Триединая концепция организации
Наименова-ние признака | Подсистемы организации | ||
Экономическая | Социальная | Техническая | |
Основное содержание | Идея и механизмы зарабатывания денег | Люди, работающие в организации | Структура и техно-логия процессов |
Характеристика организации | Общественный инструмент | Общность людей | Организационная структура |
Цели | Как задания | Как ориентация | Как цели системы |
Иерархия | Централизация ответственности | Зависимость от руководителя | Власть вышестоящего руководителя |
Управление | Целевое управляющее воздействие | Самоорганизация работников | Организационный порядок |
Цели-задания должны были отражать внешнее назначение организации, представленное, как правило, в ее уставе различными видами деятельности (например, готовить кадры для организаций).
Цели-ориентации соответствовали общим интересам работников, которые могли быть реализованы через организацию (например, реализация потребности людей в уважении, любви, самореализации и др.). Цели-ориентации и цели-задания, соединяясь, дают равнодействующую, которая формирует цель организации.
Реализация целей системы удовлетворяла потребность структуры в равновесии, стабильности, целостности (точнее было бы сказать – цели по обеспечению системности организации, которая характеризуется, прежде всего, структурой, совокупностью связей между частями системы) и т.д.
Несмотря на то, что приведенный подход ограничивается рассмотрением только обозначенных целей организации и потому не позволяет сформировать закрытый (полный, исчерпывающий) перечень главных целей организации, в нем заложена важная мысль, хотя и не прозвучавшая в указанной работе А.И. Пригожина. Мысль о том, что система целей организации представляет собой «системный конфигуратор» – систему, состоящую из подсистем, представленных разными языками описания. Если попытаться представить себе графическую модель, то она должна представлять векторы, расположенные в трех пересекающихся плоскостях (см. рис. 1).
Таким образом, организацию можно представить и как общественный инструмент, и как человеческую общность, и как безликую структуру. В этом случае признаками организации выступают цели, иерархия и управление, проявление которых приведено в таблице 2.
Ц-О
Ц-С
R
Ц-З
Примечание: Ц-З – цели-задания; Ц-О – цели-ориентации;
Ц-С – цели системы; R – результирующий вектор целей.
Рис. 1. Графическая модель целей организации
Любая деятельность носит целенаправленный характер. Видов деятельности у организации, как правило, несколько, поэтому и целей может быть так же несколько.
Современная теория организаций рассматривает несколько моделей. Организация, представленная механической моделью, работает как единый механизм, но подобная модель не учитывает мотивацию людей, работающих в организации.
Общинная модель функционирования организации напротив – демонстрирует организацию как общность людей. Социотехническая модель как бы сочетает в себе общинную и техническую составляющие организации, что позволяет оперативно внедрять изменения в организации, поскольку, наряду с техническими изменениями, предусматриваются и учитываются изменения социальные.
Системная модель организации позволяет учесть все факторы, которые воздействуют на организацию, однако человек, в силу его несистемного поведения, вносит искажения и помехи в системную работу организации, что приходится учитывать в других моделях.
Политическая модель организации заключается в выработке и согласовании политик ее деятельности, достигаемых путем переговоров.
Таблица 2
Основные модели организации
Наименование | Основное содержание | Особенности |
Механическая | Глубокое разделение труда в области управ-ления | Работает как часы, но не учитывает мотивацию работников |
Общинная | Организация как община | Руководитель как отец, общий досуг, совместное решение общих проблем |
Социотехническая | Соединение технологических и соци-альных аспектов | Быстрое внедрение нововведений с учетом социальных изменений |
Системная | Организация как целое | Не учитывает несистем-ные факторы – поведение людей |
Политическая | Управление путем согла-сования политик | Переговоры и выработка согласованных действий |
Организация как дело | Имеет собственную логи-ку управления | Все процессы подчинены «делу» |
В зависимости от ситуации и в целях обеспечения удобства исследования организаций могут быть приняты те или иные модели. В отдельных случаях бывает полезным представить организацию как дело, которое имеет свою собственную логику и на которую «нанизываются» все исследуемые процессы.
В том случае, если исследуются стили управления в организациях, то полезно воспользоваться моделью, разработанной А.И. Пригожиным, основное содержание которой приведено в таблице 3.
Как видно из таблицы, проактивная позиция и стиль управления в организации позволяют приобретать определенные преимущества по сравнению с пассивным (неактивным) стилем и стилем управления, позволяющим только реагировать на изменения внешней среды, реактивным стилем.
Таблица 3