Правила оценки заявок на участие в конкурсе

Закон о размещении заказов № 94-ФЗ, регулирующий конкурсы и аукционы при расходовании бюджетных средств, был принят еще в июле 2005 г. и вступил в силу с начала 2006 г. Одной из самых сложных и длительных процедур размещения заказов, предусмотренных законом, является процедура конкурса. При проведении конкурса принципиальным вопросом является порядок оценки заявок: виды и содержание критериев сравнения заявок.

При принятии закона, в ст. 28 было заложено, что порядок оценки заявок на участие в конкурсе должен быть установлен Правительством РФ. До принятия такого порядка заказчики вправе были самостоятельно устанавливать в конкурсных документациях содержание и значимость применяемых критериев (ст. 65).

Утверждения порядка Правительством РФ все ждали больше трех с половиной лет, он проходил много обсуждений и правок, в которых в том числе принимали участие эксперты Института госзакупок РАГС.

В сентябре 2009 г. эти правила прошли все официальные стадии и наконец, были приняты.

Новые правила вступили в силу и распространяются на конкурсы с 1 ноября 2009 г. Соответственно государственным и муниципальным заказчикам на всей территории Российской Федерации необходимо будет переработать содержание своих конкурсных документаций.

В целом, новые правила оценки делают систему государственных и муниципальных закупок более прозрачной и предсказуемой. В первую очередь положительный эффект от единого порядка оценки почувствуют поставщики, поскольку субъективный момент в выборе победителя конкурса значительно сокращается. Фактически, по новым правилам оценки, присвоение заявкам баллов (в терминах правил – «определение рейтинга») производится по математическим формулам. Конкурсная комиссия может принимать «субъективные» решения только по критериям «качество продукции» и «квалификация участника». В остальном члены комиссии должны лишь расписаться под правильно подсчитанными на калькуляторе баллами. Кроме того, вместо разнообразных методик и формул определения баллов (иногда противоположенных), используемых сейчас, будет работать единая для всех заказчиком система оценки.

Виды критериев, по которым может производиться оценка по новому порядку, остались прежними, поскольку они закреплены в самом законе. Это цена, качество, сроки выполнения работ, сроки и объем гарантии и др. С точки зрения правил оценки заказчики по-прежнему самостоятельно выбирают применяемые в конкретном конкурсе критерии исходя из целесообразности и в зависимости от вида закупаемой продукции.

По сравнению с Законом стали более жесткими требования к заказчикам по определению значимости тех или иных критериев. Не секрет, что иногда заказчики, в целях уменьшения влияния низкой цены, устанавливали значимость критерия «цена» в размере 15–20% (иногда, но реже, и 5–10%), а, например, значимость критерия «срок гарантии» поднимали до 40%. Хотя понятно, что обещанный в целях победы 10- и даже 5-летний срок гарантии на компьютеры и другие товары не только не нужен заказчику, но зачастую просто ничем не обеспечен в реальности, поскольку победить может организация, которая пропадет с рынка за 1 год, в связи с чем заказчику будет некому предъявить претензии по гарантии.

В целом можно предположить, что такие факты останутся в прошлом.

Во-первых, значимость критерия «цена контракта» должна составлять не менее 35%.

Критерии «качество продукции» и «квалификация участника», как это установлено в самом законе, в совокупности должны составлять по общему правилу не более 20%, а по отдельным наиболее квалифицированным закупкам – не более 45%.

Такие критерии, как

– «расходы на эксплуатацию товара»;

– «расходы на техническое обслуживание товара»;

– «срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг»;

– «объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг»,

в совокупности могут иметь значимость не более 20% (причем каждый из них в отдельности – не более 10%). Критерии «срок» и «объем гарантии» не могут использоваться одновременно – в конкретной документации заказчик должен выбрать только один из них.

А вот критерий «сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг» остался по новым правилам без ограничений по значимости, в связи с чем можно предположить, что в большинстве случаев его значимость будет варьироваться в пределах 10–45%.

Например, при использовании максимального количества критериев:

«цена» – 35%,

«качество и квалификация» – 20%,

«расходы на товар и вопросы предоставления гарантии» – 20%,

«сроки выполнения контракта» – 25%.

