Координация взаимодействия компонентов индустрии туризма
Большое разнообразие услуг, производимых предприятиями туриндустрии, оказывает влияние на систему распределения турпродуктов. Эти услуги могут быть разделены на две группы: произведенные государственным и общественным секторами и произведенные частным сектором.
Общественный и государственный сектора охватывают услуги, производимые различными общественными и государственными организациями, например выдачу паспортов, услуги портов и аэропортов, школы туристского мастерства, организацию фестивалей и т.д.
Услуги частного сектора – это услуги гидов, туристское страхование, финансовые услуги, издательская деятельность. Несмотря на функциональные различия между компонентами туриндустрии, все они взаимосвязаны и тесно взаимодействуют между собой. Например, если бы не было достопримечательностей, созданных людьми в местах назначения (тематические парки, спортивные комплексы и др.), то спрос на транспорт и гостиницы был бы значительно ниже. С другой стороны, не будь хорошо развитой транспортной системы и гостиничной сети, вряд ли можно было ожидать туристский поток в достопримечательные места. Многие компоненты туристской индустрии работают независимо друг от друга, и тогда на договорной основе их бизнес соединяется в виде туристских пакетов (туров).
Понятие турпакета является одним из основных понятий в туристской индустрии.
Турпакет представляет собой взаимосвязанную совокупность различного рода услуг по обслуживанию туристов.
Производители услуг, составляющих турпакет, могут предлагать их туристу различными способами. Обычно это делается через туроператоров и турагентов. Ни один бизнес не выживет, если предлагаемая им продукция не будет иметь спроса, т.е. не будет доступна тем, кто хочет и может заплатить за нее. Пути, по которым продукция доходит до покупателей от производителей, называются каналами распределения, и таких каналов имеется множество. Искусство руководителя предприятия заключается в том, чтобы изыскать и использовать наиболее эффективный и удобный канал распределения имеющейся у него продукции.
Традиционный канал распределения выглядит следующим образом: производитель – оптовый продавец – розничный продавец – покупатель. Производители продают свою продукцию оптовикам. Оптовики перепродают ее малыми партиями розничным торговцам, т.е. передают в торговую сеть (как правило, они сами редко занимаются распределением продукции среди покупателей). Розничные торговцы перепродают продукцию еще более мелкими партиями или единичными образцами непосредственно покупателям. Конечно, существует множество вариаций, так как сами производители могут продавать свою продукцию непосредственно потребителям через сеть розничной торговли, или некоторые крупные розничные торговцы покупают продукцию непосредственно у производителей, минуя оптовиков.
Туристский кругооборот
Термин «туристский кругооборот» обозначает комплекс экономических отношений между основными компонентами туристской индустрии, между туристскими предприятиями и туристом напрямую или косвенно, включая потоки туристских товаров и потоки доходов.
Для каждого потока туристских товаров и услуг существует встречный поток платежей. Следует заметить, что, не считая прямых и косвенных обменов между туристскими компаниями и туристами, существуют обмены между туристами и другими компаниями, что не может быть представлено на схеме упрощенного туристского кругооборота.
Потоки туристских товаров и услуг от фирм-производителей и потоки платежей являются непрерывными, происходят в любое время и не всегда бывают одинаковы по размеру. Количество происходящих обменов может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от активности производственной деятельности туркомпаний.
Поскольку продукция туризма неосязаема и часто состоит из набора различных услуг, канал распределения продукции туризма не так четко виден, как в сфере материального производства. Розничные продавцы товаров широкого потребления закупают значительную партию товаров непосредственно у производителя или у оптового продавца. Этот товар складируется на какое-то время, а затем перепродается небольшими партиями или поштучно потребителям. Таким образом, розничные продавцы являются собственниками какой-либо партии товара от момента покупки до момента продажи потребителям. В отличие от них турагенты не закупают продукцию впрок и не складируют ее для последующей перепродажи. Тур-агент, получив запрос от потенциального потребителя о желании приобрести тур (отправиться в путешествие), связывается с туроператором и по поручению потенциального потребителя решает все организационные вопросы данной поездки. Таким образом, ни на какой стадии своей деятельности турагент не выступает собственником продукции.
