Оценка эффективности управления предприятием ресторанно-гостиничного бизнеса: показатели, методы
Подведение итогов управленческой деятельности предполагает рассмотрение двух важных категорий – эффект и эффективность. Эффект является отражением результата деятельности, т.е. того конечного состояния, к которому стремится управляемый объект. Эффективность учитывает не только результат деятельности, но и рассматривает условия (затраты, процесс), при которых он достигнут. Достоверная оценка эффективности управления должна носить комплексный характер. Система показателей эффективности управления, включает: показатели эффективности труда работников аппарата управления; показатели эффективности процесса управления (функций, коммуникаций, принятия и реализации решений); показатели эффективности системы управления (иерархии управления); показатели эффективности механизма управления (структурно-функционального, финансового, маркетингового, социального, инновационного).
Для обоснованной оценки эффективности управления наиболее распространенными являются: экономическая эффективность – определяется количественными параметрами (экономия времени, затрат труда, прибыльность, срок окупаемости и др.); социальная эффективность – характеризуется качественными показателями (повышение квалификации, улучшение условий труда и быта, формирование организационной культуры, удовлетворение запросов потребителей и др.).
В целом оценка эффективности системы управления заключается в сопоставлении результатов управленческой деятельности (организации в целом) и затрат (ресурсов), связанных с функционированием системы управления с учетом фактора времени.
Эф = Результат (эффект) / Затраты
Существует несколько подходов к расчету экономических показателей, позволяющих прямо или косвенно оценить эффективность управления. Они включают следующие показатели:
Эффективность управления Эу:
(1)
где П – прибыль организации;
Ру – расходы на управление.
Коэффициент численности управленческих работников Кч:
(2)где Чу – чиленность работников аппарата управления;
Ч –общая численность работников организации.
Коэффициент расходов на управление КР:
(3)
где Ру – расходы на управление;
Р – общие расходы организации.Коэффициент расходов на управление на единицу оказанных услуг (реализованной продукции) КРО:
(4)
где О – количество или объем оказанных услуг (реализованной продукции).
Коэффициент эффективности расходов на управление КОР:
(5)
Коэффициент эффективности управления за счет роста производительности труда КПР:
(6)
где ПР – производительность труда.
Динамическая эффективность управления Эдин:
(7)
где Пtи По – прибыль в отчетном и базисном периоде;
Рt и Ро – расходы в отчетном и базисном периоде.
Совокупная оценка эффективности управления:
(8)
где ПП, ППТ, ПУ, ПФ, … Пi – динамика показателей эффективности организации (прибыль, производительность труда, расходы на управление, фонд оплаты труда, … i-показатель). Оценка экономической эффективности управления предприятием должна дополняться обоснованием социальной эффективности.