Как они проявляются и что означают?
Имеется 27 различных жестов и еще больше может быть
взглядов, позиций, поз. Так, после слова "поехали" можно сде-
лать не меньше десятка взмахов руки, имеющих совершенно
разные значения.
Взгляд
Взгляд на тебя, а затем пауза... Собеседник ожидает твоего
ответа.
Пауза в речи, собеседник отводит глаза в сторону… Он про-
сит тебя не перебивать его.
Позиция
Друг против друга... Так сидят соперники.
Рядом... Готовность к сотрудничеству, кооперации, ожида-
ние успеха, открытое к тебе отношение.
Наискосок... Дает возможность отводить глаза, помогает
правильно самоорганизоваться.
Рекомендуется менять позицию во время беседы в зависи-
мости от ее предварительных результатов.
Поза
Отклонение назад... Твой собеседник желает прекратить об-
щение, обсуждаемое вами дело безнадежно. Прими его идею - и
ты сразу увидишь, как его поза станет другой.
Жест
1) Открытые руки, расслабленность... Открытость собесед-
ника и его доверие к тебе.
2) Расстегивание пиджака, снятие его... То же самое.
3) Скрещенные руки, пиджак застегнут... Закрытость парт-
нера, его готовность к защите или обороне.
4) Руки партнера сцеплены... Нужно выяснить его отноше-
ние к твоей позиции, пересмотреть отношения, прекратить убе-
ждать или настаивать, отвлечь, перевести разговор на другую
тему или передать ему инициативу.
5) Человек сидит на краю стула, немигающий взгляд, ноги
крепко уперлись в пол... Высшее внимание к тебе и одновре-
менно оценка того, что ты говоришь ему.
6) Рука у щеки, голова наклонена в сторону, почесывание
подбородка или верхней губы... Собеседник сомневается и на-
пряженно размышляет: "Хорошо, давайте вместе подумаем
еще".
7) Партнер манипулирует с очками... Это позволяет ему
держать паузу для размышления, может быть, перед тем, как
оказать тебе более решительное сопротивление.
8) Переставляет предметы на столе... Ему не хватает инфор-
мации.
9) Человек расхаживает по комнате... Он пытается разре-
шить сомнение, или ему трудно принять решение. Не надо ме-
шать, прерывать его движения, пытаться говорить с ним в это
время.
10) Пощупывание носа, уха, глаза, бровей... Партнер напря-
женно думает.
11) Он (она) прикрывает рот левой рукой, отводит глаза...
Возникло подозрение, пытается скрыть свою позицию, сильно
несогласен с тобой.
12) Поворот ног в сторону, собирает свои бумаги, занялся
чем-то другим, слушая тебя... Партнер потерял интерес к тебе и
стремится уйти.
13) Руки в карманах, наклон туловища вперед... Собеседник
показывает свое превосходство и уверенность.
14) Локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина ко-
торой - кисти рук, расположенные прямо перед ртом. Человек
сохраняет эту позу не только когда говорит, но и когда слуша-
ет... Он скрывает свои намерения, играет в кошки-мышки, пока
ты не раскроешь свои карты.
15) Предшествующая поза изменяется: собеседник разруша-
ет пирамиду из рук, кладет их на стол ладонями вверх или
вниз... Динамика разговора изменилась, и он либо сдается, либо
склоняется к соглашению.
16) Собеседник сидит, скрестил лодыжки, кисти крепко
сжимают подлокотники кресла... Он пытается контролировать
себя и не войти в конфликт.
17) Он стоит, руки за спиной, кисти сжимают запястья... То
же самое.
18) "Купол": пальцы соединяются как купол храма... Собе-
седник уверен, даже несколько самодоволен, уверен в своей не-
погрешимости, он эгоистичен или горд. Возможно, ему кажется,
что он взял под свой контроль событие.
19) "Купол" в более мягкой форме: руки соединены теснее...
Человек доверяет тебе.
20) Голова лежит на ладони, глаза полуприкрыты... Человек
старается скрыть свою скуку от общения с тобой. 17) Он стоит, руки за спиной, кисти сжимают запястья... То
же самое.
18) "Купол": пальцы соединяются как купол храма... Собе-
седник уверен, даже несколько самодоволен, уверен в своей не-
погрешимости, он эгоистичен или горд. Возможно, ему кажется,
что он взял под свой контроль событие.
19) "Купол" в более мягкой форме: руки соединены теснее...
Человек доверяет тебе.
20) Голова лежит на ладони, глаза полуприкрыты... Человек
старается скрыть свою скуку от общения с тобой.
21) Ладони рук приложены к груди... Знак честности и от-
крытости.
22) Почесывание руки... Жест ожидания.
23) Нога за ногу, руки скрещены на груди... Человек озабо-
чен, лучше не подходить к нему со своими проблемами.
24) Стоя, человек держит в карманах руки с высунутыми на-
ружу большими пальцами, вперед выдвинута нога... Он показы-
вает, что он - хозяин положения, и уверен в себе.
25) "Поза Наполеона" - грудь вперед, одна рука засунута за
борт пиджака, другая, как правило, в кармане... То же самое.
26) Сидит, руки заведены за голову... Высшая уверенность в
себе.
27) Опущенная голова, согнутое туловище, скрещенные ру-
ки и ноги... Крайнее выражение закрытости. Человек полностью
отгорожен от тебя и не воспринимает то, что ты ему говоришь
Его надо оставить в покое или попытаться вывести из этого со-
стояния, пробудить интерес, оживить чем-либо контакт.
Расстояние
До 0,5 метра... Эмоционально близкие отношения.
Около 1 метра... Неформальные деловые отношения.
Больше 1 метра... Формальные отношения или беспокойство
и нервозность у того, кто держится "подальше".
Чем выше социальный статус собеседника, тем большее
расстояние выбирают люди по отношению к нему.
Если предложенное партнером расстояние слишком мало,
возникает ощущение его назойливости, бесцеремонности.
Наилучший способ для налаживания отношений с партне-
ром - перейти на то расстояние, которое (ты должен понять это
сам) удобно ему.
Человек садится подальше от тебя, отстраняется или откло-
няется назад... Ты ему или неприятен, или он опасается тебя.
ИНОСТРАННАЯ ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ
Иногда разного рода недоразумения за рубежом да при пло-
хом знании устного языка, а следовательно с частым использо-
ванием "языка" тела, происходят потому, что человек не знает
жестов, принятых в той или иной стране.
Итальянцы и французы известны тем, что они во «сем пола-
гаются на свои руки, когда нужно решительно подтвердить сло-
ва или придать беседе непринужденный характер.
Знак "нуль"
(кружок, образованный