Производители индустрии туризма обеспечивают транспортировку туристов различными видами транспорта, размещение в гостиницах и соответствующее обслуживание (включая питание), а также создают возможности для посещения достопримечательностей.
Оптовыми продавцами индустрии туризма выступают туроперато-ры, поскольку они закупают или резервируют различную продукцию туризма в больших количествах, например билеты на самолет, номера в гостиницах, экскурсии и т.д. В действительности туроператоры как бы создают новую составную продукцию, скомпонованную из нескольких отдельных услуг, и в этом смысле их можно считать производителями. Туроператором обычно является крупная туристская компания.
Туроператоры выполняют специальную роль в туристской индустрии. Они покупают в больших количествах различные туристские услуги, например места в самолетах, комнаты в гостиницах и другие услуги, затем формируют пакеты и продают их прямо или косвенно различным пользователям.
Туроператор покупает услуги и затем продает их с целью получения прибыли либо в пакетах небольшими партиями, либо по необходимости раздельно. В первом случае, когда формируется пакет, туроператор выступает в роли производителя туристских продуктов – турпакетов.
Во втором случае, когда туроператор продает услуги по отдельности, он выступает как оптовый дилер туристских услуг. Это случается, когда туроператор покупает у производителя больше туристских услуг, чем необходимо для формирования туристского пакета.
В некоторых случаях туроператоры могут продавать отдельные услуги по оптовым ценам тем людям, которые хотят сформировать свой индивидуальный пакет. Иногда эта услуга, например проживание в гостинице, может предлагаться по цене ниже той, которую заплатил туроператор, и даже предлагаться бесплатно. Например, для привлечения туристов в межсезонье проживание в гостинице может предлагаться бесплатно, а все остальные составляющие турпакета (питание, проезд, экскурсии) оплачиваются. Тем самым обеспечивается привлекательность турпакета для потенциальных туристов. Для туроператоров такая ценовая политика все равно экономически выгодна, т.к., покупая туристские услуги в больших количествах, они имеют значительные скидки.
Существует четыре основных типа туроператоров:
- операторы массового рынка;
- специализированные операторы;
- операторы внутреннего рынка;
- операторы внешнего рынка.
Туроператоры массового рынка – это наиболее известный тип операторов. Они продают турпакеты на хорошо известные курорты. Перевозка туристов осуществляется регулярными или чартерными рейсами.
Туроператоры, специализирующиеся на определенном направлении, менее известны, однако гораздо более многочисленны. Они могут быть разделены на пять категорий:
а) туроператоры, предлагающие пакеты для определенного рыночного сегмента: молодежи, пенсионеров, ученых, бизнесменов и т.д.;
б) туроператоры, предлагающие пакетные туры на определенные направления, например в Англию, Францию, Венгрию, Швейцарию, Австрию;
в) туроператоры, предлагающие проживание в определенных местах, например в домах отдыха;
г) туроператоры, перевозящие туристов на определенном виде транспорта, например корабле, поезде, самолете;
д) туроператоры, предлагающие специфические туры, например сафари в Кении, горный туризм, альпинизм.
Туроператоры внутреннего рынка продают турпакеты внутри страны проживания, что означает, что туры размещаются внутри страны.
Туроператоры внешнего рынка создают пакеты и продают их в разные страны, и особенно в те страны, из которых приезжает большое количество туристов. Одни туроператоры организуют для зарубежных туроператоров различные услуги и выступают как принимающая сторона. Другие специализируются исключительно на встрече и перевозке туристов в гостиницы, а также предлагают услуги эскорта. Третьи предлагают целый ряд услуг, которые включают в себя переговоры с компаниями, имеющими автобусы и гостиницы, переговоры и организацию образовательных туров, организацию питания и развлечений. Некоторые туроператоры специализируются на обслуживании определенных этнических групп, например жителей арабских стран, японцев и т.д. Для зарубежных туроператоров это экономически намного выгоднее, чем самостоятельная организация турпакета, поскольку местные (внутренние) туроператоры на внутреннем рынке производителей туруслуг имеют больше возможностей при формировании наилучших цен на туруслуги.
