Зачем ее решать (цели, мотивы)?
3. Помни, что для каждой проблемы существуют свои сис-
темные элементы, раскрывающие ее со всех сторон. Если
эти элементы, их взаимосвязи не выявить, то решение
будет однобоким и низкокачественным.
Памятка
НЕ ЗАБЛУДИСЬ В ТРЕХ СОСНАХ
СВОЙСТВА (СИМПТОМЫ), ПРИЧИНЫ
И СЛЕДСТВИЯ ПРОБЛЕМЫ
Людям свойственно путать свойства (симптомы), причины и
следствия при решении проблем. Как различать эти веши?
Свойства (симптомы) - очевидные аспекты проблемы, при-
влекающие к ней внимание. Они никогда не объясняют пробле-
му, а только проявляют ее. Ты видишь ее и все.
а только проявляют ее. Ты видишь ее и все.
Причины - стимулы, благодаря которым что-то происходит.
Они могут быть проверены, и они - основание для наблюдаемых
следствий.
Следствия - явления, приятные, а чаше неприятные, демон-
стрирующие проблему и порождающие необходимость ее реше-
ния.
Свойства (симптомы) - это часть следствий. Например, го-
ловные боли - это симптомы проблемы нездоровья. Причина -
перенапряжение зрения. Следствие - снижение трудовой спо-
собности.
За проблему можно принимать и следствие. Например, сни-
жение доходов - следствие каких-то неправильных действий и
одновременно проблема для любой фирмы. Чтобы решить эту
проблему, то есть остановить снижение доходов как устранение
нежелательных следствии, нужно сначала выявить причины их
снижения.
Диагноз
СЛАБАЯ РЕФЛЕКСИЯ
Плавая в воде, человек может плыть и одновременно мыс-
ленно анализировать свой стиль плавания, дыхания, распреде-
ления сил
Такой анализ называется рефлексией.
Проверенная во многих экспериментах истина: если в про-
цессе решения проблемы человек только плывет и не рефлекси-
рует то решение проблемы затрудняется. Рефлексия особенно
важна при столкновении с препятствиями, при пробуксировке
решения или в тупиковой ситуации.
Но рефлексия у большинства людей очень слабо развита.
Это -барьер, о который спотыкаются во многих случаях. Непро-
сто сделать психологический поворот и увидеть "со стороны",
себя, свое сознание и мышление, сознание и мышление других.
Рефлексия:
расширяет поле осознаваемых элементов, особенно-
сти мышления и практических действий,
способствует осмыслению помех и затруднений в
любой ситуации,
выступает в качестве одного из механизмов развития
мышления.
Рецепты:
1. Анализируй не только само решение, но и барьеры,
выявленные в процессе решения.
2. Время от времени переключайся на анализ путей и
процессов решения.
3. Подумай над сложностями, с которыми столкнулась
твоя группа в процессе решения и взаимодействия.
4. Попробуй увидеть свои мыслительные затруднения.
5. Анализируй барьеры взаимодействия членов группы
и их отключения на другие объекты вместо процесса
решения.
6. Если ведется протокол обсуждения проблемы или
переговоров, давай слово тому, кто это делает. Он
сосредоточен на содержании ситуации и лучше ее
улавливает, особенно когда это делает квалифициро-
ванный референт-секретарь.
Синдром
"Я ЗНАЮ ВСЕ, ЧТО МНЕ НАДО ЗНАТЬ"
Почти все люди, а тем более предприимчивые, верят в то,
что им вполне хватает собственных знаний для решения всех
проблем.
И проявление собственного незнания считается чем-то по-
стыдным.
Однако при этом мы забываем, что любой человек не может
знать всего, что даже надо ему знать. И только со стороны мож-
но увидеть и оценить вот эту непоколебимую веру в достаточ-
ность своих знаний.
Вера в достаточность собственных знаний - свидетельство
ограниченности.
Рецепт:
Ты не отрицаешь, что у тебя есть сложные, важные и сроч-
ные проблемы. Ты уверен, что знаешь, как их решить, и у тебя
вполне достаточно сил для этого. Но с самого первого момента
возникновения сложной проблемы скажи себе, что есть, вероят-
но, специалисты, которые могут решить ее быстрее, чем ты. И
спроси себя:
Какой информации не достает для решения проблемы?
Консультация каких специалистов была бы полезна? (про-
фессионалов в твоем деле, социально-управленческих психоло-
гов, экономистов, юристов, банкиров, специалистов по рекла-
ме?).В США действуют 60 тысяч консультационных фирм, пре-
доставляющих информационные услуги. С 90-х годов они поя-
вились и в России. Так что попробуй, во-первых, взглянуть на
свои знания со стороны, а, во-вторых, найти и пригласить про-
фессиональных консультантов.
Консультация каких специалистов была бы полезна? (про-
фессионалов в твоем деле, социально-управленческих психоло-
гов, экономистов, юристов, банкиров, специалистов по рекла-
ме?).В США действуют 60 тысяч консультационных фирм, пре-
доставляющих информационные услуги. С 90-х годов они поя-
вились и в России. Так что попробуй, во-первых, взглянуть на
свои знания со стороны, а, во-вторых, найти и пригласить про-
фессиональных консультантов.
3. Неправильно оценивает вероятность наступления усло-
вий, от которых зависят последствия принятого решения.
Например, как показывают эксперименты, человек обыч-
но переоценивает вероятность малоправдоподобных со-
бытии и недооценивает вполне правдоподобные.
4. Сопряженное с риском решение обычно рассчитывает на
максимум ожидаемой полезности как разности между
возможными выигрышами и потерями.
5. Агрессивные установки и потребность в доминировании
повышают уровень риска. Коллегиальные решения более
рискованны, чем индивидуальные.
НЕ СЖИГАЙ МОСТЫ ЗА СОБОЙ
ПРАВИЛ ПРИ