В управленческом консультировании»
1. Имитация хозяйственной или иной деятельности предприятия в учебных, производственных или исследовательских целях, выполняемую группой лиц на модели объекта, называют:
а) деловая игра;
б) тренинг;
в) семинар.
2. Продолжительность проблемно-деловой игры составляет:
а) 1—3 дня;
б) 5—12 дней.
3. Количество участников организационно-деятельностной игры:
а) 15—80 человек;
б) 80-200 человек.
4. Методика, при которой проигрывается так называемое «узкое
место» как элемент производственной ситуации (при односторонних
полноте и целостности сферы деятельности), используется:
а) в проблемно-деловой игре;
б) в организационно-деятельностной игре.
Тестык теме 6 «Маркетинг консультационных услуг»
1. Маркетинг — первая фаза управленческого консультирования:
а) верно;
б) неверно.
2. Одним из свойств товара «управленческое консультирование»
является:
а) осязаемость;
б) несохраняемость.
3. Оценка результатов работы консультанта осуществляется:
а) путем подсчета экономического эффекта от работы клиента;
б) путем определения реальных положительных изменений в
организации-клиенте.
4. Форма получения гарантированной базовой оплаты и премии:
а) почасовая оплата;
б) комбинированная оплата;
в) фиксированная оплата за проект.
5. Комплекс политических установок предприятия и перспектив
ных программ действий, в рамках которых планируется достижение
цели, называется:
а) тактика;
б) стратегия.
6. Консультант должен отмечать каждую неудачу клиента:
а) да;
б) нет.
7. Способность к признанию или практическому признанию, ува
жению убеждений, действий клиента — это принцип:
а) консюмеризма;
б) толерантности.
Тесты к теме 7 «Особенности качества консультационной услуги»
1. Способность выполнить указанные в договоре консультацион
ные услуги точно и основательно в модели измерения качества назы
вается:
а) надежность;
б) материальность.
2. Свойство, при котором консультационную услугу легко полу
чить в удобном месте, в удобное время, без излишнего ожидания ее
предоставления, называется:
а) доступность;
б) компетентность;
г) отзывчивость.
3. Недружелюбие персонала, неприятный внешний вид персонала
и качество отчета, грязные пепельницы являются элементами клас
сификатора для определения важности элементов консультацион
ного обслуживания:
а) приносящего удовлетворение;
б) критического.
4. Эффективность консалтинга определяется как:
а) разница между оценкой-результатом и оценкой первоначаль
ного состояния предприятия с отнесением полученной раз
ницы к оценке-эталону;
б) отнесение оценки-эталона к разнице между оценкой-резуль
татом и оценкой первоначального состояния предприятия.
Практические работы
Практическая работа № 1
Проблемно-деловая игра по теме «Проектное задание»
Цель работы: провести анализ работы предприятия с целью разработать проектное задание.
Содержание работы: в процессе выполнения задания деловой игры составляется заключение в виде тезисов на 7—10 мин выступления группы.
Последовательность выполнения работы: деловая игра выполняется студентами в группе в соответствии с очередностью вопросов, поставленных в содержании работы.
Результаты выполнения работы отражаются в заключении по форме:
1) цель работы;
2) содержание работы;
3) ответы на логические задачи и контрольные вопросы;
4) вывод по выполненной работе.
Методические указания
Каждому студенту в группе предлагается изучить следующую ситуацию.
Машиностроительный холдинг стал испытывать сложности с управлением в организации в связи с усиливающейся конкурентной борьбой. Для расширения и модернизации производства требовались существенные дополнительные финансовые ресурсы. Решение проблем развития и модернизации за счет привлечения кредитов либо сторонних инвесторов осложнялось потребностью в долгосрочном инвестировании, что было связано с высокой ценой необходимого для развития оборудования. В случае решения проблемы долгосрочного инвестирования имелась возможность приобретения оборудования в лизинг.
Для составления заключения по предлагаемой форме необходимо выполнить следующие рекомендации: вы находитесь в позиции организации-заказчика, подготавливающей проектное задание для организации-разработчика, и еще не знаете, кто будет разработчиком проекта.
