Триединая структура человека

Науки о человеке и мировые религии едины в представлениях о конструктивной организации человека, в которой выделяются 3 основных элемента – тело, душа и дух. В Православии одним из фундаментальных представлений является Святая троица – Бог отец, Бог сын и Дух святой. Всемирно известный ученый психиатр-психотерапевт З. Фрейд выделял в структуре личности 3 уровня - бессознательное, подсознательное и сознательное.

Современные науки о человеке пользуются понятиями био-психо-социальная или антропоцентрическая модель человека. То есть, триединство организации человека, не вызывает возражений и не требует доказательств, как очевидный факт.

Полностью с этим соглашаясь, при переходе от абстрактных понятий к практической жизни, это триединство можно сформулировать как суждение о том, что все жизненно важные потребности человека делятся на 3 уровня – телесно-душевно-духовные.

1. Биологические потребности (телесные) – предназначены для обеспечения организма пластическими и энергетическими ресурсами. Для этого нужны вода, еда, одежда, жилье, тепло, свет и др. Эти материальные запросы можно рассчитать по физиологическим и гигиеническим нормам. Они ограничены количеством белков, жиров, углеводов, витаминов, солей, воды и других компонентов пищи; объемом воздуха, количеством вещей, которые человеку нужны для полного удовлетворения всех запросов организма, продолжительностью жизни и т.д. Так, в России сосчитан прожиточный минимум для населения. Надо полагать, что государственные деятели, его определившие и утвердившие, смогут сами на него прожить.

В нашей России, обладающей 64% запасов природных ресурсов планеты,

мощным технологическим, культурным и интеллектуальным потенциалом, каждого человека можно обеспечить всем, что ему необходимо для достойной жизни. Это было бы самым лучшим способом достижения единства и согласия в обществе. В настоящее время разрушает нацию борьба за личную собственность людей, которые ее уже имеют в избыточных масштабах для пожизненного потребления по прожиточному максимуму.

2. Социальные потребности(для души)удовлетворяются в структуре общения, дружбы, любви, совместной деятельности. Для этого нужны семья, друзья, профессия, образование, работа, отдых, развлечения, профессиональный и социальный рост, признание и соблюдение гражданских прав, государство и власть и др. Масштаб этих потребностей также достаточно определенный. Большинству россиян нужна одна семья, одно высшее образование, одна профессия, одно место работы, один отпуск в году с отдыхом на курорте. Эти потребности тоже ограничены биологическими, интеллектуальными и социальными ресурсами человека. Россия обладает ресурсами для их удовлетворения всеми согражданами. В нашей стране есть над чем и где работать, есть где учиться, отдыхать и лечиться. Это все было до реформ, и это объединяло и укрепляло нацию. Сейчас для удовлетворения этих потребностей создаются финансовые препятствия людьми с рыночной психологией.

3. Духовные потребности – в смысле жизни, работы, любви, создания семьи и рождения детей. Человеку необходимо знать для чего он живет, продолжает род, работает, творит. Люди знают, что они биологически смертны, но они хотят, чтобы после них жили их дети и внуки, соотечественники, родная страна, культура, природа и т.д. Духовные потребности выходят за пределы индивидуальных и потребительских, и ограничивают их. В них реализуется объединение отдельных людей в нацию, обладающую единой культурой, историей, территорией, государством и другими атрибутами «своей» нации, а также в «прогрессивное человечество», мировое сообщество ...

Духовные потребности у всех людей похожи – у президентов и пенсионеров; у владельцев предприятий и безработных; у производителей алкоголя и деградированных «алкоголиков», у правозащитников и правонарушителей, у православных и мусульман и т.д. Для удовлетворения духовных потребностей, для жизни по разуму и по совести, для творчества и труда на благо других препятствий нет. На уровне духовных потребностей люди объединяются. Всем нужен мир, чистый воздух, знания, накопленные человечеством. Развитие духовности является самым цивилизованным и достойным человека способом гуманизации и гармонизации отношений между людьми и народами, гражданами и государством.

Эта «трехмерность» или триединство человека является его биологической, социальной и духовной нормой, конструкцией, признаваемой всеми мировыми религиями и науками. Принцип триединства объективный и универсальный, поэтому его нужно применять для оценок деятельности и бездеятельности человека, коллектива, государства, международного правительства... Все, что делается людьми и для людей – реформы, приватизация, монетизация - имеет эти 3 измерения.



Наши рекомендации