Оценка эффективности управления предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса: показатели, методы

Подведение итогов управленческой деятельности предполагает рассмотрение двух важных категорий – эффект и эффективность. Эффект является отражением результата деятельности, т.е. того конечного состояния, к которому стремится управляемый объект. Эффективность учитывает не только результат деятельности, но и рассматривает условия (затраты, процесс), при которых он достигнут. Достоверная оценка эффективности управления должна носить комплексный характер. Система показателей эффективности управления, включает: показатели эффективности труда работников аппарата управления; показатели эффективности процесса управления (функций, коммуникаций, принятия и реализации решений); показатели эффективности системы управления (иерархии управления); показатели эффективности механизма управления (структурно-функционального, финансового, маркетингового, социального, инновационного).

Для обоснованной оценки эффективности управления наиболее распространенными являются: экономическая эффективность – определяется количественными параметрами (экономия времени, затрат труда, прибыльность, срок окупаемости и др.); социальная эффективность – характеризуется качественными показателями (повышение квалификации, улучшение условий труда и быта, формирование организационной культуры, удовлетворение запросов потребителей и др.).

В целом оценка эффективности системы управления заключается в сопоставлении результатов управленческой деятельности (организации в целом) и затрат (ресурсов), связанных с функционированием системы управления с учетом фактора времени.

Эф = Результат (эффект) / Затраты

Существует несколько подходов к расчету экономических показателей, позволяющих прямо или косвенно оценить эффективность управления. Они включают следующие показатели:

Эффективность управления Эу:

Оценка эффективности управления предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса: показатели, методы - student2.ru (1)

где П – прибыль организации;

Ру – расходы на управление.

Коэффициент численности управленческих работников Кч:

Оценка эффективности управления предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса: показатели, методы - student2.ru (2)где Чу – чиленность работников аппарата управления;

Ч –общая численность работников организации.

Коэффициент расходов на управление КР:

Оценка эффективности управления предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса: показатели, методы - student2.ru (3)

где Ру – расходы на управление;

Р – общие расходы организации.Коэффициент расходов на управление на единицу оказанных услуг (реализованной продукции) КРО:

Оценка эффективности управления предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса: показатели, методы - student2.ru (4)

где О – количество или объем оказанных услуг (реализованной продукции).

Коэффициент эффективности расходов на управление КОР:

Оценка эффективности управления предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса: показатели, методы - student2.ru (5)

Коэффициент эффективности управления за счет роста производительности труда КПР:

Оценка эффективности управления предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса: показатели, методы - student2.ru (6)

где ПР – производительность труда.

Динамическая эффективность управления Эдин:

Оценка эффективности управления предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса: показатели, методы - student2.ru (7)

где Пtи По – прибыль в отчетном и базисном периоде;

Рt и Ро – расходы в отчетном и базисном периоде.

Совокупная оценка эффективности управления:

Оценка эффективности управления предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса: показатели, методы - student2.ru (8)

где ПП, ППТ, ПУ, ПФ, … Пi – динамика показателей эффективности организации (прибыль, производительность труда, расходы на управление, фонд оплаты труда, … i-показатель). Оценка экономической эффективности управления предприятием должна дополняться обоснованием социальной эффективности.

Наши рекомендации