Другим типом оптового продавца в индустрии туризма является брокер. Брокером может быть как предприятие, так и отдельная личность, которые осуществляют оптовые покупки или резервирование, к примеру, билетов на авиарейсы, а также мест в гостиницах, добиваясь тем самым значительного снижения цен. Затем брокер перепродает компоненты по отдельности или небольшими блоками турфирмам, которые в свою очередь составляют свои турпакеты.
Розничными продавцами в индустрии туризма выступают турагенты, они ведут переговоры и покупают турпакеты или отдельные туристские услуги по поручению потенциальных потребителей. Турагенты получают вознаграждение от туроператоров за каждую сделку.
Тем не менее, в тех случаях, когда туроператоры получают заявки непосредственно от отдельных потенциальных потребителей, они избавляются от посредников и оставляют себе те суммы, которые они должны были бы выплатить посредникам (турагентам) в качестве комиссионных. Таким образом, туроператоры могут действовать как в качестве оптовиков, так и в качестве розничных продавцов. В целом туроператоры полагаются на посредничество турагентов, выплачивая им часть своего дохода в качестве комиссии. Широко распространена практика, когда туроператоры при заключении договоров с турагентами оговаривают определенное гарантированное количество сделок, которые турагенты должны обязательно реализовать для получения комиссионных.
Турагентства по своему положению могут быть двух категорий: независимые, т.е. не связанные с другими фирмами, и зависимые, выступающие в форме дочерних компаний или филиалов туроператорских фирм, торговых фирм, банков, страховых обществ и других компаний.
Независимость турагентств практически проявляется только в отсутствии контроля над капиталом фирмы со стороны других фирм.
Авиалинии и круизные линии принимают заявки непосредственно от туроператоров, а некоторые крупные авиа- и круизные линии организуют свои пакетные туры, которые они продают туристам как непосредственно,
Туристский спрос
Туристский рынок – это сфера проявление экономических отношений между производителями и потребителями туристских услуг. Если экономические интересы производителей и потребителей туристских услуг совпадают, то имеет место равновесие туристского спроса и предложения.
Туристский спрос имеет характерные признаки: динамизм, гетеро-генность и комплексность, эластичность, сезонность и др. Туристский спрос – динамическая категория, т.е. туристские потребности, а следовательно, и спрос, меняются вместе с развитием общества, более того, туристское движение развивается интенсивно, но неравномерно.
Бесконечная череда взлетов и падений придает туризму в целом характер весьма подвижной системы с постоянно меняющимися точками роста и переплетающимися долгосрочными и среднесрочными тенденциями развития. Следует отметить, что неравномерность, свойственная процессу потребления туристских услуг, находит проявление на всех уровнях: глобальном, региональном, а также на уровне отдельных стран.
В одних государствах туризм развивается быстрее, в других – медленнее, что обусловлено уровнем развития страны в целом и сферы услуг в частности, т.к. во время путешествия турист потребляет разные услуги – общие, специфические туристские и сопутствующие. Прежде всего, он нуждается в услугах по поддержанию своей жизнедеятельности – жилье, питании, а также транспорте. В этой части спрос туриста мало чем отличается от спроса местного жителя.
Другая его часть, собственно туристский спрос, обусловлена широким спектром побудительных мотивов туристской миграции и носит специфический характер. Для того чтобы отдохнуть, развлечься и получить новые впечатления, человек приобретает познавательные туры, стремясь удовлетворить профессиональные интересы, он предпринимает деловые поездки; потребность в совершении культовых обрядов порождает спрос на религиозные путешествия и т.д.
