Понятие и классификация конкурентных преимуществ
«Продуктом» системы управления рыночными возможностями компании являютсяконкурентные преимущества. Подобно тому, как не существует компании без потребности в ее продуктах (услугах). так не существует рыночных возможностей без конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества делают компанию узнаваемой на рынке, защищают от воздействий конкурентных сил. Конкурентоспособность представляет собой результат, фиксирующий наличие конкурентных преимуществ, без которых она невозможна.
Конкурентное преимущество — это система, обладающая какой- либо эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической и организационной сферах деятельности, возможность более эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.
Ж.Ж. Ламбен дает следующее определениеконкурентного преимущества. Это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики (атрибуты) могут быть самыми различными и относиться как к самому товару (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара. Указанное превосходство является относительным, определяемым по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке или в сегменте рынка. Данного самого опасного конкурента автор называет приоритетным.
Устойчивое конкурентное преимущество — это долгосрочная выгода от осуществления уникальной стратегии, направленной на создание ценности, которая в то же время не применяется ни существующими, ни потенциальными конкурентами и выгоды от использования которой не могут быть скопированы.
Оценочной базой для конкурентных преимуществ являются цели предприятия и связанные с ними задачи, которые способно выполнять предприятие с учетом реальных условий внешней среды и при заданном качестве их выполнения. Структурные и функциональные изменения на предприятии призваны обеспечить условия для успешной деятельности «по назначению», привести в соответствие со складывающимися условиями внешней среды основные компетенции предприятия. Совокупность таких изменений и работу по управлению изменениями обычно называют развитием (созданием конкурентных преимуществ).
Процесс развития направлен на формирование потенциала — совокупности ресурсов предприятия, используемых для решения задач, которые предприятие способно выполнить с результатом, приемлемым для целеполагающего субъекта или организации (например, для собственника, вышестоящей организации и т.д.). Использование потенциала и созданных конкурентных преимуществ направлено на достижение результатов в соответствии с поставленными задачами (целями) в процессе деятельности. В общем случае существует несколько способов использования потенциала даже в условиях единой цели. В этой ситуации условия деятельности определяет внешняя среда. Деятельность предприятия имеет две составляющие: развитие (создание конкурентных преимуществ) и целевую деятельность (использование конкурентных преимуществ). Задача развития может быть сформулирована следующим образом: необходимо выбирать такой вариант развития, при котором в каждый момент времени имеющийся потенциал допускал хотя бы один способ достижения требуемых результатов деятельности.
Основная задача предприятия состоит в том, чтобы быть лучше, чем конкретные конкуренты, выступающие с предприятием на одном рынке (имеющие пересекающиеся цели). В связи с этим любые результаты деятельности должны сопоставляться с результатами конкурентов. Например, для того чтобы дать оценку событию «снижение производственных издержек на фирме на 10%», необходимо знать тот же показатель у конкурентов. Аналогично если «доля рынка фирмы увеличилась за контрольный период на 3%», а у основного конкурента — на 10-20%, то такое событие трудно оценить положительно.
Конкурентное преимущество фирмы не всегда очевидно. На практике отличия между фирмой и ее конкурентами, которые выбираются для оценки преимуществ или недостатков, могут быть очень субъективными в зависимости от того, чему руководство придает значение — внутрифирменным факторам, клиентам или конкурентам. При формировании конкурентного преимущества возможны варианты:
· концентрация на конкурентах, базирующаяся на сравнении фирмы с ее ближайшими конкурентами (рыночная среда в этом случае характеризуется значительной силой конкуренции);
· ориентация на клиентов и на удовлетворение их потребностей, когда менеджеры полагаются главным образом на мнения клиентов о том, как фирма выглядит в сравнении с конкурентами;
· ориентация на рыночную перспективу, когда уделяется внимание как потребителям, так и конкурентам.
Для того чтобы какой-либо фактор был не просто конкурентным, а решающим преимуществом, необходимо, чтобы он имел ключевое значение при удовлетворении потребности и одновременно базировался на уникальности бизнеса фирмы. Значение имеет как базовое качество, так и уникальность товара.