Еще один важный новый момент, связанный со значимостью критериев, заключается в том, что в случае если заказчик в конкурсной документации неправильно или не в полной мере установил содержание и значимость того или иного критерия, то оценка по такому критерию не производится, проценты значимости этого критерия увеличивают (добавляются) значимость критерия «цена контракта». Таким образом, в процедуре конкурса во главу угла при выборе победителя во многом ставятся предложения по уменьшению цены контракта, то есть экономия бюджетных средств. С другой стороны, это правило дает право контрольным органам, при признании жалоб участников обоснованными, не отменять всю процедуру целиком, а выдавать предписание только о повторном проведении стадии оценки и сопоставления заявок без применения неверно установленных критериев.

Следующее и достаточно неоднозначное новшество порядка оценки – это установление возможности затребования заказчиками от участников конкурсов в случае их выигрыша, дополнительного обеспечения их обязательств по контракту, вытекающих из критериев оценки заявок. Такое правило распространяется на два критерия:

– «срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг»;

– «объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг».

Смысл правила состоит в том, что в заявке участник должен выразить согласие предоставить заказчику перед заключением контракта финансовое обеспечение того предложения, которое он делает в заявке по этим критериям оценки. Например, если предлагается срок гарантии 10 лет, то и банковскую гарантию или другое обеспечение контракта участник должен предложить на срок 10 лет. Если же в заявке участник не согласится предоставить обеспечение контракта на такой срок, то его заявка все равно признается соответствующей документации и допускается до стадии оценки заявок, но по данному (не обеспеченному) критерию участнику ставится «0» баллов. В целом, это хорошая идея, но уже сейчас представляется, что на практике будут возникать проблемы при ее применении.

Другим положительным для заказчиков, а также добросовестных участников, моментом новых правил оценки является установление некоторых ограничений на возможные предложения участников по критериям оценки заявок. Например, раньше имели место случаи, когда участники в своих заявках предлагали срок гарантии и 100 и даже миллион лет! И хотя все понимали, что данные сроки не являются реальными, формально это не являлось нарушением и заказчикам приходилось допускать такие заявки и даже признавать их победителями в силу таких «астрономических» сроков. Однако, при этом страдал и заказчик, и другие поставщики, которые предлагали, например, реальные 5 лет гарантии (что уже является весьма длинным сроком гарантии на рынке оргтехники).

В настоящее время по пяти критериям в правилах оценки установлено, что в случае улучшения поставщиками в заявках минимальных требований, установленных заказчиками, более чем в 2 раза, такие поставщики получают одинаковое максимальное количество баллов по этому критерию вне зависимости от степени предлагаемого улучшения. Например, заказчик установил минимальный срок гарантии 2 года. Участники могут предложить и 2, 3, 4 и 5 и более лет. Однако тем из них, кто предложит 4 и более лет гарантии, будет присвоено одинаковое количество баллов. При этом контракт таким участникам придется исполнять не на «усеченный» четырехлетний срок гарантии, а на весь заявленный ими период.

Такое правило применяется к критериям:

– «расходы на эксплуатацию товара»;

– «расходы на техническое обслуживание товара»;

– «сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания

услуг»;

– «срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг»;

– «объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг».

Например, если заказчик установил срок поставки товара не более 30 календарных дней со дня заключения контракта, то будут одинаково оценены предложения о сроке поставки в 5, 10 и 15 дней с даты контракта (т.е. сокращение срока более чем наполовину не учитывается при оценке).

Причем в отношении критерия «сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг» у заказчика в правилах оценки установлено право «отбросить» излишнее сокращение срока не только наполовину, но и более чем на 25%. Если заказчик хочет воспользоваться этим правом, он должен заранее указать это в конкурсной документации. Например, установить, что максимальный срок поставки – 30 календарных дней, минимальный срок поставки – 22 календарных дня. В этом случае участники вправе подавать свои предложения в заявках только в указанном интервале. Установление ими срока поставки менее 22 дней повлечет за собой отказ в допуске.

