Современное состояние консалтинга
Эволюция консалтинга в зарубежных странах свидетельствует о переходе от «консультации» к «консультированию», от позиции «советчика» к позиции «участника процесса освоения новации». Центр тяжести, по мнению иностранных специалистов, смещается от простой трансляции опыта передовых компаний к сосредоточению усилий консультантов на процессе практического освоения нововведений. Однако данная постановка вопроса несовершенна, ибо зачастую именно на стадии рождения и развития новации можно предусмотреть возможности преодоления элементов торможения, которые проявляются в дальнейшем. Поэтому более эффективным представляется такой подход, когда управленческое консультирование охватывает все стадии инновационного процесса.
Для зарубежных консультационных фирм характерен повсеместный переход к «бригадному» методу работы, который сделал их услуги более качественными, но и более дорогими, недосягаемыми для мелких и большинства средних компаний, поскольку с увели-
\
чением числа консультантов возрастает размер счета, предъявляемого клиентам. Однако переход к такому методу в связи с усложнением хозяйственной деятельности вполне естественен, поскольку обеспечивается и повышение качества услуг, и широта охвата решаемых проблем при сокращении времени консультирования. Процесс зтот будет развиваться и в дальнейшем, в соответствии с усложнением форм хозяйствования, обусловливая многообразие консультационной деятельности.
Ориентация на освоение управленческих нововведений вынудила консультационные фирмы пересмотреть стратегию работ по организационному проектированию. Если раньше цикл консультирования был четко обозначен в виде этапов: обследование и сбор дан-пых, разработка оргпроекта, согласование его с клиентной организацией, обучение персонала и осуществление необходимых изменений, то в новой ситуации выбирают иной путь — краткое организационное обследование и разработка общих контуров новой схемы управления клиентной организацией и одновременное внедрение предложенных изменений по обозначенным направлениям. В зависимости от того, как складывались взаимоотношения между консультационной фирмой и клиентной организацией, сформировалась схема эволюционирования УК (табл. 1.1).
К деятельности по разработке и реализации управленческих нововведений в США широко привлекаются внешние консультанты. На их оплату федеральное правительство тратит значительные суммы. Консультирование при этом предусматривает все услуги по разработке политики официального ведомства (в том числе рекомендации по модификации организационных структур и методов управления, применяемых процедур обоснования и принятия решения и т.п.). Через развитую, основанную на детально разработанном правовом регламентировании и солидной финансовой базе систему консультирования федеральное правительство имеет возможность привлечь к инновационным процессам в госаппарате широкий круг наиболее квалифицированных специалистов.
Во второй половине 70-х гг. в американском менеджменте появилось и стало завоевывать прочные позиции новое направление — управление сокращениями, призванное изучить механизмы приспособления к новым условиям, формы и методы перехода организаций на более низкий уровень потребления ресурсов и вырабатывать конкретные рекомендации по сокращению численности учреждений различного типа, снижению размеров их финансирования, обоснованию выбора и ликвидации наименее эффективных программ, руководству процессами постепенного свертывания подразделений.
В нашей стране в условиях перехода к рыночным отношениям управление сокращениями представляется чрезвычайно актуальным
направлением развития консультационной деятельности. Имеющиеся и ожидаемые сокращения должны быть увязаны с созданием в первую очередь предприятий малого бизнеса. При этом необходимо учитыватьотсутствие опыта вподобного рода деятельности у специалистов-консультантов, а также психологический дискомфорт, возникающий в обществе в результате массовых увольнений.
