Государственное регулирование инновационной деятельности в РК
Одним из первых документов, связанных с рассматриваемой проблемой, стал Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997 года № 131-I «О государственной поддержке малого предпринимательства», в котором используется понятие инновационной деятельности. В сентябре 1998 года Правительством Республики было утверждено Соглашение «О формировании и статусе межгосударственных инновационных программ и проектов в научно-технологической сфере» между участниками СНГ, которые подписали его, отмечая определяющую роль межгосударственных инновационных программ и проектов в научно-технологической сфере в механизме реализации интересов государств - участников Содружества Независимых Государств в области научно-технологического сотрудничества, признавая необходимость государственной поддержки совместной инновационной деятельности в научно-технологической сфере по межгосударственным приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий, в целях создания общего научно-технологического пространства государств.
Далее последовало принятие Закона Республики Казахстан от 9 июля 2001 года № 225-II «О науке», в котором зашла речь о государственной поддержке инновационной деятельности в области науки и техники.
Государство гарантирует поддержку всем организациям, осуществляющим инновационную деятельность в области науки и техники, путем создания для них равных условий.
«Государственная поддержка инновационной деятельности реализуется в следующих направлениях:
1) определение долгосрочной стратегии технологического развития, инновационных приоритетов, разработка инновационных программ;
2) участие государства в финансировании приоритетных инновационных проектов, в том числе, конверсионных;
3) содействие развитию инновационной структуры - технопарков, технологических инкубаторов, инновационных центров, банков данных по инновациям;
4) организация обучения инновационных менеджеров;
5) содействие развитию международного сотрудничества в области инноваций и трансферта технологий, защиты интеллектуальной собственности;
6) приоритетная поддержка инновационной деятельности, направленной на конечную научно-техническую продукцию», - говорится в статье 24 Закона.
Знаковым событием стало принятие Закон Республики Казахстан от 3 июля 2002 года № 333-II «Об инновационной деятельности», в котором отражена необходимость регулирования отношений в сфере инновационной деятельности, определены основополагающие принципы, направления и формы реализации государственной инновационной политики.
Однако ни один закон не может предусмотреть всех нюансов регулируемой им сферы человеческих отношений. Ключевым документом в этом направлении исследования является Стратегия развития Казахстана до 2030 года, в которой закреплены долгосрочные приоритеты развития республики, в числе которых достижение устойчивого экономического роста на основе сбалансированного развития экономики, поэтапного замещения сырьевой составляющей в валовом национальном продукте на высокотехнологичную, в том числе экспортную продукцию и эффективного использования научно-технологического потенциала страны. Принятие стратегии обусловило появление целого ряда нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение ее реализации. В числе таких документов можно назвать Послание президента Народу Казахстана «О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год», Указ президента Республики Казахстан от 15 августа 2003 года N 1165 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года», в которых были предложены и закреплены первые шаги по решению проблемы сырьевой направленности экономики Казахстана:
1) Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 гг.;
2) Государственная программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря на 2003-2015 годы.
Государственное управление инновационной деятельностью подразумевает не только стратегическое планирование и формирование необходимой нормативно-правовой базы. Правительство Казахстана должно осознавать, что отечественный бизнес не готов взять на себя ответственность за освоение и распространение инноваций, определяющих конкурентоспособность общества, что отечественная наука не готова предлагать «прорывные» технологии, и отечественное образование не готово формировать необходимый для «прорыва» кадровый потенциал. Во всех этих направлениях государство должно создать необходимые стартовые позиции. В противном случае, казахстанская инновационная политика рискует оказаться политикой на бумаге.