Как уже отмечалось, туристский спрос зависит от дохода потребителя, продолжительности компактного свободного времени, цен на товары и услуги и других факторов. Однако анализ не может ограничиваться установлением лишь общего направления воздействия одной переменной на другую, а требует также знать, какова причина роста (снижения) спроса, насколько чувствителен туристский спрос к изменению цен, какова будет реакция спроса, если доход изменится. Составить представление об этом позволяет показатель эластичности. В экономике это понятие используется для обозначения зависимостей главным образом между величиной спроса, с одной стороны, и ценой или доходом – с другой. Эластичность спроса по цене определяет, какое процентное изменение объема спроса последует за однопроцентным увеличением (уменьшением) цены при прочих равных условиях. Спрос может быть чувствителен к изменению цены (эластичен), безразличен (неэластичен) или иметь единичную эластичность. Как правило, эластичность выше в долгосрочном плане, чем на коротких интервалах, т.к. с течением времени потребители могут найти большее количество заменителей для товара, цена которого растет; более того, постепенно изменяются их вкусы, привычки и привязанности, а производители расширяют выпуск субститутов.
Взаимоотношения между величиной спроса на путешествия с целью развлечения и отдыха, с одной стороны, и ценами на обслуживание – с другой, могут быть изображены графически (рис. 1).
Рис. 1. Кривая спроса для путешествий с целью развлечений
и отдыха во время отпуска (P – цена, Q – количество поездок;
D – точка единичной эластичности по А. Буллу, 1991)
Форма графика отражает скорее логарифмическую, нежели прямолинейную, зависимость между переменными и показывает неодинаковую степень эластичности на разных участках линии, что обусловливает необходимость осторожного и взвешенного подхода при ее определении в каждом конкретном случае.
Эластичность туристского спроса по доходу рассчитывается как отношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению совокупного дохода потребителя (при прочих равных условиях). Многочисленные эмпирические исследования показывают, что туристский спрос весьма чувствителен к увеличению (уменьшению) дохода потребителя. С улучшением материального положения растут склонность населения к путешествиям, а также размер туристских расходов.
Изменение дохода не всегда отражается на объеме индивидуального туристского спроса, измеренного количеством поездок или числом ночевок. Вместе с тем, оно приводит к глубинным сдвигам в структуре туристского потребления. Устраиваясь на хорошо оплачиваемую работу, человек нередко приносит в жертву свой досуг. Не располагая достаточным свободным временем, он, как и прежде, выбирает непродолжительный тур, но предъявляет повышенные требования к уровню комфорта.
Материальные затруднения также не всегда сказываются на количественной характеристике индивидуального туристского спроса. Семьи, регулярно проводящие отпуск в путешествии, редко отказывают себе в этом удовольствии, даже в случае ухудшения финансового положения. Они скорее купят более дешевый тур, нежели пожертвуют поездкой или сократят каникулярное время.
Доказано, что степень эластичности зависит также от типа поездки (рис. 2). С ростом дохода потребителя с 0 до Y1 его расходы в целом увеличиваются, но на каждый вид поездки по-разному, с общего исходного нулевого уровня до Q1–Q5. Наиболее чувствителен к изменению покупательной способности спрос на туры с целью развлечения, в меньшей степени на религиозные, которые часто предпринимаются в силу долга, нежели в результате свободного выбора. Спрос на деловые поездки, а также элитарные путешествия если и реагирует на изменение дохода, то очень слабо, и является неэластичным.
Рис. 2. Кривые спроса для разных типов туризма:
Q – расходы; Y – доходы; I – деловые поездки; II – профессионально деловые туры
с научной целью; III – религиозные туры; IV – путешествия с целью развлечения
и отдыха во время основного отпуска; V – путешествия с целью развлечения
и отдыха во время дополнительного отпуска
Эластичность по цене и по доходу – общепринятые в экономике, но не единственные показатели динамики спроса. Эластичность также используется для выражения реакции туристского спроса на изменение других факторов (например, времени). В тех случаях, когда время, а не деньги, является основным лимитирующим фактором, туристский спрос реагирует на изменение продолжительности отпуска, количество праздничных дней или длительности командировки. Специалисты отмечают высокую положительную эластичность спроса по времени.
Для оценки влияния, какое изменение фактора времени оказывает на величину туристского спроса, важное значение имеют два замечания. Во-первых, дополнительное время (свободное или командировочное) позволяет продлить пребывание туриста в месте назначения. Второе замечание касается дальности поездки. Дополнительное время позволяет совершать путешествия на дальние расстояния.