Факторы, определяющие конкурентные преимущества компании как сложной, многофункциональной, открытой, иерархической социально-экономической системы, многочисленны и разнообразны по источникам и характеру своего проявления. Классификация их затруднена, но необходима. Зачастую выделяют следующие пять групп факторов конкурентных преимуществ: ресурсные, технологические, инновационные, глобальные, культурные. Приведенный состав факторов конкурентных преимуществ может быть дополнен организационно-структурными факторами, на которые в свое время обращал внимание Й. Шумпетер. К ним относится большое число факторов, способствующих получению синергетического эффекта за счет:
· реструктуризации деятельности компании путем продажи малорентабельных и неперспективных бизнес-единиц;
· упрощения производственной системы;
· слияния и поглощения в стратегически перспективных отраслях;
· глобализации хозяйственных операций.
Так, не случайно подавляющая часть промышленных предприятий, банков, финансовых компаний, организаций связи и коммуникаций, торговли и других сфер хозяйственной деятельности предпочитают консолидировать свои усилия как условия, способствующие повышению их конкурентоспособности, достижению стратегических преимуществ.
В отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность организации не может быть достигнута в короткий промежуток времени. Конкурентоспособность организации достигается при длительной и безупречной работе на рынке. Отсюда можно сделать вывод, что фирма, работающая более длительный период времени на рынке, имеет большие конкурентные преимущества перед фирмой, только входящей на данный рынок или работающей короткий промежуток времени на нем. Другими словами — конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества.
В теории конкурентных преимуществ, разработанной в исследованиях известного американского ученого М. Портера, выделяются два вида конкурентного преимущества предприятия: низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Дифференциация представляет собой способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде высокого качества товаров, товаров рыночной новизны, высокого качества послепродажного обслуживания и т.д.
Конкурентное преимущество любого типа дает более высокую эффективность, чем у конкурентов. Фирмы с низкими издержками при равных с конкурентами ценах на сравнимые товары имеют возможность получить большую прибыль. Соответственно у фирм с дифференцированной продукцией прибыль с единицы продукции будет выше, так как дифференциация позволяет фирме устанавливать высокие цены, что при равных с конкурентами издержках дает большую прибыль.
Конкурентным преимуществом предприятия может быть высокая компетентность, которая проявляется в превосходстве над конкурентами в экономической, технической, технологической, организационной областях деятельности. Зачастую выделяют две группы факторов, обеспечивающих компании конкурентные преимущества, — это превосходство в ресурсах (лучшее качество, низкие цены и др.) и лучшее мастерство, умение, способности (все, что связано с эффективностью и качеством выполнения всех видов работ: исследовательских, проектных, плановых и др.). Особое значение имеют конкурентные преимущества, достигнутые через улучшение второй группы факторов, поскольку они требуют сложной и системной организации работ и значительных интеллектуальных усилий, но зато их трудно скопировать.
Конкурентные преимущества обязательно должны находить реальное воплощение в товаре, цене, качестве обслуживания, низких издержках и других показателях деятельности компании и восприниматься потребителем, т.е. они должны измеряться, оцениваться экономическими показателями: более высокой рентабельностью. большей рыночной долей, большим объемом продаж и др. Нереализованные в конкурентной борьбе преимущества не являются преимуществами как таковыми, поскольку не воплотились в новые результаты деятельности, не привели к новому состоянию компании.
Состав преимуществ зависит от отрасли. Так, для высокотехнологичных компаний конкурентные преимущества будут связаны главным образом с техническим превосходством, товарными и технологическими инновациями, для компаний, обслуживающих массовый спрос, — это прежде всего узнаваемость торговой марки, низкие издержки, территориальное расположение.
Конкурентные преимущества должны быть:
· значимыми, т.е. заметно выделяться на фоне конкурентов:
· видимыми, т.е. различимыми покупателями;
· значимыми для потребителя, т.е. приносить ему ощущаемую выгоду;
· устойчивыми, т.е. сохранять свою значимость в условиях изменений среды, невоспроизводимыми конкурентами;
· уникальными, т.е. предоставляемую выгоду нельзя получить у других производителей товара;
· прибыльными для компании, т.е. объемы производства, структура затрат и рыночные цены на предлагаемый товар позволяют успешно работать в выбранной сфере деятельности и получать достаточную прибыль.
