Обязанности пассажира по договору перевозки багажа.
1. Уплатить установленную плату за провоз багажа.
Провозная плата уплачивается в момент принятия багажа к перевозке. В том случае, если пассажир сдает багаж заблаговременно, он обязан оплатить хранение багажа.
Багаж, прибывший в пункт назначения, хранится бесплатно в течение времени, установленного транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок (как правило, в течение суток, следующих за днем прибытия). За последующее время хранения взимается плата по тарифу.
При уклонении пассажира от уплаты провозной платы перевозчик имеет право:
• удерживать переданный ему багаж в обеспечение причитающихся ему платежей;
• требовать применения меры ответственности (уплата процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ).
2. Не искажать наименование багажа, а также сведения о его свойствах.
Права перевозчика и ответственность пассажира в случае неисполнения последним указанной обязанности определяются в транспортных уставах и кодексах.
3. Не отправлять в сданном для перевозки багаже предметы, перевозка которых в качестве багажа запрещена.
Некоторые вещи (например, взрывчатые, опасные, легковоспламеняющиеся и т.п. вещества) к перевозке багажом не принимаются. Перевозчик может потребовать вскрытия багажа и проверки его содержания. При обнаружении в багаже вещей, запрещенных к перевозке, перевозчик вправе требовать применения меры ответственности (уплата штрафа в установленном размере).
4. Принять багаж.
Багаж, не востребованный в сроки, определяемые транспортными уставами и кодексами, правилами перевозок (как правило, устанавливается срок в 30 дней), подлежит реализации в порядке, установленном гражданским законодательством.
Так, согласно ст. 91 УЖТ в случае отказа в письменной форме от багажа или непредставления пассажиром решения о судьбе багажа в течение четырех суток после его уведомления перевозчик вправе реализовать багаж.
5. Соблюдать установленные правила перевозки.
Права перевозчика и ответственность пассажира в случае несоблюдения пассажиром правил перевозки определяются в соответствующих правилах.
Ответственность по договорам перевозки грузов, пассажиров и багажа. Претензии и иски.
Перевозка груза.
Обязанность перевозчика по подаче транспортных средств (вагонов, контейнеров, морских или речных судов, автомашин и т.п.) к обусловленному сроку в место погрузки и предъявлению отправителем к тому же сроку груза к перевозке. Перевозчик за неподачу транспортных средств, а отправитель - за непредъявление груза или неиспользование транспортных средств по иным причинам несут взаимную имущественную ответственность (п. 1 ст. 794 ГК).
Ответственность перевозчика и отправителя за неподачу транспортных средств и непредъявление груза наступает независимо от реального причинения убытков, т.е. носит штрафной характер. Причиненные другой стороне убытки не подлежат возмещению, даже если превышают размер взысканного с неисправной стороны штрафа.
Меры ответственности могут быть применены и без вины обязанной стороны. Обстоятельства, обусловившие объективную невозможность исполнения соответствующей обязанности, освобождают от уплаты штрафа только в том случае, когда подпадают под установленные в законе, транспортных уставах и кодексах исчерпывающие ("замкнутые") перечни оснований освобождения от ответственности. Согласно ст. 794 ГК к таким основаниям относятся непреодолимая сила, иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения), военные действия, прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.
Размер подлежащего за неподачу транспортных средств или непредъявление груза штрафа исчисляется в процентах к провозной плате за непринятое количество груза или его непредъявленное .
В ст. 791 ГК установлена обязанность перевозчика подать отправителю исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Отправитель в силу ст. 793, 794 ГК обязан предъявить груз в состоянии, соответствующем правилам перевозки.
Нарушение этих требований приравнивается к неподаче транспортных средств или непредъявлению груза и влечет применение указанной штрафной ответственности. Отказ отправителя от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза, представляет собой только право отправителя, но не его обязанность (п. 1 ст. 791 ГК).
Ответственность за несохранность груза, допущенную из-за технической неисправности транспортного средства, должен нести перевозчик. Если несохранность груза произошла вследствие коммерческой непригодности вагона (контейнера), от погрузки в который отправитель не отказался, перевозчик может быть освобожден от ответственности. В этом случае отправитель подлежит освобождению от ответственности, если докажет вину перевозчика в несохранности груза.
Обязанности погрузки (выгрузки) груза распределяются между перевозчиком и грузовладельцем в соответствии с условиями договора, если иное не установлено транспортными уставами и кодексами и правилами перевозки груза на отдельных видах транспорта. Нарушение сроков погрузки-выгрузки (несоблюдение норм погрузоразгрузочных работ) дает основания перевозчику взыскать с отправителя или получателя штраф (ст. 99 УЖТ, ст. 120 КВВТ, п. 141 УАТ).
Необходимыми элементами перевозки груза служат оформление на погруженный груз надлежащих документов и их передача перевозчику.Так, помимо документов, служащих формой договора, перевозчику в зависимости от рода и вида перевозимого груза иногда должны быть представлены удостоверение о качестве груза, ветеринарное свидетельство, инструкции о физико-химических свойствах груза и мерах предосторожности при его перевалке и т.п. После принятия к перевозке груз хранится перевозчиком бесплатно.
