Оценка эффективности управления предприятием ресторанно – гостиничного бизнеса: показатели, методы.

Анализ эффективности управления предприятием РГБ - задача, с которой консультанты сталкиваются в самых различных ситуациях. До недавнего времени на практике чаще всего этот вопрос возникал в связи с кризисным положением компаний. Стандартный анализ финансовых коэффициентов может выявить существенные отклонения от нормы, но для того, чтобы разобраться, связано ли ухудшение показателей с воздействием внешних неблагоприятных факторов или является следствием неэффективного управления, нужны дополнительные исследования (т.н. «управленческий аудит»).

Кроме того, в последнее время все чаще анализ эффективности систем управления оказывается востребованным в связи с созданием или реорганизацией предприятий РГБ. В случае, когда речь идет об унификации систем управления в гостиницах, входящих в единый комплекс предприятий, крайне важно определить какую модель управления принять в качестве базовой. Очевидное решение состоит в том, чтобы проанализировать эффективность систем управления в каждом предприятии РГБ и взять за основу наиболее эффективную, «подгоняя» под нее остальные.

В экономической литературе, как известно, при определе­нии уровня результативности управленческой деятельности на предприятии (организации) общепризнанно применяется пока­затель эффективности. Это является следствием специфики труда управленцев, т.е. управ­ленческий персонал, в отличие от производственных работников, воздействует на предмет материального производства и влияет на эффективность производства не непосредственно, а опосре­дованно, через деятельность других работников. Категория производительности может быть использована для характеристики успешности труда управленческого персонала. Однако, в настоящее время прямая оценка эффективности управленческой деятельности затруднена в связи с недостаточной разработанностью многих вопросов в данной области как в теоретическом, так и в практическом плане.

В первую очередь сложность проведения оценки эффективнос­ти управленческой деятельности заключается в том, что очень трудно выделить трудовой вклад управленческого персонала из ре­зультатов работы предприятия, которые являются следствием деятельности всего производственного коллектива, а также воз­действия ряда внешних, по отношению к предприятию, условий и факторов. Можно выделить несколько подходов к оценке эффективности труда управленцев.

Анализ экономической литературы показал, что одни эко­номисты предлагают оценивать эффективность управленческой дея­тельности по результатам аттестации управленцев, другие - с определением загрузки и численности персонала и т.д. Вследствие этого для оценки эффективности управленческой деятельности разными авторами предлагаются различные показатели. Всех авторов, касающихся данного вопроса в своих работах, условно можно объединить в три группы.

Первые предлагают проводить оценку эффективности труда управленцев на основе одного обобщаю­щего показателя. В качестве такого показателя авторы данного направления предлагают использовать величину реализованной продукции и массу прибыли, приходящуюся на 1 руб. затрат по содержанию аппарата управления; степень выполнения управленческим персоналом нормированных производственных заданий;2 выработку на одного рабо­тающего; затраченные усилия (по затратам времени).

Вторая группа авторов предлагает использовать систему показателей для оценки эффективности управленческой деятель­ности:

а) размер прибыли, приходящийся на одного управленца;

б) выполнение планового задания; качество выполняемых работ.

Суть третьего подхода состоит в оценке эффективности труда управленцев по единому интегральному показателю, кото­рый рассчитывается на основе нескольких частных показателей. Несмотря на такое большое и разнообразное количество предлагаемых показателей и методов оценки эффективности уп­равленческой деятельности, все они не в пол­ной мере отражают эффективность труда управленцев. Одни из них в большей степени направлены на отражение затрат труда, другие результатов труда.

Эффективность труда управленческого персонала прежде всего определяется простыми моментами процесса труда, т.е. целесообразной деятельностью или самим трудом, предметами труда и средствами труда. Поэтому эффективность труда управ­ленцев можно представить как соотношение между факторами, определяющими эффективность труда управленцев и показателями, характеризующими социально-экономические резуль­таты их труда. К определяющим факторам относятся основные элементы производственного процесса без взаимодействия кото­рых невозможно получение определенного результата, а имен­но: личные, вещественные и организационные.