Виды факторов конкурентных преимуществ и их источники представлены в табл. 2.
Таблица 2 - Конкурентные преимущества и их источники
Характер факторов конкурентных преимуществ | Источник фактора |
Экономические | Внутриорганизационные: эффект масштаба, эффект опыта, экономический потенциал, возможность изыскания и эффективное использование финансовых средств и другие деловые способности. Рыночные: хорошее экономическое состояние рынка (благоприятная динамика цен, высокая отраслевая норма прибыли и др.). растущий спрос (благоприятная динамика емкости рынка, отсутствие товаров-заменителей, демографические изменения и др.). Стимулирующая политика правительства (инвестиционная, кредитная, налоговая, а также представляемые льготы и привилегии) |
Структурные | Интеграция бизнеса: · регрессивная (стремление получить во владение или поставить под жесткий контроль поставщиков): · прогрессивная (внедрение в систему распределения продукции); · горизонтальная (объединение или усиление взаимодействия предприятий, выпускающих однородную продукцию) |
Научно-технические и технологические | Высокий уровень развития прикладной науки и техники в отрасли. Особенности технологии производства продукции. Технические параметры продукции. Технические характеристики используемого оборудования |
Информационные | Наличие банка данных о: · рынке: · продавцах; · покупателях; · конкурентах; · нормативно-правовых актах органов власти; · инфраструктуре рынка |
Географические | Выгодное географическое расположение предприятия. Возможность экономического преодоления географических барьеров входа на рынок |
Нематериальные | Репутационные активы: название компании, ее торговые марки, отношения с потребителями, поставщиками, государством и обществом |
Характер факторов конкурентных преимуществ | Источник фактора |
Неправовые | Недобросовестная конкуренция. Недобросовестное выполнение федеральными и региональными органами власти своих обязанностей, бюрократизм. Неоправданная волокита с рассмотрением судебных дел. Коррупция. Неформальные отношения органов власти и руководителей предприятий и др. |
Инфраструктурные | Состояние и развитие средств коммуникации (связи, транспорта). Открытость и организованность рынков труда, капитала, технологий, инвестиционных товаров в регионах России. Развитие дистрибьюторской сети (розничной, оптовой торговли и др.). Развитие служб по оказанию деловых услуг (консалтинговых, информационных, лизинговых и др.). Развитие межфирменной кооперации |
Каковы различия между фактором и источником конкурентного преимущества?
Фактором, т.е.условием или причиной, определяющим характеристики какого либо объекта или процесса, выступают элементы производственно-хозяйственной системы (технология, информация, кадры, методы управления, финансовые средства и др.) и элементы бизнес-системы (конкуренты и их возможности, входные барьеры, отраслевой рынок и др.).
Факторпредставляет собой объект управленческих решений, аисточник —следствие их осуществления. Факторы обусловливают сильные или слабые стороны компании при сравнении их с соответствующими факторами других компаний для выявления конкурентных преимуществ. Источник конкурентного преимущества — это основа для установления количественного значения величины преимущества. Например, лучшая технология производства продукта — фактор; снижение издержек производства, сокращение длительности производственного цикла, увеличение производительности труда — источники преимущества, которые появляются, вследствие использования технологии. Отметим, что достигнутый компанией результат — это, как правило, следствие совместного действия ряда факторов. На практике важным является установление количественной меры влияния фактора и его «вклада» в итоговый результат. Сделать это часто бывает сложно из-за того, что интенсивность, продолжительность действия фактора бывают непостоянными и зависят как от индивидуальных особенностей компании, так и от рыночных условий. Для обнаружения влияния факторов прибегают к построению эмпирических зависимостей и разработке экономико-математических моделей. Известны, например, зависимости рентабельности от величины инвестиций, удельных затрат на производство изделий, от его объема (масштаба) и др.