Из других важных моментов новых правил оценки можно назвать следующие:

1. В нормативном правовом акте установлена формула оценки заявок по критерию цена контракта (так же как и по другим критериям). Использование заказчиками других формул теперь запрещено. Причем формула является неоднозначной, поскольку максимальное количество баллов по ней может получить только заявка, предлагающая цену контракта в ноль рублей, что было бы по меньшей мере странно. В настоящее время в арбитражных судебных инстанциях имеются разбирательства, где проигравшие в конкурсе участники оспаривают именно эту формулу, уже примененную заказчиками.

правила оценки заявок на участие в конкурсе - student2.ru

где:

Rai – рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Amax – начальная (максимальная) цена контракта, установленная в конкурсной документации (сумма начальных (максимальных) цен за единицу товара, работы, услуги, установленных в конкурсной документации) в соответствии с п. 15 настоящих правил;

Ai – предложение i-го участника конкурса по цене контракта (по сумме цен за единицу товара, работы, услуги).

2. По так называемым субъективным критериям оценки заявок «качество и квалификация» новые правила оценки установили весьма жесткие требования к заказчикам в части детализации показателей (подкритериев), по которым должна происходить оценка. Теперь заказчик должен указать в конкурсной документации значимость не только всего критерия и его подкритериев, но и каждого из используемых «внутри» одного подкритерия показателей оценки. Фактически каждый показатель, который влияет на оценку заявок по качеству и квалификации, теперь является самостоятельным подкритерием.

По критерию «качество», при закупке товара в качестве таких показателей могут выступать каждая отдельная функциональная характеристика (потребительское свойство) или качественная характеристика товара.

В отношении качества работ и квалификации участника самостоятельными показателями оценки могут быть: деловая репутация участника, наличие опыта работ, наличие производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов, квалификация работников и иные показатели.

Новые требования порядка оценки в этой части призваны сделать более предсказуемыми для участников конкурса факторы определения победителя, из которых будут исходить члены конкурсной комиссии.

3. В случае установления заказчиком критерия оценки заявок «сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг» минимальные и максимальные сроки устанавливаются заказчиком в конкурсной документации в виде периодов времени в годах, кварталах, месяцах, неделях, днях, часах, исчисляемых с момента заключения контракта. То есть в этом случае установление сроков выполнения контракта путем указания на конкретные календарные даты не допускается. Например, при объявлении конкурса в феврале 2010 г. вместо срока окончания работ «не позднее 15 декабря 2010 г.» надо будет указать «не позднее истечения 255 календарных дней со дня заключения контракта». Очевидная проблема здесь заключается в том, что в случае если по каким-либо причинам заключение контракта затянется (например, в силу подачи участниками жалоб), то плановый срок выполнения работ сместится за пределы одного бюджетного года, что чревато срывом приемки и оплаты работ по контракту.

Критерии Значимость Подкритерии
Цена контракта Min 35% Нет
Функциональные характеристики (потребительские свойства) либо качественные характеристики товара Max 20% При совместном использовании Max 20% Есть
Качество работ (услуг), либо квалификация участника конкурса, либо качество работ (услуг) и квалификация участника конкурса Max 20% Есть
Расходы на эксплуатацию товара Max 10% При совместном использовании Max 20% Нет
Расходы на техническое обслуживание товара Max 10% Нет
Срок предоставления гарантии качества товара (работ, услуг) либо объем предоставления гарантий качества товара (работ, услуг) Max 10% Нет
Сроки (периоды) поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) Max 65% Нет
Итого 100%  

1. Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию, определяется как сумма средних арифметических оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии по каждому показателю оценки:

Рейтинг = среднее значение по показателю № 1 + среднее значение по показателю № 2 + ...

Данный порядок оценки предусмотрен исключительно по субъективным критериям оценки, где начисление баллов каждым членом комиссии по каждому показателю осуществляется «экспертным» или как его иначе называют «аналитическим» методом. Исходя из установленных Правилами ограничений, данный метод применим при оценке и сопоставлении заявок по таким критериям, как:

функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

качество работ (услуг) и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ (оказание услуг).