Одна из основных обязанностей перевозчика заключается в обеспечении сохранности вверенного ему груза. Устанавливая ответственность за нарушение этой обязанности, ГК (ст. 796) прежде всего называет виды такой несохранности - утрата, недостача, повреждение (порча) груза.
Возможность ответственности возникает после принятия груза к перевозке и до его выдачи получателю. Следовательно, перевозчик отвечает за груз и тогда, когда он принят к перевозке, но не погружен в транспортное средство (в вагоны, думпкары, цистерны, трюмы или другие грузовые помещения морского или речного судна, кузов автомобиля, грузовые отсеки самолета), а находится на складах, в пакгаузах, хранилищах перевозчика.
Перевозчик несет ответственность, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Эта формулировка означает, что ответственность перевозчика основана на принципе вины.
В ст. 796 ГК закреплен определенный подход к распределению между перевозчиком и грузовладельцем обязанностей по доказыванию по спорам о несохранности груза. ГК указывает, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В ГК сохранен принцип ограниченной ответственности перевозчика за ущерб, вызванный несохранностью груза. Ограничение ответственности выражается в том, что ущерб не возмещается перевозчиком в полном размере понесенных грузовладельцем убытков (ст. 15 ГК).
ГК сохранил для отправителя или получателя груза обязательность предъявления к перевозчику претензии до предъявления к нему иска, вытекающего из перевозки груза. Под претензией понимается письменное обращение к перевозчику с требованием о возмещении ущерба, вызванного несохранностью груза, об уплате штрафа в связи с неподачей транспортных средств и т.п. Порядок предъявления претензии по-прежнему регулируется правилами транспортных уставов и кодексов (п. 1 ст. 797 ГК).
Что же касается сроков предъявления претензии к перевозчику, то такие сроки в ГК не установлены. Более того, срок предъявления претензии выходит за пределы понятия порядка предъявления претензии (п. 1 ст. 797 ГК). Поэтому следует признать, что ГК не дает транспортным уставам и кодексам права установления подобных сроков. Следовательно, соответствующие правила в ныне действующих транспортных уставах и кодексах о сроках предъявления претензии к перевозчику (ст. 123 УЖТ - шесть месяцев; п. 163 УАТ - шесть месяцев; претензии об уплате штрафов и пеней - ст. 123 УЖТ - 45 дней, ст. 126 ВК - шесть месяцев) не отвечают ГК и потому не имеют юридической силы. Таким образом, претензия может быть предъявлена в пределах годичного срока исковой давности (ст. 406 КТМ).
Право на предъявление иска к перевозчику возникает только при полном или частичном отказе удовлетворить претензию или неполучении от перевозчика ответа в тридцатидневный срок. ГК установил новый срок исковой давности в один год по всем требованиям, вытекающим из перевозки груза. Течение годичного срока начинается с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (п. 3 ст. 797 ГК). Он понимается как момент полного или частичного отклонения претензии перевозчиком или окончания тридцатидневного срока, в течение которого перевозчиком не дан ответ на претензию.
В отличие от требований к перевозчику, вытекающих из перевозки груза, по искам перевозчика к грузовладельцам обязательный претензионный порядок не установлен. Следовательно, с иском такого рода перевозчик вправе обратиться непосредственно в суд или арбитражный суд. На иски перевозчика к грузовладельцам, вытекающие из перевозки груза, распространяется годичный срок исковой давности, установленный в п. 3 ст. 797 ГК.
10. От договора перевозки груза (ст. 785 ГК) принципиально отличается договор об организации перевозок (ст. 798 ГК). Последний может быть заключен перевозчиком и грузовладельцем при наличии между ними устойчивых связей, обусловленных систематическими перевозками грузов в течение более или менее длительного периода.
Перевозка пассажиров и багажа. В основе ответственности перевозчика за несохранность багажа лежат те же правила, на которых построена ответственность за несохранность груза и о которых говорилось ранее (ст. 796 ГК). Это относится к общему принципу ответственности за несохранность багажа (принцип вины), к установлению презумпции виновности перевозчика и недопустимости каких-либо изъятий из правила о возложении обязанности доказывания отсутствия вины на перевозчика, ограничению размеров возмещения ущерба, возврату провозной платы за багаж в случае его несохранности и, наконец, доказательственной силы документов и несохранности багажа.
В отличие от претензий и исков, вытекающих из перевозки груза, в отношении претензий и исков по перевозкам пассажиров и багажа сохранили силу прежние правила транспортных уставов и кодексов. Претензии к перевозчику об уплате штрафа и пени могут быть предъявлены в течение 45 дней, в остальных случаях - в течение 6 месяцев (ст. 123 УЖТ, п. 163 УАТ).
