Понятие и виды конкурентоспособности
К 4. Типовые факторы конкурентного преимущества
Различных объектов
2.1. Персонал
В работе персонал будем подразделять на три категории: рабочий, специалист, менеджер.
Проявление конкурентных преимуществ определяется внешними или внутренними условиями. Специалист, работающий в конкурентоспособной среде, будет и сам стремиться быть конкурентоспособным. Однако в какой мере он будет конкурентоспособным в соответствующей среде, определяется ценностями самого специалиста. Как правило, внешние условия являются решающими в достижении конкурентоспособности. В соответствии с такими законами организации, как закон наименьших и закон пропорциональности, специалист с наименьшей конкурентоспособностью будет подтягиваться (стремиться) к специалистам с наивысшей конкурентоспособностью.
Внутренние, или индивидуальные, конкурентные преимущества персонала по своей природе можно условно подразделять на наследственные и приобретенные.
К наследственным конкурентным преимуществам персонала мы относим:
• способности (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду деятельности);
• темперамент;
• физические данные.
К приобретенным конкурентным преимуществам персонала мы относим:
•деловые качества (образование, специальные знания, навыки и умения);
•интеллигентность и культура;
• целенаправленность мотивации деятельности (умение формулировать личные цели и цели коллектива);
• характер (отношение к труду, к другим, к себе, к вещам);
• умение управлять своими эмоциями, воля, стрессоустойчивость;
• общительность, коммуникабельность;
• организованность;
• возраст и др.
Отнесение конкурентных преимуществ персонала к наследственным или приобретенным в какой-то мере условно. Например, способность к данному виду деятельности развивается по мере накопления опыта в данной сфере. Остальные аспекты способности — одаренность, талант, гениальность — в большей мере являются наследственными. Физические данные человека среднестатистически определяются наследственными факторами. Индивидуум тренировкой может улучшить свои наследственные параметры.
Приведенный перечень конкурентных преимуществ персонала является ориентировочным, в конкретном коллективе он, конечно, будет уточняться. Перечень можно назвать типовым для всех категорий работников. Преимущества конкретной категории работников должны быть согласованы (состыкованы) с миссией и стратегией социальной или производственной системы, в которой трудится работник.
2.2. Товары и услуги
Принципиально системы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг отличаются друг от друга незначительно. Эти отличия будут устанавливаться в каждом конкретном случае. Поэтому в данной работе мы будем пользоваться единым термином «товар».
Конкурентоспособность товара определяется четырьмя статичными интегральными показателями первого уровня (на нулевом уровне — конкурентоспособность): качеством товара; его ценой; затратами на эксплуатацию (применение, использование) товара за его жизненный цикл; качеством сервиса потребителей товара, а также динамичными факторами (см. рис. 6.2).
Значения перечисленных четырех статичных интегральных показателей конкурентоспособности товара зависят от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара.
В табл. 5приведены перечень основных внешних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния. Для оценки влияния каждого фактора конкурентного преимущества товара требуется выполнить очень большой объем работ, методика выполнения большинства из них излагается в данной работе. Объективно эти факторы определяются внешней средой системы.
Таблица 5 - Перечень внешних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность
Внешний фактор конкурентного преимущества товара, определяемый внешней средой системы | Направленность влияния фактора на конкурентоспособность товара |
Уровень конкурентоспособности страны | С повышением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара |
Уровень конкурентоспособности отрасли | То же |
Уровень конкурентоспособности региона | То же |
Уровень конкурентоспособности организации, выпускающей товар | То же |
Сила конкуренции на выходе системы | Увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара |
Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов | То же |
Сила конкуренции среди товаров-заменителей | То же |
Появление новых потребностей | Снижает конкурентоспособность выпускаемого товара |
Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой | Повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара |
Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, средств массовой информации и т. д.) | С повышением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается |
В табл. 6 приведены перечень основных внутренних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность. Силу воздействия на конкурентоспособность товара перечисленных внутренних факторов конкурентного преимущества можно измерить на основе подходов, изложенных в теме 4.