2. Формула, показывающая процентное снижение фактического показателя от максимального:

Рейтинг = правила оценки заявок на участие в конкурсе - student2.ru 100.

Данная формула устанавливает обратную зависимость между величиной фактического показателя и получаемым рейтингом в баллах, т. е. чем меньше будет значение фактического показателя (например, чем больше предлагаемое участником конкурса снижение цены контракта), тем больше будет получаемый балл и, следовательно, тем выше будет рейтинг заявки по данному критерию оценки. В случае получения дробного значения рейтинга, такое значение по математическим правилам округляется до двух десятичных знаков после запятой.

Пример. При проведении открытого конкурса начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 100 руб. (максимальный показатель). Участник размещения заказа в заявке на участие в конкурсе предлагает заключить контракт по цене 80 руб. (фактический показатель), таким образом, формула будет иметь следующий вид:

правила оценки заявок на участие в конкурсе - student2.ru

Математический смысл такой функции заключается в том, что данная зависимость показывает процент снижения фактического показателя по отношению к максимальному. Следовательно, исходя из представленного выше примера, понятно, что участником конкурса сделано предложение о снижении начальной (максимальной) цены контракта на 20%.

Данная формула используется при оценке и сопоставлении заявок по следующим критериям:

цена контракта (цена контракта за единицу товара (работы, услуги));

расходы на эксплуатацию товара;

расходы на техническое обслуживание товара;

сроки (периоды) поставки товара (выполнения работ, оказания услуг).

В отношении критерия «сроки (периоды) поставки товара (выполнения работ, оказания услуг)» Правилами предусмотрена возможность установить минимально возможный срок, поэтому формула будет выглядеть следующим образом:

Рейтинг = правила оценки заявок на участие в конкурсе - student2.ru 100.

Пример. Конкурсной документацией предусмотрено, что поставка осуществляется в период от 10 до 20 дней с момента заключения контракта, следовательно, минимальный срок поставки составляет 10, а максимальный - 20 дней. Участником конкурса предлагается осуществить поставку в течение 16 дней с момента заключения контракта. Рейтинг такой заявки по критерию «сроки (периоды) поставки товара» будет рассчитываться следующим образом:

Рейтинг = правила оценки заявок на участие в конкурсе - student2.ru 100 = 40.

Таким образом, исходя из зависимости, установленной данной функцией, максимально возможный рейтинг по таким критериям оценки заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа может получить, сделав предложение с величиной фактического показателя, равной нулю, т.е. предлагая, например, снижение цены контракта на 100% или минимально возможный, исходя из требований конкурсной документации, срок поставки товара и т.д.

3. Формула, показывающая процентное превышение фактического показателя над минимальным:

Рейтинг = правила оценки заявок на участие в конкурсе - student2.ru 100.

Данная формула устанавливает прямую зависимость между величиной фактического показателя и получаемым рейтингом в баллах, т. е. чем больше будет значение фактического показателя (например, чем больше предлагаемый участником конкурса срок гарантии на товар), тем больше будет получаемый балл и, следовательно, тем выше будет рейтинг заявки по данному критерию оценки.



ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ

Финансовое обеспечение научно-исследовательской деятельности вузов системы Минобразования России основывается на ее целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование этой деятельности может осуществляться за счет бюджетных источников, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений - заказчиков работ) и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бюджетными источниками финансирования научной деятельности вуза кроме средств федерального бюджета могут являться:

• средства бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемые, как правило, на решение региональных задач;

• средства местных бюджетов.

Средства федерального бюджета, как правило, направляются на финансирование научно-исследовательских работ, целями которых являются:

• выполнение государственных, международных, федеральных и межотраслевых научно-технических программ по обеспечению ускоренного социально-экономического развития Российской Федерации, созданию новой техники и высоких технологий;

• выполнение формируемых Минобразования России межвузовских научно-технических, и инновационных программ и проектов для решения важных научно-технических проблем, обеспечивающих создание конкурентоспособной наукоемкой продукции, подготовку научно-педагогических кадров, программ по информатизации, осуществляющих формирование единой информационной среды, внедрение компьютерных технологии, телекоммуникационных систем в высшей школе и развивающих инновационную деятельность вузов:

• решение фундаментальных проблем в области естественных, гуманитарных и технических наук отдельными учеными и научными коллективами по принципу грантов;

• выполнение фундаментальных научных исследований, направленных на создание опережающего научного задела и проводимых вузами в рамках тематических планов по заданиям Минобразования России.