Таблица 1.1 Эволюция взаимоотношений «консультант — клиент» в процессе управленческого консультирования [47]
Этап УК | Содержание этапов | Взаимоотношения «консультант — клиент» |
1-й | Предлагаемый товар — консультации (советы). Практически отсутствуют контакты консультанта с клиентом. Выбор консультационных услуг ограничен | По принципу «вопрос — ответ» или «ты мне — совет, а уж далее я сам» |
2-й | Предлагаемый товар — консультирование (соучастие). Развиваются контакты консультанта и клиента. Придается значение этапу освоения нововведений | Клиент осознает эффективность услуг консультанта. Меняется и разнообразится содержание услуг консультанта |
3-й | Углубляются контакты консультанта и клиента. Происходит удорожание консультационных услуг. Расширяется «бригадное» консультирование. Разнообразятся формы УК | Клиент начинает выбирать консультанта из-за удорожания стоимости, разнообразия форм УК. Усложняется процесс УК |
4-й | Изменяется «философия» УК. Клиент требует конкретного результата от УК. Этап освоения новации становиться центральным | Усиливается воздействие клиента на консультанта. Клиент участвует в освоении услуги консультанта |
5-й | Сокращается время всех этапов УК. Параллельно диагностике идет освоение нововведения | Процессы взаимодействия консультанта и клиента становятся более динамичными |
Вто же время вряд ли стоит идеализировать процесс управления сокращениями в США, тем более что и в США, и в России, и в других странах основные направления борьбы с бюрократизацией госаппарата одинаково распространены: перевод госучреждений на функционирование при меньшем объеме финансирования, ограничение вновь создаваемых организаций в размерах и сроках функционирования, делегирование отдельных функций госуправления на более низкие уровни власти, ликвидация отдельных функций и непосредственное сокращение персонала госучреждений.
Для развития УК в России практический интерес представляет опыт примененияв США и странах Западной Европыаналитических методов приосуществлении федеральных программ рационализации управления в госаппарате. Так, в ходе подготовки и выработки управленческих решении применяется совокупность методов и процедур, которые могут основываться на математическом моделировании, машинной имитации, количественном аппарате статистики и социологии. Общим для них является повышение обоснованности принимаемых решений на базе детального, тщательного анализа возникающих проблем с привлечением достижений НТР и современной науки управления.
Аналитические методы, являясь одним из важнейших нововведений последних лет, сами представляют собой объект приложения УК, изменяясь и совершенствуясь под воздействием развития информационной и вычислительной техники, методологического аппарата статистики, прикладной математики, психологии и других наук. И от их использования во многом зависит эффективность госаппарата. Для реализации управления госаппаратом необходимо осуществить большой объем консультационной деятельности по накоплению методического, организационного и кадрового потенциала по управлению сокращениями. Такая работа в госаппарате Российской Федерации проводится, но процесс этот пока слабо управляем и может быть одним из важнейших объектов УК.
Идеология консультирования заложена и в японскую систему организации науки. В отличие от США, России, стран Западной Европы, где наиболее престижным завершением научного исследования является публикация итогов и создание научного имени, японские ученые-исследователи мечтают о выгоде и карьере по экономической или корпоративной части, а также о том, чтобы скорее окупить затраты.
Система японского высшего образования имеет множество специфических особенностей. Например, упор делается на инженерное образование, в то время как в США инженерные дисциплины в программах менеджмента и бизнеса сведены до минимума. В этом смысле японские менеджеры уверенно чувствуют себя в условиях НТР, и им значительно лучше удаются усовершенствования в технологиях. Кроме того, это позволяет развиваться инженерному консультированию в цехах, что ускоряет процессы технологических перемен.
«Мягкие» системы управления, эффективно реализующиеся в японской модели человеческого капитала, включают в себя структуру кадровой подготовки рабочих, которая предлагает пожилым рабочим конкретные варианты продолжения трудовой деятельности. Среди предлагаемых вариантов — работа в качестве консультанта.
Из японского опыта работы с кадрами следует выделить систему наставников, формируемую из руководителей среднего и высшего звена. Такой наставник является одновременно учителем и другом, хозяином и опекуном. Его главная задача — умение помочь работнику осуществить жизненные планы и найти свое место в мире.
Известно, что консультирование — это выращивание умения заимствовать новое. Постигать и заимствовать опыт мировых достижений практически во всех областях жизни лучше, чем Япония, никто не умеет. Поэтому эффективный японский менеджмент и опыт УК требуют глубокого изучения и осмысления.
