Полное освидетельствование и ремонт колесных пар
Полное освидетельствование колесных пар
Полное освидетельствование колесных пар проводят:
- при ремонте с заменой составных частей;
- при неясности клейм и знаков последнего полного освидетельствования;
- при наличии повреждений колесной пары после крушения, аварии, столкновения или схода ТПС с рельсов, а также любых видимых повреждений, выявленных при осмотре, кроме повреждений, которые могут быть устранены обточкой или шлифовкой (зачисткой).
При полном освидетельствовании колесной пары выполняют все работы, предусмотренные для обыкновенного освидетельствования, и дополнительно проводят:
- очистку колесной пары от краски (на литых необработанных поверхностях колесных центров допускается неполная очистка от краски, не мешающая визуальной проверке наличия трещин);
- проверку наличия и ясности установленных клейм и знаков на составных частях колесной пары;
- выявление дефектов колесной пары*;
- проверку соответствия размеров и параметров составных частей колесной пары требованиям ремонтных чертежей*;
- проверку плотности посадки призонных болтов зубчатых колес отстукиванием двухсотграммовым молотком по головке болта;
- проверку магнитным дефектоскопом призонных болтов зубчатых колес в случае их замены;
- УЗД закрытых частей оси (у колесных пар дизель-поездов – только подступичных частей оси);
- проверку магнитным дефектоскопом посадочной поверхности бандажа и прижимного бурта после его обжима;
- переформирование (выпрессовку оси) с проверкой неразрушающим контролем всех составных частей колесной пары электровоза с удлиненными ступицами колесных центров, если от даты формирования колесной пары или выпрессовки оси прошло более 8 лет;
- проверку на сдвиг колесных центров без удлиненных ступиц, если от формирования или выпрессовки оси прошло более 10 лет.
По результатам полного освидетельствования осуществляют замену забракованных составных частей и постановку клейм и знаков полного освидетельствования. Данные о колесной паре, результатах измерений и проведенном ремонте при полном освидетельствовании заносят в формуляр (технический паспорт) колесной пары и формуляр (технический паспорт) большого зубчатого колеса, а также:
Маркировка и клеймение колесных пар и их составных частей
4.1. При ремонте и полном освидетельствовании колесных пар применяются следующие знаки и клейма:
- клеймо в форме прямоугольника с закругленными углами, указывающее присвоенный условный номер ремонтному пункту.
- цифры и буквы для обозначения даты (месяца и две последние цифры года) и других данных (цифры и буквы должны быть высотой от 6 до 10 мм, согласно действующим стандартам, техническим условиям и чертежам);
- клеймо приемки («Серп и молот») или прямоугольник с номером и серпом и молотом;
- клеймо контрольного мастера службы технического контроля (требования к клейму службы технического контроля устанавливаются ремонтным пунктом, производящим ремонт;
- клеймо в форме круга с буквами, обозначающими метод формирования колесной пары: «Ф» прессовый, «ФТ» тепловой или «ТК», «ТЗ» комбинированный («ТК» - тепловой метод посадки колесных центров или колес, «ТЗ» - тепловой метод посадки зубчатых колес);
- клеймо в форме круга с буквой «Б», обозначающее балансировку колесной пары;
- клеймо в форме круга с буквами «ЛД», обозначающее перепрессовку левого, с буквами «ПД» - правого колесного центра или цельнокатаного колеса, с буквами «ЛЗД» - левого, с буквами «ПЗД» - правого зубчатого колеса;
- клеймо в форме круга с буквами «ЛДТ», обозначающее сборку после распрессовки тепловым методом левого, с буквами «ПДТ» – правого колесного центра или цельнокатаного колеса, с буквами «ЛЗДТ» левого, с буквами «ПЗДТ» - правого зубчатого колеса;
- клеймо в форме круга с буквами, обозначающими замену оси на вновь изготовленную и метод формирования колесной пары: «СОФ» – прессовый, «СОФТ» – тепловой или «СОТК», «СОТЗ» – комбинированный («СОТК» – тепловой метод посадки колесных центров или колес, «СОТЗ» – тепловой метод посадки зубчатых колес);
- клеймо в форме круга с буквами «СБ», обозначающее замену бандажей;
Составные части колесных пар с несоответствующими знаками клеймения и маркировки в ремонтное производство не допускаются.