Таблица 6 - Перечень внутренних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность
Внутренний фактор конкурентного преимущества товара, определяемый системой | Направленность влияния фактора на конкурентоспособность товара |
Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара | С повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность |
Рациональность организационной и производственной структур системы | Структура системы должна отвечать принципам рационализации производственных структур и процессов. Тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара |
Конкурентоспособность персонала системы | Повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара |
Прогрессивность информационных технологий | С увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара |
Прогрессивность технологических процессов и оборудования | С увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара |
Научный уровень системы управления (менеджмента) | С увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов управления повышается конкурентоспособность товара |
Обоснованность миссии системы | Миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров |
2.3. Организация (фирма)
Факторы конкурентного преимущества организации мы подразделяем на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. В данной работе приведены типовые конкурентные преимущества, характерные для гипотетической организации. Конкретная российская организация может иметь лишь несколько из перечисленных конкурентных преимуществ.
Внутренние конкурентные преимущества организации достигаются и реализуются персоналом, среди которого особую роль играют руководители.
Внутренние конкурентные преимущества организации можно разделить на пять групп:
1) структурные, образуемые при проектировании организации;
2) ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
3) технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
4) управленческие;
5) рыночные.
Перечисленные конкурентные преимущества интегрируются в показаниях эффективности функционирования организации.
В табл. 7 приведен перечень внешних факторов конкурентного преимущества организации.
Таблица 7 - Перечень внешних факторов конкурентного преимущества организации
Внешний фактор конкурентного преимущества организации | Что необходимо сделать для достижения и использования конкурентного преимущества в условиях России |
Уровень конкурентоспособности страны | Открыть организацию в стране с высоким уровнем конкурентоспособности либо повышать конкурентоспособность своей страны |
Уровень конкурентоспособности отрасли | Принять меры по повышению конкурентоспособности отрасли либо уйти из нее в другую, более конкурентоспособную отрасль |
Уровень конкурентоспособности региона | Принять меры по повышению конкурентоспособности региона либо уйти из него в другой, более конкурентоспособный регион |
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране и регионах | Переработать законодательную базу и НМД по малому и среднему бизнесу, ориентировав ее на эффективное и законопослушное ведение бизнеса |
Правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов | Переработать законодательную базу функционирования экономики как систему кодексов и прав (конкурентное, антимонопольное, административное, трудовое и др.) |
Открытость общества и рынков | Развитие международного сотрудничества и интеграции, международной свободной конкуренции |
Научный уровень управления экономикой страны, отрасли, региона и т. д., применяемость инструментов новой экономики | Применение рассмотренных в темах 2—5 экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации в статике и динамике, 20 научных подходов к управлению и специфических принципов управления различными объектами, методов управления на всех уровнях иерархии. Если руководитель не владеет научными методами, едва ли ими будет владеть исполнитель |
Национальная система стандартизации и сертификации | Активизация работ в этой области, усиление контроля соблюдения международных стандартов и соглашений, правовое обеспечение гармонизации с международной системой |
Государственная поддержка развития человека | Увеличить в десятки раз в российском бюджете расходы на образование, здравоохранение и социальную сферу |
Государственная поддержка науки и инновационной деятельности | Совершенствовать систему трансферта (разработка новшеств, их инновация и диффузия), увеличить в десятки раз расходы из бюджета на науку |
Качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии | Создание единых национальных информационных центров по сферам или отраслям народного хозяйства, отвечающих последнему слову науки и техники |
Уровень интеграции внутри страны и в рамках мирового сообщества | Вступление России в международные организации и развитие по международным законам |
Налоговые ставки в стране и регионах | Пересмотреть налоговую систему, по возможности состыковать и унифицировать ставки |
Процентные ставки в стране и регионах | Пересмотреть систему процентных ставок на всех уровнях управления и направлениях инвестирования |
Наличие доступных и дешевых природных ресурсов | Увеличить удельный вес добываемых из недр земли ресурсов, находящихся в государственной собственности, не менее чем до 50%. Отладить государственный контроль за расходованием ресурсов |
Система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране | Поступление международных, государственных и спонсорских инвестиций в данную сферу и их расходование должны находиться под государственным контролем и давать конкретный результат |
Климатические условия и географическое положение страны или региона | Охранять окружающую природную среду, повышать качество среды обитания и развивать конкурентные преимущества в этой сфере |
Уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране | Комплексно формировать и реализовывать рыночные отношения |
В табл. 8 приведен перечень внутренних факторов конкурентного преимущества организации.
Перечисленные в табл. 7 и 8 внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества организации являются максимально возможными для абстрактной организации. Для конкретного предприятия количество конкурентных преимуществ может быть любым.