Претензии по перевозке пассажира и багажа по внутренним водным путям могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, при внутренних воздушных перевозках - в течение 6 месяцев, при международных воздушных перевозках в случае повреждения (порчи) багажа - в течение от 7 до 14 дней, просрочки доставки багажа - в течение 21 дня, утраты багажа - в течение 18 месяцев (ст. 126, 127 ВК). Перевозчик обязан в течение трех месяцев, а по претензиям об уплате штрафа - в течение 45 дней уведомить пассажира о результатах рассмотрения претензии. В случае отклонения претензии или неполучения на нее ответа пассажир вправе обратиться в суд. Срок исковой давности по искам пассажира к перевозчику - два месяца, по искам перевозчика к пассажиру - шесть месяцев.
Отношения, вытекающие из причинения перевозчиком вреда жизни или здоровью пассажира, не регулируются правилами о договоре пассажирской перевозки, а в силу ст. 800 ГК подчиняются нормам гл. 59 ГК. Это означает, что, хотя перевозчика и пассажира связывают договорные отношения, ответственность за вред его жизни и здоровью определяется правилами о внедоговорной (деликтной) ответственности.
Использование транспортных средств представляет собой деятельность, связанную с повышенной опасностью для окружающих (ст. 1079 ГК). Поэтому причинитель вреда несет ответственность даже при отсутствии его вины. Он освобождается от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Однако законом или договором может быть предусмотрена повышенная (по сравнению с нормами гл. 59 ГК) ответственность перевозчика. В этом случае применяются положения о такой повышенной ответственности.
В настоящее время все действующие транспортные уставы и кодексы предусматривают ответственность владельца транспортного средства, соответствующую гражданскому законодательству РФ. Иная ответственность может вытекать только из международных договоров (транспортных конвенций) РФ.
Договор займа.
Договор займа - это соглашение, в силу которого одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (ст. 807 ГК РФ).
Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей в собственность заемщика. Переход предмета займа в собственность другой стороны является особенностью именно договора займа и отличает его от схожих соглашений (аренды, ссуды, кредита).
Форма договора займа подчиняется общим для сделок требованиям. В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.
Договор займа возлагает обязанность только на заемщика, оставляя за займодавцем право требования. Заемщик вправе оспаривать договор займа по его безденежности, доказывая, что деньги или другие вещи в действительности не получены им от займодавца или получены в меньшем количестве, чем указано в договоре. Договор заключается на определенный срок или без указания на него.
По своей юридической природе договор займа является: реальным; возмездным (может быть безвозмездным); односторонним.
Договор займа может быть заключен как на определенный срок, так и без указания срока. Если договором срок возврата не предусмотрен, сумма займа должна быть возвращена в течение тридцати дней со дня предъявления займодавцем соответствующего требования.
При просрочке заемщиком возврата суммы займа на него ложится дополнительная обязанность уплатить проценты в соответствии со ст. 395 ГК РФ. Причем исполнение этой обязанности не освобождает заемщика от уплаты основных договорных или законных процентов за предоставленный заем.
Лицо, передающее деньги или вещи в заем, именуется займодавцем, а лицо, принимающее это имущество - заемщиком. Сторонами в договоре займа, по общему правилу, могут быть любые субъекты гражданских правоотношений.
Предметом договора займа являются наличные деньги или вещи, определяемые родовыми признаками (зерно, нефтепродукты и т.д.). По общему правилу, договор займа является возмездным: заемщик обязан выплатить проценты на сумму займа. Размер процентов определяется договором, а при отсутствии соглашения об этом - в размере, определяемом в соответствии с законом (ст. 809 ГК РФ). Безвозмездность (беспроцентность) займа предполагается в случаях, когда:
- договор заключен между гражданами на сумму, не превышающую пятидесятикратного установленного законом минимального размера оплаты труда, и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон;
- по договору заемщику передаются не деньги, а другие вещи, определенные родовыми признаками.
Впрочем, и в этих случаях стороны вправе предусмотреть вознаграждение.
Односторонне обязывающий характер договора займа определяет и содержание обязанностей лишь заемщика: он обязан возвратить полученное по договору и выплатить проценты, если заем возмездный.
Заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в предусмотренные договором срок и порядке. Сумма беспроцентного займа может быть возвращена заемщиком в любое досрочное время. В возмездном договоре - с согласия займодавца.
Виды договора займа
Целевой заем предусматривает в качестве существенного условие об использовании заемщиком полученных средств на определенные договором цели. Целевое использование займа обеспечивается:
- обязанностью заемщика обеспечить возможность контроля займодавцем за целевым использованием суммы займа;
- правом займодавца потребовать от заемщика досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов, если заем используется не по целевому назначению или заемщик препятствует осуществлению займодавцем контроля.
Договор займа может быть оформлен выдачей векселя, удостоверяющего ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы. С момента выдачи векселя правила о договоре займа могут применяться к этим отношениям постольку, поскольку они не противоречат закону о переводном и простом векселе.
В случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций.
По договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем - гражданин или юридическое лицо. Из закона вытекают следующие особенности данного договора займа:
- государственные займы являются добровольными;
- договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг;
- изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается;
- правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием.