Виды форм управления гостиницами в зависимости от топ-менеджмента
К наиболее распространенным в международной практике формам управления предприятиями гостеприимства относятся: управление по контракту; управление через договор франчайзинга; аренда; частное управление малыми независимыми гостиницами.
Контрактное управление гостиницей - заключение контракта между владельцем предприятия и компанией, главным направлением деятельности которой является профессиональное управление гостиницами на данном сегменте рынка. Компания, вступающая в управление по контракту, не получает никаких прав на само имущество предприятия. По контракту компания обычно имеет ограниченную финансовую ответственность и во всех случаях получает доход, который, зависит от размера прибыли, которую дает гостиница. Управление по контракту чаще всего используется в гостиничных цепях. Гостиничная цепь (англ. Hotel chains) — это определённое количество гостиниц, пользующихся одним и тем же названием и фирменным знаком, имеющих определенные общие потребительские особенности и проводящих совместную маркетинговую деятельность. Предприятие, управляющее гостиничной цепью, может быть её владельцем или совладельцем, управлять ею либо осуществлять надзор за её деятельностью на основе используемых соглашений. Руководство цепи предприятий получает преимущества от любой прибыли, но в то же время несет и бремя ответственности за операционные потери.
Аренда. Как организационная форма управления предприятиями индустрии гостеприимства, аренда стала популярной в 1950—1960-е годы..В настоящее время она применяется значительно реже.Сущность аренды состоит в том, что отель арендуется на определенный срок за оговоренный процент с продаж (обычно от 20 до 50%).Малые независимые гостиницы, то есть находящиеся в свободном владении, распоряжении и пользовании обладателя, получающего прибыль от такой собственности и собственноручно осуществляющем руководство гостиницей. Наличие договорных обязательств с другими компаниями в вопросах управления или использования чужого знака обслуживания не влечет за собой изменения статуса предприятия как независимого по отношению к другим субъектам рыночных отношений. Эти гостиницы комфортабельные, построенные в сельском стиле и предлагающие услуги за умеренную цену, имеющие все необходимое для работы и отдыха, без ресторана (предусматривается, что ресторан находится рядом), где клиенты могут получить изысканное персонифицированное обслуживание.Именно уникальность малой гостиницы является главным инструментом рыночной политики.
Франчайзинг - длящиеся во времени взаимоотношения, по которым франчайзер (франшизодатель) предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью с использованием торговой марки, фирменного дизайна и пр., а также помощь в организации этой деятельности, обучении, реализации и управлении за вознаграждение от франчайзи (франшизополучателя).
Правоотношения между франчайзером и франчайзи закрепляются подписанием договора (в России - договор коммерческой концессии), где определяются требования к внешнему виду гостиничных зданий, интерьеру номеров, холлов и других помещений; количество номеров и предлагаемые услуги; уровень обслуживания. Выплата вступительного взноса (единовременной фиксированной выплаты за предоставленные права и оказанные услуги) осуществляется сразу же по подписании договора франчайзинга или делится на две части: 50 % до обучения, 50 % во время обучения. Франчайзи обязан ежемесячно осуществлять роялти (отчисления), они составляют в среднем 3—4 % от дохода с каждого сданного номера, а также дополнительный рекламный сбор, который обычно не превышает 1—5% валового дохода. Кроме того, может взиматься плата за пользование централизованной системой бронирования номеров.
В индустрии гостеприимства также получили распространение и другие организационные формы управления (акционерные общества (АО), совместные предприятия (СП), синдикаты, консорциумы и т. д.), отличающиеся содержанием и пропорциями функций, структурой и степенью централизации управления.