Значение каждого преимущества можно рассчитать количественно и проанализировать в динамике. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. В принципе, чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества и смелее смотреть в будущее.
Таблица 8 - Перечень внутренних факторов конкурентного преимущества организации
Внутренний фактор конкурентного преимущества организации | Что необходимо сделать для достижения и использования конкурентного преимущества |
Структурные: | |
- производственная структура организации | Проектировать организации на основе гибких производственных систем, из автоматизированных модулей и систем |
- миссия организации | Миссия должна содержать оригинальную идею, эксклюзивную сферу деятельности, конкурентоспособный продукт, популярную товарную марку, бренд и т. д. |
- организационная структура организации | Организационная структура должна строиться на основе дерева целей организации с горизонтальной координацией всех работ менеджером по конкретному товару (проблемно-целевая организационная структура) |
- специализация и концентрация производства | Осуществлять проектирование организации на основе анализа принципов рационализации структур и процессов, применяя методы моделирования |
- уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции и составных частей производства | Выполнять весь комплекс работ по унификации и стандартизации различных объектов с целью их упорядочения по типоразмерам, видам, методам и т. д. |
- учет и регулирование производственных процессов | Включить в структуру организации средства автоматизации учета соблюдения принципов пропорциональности, непрерывности, прямоточности, параллельности, ритмичности протекания отдельных процессов |
- персонал | Постоянно осуществлять отбор персонала, повышать его квалификацию и создавать условия для продвижения, мотивировать качественный и эффективный труд с целью обеспечения конкурентоспособности персонала |
- информационная и нормативно-методическая база управления | При проектировании и развитии структур в информационные системы следует закладывать качественную информацию и нормативно-методические документы |
- сила конкуренции на выходе и входе системы | При выборе сферы деятельности и поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, кадров и т. д., анализировать силу конкуренции и выбирать конкурентоспособных поставщиков. |
Ресурсные: | |
- поставщики | Постоянно анализировать конкурентную среду, количество поставщиков, силу конкуренции между ними, их конкурентоспособность для выбора наилучших |
- доступ к качественному дешевому сырью и другим ресурсам | Следить за параметрами рынка, чтобы не упустить возможного доступа к качественному и дешевому сырью |
- учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов организации | Стимулировать проведение подобного анализа, так как в будущем экономия ресурсов у потребителей своих товаров будет приоритетным направлением деятельности организации, фактором конкурентного преимущества |
- функционально-стоимостный анализ выпускаемой продукции и элементов производства | Стимулировать проведение подобного сложного, но эффективного анализа |
- оптимизация эффективности использования ресурсов | Поддерживать работу по оптимизации ресурсов, так как глобальная цель конкуренции — экономия ресурсов и повышение качества жизни |
Технические: | |
- патентованный товар | Продолжать работу по увеличению количества изобретений и патентов |
- патентованная технология | То же |
- оборудование | Увеличивать удельный вес прогрессивного технологического оборудования, снижать его средний возраст |
- качество изготовления товаров | Применять современные методы контроля и стимулирования качества для удержания конкурентного преимущества |
Управленческие: | |
- менеджеры | Увеличивать удельный вес конкурентоспособных менеджеров |
- анализ выполнения законов организации | По результатам анализа законов организации должны разрабатываться и реализовываться мероприятия по совершенствованию процессов |
- организация поставки сырья, материалов, комплектующих изделий по принципу «точно в срок» | Удержание этого конкурентного преимущества требует высокой дисциплины по всему циклу движения материалов |
- функционирование системы менеджмента (конкурентоспособности) организации | Разработать и внедрить систему. Дальнейшее удержание этого конкурентного преимущества требует высокой квалификации персонала, применения научных методов управления |
- функционирование системы управления качеством в организации | Система управления качеством должна соответствовать международным стандартам ИСО 9000:2000, научным подходам и принципам управления качеством |
- проведение внутренней и внешней сертификации продукции и систем | Удержание этого преимущества возможно при достижении высокой конкурентоспособности выпускаемой продукции |
Рыночные: | |
- доступ к рынку ресурсов, необходимых организации | Для получения этого преимущества необходимо изучить параметры рынков на входе системы (организации), а для его сохранения — проводить мониторинг рыночной инфраструктуры |
- доступ к рынку новых технологий | То же |