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территорий выделяются вузам на конкурсной основе, как правило, для решения социально-экономических проблем регионов (территорий). Минобразования России может осуществлять долевое финансирование отдельных, наиболее крупных региональных научных и научно-технических программ и проектов, результаты осуществления которых могут быть использованы и в других регионах.

В порядке долевого участия могут финансироваться также научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений

В основе финансирования научных исследований из средств бюджетов различных уровней лежит принцип выделения финансовых средств на конкурсной основе. Условия и порядок проведения конкурсов определяются Минобразованием России, другими министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территорий, объявляющими конкурсы.

Внебюджетными средствами финансирования научной и инновационной деятельности могут являться:

• средства, поступившие от организаций, предприятий и учреждений на выполнение вузами исследований и разработок по хозяйственным договорам;

• средства Российского фонда технологического развития, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и других федеральных фондов;

• средства, выделяемые международными научными фондами и организациями;

• средства централизованных фондов вуза, формируемые за счет отчислений от осуществления различных видов деятельности, в том числе образованные из доходов от хозяйственной и предпринимательской деятельности вуза и его научных подразделений, а также за счет добровольных пожертвований, благотворительных и иных целевых взносов юридических и физических лиц, в том числе зарубежных;

• кредиты банков и других кредиторов (получение кредитов возможно только с согласия Минобразования России);

• другие законные источники.

Основной формой отношений между вузами, с одной стороны, и заказчиками и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, с другой стороны, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной научно-исследовательской деятельности и распределении прибыли. Договор с заказчиком является правовым и финансовым документом, регулирующим отношения исполнителя и заказчика научно-технической продукции и определяющим взаимную экономическую ответственность за принятые обязательства и их выполнение. Договорная цена на научно-техническую продукцию определяется по соглашению сторон.

К научно-технической продукции следует относить:

• результаты научно-исследовательских, конструкторских, технологических и проектных работ после оплаты всех сданных и принятых

заказчиками этапов;

• результаты работ по научно-техническим проектам в области создания наукоемких инжиниринговых систем;

• опытные образцы и установочные партии новой техники и материалов, изготовленные по результатам выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

• мелкосерийную и малотоннажную наукоемкую продукцию, изготовленную и поставляемую на отечественный и зарубежный рынки;

• программные средства вычислительной техники:

• научно-технические, научно-производственные услуги с использованием уникальной научной аппаратуры и технологического оборудования, информационные, технологические услуги, испытания, стандартизацию, предпроектные работы, патентно-лицензионные работы, услуги в области метрологии, сертификации, дизайна, информатики, поддержки и сопровождения существующего аппаратного и программного обеспечения;

• консультационные услуги и экспертные работы научного, технического, экономического, управленческого характера, а также маркетинг;

• другие виды работ и услуг, определенные уставом вуза в области научно-исследовательской деятельности

Согласно Налоговому кодексу РФ, только договор на выполнение научно-исследовательской и (или) опытно-конструкторской работы освобождается от налога на добавленную стоимость (НДС). Договор на оказание научно-технических услуг от НДС не освобождается.

Вузы самостоятельно осуществляют текущее и перспективное планирование научно-исследовательской деятельности, определяют виды работ, условия финансирования, состав исполнителей.

Планирование научно-исследовательской деятельности базируется на последовательности этапов инновационного процесса, когда новые знания, полученные в результате фундаментальных исследований, являются предпосылкой для проведения прикладных НИР, экспериментальных разработок, а заканчивается этот процесс выведением готовой продукции на рынок. При этом фундаментальные исследования целесообразно планировать в рамках тематического плана НИР, выполняемых из средств федерального бюджета по заданию Минобразования России (базовые исследования), полученные знания развивать в прикладных, исследованиях по научно-техническим программам различного уровня, а их результаты использовать в экспериментальных разработках при создании новой научно-технической продукции по инновационным научно-техническим программам или по хозяйственным договорам. С целью • повышения эффективности и стимулирования научных исследований система планирования и организации НИР может предусматривать введение механизмов, обеспечивающих приоритеты финансирования таких фундаментальных и прикладных НИР, направленность которых соответствует хозяйственным договорам и инновационным проектам, по которым получены наилучшие результаты.

