Оценка стоимости программного обеспечения как инновационного продукта
Авторские права на компьютерные программы являются одним из видов интеллектуальной собственности и, согласно действующему законодательству, могут участвовать в гражданском обороте. Поскольку ответ на вопрос о стоимости прав на программное обеспечение не является таким очевидным, как, например, ответ на вопрос о стоимости здания или помещения, то при сделках, связанных с передачей авторских прав на программы желательно предварительно провести независимую оценку их рыночной стоимости.
Чаще всего оценка программного обеспечения требуется для постановки на бухгалтерский учет предприятия. Дело в том, что создание современного программного обеспечения – это сложный многоступенчатый процесс, разные этапы которого, как правило, выполняются разными подрядчиками. Если учесть еще и тот факт, что процесс разработки может занимать достаточно длительный период времени (до нескольких лет), то становится понятным, почему бухгалтерия предприятия после завершения работы над таким проектом испытывает трудности с отражением стоимости созданного программного обеспечения в учете – она просто не может учесть все затраты, произведенные на создание этой программы.
Цель проведения оценки программного обеспечения – установить рыночную стоимость авторского права на имеющуюся программу и на этой основе предложить разумные лицензионные платежи за ее использование, размер которых будет справедливо отражать полезные свойства данного программного комплекса.
Еще одна распространенная ситуация, когда требуется оценка программного обеспечения – это случаи несанкционированного использования компьютерных программ. В этих случаях оценке подлежат не только сами программы, но и прямой ущерб, нанесенный правообладателю неправомерным использованием его интеллектуальной собственности. В дальнейшем, отчет о такой оценке может быть использован в качестве обоснования для определения размера компенсации законному обладателю прав в процессе судебного урегулирования спора.
Для проведения оценки стоимости прав на программное обеспечение необходимо предоставить описание самой программы с указанием ее уникальных особенностей и преимуществ по сравнению с аналогичным программным обеспечением, а также перечень затрат, которые были произведены на создание этого объекта.
При разработке программного обеспечения для станков с ЧПУ необходимо исследовать данный сегмент рынка. Цены на графические пакеты разнятся от 6000 за набор однолинейных шрифтов для гравирования до 75 тысяч за полную версию программного обеспечения ConstruCAM-3D выполняющего сверх-точную гравировку на металлических поверхностях различных форм. Но эти программы являются скорее дополняющими сферу металлообработки. Основное программное обеспечение поставляется вместе со станочным оборудованием и не является свободно распространяемым. Цена на него входит в цену покупаемого оборудования, поэтому предприятиям разрабатывающим его приходится исходить из многих факторов при оценке своего продукта.
Первоочередным фактором является сложность оборудования под которое должно быть написано. Чем выше сложность — тем выше цена. Это приводит к набору группы разработчиков, которые должны является не только программистами и дизайнерами, но и людьми напрямую занятыми в этой сфере. Соответственно повышаются расходы на заработную плату, что приводит к повышению цены на конечный продукт.
Например, из 5000000 руб. за станок Mazak QT045 около 200 тыс. руб уходит за покупку программного обеспечения к данному станку.
Исходя из вышеизложенного можно сделать предварительные выводы о стоимости учебного ПО. За язык программирования берётся С++ так как он является самым технологичным и распространённым на данный момент. Программа должна в точности копировать модель и характеристики «тестового» станка. Следовательно необходим графический интерфейс. В качестве мультимедийной платформы выступает OpenGL, а не DirectX, что позволит запускать программу на учебных компьютерах с операционными системами Windows, Linux и Mac. Желательно наличие высокой интерактивности. Это позволит сделать «рабочими» все кнопки на панели управления виртуальным станком, что повысит качество и реализм данной программы, а соответственно и цены. Обязательным является наличие виртуального преподавателя отслеживающего команды подаваемые на станок для корректной его работы. Необходимо наличие хорошей анимации, чтобы при введение команд, можно было увидеть как работает станок при обработке деталей. Дополнительным модулем может быть «программирование» виртуального станка. В нём студент сможет не просто «нажимать» кнопки виртуального станка, но и сам программировать их используя M, S, T функции.