- лидирующее положение на рынке товаров | Для удержания этого главного преимущества необходимо постоянно принимать меры по удержанию всех конкурентных преимуществ организации |
- эксклюзивность товара организации | Это преимущество достигается высокой патентоспособностью товаров, что, в свою очередь, обеспечивает их конкурентоспособность по сравнению с товарами-заменителями |
- эксклюзивность каналов распределения | Это преимущество достигается высоким уровнем логистики, сохраняется конкурентоспособными маркетологами и работниками сбыта |
- эксклюзивность рекламы товаров организации | Для сохранения преимущества необходимы высокая квалификация работников рекламы и достаточные средства на нее |
- эффективная система стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания | Преимущество достигается высокой квалификацией экономистов, психологов и менеджеров организации и, конечно, необходимыми средствами |
- прогнозирование политики ценообразования и рыночной инфраструктуры | Для сохранения этого конкурентного преимущества необходимо по своим товарам анализировать действие закона спроса, предложения, конкуренции и др., иметь качественную информационную базу и квалифицированных специалистов |
Эффективность функционирования организации: | |
- показатели доходности (по показателям рентабельности продукции, производства, капитала, продаж) | Экономические показатели определяют качество функционирования организации по всем аспектам и направлениям. Поэтому для удержания своих конкурентных преимуществ организация должна повышать научный уровень управления |
- интенсивность использования капитала (по коэффициентам оборачиваемости видов ресурсов или капитала) | Уровни доходности, интенсивности использования капитала и финансовой устойчивости функционирования организации определяются индивидуально. |
- финансовая устойчивость функционирования организации | Чем выше сила конкуренции в отрасли, тем меньше будет доходность и себестоимость товаров, но выше качество товаров |
- доля экспорта наукоемких товаров | Конкуренция является также фактором повышения эффективности использования всех ресурсов |
2.4. Отрасль
Отличия преимуществ отрасли, региона и страны зависят от многих факторов. Конкурентные преимущества отрасли во многом схожи с конкурентными преимуществами организации, входящей в данную отрасль.
Так, к внешним конкурентным преимуществам отрасли относятся:
• высокий уровень конкурентоспособности страны;
• активная государственная поддержка малого и среднего бизнеса;
• качественное правовое регулирование функционирования экономики страны;
• открытость общества и рынков;
• высокий научный уровень управления экономикой страны;
• гармонизация национальной системы стандартизации и сертификации с международной системой;
• соответствующая государственная поддержка науки и инновационной деятельности;
• высокое качество информационного обеспечения управления страной;
• высокий уровень интеграции внутри страны и в рамках мирового сообщества;
• дифференцированные налоговые ставки в стране;
• низкие процентные ставки в стране;
• наличие доступных и дешевых ресурсов;
• качественная система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране;
• хорошие климатические условия и географическое положение страны;
• высокий уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране и др.
К внутренним конкурентным преимуществам отрасли мы относим:
• высокую потребность в товаре отрасли;
• оптимальный уровень концентрации, специализации и кооперирования в отрасли;
• оптимальный уровень унификации и стандартизации продукции отрасли;
• высокий удельный вес конкурентоспособного персонала в отрасли;
• качественную информационную и нормативно-методическую базу управления в отрасли;
• конкурентоспособных поставщиков;
• наличие доступа к качественному дешевому сырью и другим ресурсам;
• выполнение работ по оптимизации эффективности использования ресурсов;
• высокий уровень радикальных новшеств (патентованные товары, технологии, информационные системы и т. д.);
• конкурентоспособных менеджеров;
• функционирование в организациях отрасли системы обеспечения конкурентоспособности;
• проведение сертификации продукции и систем;
• эксклюзивность товара отрасли;
• высокую эффективность организации отрасли;
• высокую долю экспорта наукоемких товаров;
• высокий удельный вес конкурентоспособных организаций и товаров отрасли и др.
2.5. Регион
В данной работе к разновидностям региональных образований относятся: республика, край, область, город. От обоснованности структуры и качества функционирования отдельных отраслей инфраструктуры региона зависят стабильность, эффективность и конкурентоспособность находящихся в регионе организаций, предприятий, фирм, компаний, учреждений и др.
Конкурентные преимущества региона определяются следующими группами факторов:
1) конкурентоспособностью страны, в которую входит регион;
2) природно-климатическими, географическими, экологическими и социально-экономическими параметрами региона;
3) предпринимательской и инновационной активностью в регионе;
4) уровнем соответствия (отставания или опережения) параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам;
5) уровнем международной интеграции и кооперирования региона.