Наряду с отмеченными в табл. 1 факторами следует отметить также роль и значение социально-культурных и идеологических факторов. Сошлемся, в частности, на японские предприятия, успешно конкурирующие не только на региональных, но и на мировых рынках. Успехи японских предприятий породили в свое время многие рассуждения о «чудесах» и «парадоксах» японского управления. Сейчас опыт японского управления хорошо изучен и подтверждает важность влияния на успешную деятельность компаний особенностей психологии работников, этики, поведенческих аспектов, патриотизма по отношению к своему предприятию, порядка принятия решений и т.п. Нельзя не отметить и роль первого руководителя и его команды в той части, что в организационном поведении называется «потребностью в достижении успеха», Руководитель с большой потребностью в успехе будет ставить перед собой и коллективом крупные цели, упорно работать над их достижением и использовать для этого весь свой опыт и способности. Знания, способности, навыки руководителя и специалистов выступают сегодня как важный инструмент конкурентной борьбы.
Конкурентные преимущества имеют иерархию и могут относиться:
· к товару;
· к функциональной сфере деятельности (исследованиям, производству. менеджменту и др.);
· к предприятию, отрасли, экономике страны, обществу в целом.
Конкурентные преимущества компании могут быть:
1. По времени действия:
· краткосрочные;
· долгосрочные.
2. По возможности имитации:
· имитируемые;
· уникальные.
Каждое конкурентное преимущество имеет свой ресурс, поэтому рыночные позиции компании определяются количеством конкурентных преимуществ, их значимостью (доступностью конкурентам) и длительностью жизненного цикла конкурентного преимущества. Чем больше число уникальных, труднодоступных для воспроизведения конкурентных преимуществ и длительность их жизненного цикла. тем прочнее стратегические позиции компании.
Под влиянием изменчивости факторов внешней среды конкурентные преимущества компании могут уменьшаться или вовсе исчезать.
Основнымипричинами утраты конкурентных преимуществ являются:
· Ухудшение факторных условий (увеличение издержек производства, снижение образовательного и квалификационного уровня кадров и др.).
· Снижение инвестиционной привлекательности компании и ее инновационного потенциала (вследствие откладывания организационных изменений из-за нежелания сокращать текущие доходы и вкладывать средства «в свое будущее»).
· Снижение способности к адаптации (бюрократизация, использование морально устаревшего оборудования, длительные сроки создания новой продукции и др.).
· Ослабление конкуренции на рынке (вследствие усиления монополизма, действий правительства по введению высоких пошлин на ввозимые товары и др.).
· Низкие доходы основных групп населения страны, приводящие к снижению требовательности к качеству покупаемых товаров и их разнообразию (ассортименту).
Современные теории конкурентных преимуществ большое внимание уделяют не только конкуренции как таковой, но и сотрудничеству компаний («соконкуренции» — сотрудничество плюс конкуренция).
В бизнес-системе ведется не только конкурентная борьба, но имеется тесная взаимосвязь и взаимозависимость компаний. Поэтому наряду со стратегиями создания односторонних преимуществ должны разрабатываться стратегии развития всей бизнес-системы, в которых выгоду получают все или многие входящие в нее компании. Например, две авиакомпании являются конкурентами на рынке, но в хозяйственных операциях с самолетостроительной компанией они должны сотрудничать, поскольку им выгоднее заказать одну и ту же модель самолета, чем две разные модели, что обойдется им дешевле.
Самолетостроительная компания гоже в выигрыше в результате получения эффекта масштаба.
В табл. 3. представлена классификация конкурентных преимуществ по ряду признаков.