Переходя к полидестинационной модели, специалисты вводят дополнительное ограничение на путешествие. Кроме временного фактора и удовольствия от поездки, частота посещения той или иной дестинации зависит также от наличия взаимозамещающих ее мест отдыха.
На туристский спрос значительное влияние оказывают сезонные колебания, которые обусловлены влиянием разных факторов: природно-климатического, экономического, социального, психологического. Пики и спады туристской активности объясняются консерватизмом большинства туристов. Среди людей укоренилось сознание, что лето – самое благоприятное время для проведения отпусков. К тому же, родители стремятся приурочить свой отпуск к летним школьным каникулам и отдыхать вместе с детьми.
Наконец, нельзя не учитывать влияние фактора моды на концентрацию туристского спроса. В XX в. мода на отдых, а вслед за ней и туристский спрос меняются, так например, в обыденном сознании морской загар надолго закрепляется как символ красоты, крепкого здоровья и хорошо проведенного отпуска.
Рассмотрение туристского спроса не дает полной картины формирования туристского рынка, поэтому предметом дальнейшего нашего анализа является туристское предложение.
Туристское предложение
Туристское предложение – это готовность и реальная возможность товаропроизводителя произвести и поставить на рынок определенное количество туристского товара.
Предложение туристских услуг зависит от многих факторов: количество туристских поставщиков (предприятия размещения, питания, развлечений и т.д.); количество фирм-продавцов; уровня эффективности производства туристских товаров и услуг; уровня НТП; системы налогообложения; цен на факторы производства; оценки перспектив спроса и будущих доходов.
Компоненты предложения определенного туристского региона могут быть разбиты на четыре основные категории:
- природные ресурсы;
- инфраструктура;
- материально-техническая база туризма, которая включает: туроператоров и турагентов, предприятия размещения, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия и т.п.;
- культурные ресурсы.
Таким образом, предложение туристских услуг зависит от цены на товар (услугу) и издержек производства. Его величина меняется вместе с изменением этих факторов. Исследуя процесс адаптации поставщиков к новой рыночной ситуации, экономисты пользуются показателем эластичности. В данном случае центральным понятием является эластичность предложения по цене (ЭПЦ). Предложение бывает эластичным (ЭПЦ>1), неэластичным (0<ЭПЦ<1) и единичной эластичности (ЭПЦ = 1).
Поставщики туристских услуг отличаются сравнительно низкой скоростью реакции на изменение рыночной ситуации. Они не сразу приспосабливаются к новым ценам, что объясняется, значительной долей основного капитала в общих издержках и структуре пассива туристских предприятий. В сезон «пик» высокие цены стимулируют производителей увеличивать объем туристского обслуживания. Предложение находится на уровне полной загрузки гостиниц, авиалайнеров и т.д. Если цены падают, предприятия туристской индустрии все еще будут стремиться работать с полной загрузкой. Другими словами, в короткие промежутки времени туристское предложение неэластично.
По ряду туристских товаров и услуг предложение абсолютно неэластично (ЭПС = 0). Его величина остается неизменной независимо от того, насколько возрастет цена. Предложение картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда») тому пример. В наличии имеется определенное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко ни поднялась цена. Другой пример – сдача квартир в аренду в курортных городах. В пределах очень короткого отрезка времени число арендуемых квартир строго фиксировано, поэтому рост спроса лишь подтолкнет к повышению цены. Для увеличения размера предложения необходимо провести модернизацию существующих зданий и построить новые.
И все же неэластичность туристского предложения не следует преувеличивать. В долгосрочном периоде поведение поставщиков туристских услуг более гибкое, они не сталкиваются с ограничениями производственных возможностей, и предложение становится значительно эластичнее по цене. При падении цен туристские предприятия закрываются, если их предельный доход меньше предельных издержек. При благоприятной рыночной ситуации они наращивают свои мощности.
Эластичность предложения по цене главный, но не единственный показатель. Экономисты часто рассчитывают эластичность предложения по отношению к другим переменным, таким как ставка (норма) процента, уровень заработной платы, цены на сырье.
После рассмотрения составляющих рынка туристских услуг (спроса и предложения) целесообразно проанализировать механизм их взаимодействия.