На основе перечисленных групп факторов каждый регион (или третья сторона) может сформулировать свои конкурентные преимущества и рекламировать их в средствах массовой информации для привлечения инвестиций.
2.6. Страна
Конкурентными преимуществами страны могут быть:
1) значительные расходы из госбюджета на НИОКР (например, в США в 2000 г. — 3,5% ВВП, России — 0,4%);
2) значительные вложения в развитие человека (на образование, здравоохранение, социальные нужды, например, в США в 2000 г. на образование из бюджета — 7% ВВП, а в России — 0,5%);
3) стабильность политической и правовой системы страны;
4) доля ВВП на душу населения;
5) высокая продолжительность жизни;
6) высокая эффективность использования ресурсов;
7) оптимальный экспорт;
8) низкая инфляция;
9) наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение страны;
10) значительная доля конкурентоспособных фирм;
11) конкурентоспособность трудовых ресурсов;
12) гибкость финансовой системы;
13) динамичность внутреннего рынка;
14) отсутствие сверхнормативной государственной задолженности;
15) высокая образованность населения страны;
16) сильная конкуренция во всех сферах деятельности на основе знаний;
17) открытость страны, высокий уровень международной интеграции и кооперирования;
18) высокое качество инфраструктуры рынков и регионов (субъектов Федерации);
19) низкие налоговые и таможенные ставки;
20) высокая культура бизнеса в стране и др.
5 ТЕОРИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА МАЙКЛА ПОРТЕРА
Для выживания или победы в жесткой конкурентной борьбе любая система должна обладать определенными преимуществами перед своими конкурентами.
В последние годы почти в любой книге по конкуренции, конкурентным преимуществам или конкурентоспособности имеются ссылки на фундаментальную книгу "Международная конкуренция" Майкла Портера, изданную в 1990 г. в США, в 1993 г. — в России. Глобальные исследования в течение нескольких лет проводила основная группа из 24 человек — ученых и специалистов США, Японии, Германии, Великобритании, Италии, Швеции, Дании, Кореи, Швейцарии. Информация была собрана по перечисленным странам за 1970—1987 гг. В учебной и научной литературе отмечается ряд теоретических новинок — разработок коллектива под руководством М. Портера.
М. Портер рассматривает следующие стадии конкурентоспособности страны:
1)стадия факторов производства;
2)стадия инвестиций;
3)стадия нововведений;
4)стадия богатства.
На первых трех стадиях происходит экономический рост страны, а на последней стадии — стадии богатства — происходит спад конкурентоспособности (эту стадию прошли в 80-е годы Швеция и Великобритания, которые потом вернулись в стадию нововведений).
М. Портер приводит детерминанты конкурентного преимущества страны, которые он называет еще и свойствами страны (рис. 3.1).
Детерминанты конкурентного преимущества страны, или национальный "ромб", — это система, компоненты которой взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные. Так, большой спрос на продукцию фирмы сам по себе не даст ей конкурентного преимущества, если острота конкуренции недостаточна, чтобы фирма приняла этот спрос к сведению. Кроме того, преимущества в одном детерминанте могут создать или усилить преимущества в других.
Конкурентное преимущество на основе только одной-двух детерминант возможно лишь в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где мало приморозить" или изменить структуру отрасли и тем самым дать возможность фирмам одной страны обойти фирмы другой. Во многих отраслях такие "случайности" немало способствовали смене позиций в конкурентной гонке.
Действия правительства в лице государственных учреждений любого уровня могут и усилить, и ослабить конкурентное преимущество страны. Особенно четко это видно при анализе влияния политики правительства на каждый из детерминантов. Так, антимонопольная политика сказывается на конкуренции на внутреннем рынке, законодательные акты могут повлечь изменение спроса на внутреннем рынке, ассигнования на образование могут изменить положение некоторых факторов производства, а государственные закупки — стимулировать родственные и поддерживающие отрасли. В целом же, повторим, государственная политика, проводимая без учета ее влияния на систему детерминантов, с равным успехом может подорвать конкурентное преимущество страны, но может и усилить его.
М. Портер отмечает, что стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики — не важно, действуют они только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, — суть конкуренции выражается пятью силами (рис. 3.2).