Таблица 3 - Классификация конкурентных преимуществ объектов
Признак классификации | Виды преимуществ | Примеры преимуществ |
1. Отношение к системе (организации, стране и т.п.) | 1.1. Внешние (по отношению к системе) | Благоприятный климат страны. Качественная инфраструктура региона, в котором расположена организация. Стабильная политическая система страны. Современная информационная сеть страны. |
1.2. Внутренние (в системе) | Модульная автоматизированная технология. Квалифицированные кадры организации | |
2. Сфера возникновения преимуществ | 2.1. Природно-климатические | Страна, богатая природными ресурсами. Экономически выгодное географическое положение страны. Стабильность политической ситуации в стране. |
2.2. Социально-политические | Низкий уровень общей преступности в стране. | |
2.3. Технологические | Высокий удельный вес прогрессивного оборудования в организации, отрасли, стране. Высокий уровень автоматизации и управления. Низкий уровень износа основных производственных фондов. Высокий уровень новых информационных технологий на основе электронизации. | |
2.4. Культурные | Высокая организационная культура. Наличие в стране культурных ценностей мирового масштаба. | |
2.5. Экономические | Устойчивая налоговая система. Наличие в организациях отлаженной системы менеджмента. Достаточное финансирование НИОКР и образования. Качественная кредитно-финансовая система страны. Высокая квалификация кадров | |
3. Содержание фактора преимущества | 3.1. Качество товара (услуги) | Известная в мире торговая марка. Высокая надежность объекта. Красивый и современный дизайн, комфортность. |
3.2. Цена товара | Низкие издержки производства за счет использования эффекта масштаба. Высокий уровень унификации. Безотходная технология | |
3. Содержание фактора преимущества | 3.3. Затраты у потребителя товара | Меньший по сравнению с конкурентами удельный расход ресурсов на эксплуатацию товара. Высокая ремонтопригодность товара. |
3.4. Качество сервиса товара | Гарантии в сопроводительной документации. Наличие гарантийного обслуживания товара. Качественная упаковка товара | |
4. Метод или средство получения преимущества | 4.1. По наследству (объективно) | Природные ресурсы страны. Известная торговая марка товара. |
4.2. Обучение | Квалифицированные специалисты по отдельным направлениям и отраслям науки и практики. | |
4.3. Внедрение новшеств (инноваций) | Создание товаров на основе патентов. Внедрение патентованной новой технологии. Внедрение ноу-хау в области менеджмента. | |
4.4. Перемещение | Переезд индивидуума в район (город) с развитой инфраструктурой. Перемещение организации в район с хорошим климатом и дешевыми ресурсами | |
5. Место реализации преимущества | 5.1. Рабочее место | Система «канбан» (точно в срок. Научная организация труда. Автоматизированное рабочее место. |
5.2. Организация | Система менеджмента, ориентированная на достижение конкурентоспособности. | |
5.3. Регион | Качественная производственная инфраструктура региона. Экологичность региона. Устойчивая кредитно-финансовая система в регионе. | |
5.4. Отрасль | Наличие отраслевого центра научно-технической информации. | |
5.5. Страна | Действие государственной программы повышения конкурентоспособное™ страны. Наличие стратегических (на 15-20 лет) программ развития отдельных сфер и страны в целом | |
6. Время (продолжительность) реализации преимущества | 6.1. Стратегические факторы преимущества | Повышение квалификации кадров. Развитие НИОКР. |
6.2. Тактические факторы преимущества | Современная система рекламы. Эффективная система мотивации труда. Соблюдение графика ремонта оборудования | |
7. Вид получаемого эффекта от реализации преимущества | 7.1. Научно-технический прогресс | Получения патента. Увеличение удельного веса прогрессивных технологических процессов 5-го уклада. Освоение новых информационных технологий. |
7.2. Экологический | Уменьшение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов. Уменьшение отходов производства. Улучшение экологичности выпускаемых товаров. | |
7.3. Социальный | Улучшение условий труда и отдыха. Увеличение продолжительности жизни работников. Повышение уровня образованности работников. | |
7.4. Экономический | Прирост объема продаж. Прирост удельной прибыли. Сокращение срока окупаемости инвестиций и др. |
Ж.Ж. Ламбен сгруппировал конкурентные преимущества фирмы в зависимости от различных факторов в две категории, которые могут быть внутренними и внешними.
Конкурентное преимущество называетсявнешним, если оно основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек, либо повышения эффективности.
Конкурентное преимущество являетсявнутренним, если оно базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой или товаром, которое создает ценность для изготовителя, позволяя добиться себестоимости меньшей, чем у конкурента. Эти два типа конкурентного преимущества часто являются несовместимыми, так как имеют разное происхождение и различную природу и при этом требуют различающихся навыков и культуры.
Повлиять на внешние факторы организация не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, а точнее сказать — менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.
Внутренние конкурентные преимущества организации включают шесть групп:
1. Структурные:
· Производственная структура организации.
· Миссия организации.
· Организационная структура организации.
· Специализация и концентрация производства.
· Уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции и составных частей производства.