В основе планирования научно-исследовательской деятельности вузов могут лежать следующие принципы:

• единство научного и образовательного процессов и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества,

• концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований;

• конкурсные начала формирования тематических планов вузов, научно-технических и инновационных программ при обеспечении гласности;

• оптимальное сочетание государственного регулирования научно-исследовательской деятельности и её самоуправления в системе образования;

• поддержка и развитие научно-технического творчества молодежи;

• поддержка ведущих ученых, научных коллективов, научных и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований;

• развитие многообразия форм организации научно-исследовательской деятельности в системе образования;

• ориентация научных коллективов на проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции;

• поддержка предпринимательской деятельности в научно-технической сфере;

• интеграция в международное научно-образовательное сообщество.

К основным задачам планирования научно-исследовательской деятельности в высшей школе можно отнести:

• концентрацию усилий ученых, материальных и финансовых ресурсов на крупных перспективных проблемах развития науки и техники, расширение участия вузов, располагающих большим числом высококвалифицированных научных кадров, в решении важнейших проблем, предусмотренных государственными, международными, федеральными и отраслевыми научными и научно-техническими программами по созданию новой техники и высоких технологий, обеспечивающими ускоренное социально-экономическое развитие Российской Федерации;

• дальнейшее повышение эффективности научных исследований, проводимых в вузах, за счет ускоренного внедрения результатов завершенных работ в народное хозяйство и учебный процесс, обеспечения новизны, актуальности, высокого научного уровня исследований, увеличения числа патентов и продажи лицензий на изобретения.

Планирование научных исследований в вузах рекомендуется осуществлять в соответствии с основными научно-образовательными направлениями вуза с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и перечня критических технологий Российской Федерации.

Перечень научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и научно-технических услуг целесообразно объединять в сводный план НИОКР, включающий в себя:

• планы госбюджетных работ,

• планы работ, финансируемых из внебюджетных средств.

План госбюджетных работ вуза может включать в себя:

• тематический план НИР, финансируемых из средств федерального бюджета по заданиям Минобразования России (базовые исследования);

• план работ, выполняемых по научно-техническим программам (федеральным, отраслевым, региональным и др.);

• план работ, выполняемых по грантам различных уровней.

2.8. План работ, финансируемых из внебюджетных средств, может включать в себя:

• перечень НИОКР, выполняемых по хозяйственным договорам;

• перечень НИОКР, выполняемых по международным контрактам и грантам;

• перечень НИОКР, выполняемых из собственных средств вуза;

• перечень научно-технических услуг, оказываемых вузом.

Планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ вузов могут предусматривать исследования как фундаментального, так и прикладного характера и включать весь комплекс работ от теоретических исследований до конструкторских, технологических разработок и внедрения полученных результатов с учетом достигнутого уровня исследований и разработок в соответствующих областях науки и техники в Российской Федерации и за рубежом.

Планы должны быть сбалансированы по материальным, финансовым и трудовым ресурсам; тематика согласована с заказчиком по срокам исполнения и ожидаемым результатам.

В планах рекомендуется отражать ожидаемые научные и практические результаты исследований, сроки выполнения, финансирующие организации, стоимость работ.

Планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ разрабатываются ежегодно и должны утверждаться руководителем вуза.

Порядок формирования вузом проекта тематического плана НИР, финансируемых из средств федерального бюджета и выполняемых по заданию Минобразования России (порядок и сроки представления предложений от структурных подразделений, методы и сроки проведения их экспертизы, порядок и сроки проведения конкурсного отбора, рассмотрения и утверждения проекта тематического плана ученым советом) устанавливается вузом самостоятельно в соответствии с «Положением об организации научных исследований, проводимых подведомственными учреждениями в рамках тематических планов по заданиям Министерства образования Российской Федерации и финансируемых из средств федерального бюджета».

