В управленческом консультировании»

1. Имитация хозяйственной или иной деятельности предприятия в учебных, производственных или исследовательских целях, выпол­няемую группой лиц на модели объекта, называют:

а) деловая игра;

б) тренинг;

в) семинар.

2. Продолжительность проблемно-деловой игры составляет:

а) 1—3 дня;

б) 5—12 дней.

3. Количество участников организационно-деятельностной игры:

а) 15—80 человек;

б) 80-200 человек.

4. Методика, при которой проигрывается так называемое «узкое
место» как элемент производственной ситуации (при односторонних
полноте и целостности сферы деятельности), используется:

а) в проблемно-деловой игре;

б) в организационно-деятельностной игре.

Тестык теме 6 «Маркетинг консультационных услуг»

1. Маркетинг — первая фаза управленческого консультирования:

а) верно;

б) неверно.

2. Одним из свойств товара «управленческое консультирование»
является:

а) осязаемость;

б) несохраняемость.

3. Оценка результатов работы консультанта осуществляется:

а) путем подсчета экономического эффекта от работы клиента;

б) путем определения реальных положительных изменений в
организации-клиенте.

4. Форма получения гарантированной базовой оплаты и премии:

а) почасовая оплата;

б) комбинированная оплата;

в) фиксированная оплата за проект.

5. Комплекс политических установок предприятия и перспектив­
ных программ действий, в рамках которых планируется достижение
цели, называется:

а) тактика;

б) стратегия.

6. Консультант должен отмечать каждую неудачу клиента:

а) да;

б) нет.

7. Способность к признанию или практическому признанию, ува­
жению убеждений, действий клиента — это принцип:

а) консюмеризма;

б) толерантности.

Тесты к теме 7 «Особенности качества консультационной услуги»

1. Способность выполнить указанные в договоре консультацион­
ные услуги точно и основательно в модели измерения качества назы­
вается:

а) надежность;

б) материальность.

2. Свойство, при котором консультационную услугу легко полу­
чить в удобном месте, в удобное время, без излишнего ожидания ее
предоставления, называется:

а) доступность;

б) компетентность;
г) отзывчивость.

3. Недружелюбие персонала, неприятный внешний вид персонала
и качество отчета, грязные пепельницы являются элементами клас­
сификатора для определения важности элементов консультацион­
ного обслуживания:

а) приносящего удовлетворение;

б) критического.

4. Эффективность консалтинга определяется как:

а) разница между оценкой-результатом и оценкой первоначаль­
ного состояния предприятия с отнесением полученной раз­
ницы к оценке-эталону;

б) отнесение оценки-эталона к разнице между оценкой-резуль­
татом и оценкой первоначального состояния предприятия.

Практические работы

Практическая работа № 1

Проблемно-деловая игра по теме «Проектное задание»

Цель работы: провести анализ работы предприятия с целью раз­работать проектное задание.

Содержание работы: в процессе выполнения задания деловой игры составляется заключение в виде тезисов на 7—10 мин выступ­ления группы.

Последовательность выполнения работы: деловая игра выполня­ется студентами в группе в соответствии с очередностью вопросов, поставленных в содержании работы.

Результаты выполнения работы отражаются в заключении по форме:

1) цель работы;

2) содержание работы;

3) ответы на логические задачи и контрольные вопросы;

4) вывод по выполненной работе.

Методические указания

Каждому студенту в группе предлагается изучить следующую си­туацию.

Машиностроительный холдинг стал испытывать сложности с управлением в организации в связи с усиливающейся конкурентной борьбой. Для расширения и модернизации производства требова­лись существенные дополнительные финансовые ресурсы. Решение проблем развития и модернизации за счет привлечения кредитов либо сторонних инвесторов осложнялось потребностью в долго­срочном инвестировании, что было связано с высокой ценой необ­ходимого для развития оборудования. В случае решения проблемы долгосрочного инвестирования имелась возможность приобретения оборудования в лизинг.

Для составления заключения по предлагаемой форме необходи­мо выполнить следующие рекомендации: вы находитесь в позиции организации-заказчика, подготавливающей проектное задание для организации-разработчика, и еще не знаете, кто будет разработчи­ком проекта.




