанные с несоблюдением установленных правил в сферах охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения, выполнение которых входит в служебные обязанности должностных лиц, административной ответственности подлежат только эти лица. За нарушение правил охраны природы, экологии, санитарии, пожарной безопасности, налогового законодательства в ряде федеральных законов РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц. За совершение административных правонарушений могут применяться различные административные взыскания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, и др.
Налоговая ответственность — это вид юридической ответственности физических и юридических лиц за налоговые правонарушения. К налоговым правонарушениям в соответствии с Налоговым кодексом РФ относятся: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, уклонение от постановки на учет в налоговом органе, неуплата или неполная уплата сумм налога и др. Налоговая ответственность состоит в применении к нарушителю специальных финансовых санкций — денежных штрафов. В связи с этим налоговая ответственность носит исключительно имущественный характер.
Гражданско-правовая ответственность — это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить положение, существовавшее до правонарушения. В гражданско-правовой ответственности противоправным является деяние, нарушающее императивные нормы гражданского права либо противоречащее общим началам и смыслу гражданского законодательства и нарушающее права и охраняемые законом интересы третьего лица. Система мер гражданско-правовой ответственности включает два их вида: возмещение убытков (компенсация морального вреда) и санкции.
Материальная ответственность — это обязанность работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине организации в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Вопросы материальной ответственности регулируются Трудовым кодексом РФ и рядом других нормативных актов. Эта ответственность, как правило, ограничивается средним заработком работника. При определении ущерба учитывается только прямой ущерб, неполученные доходы не учитываются.
Дисциплинарная ответственность — это санкция, которая применяется администрацией организации к работнику в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок. Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих трудовых обязанностей: отсутствие работника без уважительной причины на работе, опоздание и др. Дисциплинарная ответственность существует в двух видах: общая (предусмотренная Трудовым кодексом РФ) и специальная, возлагаемая на работников в соответствии с уставами и положениями о дисциплине. Меры взыскания при общей дисциплинарной ответственности жестко урегулированы Трудовым кодексом и расширенному толкованию не подлежат. К этим мерам относят: замечание, выговор, строгий выговор и увольнение. Законодательством о дисциплинарной ответственности и уставами, положениями о дисциплине могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания для работников.
Таким образом, туристские организации несут полную ответственность за все виды своей деятельности, т.е. за соблюдение интересов государства и прав граждан, соблюдение законов, сохранность окружающей среды и т.д. Государственные власти (налоговая инспекция, органы по сертификации и др.) не вправе вмешиваться во внутреннее хозяйствование туристской организации, но могут выступать в качестве органов контроля правомерности хозяйственной деятельности организации, вносить свои предложения и требовать исполнения руководством действующего законодательства.
Кроме видов ответственности источники предпринимательского права содержат права хозяйствующих субъектов: право на собственность, право быть истцом и ответчиком в суде, право на самостоятельный баланс и др.
Хозяйственные права и ответственность служат основой функционирования субъектов предпринимательства в туризме.
4.3 Механизм функционирования туристской организации в современных экономических условиях
Туристский бизнес, как любой другой вид предпринимательской деятельности, осуществляется посредством действия определенного механизма.
Механизм функционирования субъектов турбизнеса представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, грамотное исполнение или использование которых позволяет предпринимателю выполнять свои функции в соответствии с общественным предназначением и достигать поставленных целей.
В качестве основополагающих элементов этого механизма можно назвать:
• источники финансирования бизнеса;
• имущество и кадровый потенциал;
• производственный цикл;
• результаты деятельности;
• способы распределения прибыли или погашения убытков.
Любой хозяйствующий субъект в системе туризма (индивидуальный предприниматель или организация), предполагающий заняться предпринимательской деятельностью, прежде всего должен определить, в какой сфере он собирается работать, какие турпродукгы производить, какие виды услуг оказывать.
Затем предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в туристских продуктах и услугах он вступает в контакты с потенциальными потребителями (туристами, оптовыми и розничными торговцами). Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущим покупателем продукта или услуги. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В противном случае предприниматель начинает турбизнес, имея лишь устную договоренность. В современных экономических условиях надежность устной договоренности невелика, а риск существенно высок.
Следующий этап предпринимательства — приобретение или аренда факторов производства. К факторам производства относятся производственные фонды, рабочая сила и информация.
Производственные фонды образуют имущество туристской организации, которое может принадлежать ей на праве собственности, оперативного управления либо полного хозяйственного ведения. Источниками имущества туристской организации являются:
• денежные и материальные взносы учредителей;
• доходы от реализации туристских продуктов и услуг;
• ценные бумаги и доходы от ценных бумаг;
• капитальные вложения и дотации от бюджетов различного уровня;
• безвозмездные и благотворительные взносы;
• пожертвования физических и юридических лиц;
• иные источники, не запрещенные законодательством.
Рабочую силу туристская организация нанимает путем объявлений, через биржи труда, агентства по трудоустройству, с помощью друзей и знакомых. При подборе сотрудника на определенную должность следует учитывать образование кандидата, уровень его профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества.
Каждая туристская организация стремится приобрести ресурсы, необходимые для запуска и дальнейшего функционирования бизнеса, за счет собственных источников финансирования. Если собственных средств недостаточно, то туристская организация обращается в коммерческий банк или к другому обладателю свободных денежных средств за получением кредита. Однако в этом случае туристская организация должна будет вернуть кредитору денежную сумму, полученную в кредит, плюс проценты за пользование кредитом. Денежные субсидии могут быть предоставлены туристской организации, особенно начинающей, государственными структурами на конкурсной основе.
Приобретенные на различных условиях ресурсы (факторы производства) позволяют туристской организации приступить к процессу производства продуктов и услуг. Организация потребляет ресурсы определенного вида, чтобы в результате производственного процесса получить продукт и далее выручку от его реализации.
Разность между выручкой и затратами составляет прибыль туристской организации. Различают валовую (балансовую) и остаточную (чистую) прибыль. Валовая прибыль представляет собой денежную сумму, которая остается в организации после возмещения затрат на производство и реализацию продуктов и услуг, но до выплаты налогов. Остаточная прибыль определяется вычитанием из валовой прибыли суммы налогов, штрафов и представляет собой конечный итог деятельности туристской организации. Общую финансовую оценку деятельности туристской организации определяет показатель «рентабельность», определяемый как отношение остаточной прибыли к полным издержкам производства.
Лекция 5