В конце 1992 г. правительство России приняло решение о разработке специальной «Программы развития профессионального консультирования по экономике и управлению», поручив это ряду министерств и ведомств, а также Ассоциации консультантов. Здесь требовалось серьезная аналитическая работа, в процессе которой предстояло провести исследования, позволяющие определить роль и значение управленческого консультирования в инфраструктуре формирующейся рыночной экономики, оценить его состояние и тенденции развития, выявить основные проблемы и наметить приоритетные направления их решения.
По разным причинам такая программа не была разработана, а процесс формирования рыночной инфраструктуры происходил в условиях сильного отставания в этой области рыночных отношений, хотя особое внимание надо было обратить именно на развитие управленческой инфраструктуры. Причины заключаются в том, что она, во-первых, создает необходимые условия для качественного обслуживания хозяйственного механизма, а во-вторых, способствует формированию самого инфраструктурного комплекса. В эффективно развивающейся рыночной экономике именно объекты управленческой инфраструктуры должны развиваться быстрее, чем другие элементы инфраструктурного комплекса, активно влияя на его формирование как целостной системы. В наших условиях стихийно формирующегося рынка консалтинг также формируется стихийно, и поэтому сегмент консалтингового рынка обладает всеми типичными для России особенностями: он безбрежен, неразвит, темен и, может быть, поэтому перспективен.
Чем же характеризуется рынок российского консалтинга сегодня? Во-первых, на нашем рынке уже много лет работают зарубежные консалтинговые фирмы, предлагая в основном аудиторские услуги. Кроме того, западные рекрутинговые агентства рекламируют консультации в области организации рекламного бизнеса, подбора и управления персонала и системной организации паблик рилейшнз. Во-вторых, параллельно с процессом возрождения предпринимательства возникает множество фирм, предоставлявших одновременно
юридические, финансовые, налоговые, информационные и управленческие услуги. Однако и те и другие консультировали функционально, не охватывая систему управления предприятия в целом.
В условиях развивающегося рынка управленческое консультирование в чистом виде, по всей видимости, еще долго будет оставаться в тени, ненавязчиво продолжая искать клиента. Хаос в рыночной экономике создает условия для хаоса в инфраструктурной ее составляющей, когда спрос и предложения случайны, а клиент не структурирует консалтинговые процедуры и формирует ограни ченный круг функций, в консалтинге которых он нуждается. Это чаще всего налоговая, финансовая и инвестиционная функции, а также пакет функций, связанных с приватизацией. При этом инвестиционное консультирование не пользуется систематическим спросом, а из приватизационных характерен в основном спрос на правовое оформление операций купли-продажи недвижимости.
На фоне приоритетной проблемы недоразделенной собственности не пользуется спросом менеджмент-консалтинг, требующий значительных финансовых затрат, и ярко выражен спрос на услуги аудиторов и оценщиков собственности. Правда, в последнее время специалисты отмечают увеличение спроса на менеджмент-консалтинг, связывая это с пониманием клиентами недостаточности единичных инъекций в условиях фактического «умирания» многих предприятий, обремененных, как правило, набором различных, хронических болезней. К сожалению далеко не все руководители «умирающих предприятий» понимают ситуацию, либо они просто не знают, как быть. Все это привело к тому, что рынок консалтинга в России пока не сложился.
Одновременно происходят противоположные процессы, когда появляются рудименты современных мировых консалтинговых тенденций и внешние консультанты вместе с заказчиками выполняют работу, что называется, «под ключ». В целом же клиенты и консультанты ищут друг друга «на ощупь», чаще через аудит или просто обычную просьбу помочь разобраться с бухгалтерией. Когда в процессе такой работы приходиться искать причины низкой эффективности работы финансовых подразделений, то оказывается, что проблема не в плохом учете, а имеет место типичный кризис в управлении. И тогда при условии возникновения у клиента доверия к консультанту возможно дальнейшее продолжение сотрудничества вплоть до комплексной реорганизации системы управления предприятием.