В проектном задании вы должны отразить следующие моменты:
1) ввести разработчика в интересующую вас проблему; это значит, что надо сформулировать проблему, обосновать возможности ее решения (хотя бы частично), показать необходимость (или целесообразность) разработки проекта (проблема — общеизвестная потребность в изменении действительности за рамками организации-заказчика);
2) сформулировать цель проекта (цель — указание общего характера на тот качественный результат, который должен быть достигнут при реализации проекта);
3) определить конкретные задачи, которые должны быть решены в ходе выполнения проекта (задачи — конкретизированные, по возможности в количественных показателях, результаты выполнения проекта);
4) установить рамочные условия (ограничения) для разработчиков проекта (ограничения могут быть юридического, кадрового, организационного, финансового, методологического, имиджного и иного характера);
5) особые требования к исполнителю проекта (по желанию разработчика).
При составлении итогового заключения необходимо:
• провести анализ фактического состояния дел, по возможности точно, конкретно и детально характеризуя это состояние дел; не требуется исследовать, как и по чьей вине возникло такое состояние; не нужно предлагать меры по исправлению недостатков;
• в максимальной степени проявить свое знание реального положения дел в сфере управленческого консультирования, свои способности к анализу и обобщению.
Логические задачи и контрольные вопросы
1. Назовите «внутренние продукты» и ключевые компетенции подразделений холдинга, которые могли бы быть реализованы на внешних рынках.
2. Проведите анализ системы оплаты труда и разработайте систему мотивации сотрудников холдинга.
3. Предложите кадровые перестановки, в том числе по привлечению новых квалифицированных сотрудников.
4. Проведите организационную и функциональную диагностику структуры холдинга.
Практическая работа № 2
Проблемно-деловая игра по теме «Экспертиза» [2]
Цель работы: провести анализ работы предприятия с целью выявления недостатков.
Содержание работы: в процессе выполнения задания деловой игры составляется заключение в виде тезисов на 7—10 мин выступления группы.
Последовательность выполнения работы: деловая игра студентами выполняется в группе в соответствии с очередностью вопросов, поставленных в содержании работы.
Результаты выполнения работы отражаются в заключении по форме:
1) цель работы;
2) содержание работы;
3) ответы на логические задачи и контрольные вопросы;
4) вывод по выполненной работе.
Методические указания
Каждому студенту в группе предлагается изучить следующую ситуацию.
Крупная машиностроительная компания стала испытывать сложности со сбытом продукции. Производственное подразделение ко м-пании — машиностроительный завод, бывший отраслевой лидер — был рассчитан на массовый конвейерный выпуск продукции. С падением платежеспособного спроса на его продукцию завод стал быстро терять рентабельность, а вся компания — коммерческую эффективность. Доля рынка организации сократилась в 3,5 раза. Руководство компании обратилось к консультантам.
Для составления заключения по предлагаемой форме необходимо выполнить следующие рекомендации:
1) дать краткую характеристику предприятия;
2) проанализировать сферы и направления работы, в которых обнаружены недостатки;
3) выявить и сформулировать общие (системные) недостатки в организации деятельности машиностроительного завода в целом;
4) охарактеризовать основные внешние факторы, препятствующие улучшению работы завода;
5) дать характеристики некоторых лиц, занимающих ответственные должности в администрации машиностроительного завода и отрицательно влияющих на состояние дел;
6) привести пример слабых управленческих решений, плохой организации, объяснив этим примером конкретные негативные результаты работы.
При составлении заключения необходимо:
• провести анализ фактического состояния дел, по возможности точно, конкретно и детально характеризуя это состояние дел; не требуется исследовать, как и по чьей вине возникло
такое состояние; не нужно предлагать меры по исправлению недостатков; • в максимальной степени проявить свое знание реального положения дел в сфере управленческого консультирования, свои способности к анализу и обобщению.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте состояние производственных мощностей завода, служб НИОКР, системы управления предприятием, системы взаимоотношений и экономикой компании.
2. Потеряна ли связь конструкторско-технологической службы с потребителем предприятия?
3. Концентрирует ли предприятие свои усилия на «сопровождении текущего производства», в то время как ближайшие конкуренты предложили на рынок новые модели продукции?
4. Необходимо ли изменить ассортиментную политику предприятия с тем, чтобы направить ее на удовлетворение нужд потребителей?
5. Какие маркетинговые методы исследования рынка необходимо использовать для решения проблем машиностроительного завода?
6. Необходимо ли предложить консультантам провести мероприятия по реструктуризации служб НИОКР завода и привлечению на работу высококвалифицированных специалистов из конкурирующих организаций?