Пять сил конкуренции определяют прибыльность отрасли, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы конкурировать в этой отрасли. Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности в отрасли, потому что они привносят в нее новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка сбыта, тем самым снижая позиционную прибыль.
Мощные покупатели или поставщики, торгуясь, извлекают выгоду и снижают прибыль фирмы Ожесточенная конкуренция в отрасли снижает прибыльность, ибо за то, чтобы сохранить конкурентоспособность, приходится платить (расходы на рекламу, организацию сбыта, НИОКР и т д), или же прибыль "утекает" к покупателю за счет снижения цен Наличие товаров-заменителей ограничивает цену, которую могут запросить фирмы, конкурирующие в этой отрасли; более высокие цены побудят покупателей обратиться к заменителю и снизят объем производства в отрасли
Значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли, т. е. ее основными экономическими и техническими характеристиками, Например, воздействие покупателя зависит от следующих факторов, сколько у фирмы покупателей, какая часть объема сбыта приходится на одного покупателя, является ли цена товара значительной частью общих расходов покупателя (это делает товар "чувствительным к цене"). Угроза появления новых конкурентов зависит от того, насколько трудно новому конкуренту "внедриться" в отрасль (это определяется такими показателями, как верность покупателей какой-либо марке, масштаб производства и необходимость подключаться к сети посредников).
М. Портер считает, что позицию фирмы в отрасли определяет конкурентное преимущество. В конечном счете фирмы обходят своих соперников, если имеют прочное конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество делится на два основных вида: 1) более низкие издержки и 2) дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем у конкурента. Дифференциация — это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.
Трудно, но все-таки можно получить конкурентное преимущество на основе и более низких издержек, и дифференциации. Тем не менее, любая действенная стратегия должна уделять внимание всем типам конкурентного преимущества, хотя и строго придерживаясь одного из них. Фирма, сосредоточившаяся на низких издержках, должна тем не менее обеспечить приемлемые качество и обслуживание Точно так же товар фирмы, выпускающей дифференцированную продукцию, должен быть не настолько дороже товаров конкурентов, чтобы это было в ущерб фирме.
Конкурентные стратегии
Стратегия конкуренции — стратегия, которая позволяет организации занять сильную позицию в конкурентной борьбе, обеспечивает ей наибольшее конкурентное преимущество, определяет основные принципы и ориентиры поведения предприятия на рынке, желательные характеристики состава потребителей, характер конкурентной борьбы. Сущностная характеристика стратегии конкуренции — формирование системы взаимодействия компании с ее конкурентами на товарном рынке (сегменте), направленная на достижение целей компания.
Под стратегией условимся понимать систему основополагающих правил, приемов, необходимых для выработки и принятия научно обоснованных долгосрочных принципиально важных управленческих решений, которыми фирма должна руководствоваться в своей производственно-хозяйственной, сбытовой, финансовой, инвестиционной, реинжиниринговой и других видах деятельности, с целью получения в перспективе устойчивых и доминирующих конкурентных преимуществ на целевом рынке.
Стратегия выступает в качестве эффективного средства достижения долгосрочных целей в области конкуренции, которые фирма сформулировала в миссии.
Конкурентная стратегия — комплекс научно разработанных методических и управленческих решений, предусматривающих наиболее полное удовлетворение потенциальных покупателей за счет завоевания наилучшей позиции на целевом рынке. Это обеспечивается благодаря сформированным значительным конкурентным преимуществам.
Целью конкурентной стратегии является достижение существенного превосходства над главными конкурентами в части предложения приемлемых по потребительским свойствам и цене товаров и услуг.
Специфические черты стратегии конкуренции: многообразие стратегий конкуренции, которые зависят от товарных и географических сегментов рынка; возможность использования компанией разных стратегий конкуренции на одном и том же рынке относительно разных конкурентов (групп конкурентов).
Процесс формирования стратегии конкуренции включает в себя этапы.
Этап анализа. Выделяются и анализируются наиболее значимые факторы внешней среды (состояние конкуренции на рынке, «расстановка сил» на отраслевом рынке) и управляемые переменные (роль компании на рынке, модель поведения компании, конкурентная позиция компании).
Этап формирования стратегии. Определяются возможные варианты стратегий и выбираются конкретные стратегии конкуренции в зависимости от целей компании в отношении конкурентов и желаемой позиции на рынке.
Этап реализации. Инструментом реализации стратегии конкуренции является маркетинговый план компании, который обеспечивает функциональ