А в качестве условий необходимых для функционирования рабочей силы, выступают вещественные и организационные факторы. Показателем же, характеризующим эф­фективность управленческой деятельности является ее социально- экономические результаты, отнесенные к совокупным затратам на их получение.

В настоящее время основными показателями эффективности управления предприятие, активно применяющимися на предприятиях РГБ являются коэффициенты группы «Рентабельность продаж». С их помощью возможно оценить прибыльность всех направлений деятельности предприятия.

Рентабельность всех операций по балансовой прибыли - общая прибыль на рубль оборота (OMP). Показывает, насколько эффективно и прибыльно предприятие ведет свою деятельность по всем направлениям и какова доля балансовой прибыли в выручке от продаж (доходах). Расчет коэффициента производится по формуле, где числитель - объем балансовой прибыли, знаменатель - выручка (валовой доход) от реализации продукции плюс доход от прочей реализации и от внереализационных операций.

Рентабельность всех операций по чистой прибыли - это показатель, сравнение которого с коэффициентом рентабельности всех операций по балансовой прибыли показывает давление налогового пресса на доходы предприятия от всех направлений деятельности, а также уровень чистой прибыли в доходах. Расчет производится по формуле, где числитель - объем чистой прибыли, знаменатель - выручка (валовой доход) от реализации продукции плюс доход от прочей реализации и от внереализационных операций.

Рентабельность реализованной продукции по чистой прибыли (NPM) - частное от деления чистой прибыли на выручку (валовой доход) от реализации продукции.

NPM = NI / S

Рентабельность основной деятельности (OP) показывает рентабельность именно основной деятельности предприятия, очищенной от прочих доходов и результатов, что позволяет оценить эффективность такой деятельности и планировать поступление доходов от нее. Коэффициент рассчитывается посредством деления прибыли от реализации на объем выручки от реализации.

OP = OI / S

Рентабельность прочих операций (OOP) определяет эффективность деятельности предприятия по направлениям иным, нежели его основной профиль. Коэффициент рассчитывается путем деления результата (прибыли) от прочей реализации и от внереализационных операций (рассчитываемого как разность доходов от прочих операций (OOI) и расходов на их осуществление (OOE)) на доход (выручку) от прочей реализации и от внереализационных операций. Полезно этот коэффициент сравнить с рентабельностью основной деятельности для того, чтобы понять, какой вид деятельности для предприятия более эффективен.

OOP = (OOI - OOE) / OOI

Рентабельность реализованной продукции к затратам на производство (PTC) показывает, по существу, эффективность затрат, понесенных предприятием при покупке и реализации продукции. Коэффициент рассчитывается посредством отнесения результата от реализации к объему затрат на покупку реализованной продукции.

PTC = OI / TC

7. Факторы, определяющие профессиональную пригодность персонала предприятия, профессиограммы и их использование.

В современное время в любом предприятии ресторанно-гостиничного бизнеса самую важную роль играет персонал, как управленческий, так и обслуживающий, т.к. именно от персонала, от его квалификации зависит прибыльность продаж ресторанно-гостиничных услуг, их постоянное развитие в индустрии гостеприимства.

Качественное обслуживание достигается за счет привлечения персонала с высоким потенциалом работы в ресторанно-гостиничном бизнесе, а это обеспечивает постоянное изучение профессиональной пригодности персонала для работы на той или иной должности.

Оценка профессиональной пригодности – это комплекс мероприятий, позволяющих принять решение о зачислении кандидатов, которые по результатам психологических испытаний имеют больше шансов для пригодности к последующей деятельности.

Основой профессиональной пригодности являются конкретные нормативные характеристики профессии: социальные (функции, задачи, цели); операциональные (точность исполнения; временные, пространственные, логические характеристики); организационные (гигиенические, социально-психологические, психофизиологические условия труда), позволяющие врачам, психологам, физиологам подбирать, разрабатывать и адаптировать методы, строить процедуру оценки и проводить диагностику кандидата на его соответствие конкретной профессиональной деятельности.

Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности, зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных условиях каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине профпригодности человека. Это означает, что формирование профпригодности - всегда индивидуальный процесс. Для определения уровня профпригодности используется разнообразный арсенал диагностических средств: психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и др.

Существуют разные степени профессиональной пригодности:

1. Непригодность (к данной профессии).Она может быть временной или практически непреодолимой. О непригодности стоит говорить, когда отклонение в здоровье не совместимые с данной профессией.

2. Годность (к той или иной профессии или группе таковых) Эта степень характеризуется тем, что нет противопоказаний. То есть, есть реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в этой области. Соответствие (данного человека данной области деятельности). Характеризуется не только отсутствием противопоказаний, но и наличием личных качеств которые годны для выбора данной профессии или группе профессий.

3. Призвание (данного человека данной области деятельности). Эти степень профпригодности характеризуется тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди равных себе по обучению и развитию. Подводя итоги, хотелось бы сказать, что абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество.

Профессиограмма – это документ, содержащий описание, во-первых, содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции), во-вторых, требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества). Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый алгоритм, видеофильм, компьютерная программа.

В теории и практике управления персоналом профессиограмма расценивается как документ, который наряду с тарифно-квалификационными справочниками способствует лучшему подбору рабочих особо важных профессий. Различия между взглядами авторов учебных пособий или монографий заключается в том, как лучше описать работу и какие требования к работнику следует включать в профессиограмму. В профессиограмме выделяют шесть разделов:

1) профессия (общие сведения о профессии; изменения, которые произошли с развитием НТП; перспективы развития профессии);

2) процесс труда (характеристика процесса труда, сфера деятельности и вид труда, продукция, орудия труда, основные производственные операции и профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза);

3) санитарно-гигиенические условия труда (работа в помещении или на воздухе; шум, вибрация, освещение, температура, режим труда и отдыха; монотонность и темп труда; возможности производственных травм, профзаболеваний: медицинские показания; льготы и компенсации);

4) психофизиологические требования профессии к работнику (требования к особенностям восприятия, мышления, внимания, памяти; требования к эмоционально-волевым качествам человека; требования к деловым качествам);

5) профессиональные знания и навыки (перечень необходимых знаний, умений и навыков);

6) требования к подготовке и повышению квалификации кадров (формы, методы и сроки профессионального обучения, перспектива профессионального роста).

Профессиограмма отличается от должностной инструкции прежде всего двумя обстоятельствами:

1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;

2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.

Высокая трудоемкость и необходимость использования технических средств позволяют отнести профессиограмму к числу дорогих методов описания работы и требований к исполнителю.

8. Кадровая политика в гостиничном бизнесе и ее влияние на профессионализм и эффективность управления

Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политикав гостиничном бизнесе – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика – это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.

Главным объектом кадровой политики предприятия РГБ является – персонал (кадры). Персоналом предприятия называется основной (штатный) состав его работников.

При выборе кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде предприятия РГБ, такие как:

- требования производства, стратегия развития предприятия;

- финансовые возможности предприятия, определяемый им допустимый уровень издержек на управление персоналом;

- количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и направленность их изменения в перспективе и др.;

- ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики предложения труда по профессиям предприятия, условия предложения);

- спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень заработной платы;

- влиятельность профсоюзов, жесткость в отстаивании интересов работников;

- требования трудового законодательства, принятая культура работы с наемным персоналом и др.

Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:

1. Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития предприятия.

2. Кадровая политика должно быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой – динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации.

3. Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т.е. исходить из его реальных финансовых возможностей.

4. Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.

Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.

Содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу, а касается принципиальных позиций предприятия в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации.