В зависимости от масштаба научно-исследовательской деятельности в вузе может создаваться специализированное структурное подразделение в виде: научно-исследовательской части, сектора, центра, НИИ и т. п. (далее - НИЧ) которое объединяет подразделения вуза как выполняющие, так и обеспечивающие научные исследования и разработки. Структура НИЧ и порядок ее взаимодействия с другими структурными подразделениями определяются вузом самостоятельно и закрепляются соответствующими приказами и положениями. Наличие в вузе НИЧ позволяет осуществлять научно-исследовательскую деятельность, основываясь на единых организационных принципах, более четко координировать работу отдельных служб, что в целом способствует повышению гибкости управления и эффективности научно-исследовательской деятельности.

В состав НИЧ могут включаться научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро, научные отделения, отделы, центры, лаборатории, секторы и т. д., выполняющие научные исследования.

Для организации различных видов обеспечения и сопровождения НИР в составе НИЧ могут создаваться подразделения научного обслуживания - центры, отделы, лаборатории, секторы, службы и другие функциональные подразделения (отдел тематического планирования и организации научных исследований, отдел научно-технической информации, отдел интеллектуальной собственности, метрологическая служба и т. п.).

Общее руководство деятельностью НИЧ, как правило, осуществляет проректор по научной работе (заместитель руководителя организации).

В число функций НИЧ могут входить:

• разработка планов проведения фундаментальных и прикладных НИР в вузе;

• организация и проведение конкурсов проектов по НИР, предлагаемым для включения в тематический план вуза, представление на конкурсы проектов по научным и научно-техническим программам, отдельных проектов и заявок на гранты;

• обеспечение выполнения НИР с учетом различных видов организации и финансирования работ (тематический план НИР, научно-технические программы, гранты, хозяйственные договоры, международные контракты), в том числе содействие в подготовке и оформлении различных видов договорной документации по НИР; формирование и корректировка смет расходов на проведение НИР в соответствии с выделенными ассигнованиями на их выполнение; контроль за выполнением НИР в соответствии с техническими заданиями и календарными планами работ; подготовка и представление отчетных материалов как по отдельным НИР, так и в целом по результатам научно-исследовательской деятельности вуза; организация приемки результатов выполнения этапов и законченных НИР;

• концентрация ресурсов и средств на основных ключевых и перспективных научных направлениях,

• кадровое, материально-техническое, нормативно-методическое и информационное обеспечение научных исследований и разработок;

• организация и выполнение работ в рамках международного научно-технического сотрудничества;

• организация подготовки кадров высшей квалификации по основным научно-образовательным направлениям вуза;

• организация инновационной деятельности, в том числе содействие организации производства и реализации опытных партий наукоемкой мелкосерийной и малотоннажной научно-технической продукции;

• проведение работ по учреждению и взаимодействию с организациями, созданными при вузе, в области науки и научного обслуживания;

• организация рекламного, маркетингового, метрологического и информационно-аналитического сопровождений научных исследований;

• проведение работ в области стандартизации и сертификации научно-технической продукции;

• организация и проведение работ по формированию политики вуза и реализации деятельности в области интеллектуальной собственности, включающей проведение патентных исследований, организацию патентования и регистрации объектов интеллектуальной собственности в Российской Федерации и в иностранных государствах, защиту прав вуза и его работников - авторов объектов интеллектуальной собственности, создаваемых в результате научной деятельности, в том числе: урегулирование отношений между заказчиками, исполнителями и соисполнителями по объектам интеллектуальной собственности; обеспечение баланса интересов вуза и работников-авторов за счет установления эффективных мер поощрения за создание и реализацию объектов интеллектуальной собственности вуза, а также справедливого распределения доходов от продажи лицензий между вузом и его работниками; обеспечение правовых и имущественных интересов вуза в отношении объектов интеллектуальной собственности в договорах с третьими лицами, а также в учредительной документации по поводу создания новых юридических лиц с уча

Наши рекомендации