Факторы, влияющие на инвестиционную деятельность предприятия.
В зависимости от масштабности влияния их можно разделить на три уровня:
· факторы, влияющие на эффективность инвестиций на макроуровне;
· факторы, влияющие на эффективность инвестиций на региональном уровне;
· факторы, влияющие на эффективность инвестиций на уровне предприятия (организации).
Рассмотрим классификацию факторов, влияющих на эффективность инвестиций на уровне предприятия более подробно.
Факторами, влияющими на эффективность инвестиций на уровне предприятия (организации), являются:
· эффективность проводимой предприятием экономической и социальной политики;
· наличие эффективной инвестиционной политики;
· качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции;
· уровень использования основных производственных фондов и производственных мощностей;
· степень рациональности использования имеющихся ресурсов на предприятии;
· компетентность руководителей предприятия и степень совершенства управления предприятием;
· качество и эффективность реализуемых инвестиционных проектов и др.
В зависимости от направленности воздействия на эффективность инвестиций все факторы можно объединить в две группы:
· позитивные, которые положительно влияют на эффективность инвестиций;
· негативные, которые отрицательно влияют на эффективность инвестиций.
Например, к позитивным факторам можно отнести снижение уровня инфляции, налогового бремени, ставки рефинансирования ЦБ РФ и др., а к негативным — обострение экономического кризиса в стране; нестабильная социальная и политическая обстановка в стране, повышение уровня инфляции и др
В зависимости от характера возникновения все факторы, влияющие на эффективность инвестиций, можно объединить в две группы:
· объективные, т. е. факторы, возникновение которых не связано с человеческой деятельностью, а обусловлено природными или подобными явлениями;
· субъективные, т. е. факторы, возникновение которых связано и обусловлено человеческой деятельностью, в частности управленческой и созидательной деятельностью.
20. Особенности функционирования бизнес-инкубаторов в РК
Некоторые технологические парки Казахстана содержат так называемые бизнес-инкубаторы, иными словами это здания или несколько зданий, где в течение ограниченного времени (от двух до пяти лет) вновь образованные малые предприятия арендуют помещение.
За это время фирма обязана реализоваться и выйти за пределы технологического парка (в мире 88% технологических парков владеют одним или несколькими бизнес-инкубаторами). Согласно предоставленной информации Национальной ассоциации бизнес-инкубаторов США, соотношение ведущих компаний и компаний-банкротов в ординарных условиях составляет 20:80, а в бизнес-инкубаторах, наоборот, - 80:20.
Главная доля клиентов инкубаторов в Казахстане принадлежит компаниям, которые занимаются производством (продукты питания, пошив одежды, производство мебели, ремесло и производство сувениров) и работают в области услуг (обучение, консалтинг и строительно-ремонтные работы и только 2% клиентов бизнес-инкубаторов занимаются технологическим бизнесом). В то время как бизнес-инкубатор обязан «поднимать» высокотехнологичные компании с самых ранних этапов - с момента зарождения идеи.
Сегодня в республике, по данным Агентства по статистике Республики Казахстан, зарегистрировано около 145 тысяч предприятий малого бизнеса (юридические лица) и порядка 16 тысяч индивидуальных предпринимателей, поэтому организация бизнес-инкубаторов будет основным стержнем в становлении объектов малого бизнеса полноправными элементами экономической среды технологического парка и региона.
Функционирующая система технологических парков охватывает не только развитие рынка инноваций, но и защиту авторских прав, формирование условий для воплощения в жизнь инвестиционных проектов.
Дальнейшее развитие технопарков в Казахстане призвано решить задачи укрепления связей науки с производством, внедрения современных технологий, повышения производительности труда в промышленности и, как следствие, производства высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.