В проектном задании вы должны отразить следующие моменты:

1) ввести разработчика в интересующую вас проблему; это значит, что надо сформулировать проблему, обосновать возможности ее реше­ния (хотя бы частично), показать необходимость (или целесообраз­ность) разработки проекта (проблема — общеизвестная потребность в изменении действительности за рамками организации-заказчика);

2) сформулировать цель проекта (цель — указание общего ха­рактера на тот качественный результат, который должен быть дос­тигнут при реализации проекта);

3) определить конкретные задачи, которые должны быть реше­ны в ходе выполнения проекта (задачи — конкретизированные, по возможности в количественных показателях, результаты выполне­ния проекта);

4) установить рамочные условия (ограничения) для разработчи­ков проекта (ограничения могут быть юридического, кадрового, ор­ганизационного, финансового, методологического, имиджного и ино­го характера);

5) особые требования к исполнителю проекта (по желанию раз­работчика).

При составлении итогового заключения необходимо:

• провести анализ фактического состояния дел, по возможно­сти точно, конкретно и детально характеризуя это состояние дел; не требуется исследовать, как и по чьей вине возникло такое со­стояние; не нужно предлагать меры по исправлению недостатков;

• в максимальной степени проявить свое знание реального по­ложения дел в сфере управленческого консультирования, свои способности к анализу и обобщению.

Логические задачи и контрольные вопросы

1. Назовите «внутренние продукты» и ключевые компетенции под­разделений холдинга, которые могли бы быть реализованы на внеш­них рынках.

2. Проведите анализ системы оплаты труда и разработайте сис­тему мотивации сотрудников холдинга.

3. Предложите кадровые перестановки, в том числе по привле­чению новых квалифицированных сотрудников.

4. Проведите организационную и функциональную диагностику структуры холдинга.

Практическая работа № 2

Проблемно-деловая игра по теме «Экспертиза» [2]

Цель работы: провести анализ работы предприятия с целью вы­явления недостатков.

Содержание работы: в процессе выполнения задания деловой игры составляется заключение в виде тезисов на 7—10 мин выступ­ления группы.

Последовательность выполнения работы: деловая игра студентами выполняется в группе в соответствии с очередностью вопросов, по­ставленных в содержании работы.

Результаты выполнения работы отражаются в заключении по форме:

1) цель работы;

2) содержание работы;

3) ответы на логические задачи и контрольные вопросы;

4) вывод по выполненной работе.

Методические указания

Каждому студенту в группе предлагается изучить следующую си­туацию.

Крупная машиностроительная компания стала испытывать слож­ности со сбытом продукции. Производственное подразделение ко м-пании — машиностроительный завод, бывший отраслевой лидер — был рассчитан на массовый конвейерный выпуск продукции. С паде­нием платежеспособного спроса на его продукцию завод стал быстро терять рентабельность, а вся компания — коммерческую эффектив­ность. Доля рынка организации сократилась в 3,5 раза. Руководство компании обратилось к консультантам.

Для составления заключения по предлагаемой форме необходимо выполнить следующие рекомендации:

1) дать краткую характеристику предприятия;

2) проанализировать сферы и направления работы, в которых об­наружены недостатки;

3) выявить и сформулировать общие (системные) недостатки в организации деятельности машиностроительного завода в целом;

4) охарактеризовать основные внешние факторы, препятствующие улучшению работы завода;

5) дать характеристики некоторых лиц, занимающих ответствен­ные должности в администрации машиностроительного завода и от­рицательно влияющих на состояние дел;

6) привести пример слабых управленческих решений, плохой ор­ганизации, объяснив этим примером конкретные негативные резуль­таты работы.

При составлении заключения необходимо:

• провести анализ фактического состояния дел, по возможно­сти точно, конкретно и детально характеризуя это состояние дел; не требуется исследовать, как и по чьей вине возникло

такое состояние; не нужно предлагать меры по исправлению недостатков; • в максимальной степени проявить свое знание реального по­ложения дел в сфере управленческого консультирования, свои способности к анализу и обобщению.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте состояние производственных мощностей за­вода, служб НИОКР, системы управления предприятием, системы взаимоотношений и экономикой компании.

2. Потеряна ли связь конструкторско-технологической службы с потребителем предприятия?

3. Концентрирует ли предприятие свои усилия на «сопровожде­нии текущего производства», в то время как ближайшие конкуренты предложили на рынок новые модели продукции?

4. Необходимо ли изменить ассортиментную политику предпри­ятия с тем, чтобы направить ее на удовлетворение нужд потребителей?

5. Какие маркетинговые методы исследования рынка необходимо использовать для решения проблем машиностроительного завода?

6. Необходимо ли предложить консультантам провести мероприя­тия по реструктуризации служб НИОКР завода и привлечению на работу высококвалифицированных специалистов из конкурирующих организаций?