· Учет и регулирование производственных процессов.
· Персонал.
· Информационная и нормативно-методическая база управления.
· Сила конкуренции на выходе и входе системы.
2. Ресурсные:
· Поставщики.
· Доступ к качественному и дешевому сырью и другим ресурсам.
· Учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов организации.
· Функционально-стоимостный анализ выпускаемой продукции и элементов производства.
· Оптимизация эффективности использования ресурсов.
3. Технические:
· Патентованный товар.
· Патентованная технология.
· Оборудование.
· Качество изготовления товаров.
4. Управленческие:
· Менеджеры.
· Организация поставки сырья, материалов, комплектующих изделий по принципу «точно в срок».
· Функционирование системы менеджмента (конкурентоспособности) организации.
· Функционирование системы управления качеством в организации.
· Проведение внутренней и внешней сертификации продукции и систем.
5. Рыночные:
· Доступ к рынку ресурсов, необходимых организации.
· Доступ к рынку новых технологий.
· Лидирующее положение на рынке товаров.
· Эксклюзивность товара организации.
· Эксклюзивность каналов распределения.
· Эксклюзивность рекламы товаров организации.
· Эффективная система стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания.
· Прогнозирование политики ценообразования и рыночной инфраструктуры.
6. Эффективность функционирования организации:
· Показатели доходности (по показателям рентабельности продукции. производства, капитала, продаж).
· Интенсивность использования капитала (по коэффициентам оборачиваемости видов ресурсов или капитала).
· Финансовая устойчивость функционирования организации.
· Доля экспорта наукоемких товаров.
Внешние факторы конкурентного преимущества товара включают: уровень конкурентоспособности страны; уровень конкурентоспособности организации, выпускающей товар; силу конкуренции на выходе системы среди ее конкурентов; силу конкуренции на входе системы среди поставщиков сырья, материалов и комплектующих: силу конкуренции среди товаров-заменителей; появление новых потребителей; уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров; активность контактных аудиторий.
Внутренние факторы конкурентного преимущества товара: патентоспособность (новизна) структуры или состава товара; рациональность организационной и производственной структур системы; конкурентоспособность персонала системы; прогрессивность информационных технологий; прогрессивность технологических процессов и оборудования; научный уровень системы управления; обоснованность миссии системы.
3. Конкурентные преимущества: понятие, основные виды.
Конкурентное преимущество системы — это какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами.
Наиболее цитируемым автором в зарубежной и отечественной литературе по теории конкуренции, управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособности страны и отраслей является, на наш взгляд, Майкл Портер. Однако его теория разработана на основе анализа многих стран, отраслей и фирм, работающих в условиях сформировавшихся рыночных отношений, характеризующихся стабильностью и высоким качеством правовой системы и рыночных механизмов. К российским переходным условиям эта теория, конечно, не адаптирована и может быть использована только для сведения, как американский опыт.
Классификация конкурентных преимуществ различных объектов
Общая классификация
На основе анализа различных подходов к классификации конкурентных преимуществ нами предлагается осуществлять их классификацию по следующим признакам:
1) отношению к системе;
2) сферам возникновения преимущества;
3) содержанию фактора преимущества;
4) методу или средству получения преимущества;
5) месту реализации преимущества;
6) времени реализации преимущества;
7) виду получаемого конечного результата.
Классификация конкурентных преимуществ по перечисленным выше признакам с последующим их кодированием необходима для автоматизации процесса учета и анализа конкурентоспособности объектов.
В настоящее время, например в России, имеется Общероссийский классификатор продукции и услуг, в соответствии с которым может быть закодирован каждый вид товаров и услуг. Дополнительно к этому коду можно добавить код конкурентного преимущества объекта из 12 знаков (6 признаков с дальнейшей детализацией, табл. 4).