Кадровая политика формирует:

1. Требования к рабочей силе на стадии ее найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т.п.);

2. Отношение к «капиталовложениям» в рабочую силу, к целенаправленному воздействию на развитие тех или иных сторон занятой рабочей силы;

3. Отношение к стабилизации коллектива (всего или определенной его части);

4. Отношение к характеру подготовки новых рабочих на предприятии, ее глубине и широте, а также к переподготовке кадров;

5. Отношение к внутрифирменному движению кадров и т.п.

6. Кадровая политика должна увеличивать возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем.

Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.

Кадровая политика должна создавать не только благоприятные условия труда, но обеспечивать возможность продвижения по службе и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне. Поэтому, основной задачей кадровой политики предприятия является обеспечение в повседневной кадровой работе учета интересов всех категорий работников и социальных групп трудового коллектива.

Кадровая политика определяет цели, связанные с отношением предприятия к внешнему окружению (рынок труда, взаимоотношения с государственными органами), а также цели, связанные с отношением предприятия к своему персоналу. Кадровая политика осуществляется стратегическими и оперативными системами управления. Задачи кадровой стратегии включают:

- поднятие престижа предприятия;

- исследование атмосферы внутри предприятия;

- анализ перспективы развития потенциалов рабочей силы;

- обобщение и предупреждение причин увольнения с работы.

Повседневная реализация кадровой стратегии, а также одновременно оказание помощи руководству, при выполнении

Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.

Для полного анализа кадровой политики любого предприятия необходимо выделить критерии оценки:

1. Количественный и качественный состав персонала;

2. Уровень текучести кадров;

3. Гибкость проводимой политики;

4. Степень учета интересов работника / производства и т.д.

Для улучшения кадровой политики обычно проводятся следующие мероприятия.

9. Метод управления доходностью как современное направление повышения рентабельности гостиничного комплекса.

Одним из основных искусств управления является увеличение доходности в сочетании с активной борьбой с затратами и неэффективностью. Важно стремление менеджеров понимать, что они выполняют нужную работу, удерживая снижение затрат близко к общепринятому, хотя это часто оказывается необоснованным. Большинство настроенных на успех топ-менеджеров посвятили себя концепции управления доходностью. Они не станут рассматривать какие-либо действия без планирования жизненно важных областей бизнеса: гостиничного продукта, маркетинга, трудовых ресурсов, финансов и даже связей с общественностью. Топ-менеджеры стараются сделать все возможное, планируя повышение рентабельности гостиничного предприятия.

Менеджмент должен стремиться к установлению измеримых целей. Многие компании, устанавливая цели, которые не могут быть определены количественно, обеспечивают себе хорошее оправдание посредственной эффективностью. Простого стремления к увеличивающейся прибыли недостаточно, и ни один высококвалифицированный совет директоров не сможет одобрить такой вид целей планирования.

При рассмотрении вопроса управления доходностью остается необходимо учитывать:

1. С точки зрения каких мер и стандартов это возможно?

2. Сколько сделано усовершенствований и за какое время?

3. Каковы предположения относительно доступности ресурсов?

Эти вопросы кажутся очевидными, но, как ни странно, они часто остаются без ответа.

Несомненно, компания может в значительной степени планировать собственное будущее путем установления своих целей, разработки планов и путей их достижения (схема 3). Это подразумевает взаимосвязь долгосрочных целей с ежегодным бюджетом и программами, а также с индивидуальными критериями качества работы путем использования всех ресурсов организации для достижения долгосрочных целей. Иначе компанию просто будет нести по течению в русле прежних тенденций.

Для преодоления проблем управления доходностью могут быть предложены четыре основных принципа для более эффективного планирования прибыли:

1. Составление и распространение в письменной форме исчерпывающего отчета об общей стратегии, специфических целях и политике фирмы.

2. Разработка индивидуальных критериев эффективности для ключевых позиций, согласующихся с этой стратегией.

3. Необходимость письменных планов на всех уровнях, которые определяют распределение ответственности, ожидаемые результаты, этапы работы, пределы (нормативы).

4. Проверка эффективности установленных целей; строгое, согласованное целевое измерение эффективности.

Наши рекомендации