7. Какие результаты будут получены при внедрении рекоменда­ций консультантов в практическую деятельность машиностроитель­ного завода?

Практическая работа № 3

Проблемно-деловая игра по теме «Критерии оценки проекта» [2]

Цель работы: сформулировать критерии, по которым можно оце­нить качество исполнения проекта консультантами.

Содержание работы: в процессе выполнения задания деловой игры составляется заключение в виде тезисов на 7—10 мин выступ­ления группы.

Последовательность выполнения работы: деловая игра студентами выполняется в группе в соответствии с очередностью вопросов, по­ставленных в содержании работы.

Результаты выполнения работы отражаются в заключении по форме:

1) цель работы;

2) содержание работы;

3) ответы на логические задачи и контрольные вопросы;

4) вывод по выполненной работе.

Методические указания

1. Каждому студенту в группе предлагается изучить следующую
ситуацию.

Крупное региональное предприятие пищевой промышленности, на­ходящееся в собственности иностранного инвестора, столкнулось с н е-ожиданными сложностями в управлении. В течение двух лет в процессе мощного инвестирования, обновления производственных мо щностей и реформирования управленческой структуры на предприятии образова­лась сильная группа профессионалов, сплоченная общей целью рефо р-мирования предприятия и достижения западных стандартов качества. Сформировалась сильная управленческая команда, в которой отсутст­вовав формальные разделения ответственности и полномочий, все в о-просы решались в кабинете генерального директора.

Неформальные связи стали основой производственных взаимоот­ношений. Часть сотрудников предприятия были доверенными людьми учредителей, подобранными по принципу личной преданности в ущерб профессиональным навыкам.

По окончании периода массированных инвестиций в производст­венно-технологическое оборудование предприятие вышло на россий­ский рынок с продукцией, для которой декларировалось европейское качество. Действительно, технологическое оборудование позволяло вы­пускать очень качественную продукцию, а сырье, технологии, ком­плектующие и необходимые запасные части поставлялись из-за рубе­жа с использованием существенных таможенных льгот. Тем не менее предприятие стало «лихорадить» в части объемов и качества выпус­каемой продукции. Никакие технические и технологические ино­странные консультанты не смогли наладить стабильный выпуск каче­ственной продукции. Акционеры обратились к консультантам в об­ласти управления.

2. Студент должен провести анализ предложений консультанта­
ми решений проблемы.

Консультанты предположили, что проблемы предприятия кро­ются во внутренней среде организации, поэтому в качестве модели предприятия была принята модель замкнутой системы, в которой изучались (с применением специально разработанных опросников и интервью) следующие параметры организации:

• организационная структура, стратегические и проблемные зо­ны менеджмента (оргдиагностика);

• система функциональных и управленческих связей (функцио­нальная диагностика);

• квалификация, личностные особенности и мотивация ключе­вых сотрудников (кадровая диагностика);

• корпоративная культура предприятия;

• группы на предприятии и их взаимодействие.

По результатам проведенных работ акционерам предприятия были предоставлены разработанные документы:

• план организационного развития предприятия (подробное опи­сание мероприятий по совершенствованию деятельности пред­приятия);

• типовые должностные инструкции и положения о подразде­лениях;

• матрица распределения функций управления на предприятии;

• регламент управления (миссия, целеполагание, задачи и поли­тики; философия предприятия; система планов предприятия; система отчетов предприятия);

• предложения по распределению обязанностей и полномочий;

• предложения по организационной структуре предприятия;

• предложения по формализации взаимоотношений между пред­приятием и материнской компанией (генеральное соглашение).

При составлении заключения студенту необходимо учитывать следующее:

1) исполнение проекта осуществляется по определенному плану, основные этапы которого нуждаются в критическом анализе и оцен­ке степени достижения цели, выраженной в системе критериев (у каждого из критериев может быть своя шкала оценки, учитывающая как количественные, так и качественные параметры деятельности);

2) формируя систему критериев оценки исполнения проекта, можно выйти на особые требования к исполнителю проекта по же­ланию разработчика; желательно вводить критерии, имеющие эко­номическую природу.

Логические задачи и контрольные вопросы

1. Что позволит предприятию избавиться от балласта непрофес­сиональных работников?

2. Необходимо ли применять формализованную системы регу­лярного менеджмента вкупе с элементами стратегического менедж­мента и планирования?

3. Распределите функции, полномочия и обязанности работни­ков в соответствии с их квалификацией и личностными качествами. Стабилизируйте производительность и качество выпускаемой про­дукции.

Практическая работа № 4

Наши рекомендации