Таблица 4 - Классификация конкурентных преимуществ объектов
Признак классификации | Вид преимущества | Пример преимущества |
1. Отношение к системе (организации, стране и т.п.) | Внешние (по отношению к системе) | Благоприятный климат страны Качественная инфраструктура региона, в которой расположена организация Стабильная политическая система страны Современная информационная сеть страны |
Внутренние (в системе) | Принятые обществом ценности организации Модульная автоматизированная технология Квалифицированные кадры организации | |
2. Сфера возникновения преимуществ | Природно-климатические | Страна, богатая природными ресурсами Экономически выгодное географическое положение страны Умеренно континентальный климат |
Социально-политические | Устоявшиеся рыночные отношения в стране Стабильность политической ситуации в стране Отлаженная законодательная система в стране Низкий уровень общей преступности в стране | |
Технологические | Высокий удельный вес прогрессивного оборудования в организации, отрасли, стране Высокий уровень автоматизации производства и управления Низкий уровень износа основных производственных фондов Высокий уровень новых информационных технологий на основе электронизации Высокий удельный вес патентов страны в мировом сообществе Мобильность технологий | |
Культурные | Ценности страны, организации, ориентированные на духовное развитие личности Высокая организационная культура Наличие в стране культурных ценностей мирового масштаба | |
Экономические | Устойчивая и эффективная налоговая система Устойчивая система государственного регулирования экономики Применение в организациях методов моделирования и исследования операций Наличие в организациях отлаженной системы менеджмента Достаточное финансирование НИОКР и образования Приоритет в стратегиях будущих интересов Наличие стратегии обеспечения экономической безопасности страны Качественная кредитно-финансовая система страны Высокая квалификация кадров | |
3. Содержание фактора преимущества | Качество товара (услуги) | Известная в мире торговая марка Высокая надежность объекта Красивый и современный дизайн, комфортность Оптимальная производительность (скорость, мощность и т. п.) Экологичность |
Цена товара | Низкие издержки производства за счет использования эффекта масштаба Высокий уровень унификации Безотходная технология Высокая конкуренция у поставщиков | |
Затраты у потребителя товара | Наличие товаров-заменителей для потребителей товара Высокий уровень конкуренции у изготовителей данного товара Меньший по сравнению с конкурентами удельный расход ресурсов на эксплуатацию товара | |
Качество сервиса потребителей товара | Высокая ремонтопригодность товара Автоматизированная система учета отказов и затрат у потребителя Высокий уровень конкуренции у изготовителей данного товара Надежный имидж изготовителя Обоснованные гарантии в сопроводительной документации Наличие станции (предприятия и т. п.) гарантийного обслуживания товара Качественная инфраструктура рынка Качественная упаковка товара | |
4. Метод или средство получения преимущества | По наследству (объективно) | Природные ресурсы страны Известный бренд |
Обучение | Квалифицированные специалисты по отдельным направлениям и отраслям науки и практики Изобретатели Создание товаров на основе патентов | |
Внедрение новшеств (инновации) | Внедрение патентованной новой технологии Внедрение ноу-хау в области менеджмента Освоение нового рынка Внедрение новой технологии в области рекламы товара | |
Перемещение | Переезд индивидуума в район (город) с развитой инфраструктурой Перемещение организации в район с хорошим климатом и дешевыми ресурсами | |
5. Место реализации преимущества | Рабочее место | Система «канбан» (точно в срок) Научная организация труда Автоматизированное рабочее место конструктора |
Организация | Система менеджмента, ориентированная на достижение конкурентоспособности Высокая конкуренция на «входе» организации Системы автоматизированного проектирования (САПР) | |
Регион | Качественная производственная инфраструктура региона Экологичность региона Устойчивая кредитно-финансовая система в регионе | |
Отрасль | Высокая конкуренция в отрасли Вертикальная и горизонтальная интеграция в отрасли Наличие отраслевого центра научно-технической информации Наличие отраслевого патентного фонда | |
Страна | Действие государственной программы повышения конкурентоспособности страны Наличие стратегических (на 15—20 лет) программ развития отдельных сфер и страны в целом | |
Мировое сообщество | Высокий уровень унификации и стандартизации разных сфер деятельности Защита прав человека Интеграция и кооперирование Взаимопомощь стран Защита планеты Земля | |
6. Время (продолжительность) реализации преимущества | Стратегические факторы преимущества | Применение опережающей базы сравнения при планировании обновления товара на пятилетний период Повышение квалификации кадров Развитие НИОКР Современная система рекламы |
Тактические факторы преимущества | Эф |