В настоящее время невозможно точно сказать, сколько консалтинговых фирм реально действует на российском рынке, каковы их обороты и обороты рынка в целом, т.е. о точных характеристиках рынка нет никаких данных. Некоторые эксперты утверждают, что
консалтингового рынка в России не существует, а есть просто отдельные фирмы, по оценкам других, консалтинговых, фирм с годовым оборотом 2—3 млн долл. на российском рынке около 30—40, третьи же считают, что эти цифры завышены, и оценивают весь объем рынка на порядок ниже. При этом не берутся в расчет международные консалтинговые фирмы, о доходах которых нет достоверной информации.
При всем при том система оплаты труда консультантов постепенно приходит в соответствие с мировыми стандартами, что можно определить как положительную тенденцию, особенно в части изменения отношения в нашей стране к оценке умственного труда. Сегодня в России используют все четыре принятые в мировой практике основные формы оплаты: почасовая, фиксированная, процент от результата и комбинированная. Часто практикуется предоплата в размере 30—50% стоимости работ.
Расценки, как почасовые, так и фиксированные, у российских фирм примерно в 4—5 раз ниже, чем в мировой практике. В 1992 г. уровень почасовой оплаты в США в зависимости от квалификации и размера консалтинговой фирмы составлял от 60 до 250 долл. в час, в России — от 25 до 50 долл. в час. Однако только за последние два-три года расценки выросли примерно вдвое, и если эта тенденция сохранится, то через четыре-пять лет они выйдут на уровень мировых. Такая форма оплаты, как процент от результата, применяется при оценке имущества, консультировании по привлечению инвестиций (обычно оплата составляет не более 1—2% суммы сделки или оцениваемого объекта). Комбинированная оплата применяется обычно при абонементном обслуживании.
Однако непринятие интеллектуальной деятельности как деятельности производительной приводит к тому, что клиенты часто просто отказываются платить, считая консалтинг чем-то вроде интеллектуального рэкета. И все же постепенно отношение к консалтингу меняется в лучшую сторону, правда, не без типичных для России крайностей: если раньше рекомендации консультантов принимались как никчемный продукт, то теперь из них зачастую пытаются сотворить кумиров.
«По крайней мере, люди уже в состоянии сами определить свои проблемы и более четко отдают себе отчет в том, какого результата ожидают от нас», — так говорит вице-президент российского представительства компании А.Т. Кеамей Кай Эрнфелд Клаусен, считая это наиболее важным изменением за последние годы. Однако подобные утверждения звучали и ранее, так что реальнее всего работа консалтинговых фирм в России станет прибыльной не ранее чем через пять — десять лет. Такая оценка дается с учетом многих факторов, в том числе качества российской клиентуры. Так, одна из
претензий западных консультантов к российским клиентам состоит в том, что в отличие от неукоснительного выполнения рекомендаций консультантов на Западе в России рекомендации могут быть выполнены «с точностью до наоборот». И тем не менее доверие клиентов к консультантам постепенно растет, что может означать наступление в недалеком будущем консультационного бума.
Кроме качественного изменения клиентуры просматриваются еще две тенденции, влияние которых на скорость развития консалтинга нельзя недооценивать. Во-первых, заканчивается время высоких и сверхвысоких процентов на финансовые ресурсы, и предпринимателям предстоит осваивать режимы работы с нормой прибыли 5—10%, что означает иное качество менеджмента нежели сейчас. Во-вторых, заканчивается этап денежной приватизации, что ставит предпринимателей, купивших неработающие фонды, в ситуацию, заставляющую искать возможности заставить их работать. Сделать это без консультантов почти невозможно.
В ближайшее время будут усиливаться авторитет и активность крупных консалтинговых фирм за счет расширения деятельности и роста профессионализма. Российские консультационные организации будут совершенствовать свои технологии и, возможно, интегрироваться в международные консалтинговые организации. В любом случае рынок консалтинга в России в ближайшие пять — десять лет вырастет на порядок.