7. Какие результаты будут получены при внедрении рекомендаций консультантов в практическую деятельность машиностроительного завода?
Практическая работа № 3
Проблемно-деловая игра по теме «Критерии оценки проекта» [2]
Цель работы: сформулировать критерии, по которым можно оценить качество исполнения проекта консультантами.
Содержание работы: в процессе выполнения задания деловой игры составляется заключение в виде тезисов на 7—10 мин выступления группы.
Последовательность выполнения работы: деловая игра студентами выполняется в группе в соответствии с очередностью вопросов, поставленных в содержании работы.
Результаты выполнения работы отражаются в заключении по форме:
1) цель работы;
2) содержание работы;
3) ответы на логические задачи и контрольные вопросы;
4) вывод по выполненной работе.
Методические указания
1. Каждому студенту в группе предлагается изучить следующую
ситуацию.
Крупное региональное предприятие пищевой промышленности, находящееся в собственности иностранного инвестора, столкнулось с н е-ожиданными сложностями в управлении. В течение двух лет в процессе мощного инвестирования, обновления производственных мо щностей и реформирования управленческой структуры на предприятии образовалась сильная группа профессионалов, сплоченная общей целью рефо р-мирования предприятия и достижения западных стандартов качества. Сформировалась сильная управленческая команда, в которой отсутствовав формальные разделения ответственности и полномочий, все в о-просы решались в кабинете генерального директора.
Неформальные связи стали основой производственных взаимоотношений. Часть сотрудников предприятия были доверенными людьми учредителей, подобранными по принципу личной преданности в ущерб профессиональным навыкам.
По окончании периода массированных инвестиций в производственно-технологическое оборудование предприятие вышло на российский рынок с продукцией, для которой декларировалось европейское качество. Действительно, технологическое оборудование позволяло выпускать очень качественную продукцию, а сырье, технологии, комплектующие и необходимые запасные части поставлялись из-за рубежа с использованием существенных таможенных льгот. Тем не менее предприятие стало «лихорадить» в части объемов и качества выпускаемой продукции. Никакие технические и технологические иностранные консультанты не смогли наладить стабильный выпуск качественной продукции. Акционеры обратились к консультантам в области управления.
2. Студент должен провести анализ предложений консультанта
ми решений проблемы.
Консультанты предположили, что проблемы предприятия кроются во внутренней среде организации, поэтому в качестве модели предприятия была принята модель замкнутой системы, в которой изучались (с применением специально разработанных опросников и интервью) следующие параметры организации:
• организационная структура, стратегические и проблемные зоны менеджмента (оргдиагностика);
• система функциональных и управленческих связей (функциональная диагностика);
• квалификация, личностные особенности и мотивация ключевых сотрудников (кадровая диагностика);
• корпоративная культура предприятия;
• группы на предприятии и их взаимодействие.
По результатам проведенных работ акционерам предприятия были предоставлены разработанные документы:
• план организационного развития предприятия (подробное описание мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия);
• типовые должностные инструкции и положения о подразделениях;
• матрица распределения функций управления на предприятии;
• регламент управления (миссия, целеполагание, задачи и политики; философия предприятия; система планов предприятия; система отчетов предприятия);
• предложения по распределению обязанностей и полномочий;
• предложения по организационной структуре предприятия;
• предложения по формализации взаимоотношений между предприятием и материнской компанией (генеральное соглашение).
При составлении заключения студенту необходимо учитывать следующее:
1) исполнение проекта осуществляется по определенному плану, основные этапы которого нуждаются в критическом анализе и оценке степени достижения цели, выраженной в системе критериев (у каждого из критериев может быть своя шкала оценки, учитывающая как количественные, так и качественные параметры деятельности);
2) формируя систему критериев оценки исполнения проекта, можно выйти на особые требования к исполнителю проекта по желанию разработчика; желательно вводить критерии, имеющие экономическую природу.
Логические задачи и контрольные вопросы
1. Что позволит предприятию избавиться от балласта непрофессиональных работников?
2. Необходимо ли применять формализованную системы регулярного менеджмента вкупе с элементами стратегического менеджмента и планирования?
3. Распределите функции, полномочия и обязанности работников в соответствии с их квалификацией и личностными качествами. Стабилизируйте производительность и качество выпускаемой продукции.
Практическая работа № 4